Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетное устройство унитарного государства




ВВЕДЕНИЕ

Выводы

III. Эмиссионный метод.

1. Самый примитивный путь удовлетворения чрезмерно возросших потребностей государства в финансовых ресурсах и является инфляционным способом решения проблем, связанных с денежной эмиссией.

2. Используется в тех странах, где на Центральный банк смотрят как на "вспомогательное учреждение" Министерства финансов.

3. Такой непопулярный способ покрытия бюджетного дефицита встречается все реже и реже, поскольку последствия могут привести к обвалу экономики.

 

1. При выборе вариантов покрытия бюджетного дефицита необходимо из всех "зол", связанных с пополнением бюджета денежными средствами, выбирать наименьшее.

2. Дефицит бюджета входит в число важнейших макроэкономических показателей, характеризующих устойчивость экономической системы.

 

II. ВОПРОС: Финансирование и последствия бюджетного дефицита

Последствия бюджетных дефицитов зависят от проводимой государством бюджетной политики, выбора тех методов финансирования, которые государство использует для покрытия дефицитов бюджетов, от стратегии финансовой политики.

 

Последствия бюджетных дефицитов:

- рост государственного долга (внутреннего и внешнего) и расходов по его обслуживанию;

- введение новых налогов и повышение ставок по ранее введенным налогам;

- стимулирование инфляции;

- рост ссудного процента, под который государство проводит заимствования на рынке ссудных капиталов;

- поглощение бюджетным дефицитом инвестиционного капитала, что ведет к снижению темпов экономического роста, увеличению безработицы;

- страна превращается в крупного мирового должника;

- ухудшается финансовое положение корпоративного и личного сектора экономики, снижаются возможности экспорта продукции.

 

Чаще всего государство прибегает к применению займового метода, что приводит к возникновению государственного долга.

Государственный долг - сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам, что позволяет различать внешний и внутренний государственный долг.

Внутренний государственный долг - внутренняя задолженность государства предприятиям и населению, образовавшаяся в связи с привлечением средств для погашения или уменьшения дефицита бюджета.

Происходит путем выпуска в обращение государственных облигаций и других ценных бумаг (облигационный путь), привлечения вкладов населения в сбербанки страны (необлигационный путь).

Внешний долг - денежные обязательства страны, подлежащие возврату внешним кредиторам на определенную дату.

Негативные последствия внешнего долга:

- если платежи составляют значительную часть расходов бюджета, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств.

- обычно правительства стран должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, что в свою очередь ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам.

Источниками финансирования дефицита бюджета в РФ являются:

Внутренние источники:

- кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;

- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

 

Внешние источники:

- гос.займы в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

- кредиты правительства иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленных в иностранной валюте.

 

Бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы. В этих целях соответствующие представительные органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета –происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 155 и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.

ЛЕКЦИЯ № 11: Бюджетное устройство и бюджетное право

Учебные вопросы:

1. Сущность и значение бюджетного устройства

2. Бюджетное право и бюджетный федерализм

 

 

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов Франции) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.

Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направления на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.

I. ВОПРОС: Сущность и значение бюджетного устройства

Бюджетное устройство основано на юридических нормах, определяющих компетенцию органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов разных уровней, распределению доходов и расходов между отдельными уровнями и видами бюджетов, а также платежи в бюджетную систему и расходование средств из нее.

Бюджетное устройство – организация и принципы построения бюджетной системы страны, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями.

В основе сущности бюджетного устройства лежат два основных понятия:

Бюджетная система - совокупность всех видов бюджетов страны (всех звеньев), основанных на экономических отношениях и юридических нормах, а также административно-территориальном делении государства.

Бюджетное право – право представительных (законодательных) и исполнительных органов власти по составлению, рассмотрения, утверждению и контролю за исполнением бюджета.

Бюджетное устройство находится в зависимости от государственного устройства, т.е. федеративного или унитарного государства.

1. В унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит из двух звеньев:

а) Государственного бюджета.

б) Бюджетов органов местного самоуправления (местных бюджетов).

2. Главную роль играет государственный бюджет, с помощью которого центральные власти аккумулируют основную часть национального дохода.

3. В современных условиях значение государственного бюджета в унитарных государствах (Франция, Япония) возрастает в связи с широким его использованием для:

- государственного регулирования экономики;

- воздействия на различные стороны процесса воспроизводства капитала;

- регулирования социальных процессов.

4. За государственным бюджетом закреплены важнейшие доходы (подоходный налог, налог с корпораций, косвенные налоги, поступления от государственных предприятий) и основные расходы, связанные с осуществлением государством своих функций.

5. Местные бюджеты служат для обеспечения финансовыми ресурсами местных органов самоуправления, которые являются составной частью государственного аппарата.

6. Каждая административно-территориальная единица имеет свой бюджет. Бюджеты обособлены и функционируют автономно.

