Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социализация детей в процессе коррекционно-реабилитационной деятельности в условиях приюта




Этапы и содержание работы специалистов по реабилитации детей в приюте.

Во время нахождения ребенка в приюте (ДСП) специалисты ведут работу по трем направлениям: работа с социумом, с семьей, с ребенком.

Каждое из направлений предполагает решение определенных задач. Рабо­та с ребенком ориентирована на следующие задачи:

• создание условий для адаптации несо­вершеннолетнего к жизни в приюте;

• организация психолого-педагогической, социально-педагогической и медицинской помощи;

• реализация комплекса мер, направлен­ных на реабилитацию ребенка;

• подготовка ребенка к возвращению в биологическую семью, передаче в замещаю­щую семью или интернатное учреждение.

Работа с воспитанником приюта обычно строится по следующей схеме.

1. На ба­зе инфекционного или детского отделений ТМО проводится комплексное медицинское обследование несовершеннолетних, направленных в приют.

2. В течение 10 дней с мо­мента поступления проводится психолого-педагогическая и социально-педагогическая диагностика ребенка, после чего составляется его психо­лого-педагогическая характеристика.

3. В ре­зультате проведения медико-психолого-педагогического консилиума разрабатывается программа реабилитации.

4. В ходе реализации этой программы могут быть внесены опре­деленные коррективы, для чего проводится промежуточный психолого-педагогический консилиум. На нем подводятся итоги рабо­ты, даются рекомендации родителям и пе­дагогам по дальнейшей работе с ребенком.

5. После выбытия ребенка из приюта осущест­вляется социальный патронат.

Рассмотрим схему этих действий подробнее.

Процесс социальной реабилитации несовер­шеннолетних и их семей состоит из трёх основ­ных этапов: диагностического, коррекционно- реабилитационного, постреабилитационно­го. На каждом этапе в комплексе осуществля­ется медицинская, психологическая, социально- правовая и педагогическая помощь.

1. Диагностический этап. При поступлении в детский социальный приют ребёнок помещается в приёмное от­деление, в котором создаётся группа напол­няемостью до семи человек. Срок прожива­ния несовершеннолетних в приёмном отделении устанавливается до 15 дней. Первые две недели пребывания ребёнка в приюте пе­дагоги организуют его психолого-педагогическую диагностику и проводят с ним работу по програм­ме «Адаптация», целью которой являются на­лаживание контакта и оказание социально-психологической поддержки несовершенно­летним и их родителям, оказавшимся в экстре­мальной жизненной ситуации.

Задачи программы «Адаптация»:

Ø социальное расследование сложившейся ситуации в семье, оказание комплексной социально-психологической помощи в пе­риод адаптации несовершеннолетнего к новым жизненным условиям в детском со­циальном приюте;

Ø оказание консультативной, социально-психологической и педагогической помо­щи родителям воспитанника ДСП с целью повышения воспитательного потенциала, реабилитационных возможностей семьи;

Ø проведение психодиагностического иссле­дования с целью изучения личностных и межличностных взаимоотношений с окружающими людьми;

Ø выработка рекомендаций воспитателям по взаимодействию и дальнейшему развитию воспитанников ДСП.

Затем дети переводятся в группы в соответ­ствии с возрастом.

Для реабилитационной деятельности осо­бое значение имеет диагностическая работа. Дети, поступающие в приют, физически ослаблены, имеют различные хронические заболева­ния. Поэтому одной из главных задач медицин­ского аспекта диагностической деятельности является диагности­ка отклонений в состоянии здоровья и развития ребёнка, оказание первой медицинской помо­щи, проведение углублённых медицинских осмо­тров у специалистов, что позволяет более полно представить картину состояния здоровья ребён­ка. На основании этих данных оказывается квалифицированная помощь в условиях стациона­ра (мед. учреждение).

Психологическая диагностика позволяет из­учить эмоциональное состояние ребёнка, уро­вень его тревожности и агрессивности, понять причины возникновения проблем. Лучше узнать характер взаимоотношений в семье позволяет проведение диагностики детско-родительских отношений.

Диагностическое поле педагога-психолога: межличностные и внутриличностные конфликты (детско-родительские отношения); особенности развития эмоционально-волевой, поведенческой и когнитивной сфер личности ребенка, темперамента, характера, самосознания, полоролевой идентичности, статусного положения ребенка в коллективе сверстников и т.д.; выявление личностного/компенсаторного ресурса ребенка как потенциальной возможности для изменений (тестирование, анкетирование, беседы, наблюдение, изучение продуктов деятельности).

На основе диагностических данных психологом заполняется карта индивидуально-психологических особенностей подростка и под­готавливаются рекомендации воспитателям для дальнейшей работы с ним.

