Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7. Социальная структура общества и стратификация




Лекция 6. Социальные институты.

 

Особый тип социальных систем складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи называют институциональными, а основанные на них социальные системы – социальными институтами. Социальный институт – организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Дж. Ленски выделил шесть основных потребностей общества:

потребность в коммуникации между членами общества, которая обеспечивается единым литературным языком;

потребность в производстве товаров и услуг;

потребность в распределении товаров и услуг;

потребность в защите членов общества от физических, биологических опасностей (стихийные бедствия, болезни), а также от других людей (войны);

потребность в поддержании и численности населения и воспроизводстве новых членов вместо выбывающих из социальной жизни;

потребность в контроле за поведением и деятельностью членов общества (урегулирование конфликтов, создание благоприятных условий для общественно полезной деятельности).

Каждый социальный институт характеризуется наличием: цели своей деятельности; конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели; набором социальных статусов и ролей, типичных для данного института.

В социологии обычно выделяют:

Экономические институты, служащие для обеспечения жизнедеятельности индивида и общества, производства и распределения товаров и услуг.

Политические институты, регулирующие осуществление власти и доступ к ней, а также, устанавливающие согласие между индивидами, социальными группами и коллективами.

Институты стратификации, определяющие распределение позиций (мест, которые индивиды могут занимать в обществе) и ресурсов.

Институты культуры, связанные с религиозной, образовательной, научной и художественной деятельностью, обеспечивающие сохранение духовных ценностей, социализацию подрастающих поколений и подготовку специалистов.

Институт семьи и брака, обеспечивающий воспроизводство членов общества.

Социальный институт характеризуется следующими чертами:

Он существует как набор социальных норм и предписаний, которые определяют правильные (требуемые обществом) типы поведения.

Он тесно связан с идеологией и ценностной системой общества.

Институциональные типы действий контролируются со стороны общества, а сам институт контролирует поведение индивидов.

Социальный институт обладает необходимыми материальными средствами и ресурсами, благодаря которым нормы и предписания, лежащие в основе института успешно выполняются.

Каждый социальный институт имеет:

Более или менее четко сформулированные цели своей деятельности;

Набор социальных статусов и ролей, предписываемых индивидам;

Систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов;

Конкретные частные функции, направленные на удовлетворение потребностей;

Функцию обеспечения согласованности между действующими индивидами.

У социального института можно выделить содержательную и формальную стороны. С содержательной стороны социальный институт является системой стандартов поведения носителей тех или иных социальных статусов. С формальной стороны социальный институт может быть рассмотрен как совокупность лиц, обладающих материальными средствами для осуществления конкретной социальной функции.

Процесс образования институтов – институционализация – подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань моде, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается.

Любой социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами. Каждый социальный институт обладает определенным набором институциональных признаков: установки и образцы поведения; символические культурные признаки; утилитарные культурные черты; кодексы поведения (устные и письменные); идеология – система идей, которая санкционирована совокупностью норм. Кроме того, социальные институты имеют явные функции, которые легко распознаются, и латентные функции, которые осуществляются непреднамеренно и считаются побочным продуктом, однако имеют большое значение для процесса формирования социальной структуры общества.

 

 

Общество – это социальная система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Их отношения характеризуются социальной упорядоченностью. Упорядоченность – переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах – называют социальной структурой. Элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статусы) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединения этих индивидов – социальные общности, группы, институты.

В отечественной социологической науке принято рассматривать понятие «социальная структура общества» в двух смыслах. В узком смысле социальная структура представляет собой совокупность классов, социальных общностей, групп и слоев населения, а также связи и отношения между ними, обусловленные разделением труда. В широком смысле социальная структура – это строение общества в целом, система связей между всеми его элементами (подструктурами). Таких элементов шесть:

социально-классовый (классы, социальные группы, слои);

социально-этнический (этнические группы, народности, нации);

социально-демографический (дети, молодежь, учащиеся, студенты, женщины, мужчины, пенсионеры и т.д.);

социально-профессиональный (работники умственного и физического труда, различных профессий и уровней квалификации, трудовые коллективы);

социально-территориальный (формы поселений – город, деревня, структурно-территориальные единицы – район, регион, округ);

семейно-бытовой (семья, формы быта, досуг).

