КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы процесса разработки и принятия управленческих решений
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В современной организации принимается большое количество управленческих решений различного характера. Все они требуют различного подхода к организации процесса разработки, методам принятия и реализации, различаются по своей направленности и срокам, масштабам воздействия и т.д. Соответственно можно выделить целый ряд критериев, по которым можно определить классы или виды решений. Классификация управленческих решений может быть представлена в следующем виде. По функциональной направленности: • прогнозирующие; • планирующие; • организационные; • координирующие; • активизирующие; • контролирующие; • информирующие. По организации принятия: • индивидуальные; • групповые; • коллегиальные; • корпоративные. По степени структурированности: • высоко структурированные (запрограммированные); • слабоструктурированные (незапрограммированные). По времени действия: • стратегические (долгосрочные); • тактические (среднесрочные); • оперативные (краткосрочные). По содержанию: • экономические; • организационные; • социальные; • технические; • научные. По количеству целей: • одноцелевые; • многоцелевые. По масштабу: • для организации в целом; • для структурного подразделения; • для функциональной службы; • для отдельных работников. По глубине воздействия: • одноуровневые; • многоуровневые. По направленности воздействия: • внутренние; • внешние. По методам переработки информации: • алгоритмические; • эвристические. По числу критериев: • однокритериальные; • многокритериальные. По используемым ресурсам:
• с ограничениями; • без ограничений.
Цель принятия управленческого решения — сделать оптимальный выбор из нескольких имеющихся возможностей, чтобы добиться определенного результата. Крайне необходимо подходить к принятию решений как к рациональному процессу. Решение проблем в организации - это процесс, т.е. нескончаемая последовательность взаимосвязанных шагов, имеющих определенную последовательность, продолжительность и структуру. Процесс принятия управленческих решений — циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе проблемной ситуации, разработке альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации. Если проблема несложна, а ситуационные факторы ясны, процесс принятия управленческих решений может быть достаточно простым и быстрым. В этом случае часто используется интуитивный подход, при котором: • субъект решения держит всю проблему в голове; • по мере развития проблемы подход к ее решению может радикально меняться; • возможно одновременное рассмотрение нескольких вариантов; • может не соблюдаться последовательность этапов принятия решения; • качество решения основывается на предыдущем опыте лица, принимающего это решение. Интуитивный подход не дает хороших результатов в случаях, когда опыт лица, принимающего решение, небольшой или новая проблемная ситуация слишком сложна и не соответствует предыдущей проблемной ситуации. Таким образом, если проблемная ситуация не так очевидна, достаточно сложна, а решение ее неоднозначно, то процесс разработки и принятия такого решения не должен быть основан на интуиции и суждениях одного руководителя. Он должен быть рациональным. Процесс принятия такого решения требует структуризации, которая позволит определить этапы и процедуры, направленные на ее решение (рис. 4.2).
Процесс представляет собой прямоточное движение от одного этапа к другому. Количество разрабатываемых вариантов решения (альтернатив) зависит от многих факторов, и в первую очередь от главных ограничений - располагаемого времени, ресурсов и информации. Рис. 4.2. Этапы процесса разработки и принятия решения
При более детальном подходе к процессу принятия управленческого решения в каждом этапе можно выделить состав процедур, необходимых для реализации целевых установок каждого этапа. 1. Появление и диагностика проблемы: • возникновение новой ситуации; • появление проблемы; • выявление факторов и условий, сбор необходимой информации; • описание проблемной ситуации. 2. Разработка вариантов решения: • формулировка требований и ограничений; • разработка возможных альтернатив (вариантов) решений. 3. Выбор решения: • определение критериев выбора; • выбор решений, отвечающих критериям; • оценка возможных последствий; • окончательный выбор решения. 4. Организация выполнения и оценка решения: • разработка плана реализации решения; • контроль хода реализации решения; • оценка решения проблемы и возникновение новойпроблемной ситуации. В процессе разработки и принятия управленческого решения большое значение имеет формулировка ограничений и определение критериев выбора альтернативы. Многие возможные решения проблем организации не будут реалистичными, поскольку у руководителя или организации может оказаться недостаточно ресурсов для реализации принятых решений. Кроме того, причиной проблемы могут быть факторы внешней среды организации - например, которые руководитель не властен изменить. Ограничения существенно сужают возможности в принятии решений. Перед тем как переходить к следующему этапу процесса принятия решения, менеджер должен определить все ограничения и только потом приступать к процедуре разработки альтернатив. Ограничения варьируются и могут зависеть от различных факторов — конкретной ситуации, потенциала организации, руководителя. Как правило, для крупной организации существует меньше ограничений, чем для небольшой или такой же, но одолеваемой множеством трудностей. Лекция 5: ПЛАНИРОВАНИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1036; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |