Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единство характера формы




Ритм

В отличие от метрического повтора, закономерность, на которой основан ритм, выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов в нарастании или убывании чередований, объема или площади, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т.д. Ритм проявляется, таким образом, в закономерном изменении порядка.

Метрический ряд воспринимается проще ритма. Это связано с тем, что ритм задает форме активное композиционное движение, связан с проявлением динамичности и с композиционным равновесием.

Изменяя порядок нарастания или убывания ритмического ряда, объем элементов, их площадь, структурную насыщенность, тональность и т.п. можно усиливать или ослаблять динамичность формы.

Ритм связан с такой особенностью зрительного восприятия как движение глаза в направлении нарастания количественных изменений ряда.

Динамичность, придаваемая форме ритмом, в композиционном отношении может потерпеть полное крушение при нарушении закономерности изменений.

В качестве средства композиции (рис. 2.40)ритм используется, как в тех случаях, когда его предопределяет конструктивная основа (сама функция), так и в тех, когда он создается применением тона.


а б в г

Рис. 2.40 – Ритм как средство композиции

а - ритм выражен только в закономерном сокращении величины квадрата, в то время как толщина контура и просветы между ними остаются постоянными; б - ритм более активен с убыванием толщины контура квадратов к центру, так как он определен уже двумя величинами; в – ритм закономерно развивается одновременно по всем геометрическим параметрам – размеру фигур, толщине контуров и просветов; г – закономерность ритма несколько нарушена, так как толщины контуров и просветы между элементами одинаковы, т.е. ритм переходит в метр.

Организующая роль ритма в композиции тем активнее, чем сильнее проявление этой закономерности. Ритм может быть выражен слабо, но может быть и ведущим началом композиции. Небезразлично также, развивается ритм по вертикали или по горизонтали. Изменения по вертикали сами по себе способствуют возникновению зрительного завершения. Если же ритм развивается по горизонтали, возникает проблема завершения и начала композиции.

Из всех средств композиции ритм особенно связан с психофизиологией, так как нарушение ритмического ряда выглядит как явление негативное, как нарушение строгой закономерности. Идет ли речь о конструировании телебашни или вентиляционной решетки с постепенным убыванием колец и просветов, необходимо проследить, чтобы ничто не нарушало закономерности ритма.

Сочета­ние разных ритмов дает сложные порядки. В создании выразительности мет­роритмического ряда важную роль играют не только характер и разме­щение ритмических элементов, но и их количество. Для образования про­стейшего метрического или ритмиче­ского ряда необходимо не менее трех-четырех элементов, создающих непрерывность ритмического движе­ния. Увеличение количества элемен­тов обычно усиливает выразительность ритма, однако оно допустимо лишь до определенного предела. Не­ограниченное количество их может привести к противоположному эф­фекту—к скучному однообразию.

В транспортных движущих маши­нах наиболее проявляется единый, непрерывно изменяющийся пропор­циональный ритм, не имеющий фик­сированных точек перехода. Этот ритм способствовал рождению дина­мической формы в быстроходном транспорте (автомобиле, судах, само­летах, ракетах).

 


Это важное свойство композиции, которым обязательно обладают изделия высокого эстетического уровня, почти не исследовано. В некоторых специальных изданиях по технической эстетике оно подменяется слишком универсально трактуемым понятием «стиль».

Зачастую говорится о разностильности или стилевом несоответствии одной части другой, в то время как в действительности речь идет о разнохарактерности элементов формы. В пределах одного стиля форма изделия может оказаться настолько разнохарактерной, что композиционная целостность ее будет полностью разрушена. Форма станет эклектичной не по стилю, а по характеру. При этом каждый из элементов в отдельности может быть, по-своему, красив, но вместе они не представляют единого ансамбля. Например: если переставить бамперы, ручки дверей, фары, оформление приборной панели с одного легкового автомобиля на другой, тут же будет заметно несоответствие.

Характер формы проявляется даже в нюансных оттенках, в тонкостях отделки, в цветовой гамме, в соотношениях материалов.

Формы промышленных изделий в зависимости от остроты проявления в них характера формы можно разделить на нейтральные и острохарактерные. В дизайн-практике обычно приходится решать вопрос, какой по характеру должна быть форма изделия. Иногда поиск формы изделия происходит сугубо интуитивно и совершается немало ошибок. В частности, не учитываются особенности материала. Например, пластмассе придают черты деревянных строганых профилей.

Часто дизайнеров привлекает острохарактерная форма. Однако такая форма может оказаться неуместной для многих изделий и условий их эксплуатации. Прежде, чем решить, по какому пути пойти, нужно учесть ряд объективных факторов:

1 – каков моральный срок службы изделия?

2 – каковы тенденции развития формы изделий данной группы?

3 – в какой среде изделие будет функционировать, какова его роль в ансамбле других изделий?

4 – важен и характер потребления вещи человеком – как часто ему приходится общаться с ней.

Все это и должно определить подход к характеру формы будущего изделия. Например, форма станка должна быть максимально нейтрального характера; скутер или светильник - форма должна быть предельно характерной.

У разных специалистов обычно вырабатываются свои приемы поиска характера формы. Это могут быть и карандашные наброски, и поисковые макеты и т.д.

На практике часто встречается разнохарактерность форм. Например, в станкостроении: какой-нибудь комплекс имеет, подчеркнуто пластичное решение, а отдельно стоящий пульт – строго геометричное. Однако это могут быть ограничения, связанные с производственным процессом.

Изделия культурно-бытового назначения имеют большую свободу в поиске характера формы.

Работа над характером формы промышленного изделия – специфическая задача, тем более трудная, что каждое изделие – это и своя технология, и свои материалы, и своя тектоника.

Характер формы как зависит от технологии, так во многом и определяет ее. Поэтому поиск характера формы при художественно-конструкторских разработках серийных изделий становится по-настоящему эффективным лишь при учете возможностей конкретного производства.

Характер формы может особенно остро проявляться даже в таких тонкостях и особенностях технологического процесса, как решение мест литьевых разъемов, различных стыков при лекальных формообразующих сложных поверхностей.

На деле, даже нюансы конкретной технологии формируют характер формы.

Итак, если единство характера формы мы отнесли к свойствам композиции, то справедливо характер формы рассматривать как синтезирующее средство, ведь характерное в форме достигается и пропорциями, и пластикой, и нюансной проработкой. В то же время характер формы выступает как комплексное средство для решения сложных композиционных задач.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.