КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система – упорядоченная совокупность с определенными связями между элементами
Норма (от лат. norma – руководящее начало, правило, образец) – 1) мера, образец, средняя величина чего-нибудь; 2) узаконенное установление, признанный обязательным порядок; 3) правило поведения в определенной ситуации. Нормы морали – это общепризнанные нравственные регулятивы, которые по традиции считаются обязательными для всех, они закреплены в культуре данного общества и в достаточно стабильном виде передаются от поколения к поколению. Нормы морали имеют общий признак с другими нормами – они регулируют поведение, но их спецификой является требование делать добро и пресекать зло. Такими нормами, например, являются: "Поступай так, чтобы твоими действиями создавалось благо", "Не вступай в сделку с совестью", "Будь справедлив", "В случае расхождения твоего интереса с общественным подчини свой интерес общественному", "Уважай в людях хорошее, доброе", "Следуй долгу" и т.д. Нравственность при таком понимании характеризует реальное поведение людей с точки зрения его соответствия этим нормам. Безнравственным будет назван тот человек или тот поступок, который отклоняется именно от данных, принятых в этом обществе норм, хотя он и может подчиняться некоторым другим нормам. Примером такого столкновения противоположных стремлений и интересов является эпизод с осуждением Сократа афинянами: человек, который для всех последующих поколений выступал и выступает как образец нравственности, был осужден за безнравственное – с точки зрения его судей, а значит, с точки зрения морали афинского общества – поведение. Мораль – понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, сознательное и свободное существо.
Нравственность – есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку НРАВСТВЕННЫМ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО СВОБОДНОЕ СУЩЕСТВО. В отличие от морали, которая является ВНЕШНИМ ТРЕБОВАНИЕМ К ПОВЕДЕНИЮ ИНДИВИДА, наряду с законом, нравственность – есть ВНУТРЕННЯЯ УСТАНОВКА ИНДИВИДА действовать согласно своей совести. Формирование моральных норм, принципов, традиций знаменует собой переход от стихийных форм регулирования поведения и взаимоотношений к упорядоченным, сознательно регулируемым. В этом проявляется НОРМАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР МОРАЛИ. Нормативность морального сознания обращена к самому себе через веления совести. «Мне совесть велит», – говорим мы, когда хотим сказать, что не можем поступить иначе. В системе человеческих ценностей нравственность занимает совершенно особое место. Моральное сознание детерминирует поведение людей и их взаимоотношения – межличностные, групповые, социальные. G Нравственный критерий применим в качестве оценочного основания КО ВСЕМ ОБЛАСТЯМ человеческой деятельности. Мораль обращена к любому поведению, она имеет отношение ко всему в жизни людей. Где бы ни работал субъект, с кем бы он ни общался, в каком бы месте он ни находился, везде он должен следовать нормам морали.
Может показаться, что изучение морали – дело достаточно простое, поскольку она заключена в каждом из нас, точнее, постоянно и легко обнаруживает себя в человеческих взаимоотношениях. Однако, философы убедительно доказали, что нравственные проблемы не столь банальны, как представляются на первый взгляд. Мораль – это не электроны или гены, для ее изучения не требуется дорогостоящая специальная аппаратура.
Но попробуйте разобраться в своем собственном моральном сознании, дать пример, определение тому, что вы считаете добром, а что злом. Например часто полагают, что «добро – это хорошее, зло – это плохое». Следовательно, к хорошему нужно стремиться, нужно его приумножать, а с плохим – бороться. В мире много зла, потому что с ними плохо борются. Как показал русский философ Семен Людвигович Франк (1877–1950), имея в виду такой подход: «"все горе и зло", царящее на земле, все потоки пролитой крови и слез, все бедствия, унижения, страдания, по меньшей мере на 99%, суть результат воли к осуществлению добра, фанатичной веры в какие-либо священные принципы, которые надлежит насадить на земле, и воли к беспощадному истреблению зла; тогда как едва ли одна сотая доля зла и бедствий обусловлена действием откровенно злой, непосредственно преступной и своекорыстной воли». G Одно и то же действие может оказаться МОРАЛЬНЫМ, АМОРАЛЬНЫМ, ВНЕМОРАЛЬНЫМ – все зависит от того, выражает ли оно отношение человека к действующей в обществе системе ЦЕННОСТЕЙ. Ценности – то, что имеет для нас значимость в нравственном, эстетическом и познавательном отношении. К примеру, оценивается как прекрасное или безобразное, истинное или ложное, доброе или злое и пр. Есть ценности не только духовные, но и чувственные, витальные, а также прагматические, утилитарные, связанные с полезным для человека, культуры и общества. G Ценности – это то, что ОПРАВДЫВАЕТ И ПРИДАЕТ СМЫСЛ НОРМАМ. Жизнь человека – ценность, а ее охрана – норма. Ребенок – социальная ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем – социальная норма.
Прыжок в воду купальщика ни морален, ни аморален. Но подобный же прыжок, совершенный человек для спасения утопающего, уже моральный поступок, ибо он отражает отношение человека к ценности другой человеческой жизни. Лишать человека жизни вряд ли морально, но если это происходит при выполнении задач вооруженной защиты Отечества, на поле боя, то это во все времена признавалось и моральным, и достойным деянием. G Нравственность, моральность или аморальность не существуют сами по себе, отдельно от поступков и действий человека.
По делам их узнаете их. Любой человек может на словах наделять себя любыми качествами. Больше того, он может искренне верить в то, о чем он говорит. Однако лишь беспристрастный анализ поступков, дел этого человека может подтвердить или опровергнуть его утверждение. ЭТИКАне только формулирует цели морального регулирования, но и определяет способы достижения своих целей. Она выясняет как, какими способами согласуется личный и общественный интересы, на что опирается мораль, что вообще побуждает человека быть моральным. Мораль, регулируя человеческие отношения, опирается не на силу государственной власти, а на силу сознания, на убеждение. Более конкретно можно сказать, что мораль держится как бы на ТРЕХ ВАЖНЕЙШИХ ОСНОВАНИЯХ. 1) мораль опирается на традиции, обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы. Человек усваивает эти нравы, традиционные нормы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности. Они реализуются в его поведении, мотивы которого при этом формулируются следующим образом: "так принято" или "так не принято", "так все делают", "как люди, так и я", "так исстари велось", "наши отцы и деды так поступали и мы будем так же". Примером может служить обнаруженный у самих разных народов обычай, который иногда называют ЗАКОНОМ ТАЛИОНА: виновный должен понести наказание, равное по силе преступлению ("око за око", "зуб за зуб", "смерть за смерть"). 2) мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы.
ОРУДИЯМИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ являются, · честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; · стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.
Смерть лучше бесчестья. 3) мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой морального поведения личности становится совесть. Для современного общества характерна моральная неопределенность, возникшая из-за слома мощных коллективистских идеологий, основанных на системах представлений и практиках, навязываемых из центра. Это приводит многих людей в замешательство и недоумение, так как они потеряли источники этических норм и ценностей, которыми они привыкли руководствоваться в своей частной, общественной, деловой и политической жизни.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |