Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 2




Эволюция управленческой мысли.

Ф. Тейлор – основатель научного менеджмента (1856-1915)

1886г. – д.р. менеджмента (основание)

1911г. – выходит книга Тейлора под названием «Принципы научного управления»

1903г. – «Управление предприятием» Ф. Тейлор

 

Четыре области управления по Тейлору:

 

1. Нормирование труда

2. Роль менеджеров

3. Отбор и обучение персонала

4. Вознаграждение и стимулирование

 

Управление фабрикой и развитие научной организации труда (НОТ), по мнению Тейлора, предполагает выработку многочисленных правил, законов и формул, которые могут быть применимы только после того, как будет произведен систематический учет и измерение их действий.

Система Тейлора представляла собой систему мелочной регламентации.

Тейлор считал, что менеджер должен:

- вырабатывать рекомендации по совершенствованию деятельности,

- устанавливать задания для подчиненных, способы их выполнения, время завершения, распределять ресурсы, обеспечивать их рациональное использование, мотивировать действия работников, контролировать трудовой процесс и достигнутые результаты.

 

Вывод: Тейлор своими исследованиями осуществил прорыв в управленческой мысли, показав, что управлять можно научно; Тейлор – основатель школы научного управления (1885 - 1920 г.г.). Он предложил строгую научную систему знаний, получившую распространение во многих странах.

 

Составные элементы системы Тейлора:

1. Развитие науки о труде, на основе выводов которой люди справедливо могут вознаграждаться.

2. Проектирование – наиболее рациональная организация процесса труда.

3. Изучение с помощью хронометража затрат времени и движений.

4. Математический способ расчета затрат времени, их ресурсов и т.д.

5. Дифференцированная система заработной платы.

6. Авторитарное руководство, жесткий контроль, наказание.

7. Разработка предложений по экономическому стимулированию.

8. Максимальная специализация, в т.ч. и в управлении.

9. Некоторые мероприятия в духе патернализма. Отношение администрации к работникам как к членам семьи.

10. Отбор и развитие (обучение) работников.

11. Постоянная и тесная кооперация менеджеров и исполнителей.

 

Все это, по мнению Тейлора, решало две главные задачи:

I. обеспечивало наибольшее процветание и развитие фирмы

II. повышало благосостояние рабочих.

 

Последователи Тейлора.

· Т. Гантт

Интересовался трудовым процессом в целом, рассматривал человеческий фактор, как основную движущую силу производства. Разработал систему сдельной заработной платы с элементами повременной, в рамках которой рабочие получали премии.

Идея социальной подвижности менеджмента.

· Ф. и Л. Гилберт

Изобрели специальный прибор, который получил название микрохронометр.

· Г. Эмерсон (умер в 1931г.)

Наиболее важные идеи: «12 принципов эффективности» - 1913г.

1. четко поставленные цели

2. здравый смысл

3. компетентное консультирование менеджеров (работников) – современный консалтинг

4. дисциплина (четкая регламентация действий)

5. справедливое отношение к персоналу

6. быстрый и надежный, полный и постоянный учет

7. диспетчирование (распределение, направление работы, планирование (календарное))

8. нормы и расписание резервов

9. нормализация условий труда

10. нормирование операций (стандартизация способов выполнения и регламентирования времени)

11. письменные и стандартные инструкции

12. вознаграждение за производительность.

Заслуга Тейлора и его последователей состоит в том, что они создали первую научную школу менеджмента. Основу этой школы составлял функциональный подход к организации, которая рассматривалась из самостоятельных, изолированных друг то друга элементов.

 

Недостатки:

- игнорировалось единство внутренних организационных процессов

- отношения между работниками и менеджерами считались противоположными (мало общего)

- все это вело к упрощенному представлению о мотивах человеческого поведения.

 

 

Классическая (административная) школа управления.

А. Файоль – основатель, отец научного менеджмента.

Основная работа – «Общая промышленная администрация» - 1916г.

Объектами интересов Файоля стали: Организация в целом и процессы управления как таковые.

 

Основные стороны деятельности любой организации:

1. Техническая – осуществление производственного процесса;

2. Коммерческая;

3. Финансовая – эффективное использование денежных средств;

4. Бухгалтерская – инвентаризация, составление баланса;

5. Административная – воздействие на работников;

6. Защитная.

 

Управление предполагает осуществление функций:

1. Планирования;

2. Организации;

3. Координации;

4. Контроля;

5. Мотивации.

 

Основные принципы управления:

1. Разделение труда. Цель – увеличивать объем и повышать качество производства при затрате тех же усилий.

2. Власть и ответственность.

3. Дисциплина.

4. Единство распорядительства (только один начальник).

5. Единство руководства (один руководитель и одна программа для совместимости работ, преследующих одну и ту же цель).

6. Подчинение частных интересов общим (интересы служащих не должны становится выше интересов предприятия).

7. Вознаграждение персонала.

8. Централизация.

9. Иерархия.

10. Порядок.

11. Справедливость.

12. Постоянство состава персонала.

13. Инициатива.

14. Единение персонала (единство).

 

Последователи Файоля:

Л. Урвик.

Генри Форд – создает конвейер движущийся. Характеризовалось:

1. Максимальная экономия времени, материальных ресурсов. Обеспечение минимальной стоимости. Максимальная прибыльность.

2. Непрерывность технологического процесса, равномерность, темп, ритм осуществления оптимизации.

3. Концентрация и рассредоточение производства на основе разделения труда и его специализации.

4. Гибкость производства и точность на всех ступенях.

5. Развитие стандартизации.

6. Проектирование и подготовка производства (разработка технологий на основе точных расчетов, планирование всего процесса, его ступени с учетом транспортных средств, сырья, материалов.

 

Управление такой системой предполагало:

1. Построенное строго по вертикали руководство рядом предприятий из одного центра.

2. Инструктирование и контроль персонала.

3. Высокая оплата труда.

4. Ограничение рабочей недели (48 часов).

5. Воспитание у рабочих культуры трудовых отношений, самоуважения, уважения других.

6. Широкое внедрение научных знаний.

 

Основным вкладом Форда в собственную теорию управления явилось:

- внедрение стандартизации повышения качества, снижение затрат

- организация конвейера

- регулирование всех процессов из единого центра.

 

Ориентация управления на человека (школа «человеческих отношений» и «поведенческие науки»).

Хотторнские эксперименты Э. Мэйо.

 

Открытие Мэйо, связанное с проведением хотторнских экспериментов, причисляется к одному из самых значительных в истории менеджмента, которое доказало, что социальные и психологические факторы оказывают значительно большее влияние на рост производительности труда, чем физические условия труда.

 

Выводы:

1. Индивиды имеют различные уникальные потребности, цели и мотивы (не только материальные).

2. Положительная мотивация требует, чтобы с рабочими обращались как с личностями.

3. Высокая заработная плата не всегда ведет к росту производительности труда, достижению цели. В то же время люди очень отзывчивы на благоприятный морально-психологический климат.

4. Большое значение имеет обмен информацией, т.е. коммуникация.

5. Подчеркивается социальный характер человека.

6. Производительность труда зависит не только и не столько от методов организации производства, сколько от того, как управляющие относятся к исполнителям. Поэтому, важная задача менеджера состоит в формировании сплоченного коллектива, создании в нем благоприятного микроклимата, забота о подчиненных и т.д.

 

Бихевиоризм – наука о поведении.

 

S ------------------------------------------------- R

(стимул, внешнее воздействие) – (реакция – типы, формы поведения)

 

R - S

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.