Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Россия в системе современных международных отношений

 

После распада СССР и Варшавского Договора в мире сложилась новая геополитическая ситуация. Если до этого момента всеобщая безопасность была основана на принципе ядерного сдерживания и равновесия сил двух военных блоков, то после" роспуска Варшавского договора соотношение сил изменилось в пользу НАТО. Его границы, если желание о вступлении в него ряда Прибалтийских государств и некоторых государств Восточной Европы исполнится, достигнут госу­дарственных рубежей России. В таком случае Россия фактически одна будет противостоять военной мощи НАТО.

Нынешняя ситуация требует от России выработки такой модели поведения на международной арене, которая позволила бы ей проводить международную политику, отвечающую ее национальным интересам.

Многие политологи и политические социологи считают, что доктриной российской внешней политики должна стать концепция «здорового национального прагма­тизма». Эта доктрина ориентирована на достижение политических и экономических выгод для России, на исключение таких внешнеполитических акций, которые имели бы чрезмерную политическую или экономическую цену для страны. Вместе с тем подобный прагматизм не должен пере­растать в политическую беспринципность; он должен строиться на нормах общечеловеческой морали и международного права.

Составными компонентами данной доктрины могут быть следующие положения (принципы).

1) Преемственность внешней политики страны. Новая доктрина должна вобрать в себя все ценное и позитивное, что было в международной деятельности как дореволюционной России, так и в СССР.

2) Безусловная независимость в принятии внешнеполитических решений, что не исключает консультаций с другими заинтересованными сторонами.

3) Опора на собственные силы, что не исключает возможности использования иностранной помощи на приемлемых условиях.

4) Отказ от чрезмерной заидеологизированности внешней политики, характерной для советского периода. Так, стремление продвинуть во что бы то ни стало идеологию «социалистического пути развития», не­редко оборачивалось политическими издержками и материальными по­терями

5) Развитие внешнеполитических связей по всем направлениям, ибо Россия заинтересована в развитии отношений с различными регионами планеты.

Первоочередной задачей российской политики на нынешнем этапе является воссоздание хозяйственных связей между различными республиками бывшего СССР, обеспечение общего культурного, научного и информационного пространства с последующей ориентацией на восстановление единого государства - обновленного союза братских народов на основе подлинной добровольности. Россия не только может, но и должна, имеет право проявлять заботу об интересах русскоязычного населения, оказавшегося не по своей воле за пределами российских границ (25 млн. человек). Любая дискриминация русскоязычных: (политическая, экономическая, юридическая или иная) противоречит нормам, международного права и должна вызвать адекватную реакцию российских властей и мирового сообщества.

Отметим также, что России весьма важно уделять самое пристальное внимание сотрудничеству с государствами Восточной Европы, которые в течение длительного времени, особенно в последние десятилетия, были тесно связаны с Россией. В добрососедском сотрудничестве кровно заинтересованы все страны бывшего СЭВ. В рамках «дальнего зарубежья» принципиально важное значение имеют отношения России с Западом, учитывая его роль в современном мире. Особое значение для России имеет дальнейшее развитие связей с такими субъектами международных отношений, как Китай и Индия. Эти связи, имеющие добрые традиции, способны играть роль мощного стабилизирующего фактора на мировой арене.

Российская внешняя политика может быть не менее активной, чем в советское время в развивающихся странах так называемого «третьего мира», (страны Ближнего Востока, Азии, Африки, Латинской Америки).

6) Оборонная достаточность.

7) Нацеленность международной политики на создание таких внешне экономических условий, которые обеспечили бы оптимальные возможности для стабильного поступательного развития страны, прогресса нацио­нальной экономики, подъема жизненного уровня народа.

Таким образом, можно отметить, что внешняя политика призвана быть важнейшим средством возрождения России в ее былом статусе великой державы. Грамотное компетентное проведение внешней политики обеспечит нашему государству достойное место в мировом сообществе. Престиж России на международной арене также (и в свою очередь) во многом зависит от успехов экономических, политических и социокультурных преобразований внутри страны, достижения согласия и мира между ее народами.

Подведен итог сказанному.

1) Международные отношения представляют собой весьма сложный и многоаспектный конструкт и представляются нам в виде совокупности многообразных связей и взаимоотношений, которые возникают между субъектами мирового сообщества (государствами, народами и т.д.) на международной арене.

2) Международная политика составляет ядро международных отношений и направлена на решение вопросов выживания и прогресса человеческого сообщества, выработки механизмов согласования интересов субъектов мировой политики, предотвращение и разрешение глобальных и региональных конфликтов, создания справедливого порядка в мире.

3) Классификация международных отношений весьма многообразна и отражает сложность самого этого явления.

4) Международные отношения – это прежде всего процесс взаимодействия его участников -государств, и его организаций, негосударственных организаций, общественных сил и движений и т.д.

5) Важную роль в системе международных отношений играют международные политические отношения.

6) Современные международные отношения строятся по большей части на основе таких принципов, как демократизация, демилитаризация, гуманизация отношений.

7) Престиж России на международной арене зависит от успеха преобразований внутри страны, достижения согласия и мира между ее народами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Современное состояние и новые тенденции в развитии международных отношений | Периодические издания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.