Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Телевидение как воплощение синтеза искусств




Тема 5

ТВ-синтез (2 часа)

 

Лекция 7

Является ли телевидение искусством? Открытый вопрос. По массовости аудитории зрительской превосходит кино.

 

ТВ – информационная техника, предназначенная прежде всего для репродуцирования произведений других видов искусств (театра, музыки, кино и др.).

 

Существуют кабельные региональные сети, спутниковое ТВ, лазерные техники связи, объемное голографическое цветное ТВ.

 

Появление ТВ связано с научно-техническим прогрессом, оно выходит за пределы собственно художественной культуры. Оно имеет возможности для развития в качестве особого вида визуальных искусств.

 

Использование ТВ имеет более широкий социально направленный характер:

 

  1. обеспечивает зрителей информацией о текущих событиях и разнообразных сферах объективного мира,
  2. влияет на ритмы жизни,
  3. обеспечивает определенное художественное развитие,
  4. осуществляет определенное идеологическое воздействие на зрителей.

 

Аспекты:

  • научно-технический
  • социологический,
  • эстетический.

 

Пример современной массовой коммуникационной сети. ТВ имеет глобальный характер

 

Характер и функции ТВ как средства массовой коммуникации:

  1. Включение в массовые коммуникационно-информационные процессы – важная особенность жизни современного человека;
  2. ТВ оказывает влияние на социокультурные процессы, включает человека (опосредованно) в систему социальных связей, определяет (задает или выявляет?) динамику и направление развития общества;
  3. Коммуникационный процесс не нейтрален, несмотря на основную функцию ТВ как репродукционной техники. ТВ распространяет и пропагандирует в обществе разнообразную информацию, обеспечивает (в определенной степени) освоение багажа науки, техники и искусства (образовательные и просветительские передачи, научно-популярные телефильмы);
  4. ТВ формирует идеологически лабильное (мягкое, податливое, восприимчивое) мировоззрение, о социальной функции которого индивид даже не подозревает. Оно может быть направлено также и на развитие человека, на формирование культурного и научного мировоззрения, определенных нравственных идеалов;
  5. Информация как связующее звено между культурой и мышлением человека должна соотноситься со скоростью ее осмысления. Дефицит осмысления информации при наличии бесконтрольного ее количества – отличительная черта массовых коммуникативных техник ТВ.

 

В качестве средства массовой коммуникации имеет побочный эффект воздействия в том, что рассекает общество на изолированные индивиды владельцев персональных телеприемников, обеспечивающих наиболее прочную, а иногда и единственную, связь с миром, не покидая пределом собственных жилищ.

 

ТВ обеспечивает синхронную передачу на большие и малые расстояния и соответствующее воспроизведение звука и изображения.

 

Цветное стереоскопическое изображение не только создает иллюзию реальности, но и заменяет собой саму реальность, стирает грань между реальной и иллюзорной действительностью.

 

Пагубные последствия бесконтрольных телепросмотров:

  • ТВ становится орудием оглупления масс;
  • Оболванивает непрерывным потоком информационного воздействия и развлечениями, от которых некуда скрыться;
  • Непрерывное зрелище парализует волю, убивает желание действовать, т.е. жить.

 

Находится в процессе становления (с начала 1960-х гг.) и разработки собственных художественных приемов и эстетических принципов.

 

Огромно информационное, просветительское значение ТВ.

Жанры специфического ТВ-зрелища:

  • Трансляция в записи или в прямом эфире различных общественных и культурных событий (митингов, демонстраций, концертов, спектаклей, спортивных матчей),
  • Телерепортаж с места события,
  • Документальный фильм,
  • Многосерийный телефильм (сериал),
  • ток-шоу («говорящие головы»),
  • Игры, конкурсы (коммерчески-развлекательные).

 

Главное завоевание ТВ – документальность, подлинность живого контакта с реальностью, донесенная до зрителя.

 

А телесериале – «эффект присутствия» зрителей, т.е. отражение синхронности в характере показа действия и его восприятия. Отсюда несколько замедленный ритм развития событий, обилие диалогов, возвраты в действии или повторы отдельных событий.

 

Специфические телеприемы

  • Серийность, ежедневная трансляция фильма в одно и то же время на протяжении длительного времени;
  • Окончания серий в неожиданных местах, интригующие концовки подпитывают интерес зрителей;
  • «Закадровый голос» комментатора (автора = самого зрителя);
  • Вставки кино-или телехроники врезки реальной жизни);
  • Включение в действие реальных публичных персон или документальных материалов.

 

Рассчитано на миллионную аудиторию, воспринимается индивидуально в «домашнем» режиме просмотра вне публичного пространства (камерный индивидуальный характер восприятия информации) – камерный характер восприятия, ослабление публичного пафоса.

 

ТВ экран предполагает интимное личное (задушевное, лирическое, проникновенное и т.д.) общение с миллионной зрительской аудиторией как с отдельным человеком, способность обращаться непосредственно, напрямую к каждому зрителю как к единственному.

 

Воспроизведение «живых» явлений на пленке в прямом эфире или в записи отражает репродукционные возможности ТВ.

 

ТВ максимально приближает произведение искусства, тиражированное и транслируемое через телеприемник, к конкретному зрителю в каждый дом, как бы уничтожая дистанцию и присваивая его, «одомашнивая». Так, непосредственная «доступность» восприятия (потребления) переходит в иллюзию понимания и освоения культурных ценностей на уровне понимания, доступном данному конкретному индивиду. А духовно несозревший индивид объявляет доступное ему видение и понимание критерием коллективных (общественных) духовных и культурных ценностей, а затем и навязывает их окружающим в качестве нормы.

 

ТВ передачи в «прямом эфире»:

создают эффект реальности, непреднамеренности жизненного материала и разворачивающихся событий («жизнь, захваченная врасплох»).

 

Живой процесс контакта со зрителем также реализуется через прямой эфир (в реальном времени) и в интерактивном режиме (к примеру, вопросов и ответов).

 

Интерактивный режим: двусторонняя связь со зрителями осуществляется через ведущих прямого эфира. Последний оказывается медиатором (посредником) в коммуникационном процессе.

 

Отличительная особенность – максимально развитое импровизационное начало в работе телеоператора, в репортаже, в работе диктора или тележурналиста-ведущего.

 

Специфика ТВ – органичный сплав документальности и художественного мышления. Подпитывается опытом и художественной спецификой других искусств (кино, театра), в то же время оказывает и на них воздействие.

 

В режиме «документального» творчества особая роль отводится отбору фактов, должных сформировать у зрителей определенное отношение к изображаемым событиям, (определенный «угол» подачи информации) идеологическая подоплека.

 

Различия восприятия ТВ и кино диктуют особые методы работы с камерой, использование определенных ракурсов, приемов монтажа, крупные планы и т.д.

 

Ведущая современная тенденция в теле-творчестве:

элементы различных жанров (развлекательный, образовательный, информационный, аналитический, идеологический и т.д.) нередко сочетаются в одной передаче (телешоу).


Тема 6 Дизайн-синтез (4 часа)

 

Лекции 8-9




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.