Причины поступления детей в детский соци­альный приют разные, поэтому прежде чем при­нять решение, следует определить круг мероприятий по оказанию помощи. Социальным пе­дагогом осуществляется социальное расследо­вание (социальная диагностика): сбор сведе­ний о ребёнке, родителях, родственниках, его социальном окружении, сложившейся ситуа­ции в семье.

Диагностическое поле социального педагога: установление ближайшего социального окружения ребенка; выяснение специфики взаимодействия в данном микросоциуме, социально-педагогического и экономического ресурса семьи, особенностей поведения и обучения ребенка в учреждении образования, социально-педагогических аспектов возникновения и протекания экстремальной ситуации; изучение документации, предоставленной органами внутренних дел, специалистами образования соответствующих образовательных учреждений (акты обследования жилищно-материальных условий, характеристики, заключения врачей, судмедэкспертов и т.д.).

С этой целью изучаются документы ребёнка, проводятся беседы с ним, социальными педагогами школ, родителями и родственниками ребёнка, сотрудниками психоневрологического диспансера, при необходимости с инспектором инспекции по делам несовершеннолетних; осу­ществляется обследование жилищно-бытовых условий проживания; составляется карта сете­вых контактов, проводится анкетирование.

В ходе педагогической диагностики воспи­татели наблюдают за ребёнком. Диагностическое поле воспитателя: становление контакта с ребенком; наблюдение за его поведением в новых условиях проживания в контексте подчинения правилам и требованиям учреждения, а также взаимодействие с другими воспитанниками СПЦ; наблюдение за сном, приемом пищи, степенью владения бытовыми навыками, спецификой общения ребенка с посещающими его родственниками, знакомыми, друзьями, поведением во время воспитательных и досуговых мероприятий; изучение предоставленных характеристик и заключений на ребенка, сделанных другими специалистами, школьной документации, поведения и успехов в школе.

В дневнике наблюдения фиксируют следующую информацию: особенности поведения, наличие вредных привычек, стиль общения ребёнка со взрослыми, другими детьми и т. д.

Согласовать и скоординировать действия всех служб приюта по организации социаль­ной реабилитации несовершеннолетних помога­ет медико-психолого-педагогический консилиум, который проводится по истечении срока пребы­вания в приёмном отделении, где разрабатыва­ется и утверждается индивидуальный план за­щиты прав и законных интересов воспитанни­ка ДСП.

2. Коррекционно-реабилитационный этап начинается, когда ребёнок переводится из приёмного отделения в группу в соответствии с возрастом.

Реабилитация рассматривается как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона – от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе.

Реабилитация понимается как восстановление, активизация сил ребенка, его возвращение к социально позитивной жизнедеятельности. Коррекционный подход к процессу реабилитации предполагает, что компенсаторный механизм используется для преодоления существующих пороков ребенка.

Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения. Рассмотрим формы работы специалистов с ребенком на этом этапе.

Особое значение для воспитанников имеет медицинская реабилитация. За время нахож­дения детей в приюте важно не только восста­новить их здоровье, но и укрепить его. Этому способствуют создание оптимального двигатель­ного режима (ежедневная утренняя гимнастика, занятия по физкультуре, подвижные игры и фи­зические упражнения на прогулке, спортивные праздники), лечебно-оздоровительные мероприя­тия (витаминизация питания, закаливающие про­цедуры). Дифференцированный подход осущест­вляется при проведении занятий и консультаций по здоровому образу жизни с воспитанниками и родителями. Разнообразить просветительную работу помогает сотрудничество с психоневро­логическим и кожно-венерологическим диспан­серами.

На данном этапе психологическая реабилитация ориенти­рована на создание благоприятных психологи­ческих условий для целостного развития несовершеннолетних. Проводятся занятия по стабилизации эмоциональ­ной сферы, развитию познавательных процес­сов, коммуникативных навыков, беседы и консультации, на которых развивается уверенное отношение к самому себе, дети учатся разрешать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение, сле­довать социальным нормам и правилам. Пред­усматривается работа с родителями по восста­новлению и коррекции родственных отноше­ний, утраченных связей.

Индивидуальные формы работы – консультирование, психотера-певтические методики и методы (арттерапия, сказкотерапия, игротерапия, психоанализ, методика релаксации и др.), коррекция психических познавательных процессов (внимания, памяти и т.д.).

Групповые формы работы – тренинги общения, развития уверенности в себе, эмоционального реагирования, восстановления детско-родительских отношений и т.д.).

Педагогическая реабилитация осуществляется воспитателем. Она направлена на восстановление и формирование у ребенка навыков познавательной деятельности, социального взаимодействия. Коррекционно-реабилитационная деятельность воспитателя:

– индивидуальные формы работы – беседы о правилах поведения в СПЦ, школе, на улице и т.д.

– групповые формы работы – викторины, конкурсы, трудовые десанты, экскурсии, благотворительные акции и т.д.