Любое общество всегда структурировано по многим основаниям. Структурирование, то есть принадлежность людей к тем или иным группам может порождать социальное неравенство. Даже естественные генетические или физические различия между людьми могут стать основой для формирования социального неравенства. Но главное в обществе – те различия, которые порождают социальное неравенство людей – разделение труда, уклад жизни, социальные роли, которые выполняют отдельные индивиды или социальные группы. Социальные различия между людьми определяют социальную структуру, выступают основой стратификации общества

Самая крупная единица в социальном структурировании общества – класс. Слово «класс» пришло из древнего Рима, где его использовали для деления населения на отдельные группы в целях налогообложения. На верхней ступени были ассидии – богатейшие римляне, на низшей – пролетарии. Платон в древней Греции видел два класса – богатые и бедные. Аристотель делил общество на жадный высший класс, низший – класс рабов и достопочтенный средний класс, которому можно доверить заботу о всеобщем благе, поскольку он умеренно обладал добродетелями и пороками.

Научная концепция класса появилась в ХIХ в., автором которой является К. Маркс. Он разделял современное ему общество на два основных класса, в первую очередь, по отношению к частной собственности. В социологии имеются различные определения этого понятия, но остановимся на одном из них. Классы – это большие группы людей, различающиеся по их месту в системе производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают (В.И. Ульянов- Ленин).

Социальная структура общества всегда подвижна. Исчезают одни классы и социальные группы, появляются новые, а иногда, как это происходит в современной России – классы и социальные группы возрождаются. Например, крестьяне-единоличники, предприниматели, банкиры и капиталисты.

Социальная структура советского общества представлялась партийными идеологами от КПСС вплоть до 1985 года как союз двух дружественных классов – рабочих и крестьян и трудовой народной интеллигенции. (И, вообще, мы не сеем, не пашем, не строим, мы гордимся общественным строем!). Формально каждая из этих групп обладала необходимыми для социального структурирования признаками. Но это слишком плоская фотография, и она не давала ответа на многие вопросы. Например, куда по этой классификации следовало относить партийную и хозяйственную номенклатуру, которая согласно ленинского определения обладала всеми необходимыми классообразующими признаками. Скорее всего, она являлась не просто самостоятельным классом, а в силу ее возможностей в распоряжении собственностью, доле общественного богатства, роли в организации труда – главным, основным классом общества.

В обществе всегда имеется класс, который выполняет функции ведущего. В условиях научно-технической и информационной революции, наметившегося перехода к постиндустриальному обществу таковыми становятся те социальные группы, в которых накапливается потенциал для качественного прорыва в развитии общества. К ним относятся инженерная интеллигенция, носители высокотехнологического, наукоемкого производства, создатели программных продуктов, управляющие, высококвалифицированные рабочие. Сюда же примыкают представители гуманитарной интеллигенции, которые обеспечивают вложения в человека, его индивидуальное развитие - ученые, учителя, работники высшей школы и т.п. Именно эти социальные группы, возможно, создают основу нового среднего класса нашего общества, обеспечивая его прогресс, стабильность, и являются по-настоящему ведущим классом.

Наряду с горизонтальной расшифровкой социальной структуры, можно осуществить и вертикальную, по уровню образованности, профессиональной квалификации. Например, среди рабочих выделить группы низкой, средней и высокой квалификации. Соотношение примерно 25: 50: 25.

