Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предприятие как субъект экономического развития. Модели экономического развития предприятия

Особенности и перспективы развития экономики РБ.

В связи с распадом СССР в 1992 г. экономика РБ оказалась в тяжелой экономической ситуации, определяемой как кризис трансформации (переход от плановой к рыночной экономике). Необходимо было в короткий срок решить три ключевые проблемы:

1) перестроить структуру экономики, сориентировав ее на требования рынка;

2) обеспечить макростабилизацию;

3) остановить инфляцию.

К концу 90-х две последние задачи были решены, но перестроить структуру экономики не удалось. Также не смотря на рост спроса на белорусскую промышленную продукцию на российском рынке с конца 90-х не привело к адекватному эффекту, связанному с повышением эффективности производства (т.е. на снижение затратности производства). Низкая эффективность не позволяла осуществлять необходимые инвестиции в развитие основных производственных фондов. В итоге 20 последних лет были потеряны для модернизации экономики. В настоящее время только около 7% роста ВВП достигается за счет высокотехнологичных отраслей (отраслей, относимых к пятому технологическому укладу). Доля РБ в энергоемком мировом экспорте составляет 0,1%.

 

Для РБ еще ничего не потеряно, сохраняется шанс для относительно быстрого восстановления в рамках происходящих изменений, но для этого необходимо решить следующие проблемы:

1. Быстро и кардинально скорректировать проводимую экономическую политику;

2. Осуществить диверсификацию белорусской экономики;

3. Обеспечить развитие высокотехнологичных отраслей.

 

Переориентация экономики РБ на инновационный путь развития осуществляется в рамках Концепции и Программы инновационного развития РБ на 2011-2015 гг., одобренной Правительством РБ.

 

Траектория экономического развития социума в конечном итоге определяется из локальных индивидуальных траекторий хозяйствующих субъектов, важнейшими среди которых являются промышленные предприятия.

Под развитием предприятия подразумевается достигнутое улучшение, когда новое состояние оценивается как более успешное, чем прежде. Это, в свою очередь, дает всем работникам предприятия ощущение успеха.

Таким образом, развитие предприятия проявляется сквозь призму социально-психологических эффектов, получаемых каждым работником.

При этом оценка получаемых социально-психологических эффектов работником может быть установлена: а) количественно – путем определения суммы выплат (з/п + премия + доплаты); б) качественно – возможность конвертации полученных денежных средств, стабильность своего социального положения и психологической удовлетворенности и осознания самим работником уровня своей значимости и уровня значимости своей социальной роли в результате работы предприятия.

Основными элементами любого предприятия как социально-экономической системы является:

1. производственная система, включающая совокупность средств и предметов труда, объединенных рамками используемого технологического процесса.

2. система менеджмента предприятием, включая управление производством.

 

Производственная и управленческая системы предприятия стремятся находиться в равновесии (сохраняя стабильность), поэтому основная задача управления предприятия, соответственно и маркетинга, найти оптимальное соотношение между производственной системой (производственным процессом/бизнес-процессом), основанной на изменениях, и стабильным состоянием. Бизнес-процесс, основанный на изменениях (развитии) и бизнес-процесс, являющийся статичным, имеют коренные отличия.

 

Выделяются 2 модели развития предприятия:

 

Модель «А» - позволяет обеспечить изготовление качественной продукции с минимальными издержками, т.е. «правильное изготовление вещей», или модель технологического «проталкивания», основанная на проведении НИОКР и возможностях технологий.

Модель «Б» - позволяет обеспечить изготовление «правильных вещей», или маркетинговая модель, основанная на выпуске продукции, «втягиваемой».

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности современных тенденций развития мировой экономики | Маркетингове середовище
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.