7. Однако в действительности имеет место большая зависимость местных властей от центрального правительства через бюджет:

- местные бюджеты выступают проводниками экономической и социальной политики центрального правительства, как вспомогательное звено в финансовой системе государства;

- местные бюджеты используются для реализации задач, которые центральные власти перекладывают на органы местного самоуправления в целях большего маневрирования

Освобождение центра от второстепенных проблем, вовлечения местных органов в решение общенациональных задач (например, по воспроизводству рабочей силы, повышению ее общеобразовательного уровня под влиянием НТП и других).

8. Доходы местных бюджетов:

- местные налоги (поимущественный, промысловый, поземельный, различные сборы, некоторые виды косвенных налогов, надбавки к государственным налогам);

- поступления от муниципальной собственности;

- субсидии из государственного бюджета;

- местные займы, используемые для покрытия бюджетных дефицитов.

9. Расходы местных бюджетов. Помимо затрат, связанных с административной деятельностью местных властей и управлением местным хозяйством, на местные бюджеты возложена часть расходов на просвещение и здравоохранение.

10. Бюджет центрального правительства унитарного государства по своему составу является самым мощным денежным фондом государства, аккумулирует около 60 % доходов и расходов.

11. В то же время в современных условиях значение местных бюджетов непрерывно растет в связи с повышением роли местных финансов в проведении региональной политики государства.

 

Бюджетное устройство федеративного государства:

1. В федеральных (союзных) государствах (США, ФРГ, Канада) имеется три звена бюджетной системы:

- государственный (федеральный) бюджет;

- бюджеты членов федерации;

- местные бюджеты.

Бюджетная система США, имеет федеральный бюджет, бюджеты пятидесяти штатов и более 82 тысяч бюджетов местных административных подразделений (округов, муниципалитетов, городов, школьных и специальных округов).

В Германии бюджетная система состоит из федерального бюджета, бюджетов пятнадцати земель и бюджетов общин. В Канаде - вторым звеном являются бюджеты провинции.

В условиях современной рыночной экономики, когда тенденция централизации власти и управления становится доминирующей, роль членов федерации в формировании национальной политики, решении общегосударственных задач значительно уменьшается (за исключением региональной политики). Это находит свое отражение в бюджете членов федерации, которые по возлагаемым на них задачам, составу доходов и расходов приближаются к местным бюджетам.

 

2. При федеральном бюджетном устройстве, как и при унитарном, каждое звено функционирует самостоятельно.

3. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты членов федерации, а последние - в федеральный бюджет.

4. Ведущая роль принадлежит федеральному бюджету, который является финансовой основой федерального правительства. В США на его долю приходится около 60 % всех средств (самая большая доля), проходящих через бюджетную систему, в других странах 40-50 %, в Германии - 40 %.

5. Распределение и закрепление функций, доходов и расходов между отдельными властями и звеньями бюджетной системы осуществляется на основе законодательных актов.

6. Главные внешние и внутренние государственные обязанности возлагаются на федеральное правительство.

7. Федеральное правительство осуществляет расходы на финансирование следующих общегосударственных видов деятельности:

- макро регулирующих социальных и экономических процессов;

- обороны страны;

- управления государственным долгом;

- внешнеэкономической деятельности;

- административных;

- других видов расходов: на развитие связи, финансирование науки, эмиссию денежных знаков.

В США на долю федерации приходится 80 % поступлений от индивидуального подоходного налога и на прибыль корпораций. В то же время большая часть акцизов служит источником доходов штатов и местных органов власти.

Доходы штатов состоят из налогов, поступлений от принадлежащего им имущества, средств, привлекаемых за счет выпуска займов. Поступающие в бюджет налоги взимаются на основе закона, предусматривающего четкое разграничение между федерацией и ее членами (штатами, землями и др.) Очень важную роль играют субсидии из федерального бюджета. В США субсидии в конце 90-х годов составляли около 25 % в доходах не только штатов, но и местных органов власти. Основная часть субсидий носит целевой характер и направляется для реализации региональных программ. Центральное правительство использует субсидии для усиления контрольных и регулирующих функций над бюджетными расходами членов федерации и местных органов власти.

Расходы бюджетов членов федерации связаны с осуществлением экономической и социальной деятельности, оказанием финансовой помощи сельскому хозяйству и отдельным отраслям промышленности, а также содержанием административного аппарата, органов правосудия, полиции.

В современных условиях бюджеты членов федерации все чаще и в больших размерах вовлекаются в финансирование развития производственной инфраструктуры, подготовки кадров, воздействия на платежеспособный спрос.

Функции местных органов власти, состав доходов и расходов бюджетов остаются в условиях федерации такими же, как и в унитарном государстве. Отличия вытекают из особенностей региональной политики, экономического и исторического развития регионов. В целом же местные бюджеты играют подчиненную роль и служат для обеспечения финансовыми ресурсами местных органов власти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.