Сложнее осуществить вертикальную расшифровку интеллигенции. Традиционно к ней относятся люди, занятые профессионально умственным трудом, требующим специальной подготовки. В социологии эту группу часто делят на собственно интеллигенцию и служащих. К интеллигенции причисляют работников, профессионально занятых квалифицированным умственным, как правило, творческим трудом, требующим высшего и среднего специального образования, хотя это могут быть и практики. К служащим - неспециалистам - относятся работники умственного труда, где не требуется обязательно научное образование, хотя оно и может быть; рядовой милиционер, кассир, секретарь, учетчик и т.д. Не следует относить к интеллигенции и всех людей, которые закончили вузы. Среди рабочих до 10 процентов имеют высшее и среднее специальное образование. Определяющим при отношении к интеллигенции и служащим является характер труда. В отечественной социологии попробовали найти выход, введя понятие рабочий-интеллигент. Эта группа рабочих, занятых квалифицированным трудом, где требуется хорошая профессиональная подготовка, специальное образование. Например, рабочие-испытатели, операторы сложных станков и установок и т.п.

Можно определенно говорить, что с развитием общества его социальная структура все более усложняется, и отдельные группы людей находятся как бы на стыках разных классов и социальных групп.Специфика российской действительности заключается в том, что в условиях переходного состояния общества групп, находящихся на стыках различных социальных классов, появляется все больше. Сама социальная структура становится аморфной, идет интенсивный процесс люмпенизации части населения.

Российское общество отличается еще и тем, что в его формировании большую роль занимают идеолого-политические факторы. Не секрет, что радикальные демократы проводили политику быстрого перераспределения собственности и создания новых социальных групп, обеспечивающих им политическую поддержку. Для обозначения этих новых для России социальных групп используется такое выражение, как «новые» русские. В совокупности это неоднородная социальная группа, имеющая свою внутреннюю дифференциацию.

В настоящее время в России формируются два основных класса: собственники и наемные работники. Разумеется, каждый из этих классов имеет свою внутреннюю дифференциацию. Нарождающийся класс собственников, использующий наемный труд, скорее всего, можно разделить на крупных собственников, средних и мелких. Если рассматривать работников наемного труда, то их дифференциацию можно провести в зависимости от формы собственности, с которой связан их труд: занятые на предприятиях с государственной формой собственности, смешанной и частной.

Третья достаточно крупная социальная группа - лица не наемного труда, которые составляют до 10 процентов занятых в народном хозяйстве. Это фермеры, владельцы и совладельцы частных предприятий, работающие на индивидуальной основе. Указанная социальная группа достаточно быстро увеличивается.

Западная социология традиционно рассматривает социальную структуру общества с точки зрения теории стратификации (страты – слои). Основоположником теории стратификации является Макс Вебер. В отличие от К. Маркса он считал, что общественное положение не всегда сводится лишь к владению собственностью. Могут быть люди, например, обедневшие аристократы, генералы, которые, не имея большой собственности, обладают большим политическим весом. Или, например, крупные промышленники в Германии, имея громадное состояние, не имели достойного социального статуса только потому, что не были немцами по национальности. М. Вебер считал, что необходимо определять стратификацию по трем параметрам: собственность, престиж, власть. (Другие социологи дополняют такие параметры как род занятий, образование и др.).

М. Вебер не придавал особого значения владению собственностью. Человек или социальная группа, не располагая значительной собственностью, может иметь большой престиж и власть. Например, менеджер высокого класса на предприятии.Престиж тоже в решающей мере определяет положение человека в социальной структуре. К примеру, престиж спортсмена, актера, модели можно обменивать на экономическую выгоду. Политическая власть также относительно независима от собственности.

В реальном обществе возможны различные варианты. Человек может быть богатым, но не иметь необходимого статуса, образования, политического влияния. Такое положение в западной социологии обозначают термином «статус несовместимости». Например, профессора университетов стремятся, чтобы их оценивали с точки зрения их образованности, научных достижений. Но многие люди вне университетов игнорируют их претензии и оценивают их статус как весьма низкий, так как им не хватает политического влияния, власти и материального богатства.

Таким образом, стратификация – может быть определена как структурирование неравенства между различными группами людей. Социальная стратификация – это социологическое понятие, обозначающее структуру общества и отдельных его слоев – стратов, систему признаков социального расслоения посредством социальной мобильности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.