Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие социального конфликта. Функции конфликта




Литература

Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник / под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2007.- Гл. 3.

Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. М., Интерпракс, 1995. – Гл. 10.

Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. – М., 2003. – Гл. 2, 4, 5.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М., 1996. – Тема 7.

Смелзер Н. Социология. М., 1994.

Фролов С.С. Социология: учебник. – М.: Гардарики, 2006. – Гл. 4, 5.

Тестовые задания по теме «Личность в системе общественных отношений»

1. Личность – это:

1. каждый отдельный индивид

2. выдающийся человек

3. социальная модификация человека

4. все выше перечисленное

 

2. С точки зрения какой концепции стержнем личности является самосознание?

1. концепции «зеркального Я»

2. ролевой концепции

3. психоаналитической концепции

4. марксистской теории

 

3. Статус, для достижения которого необходимо затратить определенные усилия:

1. достигаемый

2. профессиональный

3. аскриптивный

4. экономический

 

4. Социальная роль – это:

1. понимание индивидом своего места среди окружающих людей

2. отношение, выказываемое нами к окружающим нас людям

3. характер поведения, ожидаемый от обладателя того или иного социального статуса

4. положение, занимаемое человеком в своей социальной группе и признаваемое окружающими как должное

 

5. Понятие, обозначающее процесс, в ходе которого индивид изучает и воспринимает как обязательные социальные ценности и нормы, переводя их на «внутренний» уровень:

1. конформность

2. интериоризация

3. ресоциализация

4. институционализация

 

 

Тема 5. Социальный конфликт

 

Вопросы:

1. Понятие социального конфликта. Функции конфликта.

2. Виды конфликтов.

3. Последствия конфликтов.

 

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода.

Социальные конфликты – активно развивающаяся область знания. Ее истоки восходят к работам К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма. В настоящее время взгляды на природу и формы конфликтов настолько многообразны, что возникли целые школы и направления, в частности, конфликтология.

Конфликт – это специфический вид социального взаимодействия, характеризующийся противостоянием или противоборством как минимум двух сторон по поводу распределения ценностей, ресурсов или власти.

Конфликтное взаимодействие возникает тогда, когда одна сторона стремится к реализации собственных интересов в ущерб интересам другой стороны, стремящейся к сохранению своего положения.

В изучении конфликтов можно выделить два основных направления:

1. Концепции Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, где преимущественное внимание уделяется проблеме стабильности и устойчивости (функционализм).

По мнению Парсонса, каждое общество – относительно устойчивая, стабильная структура; каждый элемент общества имеет определенную функцию; функционирование социальной структуры основывается на согласии членов общества, обеспечивающем стабильность и интеграцию.

2. Теории К. Маркса, М. Вебера, Р. Дарендорфа, где проблематика конфликта занимает доминирующее место при объяснении социальных процессов и изменений.

Дарендорф полагает, что каждое общество изменяется, социальные изменения вездесущи, каждое общество пронизано конфликтом, который вносит свой вклад в изменения, конфликтом необходимо уметь управлять.

Значительный вклад в развитие теории конфликта внес американский социолог Л. Козер. Конфликт определяется им как «напряжение между тем, что есть, и тем, что должно быть в соответствии с чувствами определенной группы или индивидов». Источником социального конфликта Козер считает сомнение неимущих групп в законности распределения дефицитных ресурсов.

 

Причины социальных конфликтов.

1. Ограниченность ресурсов, которые нужно делить. Недостаток ресурсов, отсутствие властных полномочий, низкие статусные позиции препятствуют удовлетворению потребностей. Складывающаяся ситуация воспринимается сторонами как значимая и вызывает раздражение по отношению к субъектам, препятствующим осуществлению целей.

2. Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон жизни.

3. Существование различных форм экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительным различием в распределении ценностей (доходов, знаний, информации, элементов культуры) между индивидами или группами. Конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается одной из социальных групп как весьма значительная и приводит к блокаде важных социальных потребностей этой группы.

4. Отношения между элементами социальной структуры. Конфликты появляются в результате того, что структурные элементы занимают различное место в обществе.

5. Различия в манере поведения и жизненном опыте.

6. Плохие коммуникации. Плохая передача информации является причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая индивидам или группе понять ситуацию или точки зрения других.

7. Угроза безопасности или целостности субъекта. Состояние страха за дальнейшее существование может подтолкнуть определенную сторону к решительным действиям и борьбе за самосохранение.

Главную роль в возникновении конфликтов играет так называемые конфликтогены – слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта.

Субъекты конфликтных отношений.

Не следует отождествлять участников и субъектов социальных конфликтов.

Участником конфликта может быть любой человек, организация или группа лиц, которые принимают участие в конфликте, но не отдают себе отчета в его целях. Участником может быть стороннее лицо, случайно оказавшееся в зоне конфликта и не имеющее своего интереса.

Субъектом же социального конфликта является отдельный человек или социальная группа, способная создавать конфликтную ситуацию, то есть прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других.

Р. Дарендорф к субъектам конфликтов относит три вида социальных групп:

1) первичные группы – непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей;

2) вторичные группы – те, кто стремятся быть не замешанными непосредственно в конфликте, но вносят вклад в его разжигание;

3) третьи группы – силы, заинтересованные в разрешении конфликта.

Объект конфликта – это тот ресурс, на который распространяются интересы сторон.

Стадии протекания конфликта.

1. На пути перерастания противоречия в конфликт складывается своеобразное состояние, которое можно назвать предконфликтной ситуацией. Предконфликтное состояние весьма неустойчиво: незначительное, даже случайное событие может вызвать необратимые процессы, прямо ведущие к открытому конфликту. В предконфликтной стадии субъекты, прежде чем решиться на открытые действия, оценивают свои возможности, предпринимают шаги для сплочения сил, поиска сторонников, формируют свою стратегию действия.

2. Инцидент.

На данном этапе происходит событие, которое переводит конфликт в стадию активных действий, то есть стороны решают вступить в открытую борьбу.

3. Активные действия сторон.

Конфликт требует большого количества энергии, поэтому он быстро достигает максимума конфликтных действий, а затем идет на убыль.

4. Завершение конфликта.

На этом этапе конфликт завершается, что, однако, не означает, что притязания сторон удовлетворены. В действительности может существовать несколько исходов конфликта.

Функции конфликта.

Большинство социологов сходятся во мнении, что конфликты в обществе выполняют важную и плодотворную функцию.

1. Способствуют изменению в социальной структуре, а значит, и общественному развитию в целом.

2. Способствуют установлению четких границ для каждой конкретной группы.

3. Обеспечивают интеграцию групп.

4. Чем острее конфликт, тем сильнее подавление разногласий и отклонений в конфликтующих группах.

5. Способствуют восстановлению и созданию новых норм.

6. Стимулирует создание новых форм социального контроля.

7. Конфликты, возникающие достаточно часто снижают вероятность острых разногласий по поводу наиболее существенных ценностей, следовательно, функции этих конфликтов будут направлены на поддержание равновесия системы.

8. Способствуют созданию новых социальных институтов.

9. Способствуют разрядке психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон.

10. Коммуникативно-связующая функция. Через эту функцию участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливающиеся друг к другу.

Но социальный конфликт может носить негативный, разрушительный характер, дестабилизировать отношения в социальных системах, разрушать социальные общности. Например, забастовки, национальные конфликты.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.