Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая технология выдвижения лидеров. Процесс конституирования политических лидеров в России

 

Прежде чем говорить о сути политической технологии, следует сказать несколько слов о тенденциях развития политического лидерства. Их две:

(1) Институцианализация - процедура рекрутирования, подготовительное движение к власти и сама деятельность политических руководителей осуществляется в рамках определенных институтов – норм, организаций. Функции лидеров ограничены разграничением властей, конституцией и другими законодательными актами;

(2) Профессионализация – превращение политики в предприятие, профессию, которая требует навыков в борьбе за власть, знание ее методов. Именно для этого и служит политическая технология - это сумма (система) последующих, целеустремленных, заведомо эффективных действий, направленных на достижение цели, необходимого политического результата. Политические технологии включают в себя ряд важных элементов как политический маркетинг, выборная инженерия, без которых на современном этапе развития политической жизни, успеха добиться невозможно.

Политический маркетинг – грамотное и целенаправленное выявление и подчеркивание для различных социальных и национальных групп именно – тех – реальных качеств и достоинств претендента на лидерство, к которому эти граждане проявляют особый интерес.

Выборная инженерия – это профессиональные сравнительные исследования различных выборных округов и соответствующее маневрирование претендента. В избирательном округе идет изучение социально-экономических условий, уровня политической культуры, характерные политические традиции различных социальных групп, особенности политической структуры в регионе, активность общественно-политических организаций и объединений.

В России в результате анализа биографий глав регионов было выделено 8 типов лидеров. Охарактеризуем их.

1. Прагматик (6%) – сбалансированное наличие хозяйственной и управленческой, административной практики; производственного опыта работы и партийного опыта работы; последовательное восхождение по партийной лестнице. Самая старшая группа – 59 лет. Главный признак – опыт руководящей работы на заметных должностях еще в советское время, преемственность первого поста в области (республике) в период реформ (М. Шамиев, М. Рахимов).

2. Хозяйственник (12%) – характерно преобладание опыта руководства конкретным предприятием над функционерской деятельностью в бюрократических структурах. Ключевым в карьере является руководство крупным производственным подразделением, отделом в министерстве, работа в исполнительных органах в советское время, далее назначение главой администрации региона – отсутствие непосредственного или достаточно долгого опыта работы в партийных структурах, длительный опыт работы в исполнительных органах, низкая политизация служебной деятельности (примерно 57 лет) (В. Яковлев - СПб).

3. Директор (20%) – моментальная производственная карьера, высшая должность перед руководящей деятельностью. В некоторых случаях небольшой стаж работы в организации исполнительной власти непосредственно перед назначением (избранием) главой администрации (В. Цветков – Магаданская область; В. Платов – Тверская область).

4. Партфункционеры (23%) – монотонная партийная карьера. Имеет внутреннее разделение по политико-идеологическому основанию:

а) Ренегат КПСС – ретировался из партийных органов накануне распада КПСС;

б) Новый коммунист – бывший партийный ортодокс, в настоящее время – активный член КПРФ;

в) Функционер-конформист – последовательный партийный карьерный рост, без предательства и ортодоксии новых коммунистов.

5. Администратор (13%) небольшой стаж работы в партийных органах и отсутствие опыта работы на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях (в отличие от хозяйственника); преобладает опыт работы в административно-управленческой деятельности (примерно 52 года).

Маргинальные группы лидеров:

6. Преподаватели (14%) – гуманитарная интеллигенция, научные работники высшей школы, юристы и т.д. (53 года) (К. Титов – Самарская область).

7. Комсомольцы (6%) – имеют опыт функционерской работы (организация ВЛКСМ), небольшой опыт предпринимательской деятельности (39 лет).

8. Прорабы (6%) – работники промышленных предприятий, ИТР, опыт работы и создания коммерческих структур (Наздратенко – Приморский край).

Эти типы лидеров выделились еще в 1991 году, но получить власть- не значит суметь ее удержать. Закончилась демократическая эйфория и избиратели выдвинули ряд требований, которыми должен обладать будущий лидер:

1) иметь опыт командной игры в политике;

2) организаторские способности;

3) опыт работы;

4) выражение общих интересов.

Вот почему заметное число руководителей на местах занимают «партфункционеры», они уже в силу специфики карьерного пути приучены к дисциплине, знают силу власти и уважают организацию, имеют навыки каждодневной административно-политической работы. Они, в отличие от «директоров» выражают интересы не узконаправленные, например, своего предприятия, отрасли, а больших групп населения; в отличие от «преподавателей» имеют опыт решения социальных проблем. Усиление «партфункционеров» можно трактовать как определенную реставрацию и восстановление традиционного уклада на территориях.

Сегодня в России уже многие будущие руководители, кандидаты осознали, что без умело проведенной предвыборной кампании победить на выборах невозможно. Поэтому соответственно меняется выборный процесс в нашей стране. До 1986 года выборы происходили в условиях командно-административной системы, то есть «выборы без выбора» за всех решала партия. Но уже примерно в 1987 году выборы стали носить уже более свободный характер, появляются альтернативные кандидаты, но выборы носят стихийный характер то есть лидером становится тот человек, который больше всех ругал КПСС, или пострадал от рук властей. Примерно в начале 90-х гг. лидеры в ходе избрания начинают опираться на политические движения или иные группы поддержки. В 1995-96 гг. лидеры при избрании куда-либо уже привлекали в помощь политических консультантов, для более профессионального проведения предвыборной кампании. Современные выборы еще не окончательно, конечно, сформировались, но претенденты на лидерство уже поняли, что без развития таких качеств и способностей как: адекватно выражать интересы широких масс, выдвижение новых идей, политическая информированность, чувство политического времени и т.п. победить на выборах очень сложно. Хотя надо отметить, что все что было сказано по поводу развития выборного процесса в России относится больше к общероссийским федеральным выборам. На местном уровне политическими лидерами и руководителями еще весьма слабо используется весь накопленный опыт в этой среде, но определенные изменения в этом направлении происходят.

Таким образом, завершая рассмотрение темы, следует отметить, что качества политического лидера зависят от всех составляющих как условия деятельности, так и самой деятельности. Влияние, авторитет, компетентность, знания – таковы факторы, обеспечивающие субъекту, индивидуальному или политическому лидеру, ведущую роль в системе власти в демократическом обществе. В политическом анализе выясняется степень воздействия на лидерство каждого из факторов. Она зависит от характера лидера и особенностей руководимых, а также от конкретной ситуации, в которой происходит политическая деятельность.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типология политического лидерства | Лекция 17. Международные отношения. Социально-политическая природа международных отношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.