Социально-педагогическая реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество, а также направленная на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе, получение необходимого образования.

Социально-педагогическая реабилитация несовершен­нолетних предполагает:

Ø ознакомление воспитанников с правами и обязанностями на основе законодатель­ства Республики Беларусь о правах ребён­ка;

Ø формирование у них позитивного отно­шения к нормам и правилам социального взаимодействия;

Ø профилактика правонарушений и фактов отклоняющегося поведения;

Ø пропагандирование здорового образа жиз­ни;

Ø формирование навыков социального взаи­модействия в обществе.

Реабилитация по данным направлениям осу­ществляется через индивидуальные и групповые формы работы.

Индивидуальные формы работы – беседы с ребенком и родителями на нравственную тематику, оценка поведения в социальном окружении и школе; социально-педагогическое консультирование по разрешению проблем детско-родительских и детско-детских отношений; методы убеждения, внушения и контроля.

Групповые формы работы – занятия по правилам самозащиты в экстренных ситуациях; социально-педагогические тренинги в зависимости от выявленных проблем; беседы по вопросам безопасности жизнедеятельности детей; экскурсии в учреждения здравоохранения, МЧС, ОСВОД и т.д.

Предпочтение отдаётся индиви­дуальной работе, которая позволяет создать до­верительную атмосферу, снизить напряжение в общении, что способствует более эффективному процессу реабилитации.

Специфика коррекционно-реабилитационной деятельности социального педагога с детьми, находящимися в социально опасном положении заключается в том, что такие дети, как правило, демонстрируют девиантное поведение, что предполагает учет следующих педагогических принципов при организации с ними взаимодействия:

· опора на положительные качества несовершеннолетнего. Необходимо создавать для ребенка «ситуацию успеха», найти положительные характеристики его поведения и строить работу исходя из этого;

· формирование будущих жизненных устремлений. Помощь социального педагога вместе с психологом должна быть направлена на определение будущей профессии учащегося, выбор в соответствии с этим дальнейшего учебного заведения и места трудоустройства;

· включение несовершеннолетнего, склонного к девиантному поведению, в личностно и социально значимую деятельность, исключение при этом нотаций, упреков, нравоучений;

· глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком. Следует учитывать, что в силу отсутствия у дезадаптированных подростков опыта доброжелательного, спокойного общения, любое воспитательное воздействие встречает активное сопротивление несовершеннолетнего этому действию. Поэтому терпение и выдержка – главные помощники социального педагога в работе с такими детьми.

В процессе реабилитационной социально-педагогической деятельности специалист выполняет следующие функции:

восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до наступления дезадаптации;

компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления исправить те или иные качества личности путем включения его в общественно-полезную деятельность, значимую для подростка; активизации потребностей подростка в самосовершенствовании, самовоспитании на основе самоанализа своих поступков, выработки самокритичного отношения к себе, выбора идеала для подражания, принятия системы определенных нравственных ценностей и критериев оценки своего поведения;

стимулирующую, направленную на активизацию положительной мотивации поступков подростка, формирование у ребенка внутреннего смысла деятельности через различные воспитательные приемы – внушение, убеждение, пример и др.

– корректирующую, которая заключает­ся в исправлении негативных характерологи­ческих изменений несовершеннолетнего;

– социализирующую, направлена на предоставление возможностей несовершеннолет­нему для социального развития и социально­го познания – формирования различных на­выков и умений, повышения социально-пси­хологической компетентности.

Специфика коррекционно-реабилитационной деятельности социального педагога с детьми девиантного поведения в условиях приюта обусловливается категорией детей, с которыми он взаимодействует. Первая категория – это дети, находящиеся в предкризисном или кризисном состоянии.

Предкризисное состояние может быть обусловлено социальной запущенностью ребенка вследствие конфликта в семье или со сверстниками, побегами из дома, непосещением образовательного учреждения. Работа социального педагога с этой категорией детей ориентирована на социальное оздоровление внутреннего мира подростка. Социальный педагог должен владеть приемами экстренной диагностики ситуации, в которую попал ребенок – в семье, в школе, коллективе; выявления причин возникновения социально-личностно-эмоциональных нарушений.

Основными видами деятельности специалиста в этом направлении являются: индивидуальное консультирование; включение подростков в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; индивидуальная работа с системой ценностей ребенка; обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях. Кроме этого необходима работа с семьей с целью установления значимых взаимоотношений между ребенком и родителями, которая предполагает: диагностику педагогических позиций семьи, индивидуальное консультирование, включение родителей в тренинговые группы, направленные на обучение эффективному родительскому взаимодействию с ребенком.

Другого подхода требует ребенок, находящийся в кризисном состоянии, обусловленным его агрессивным поведением. Как правило, такое поведение представляет собой реакцию подростка на проблемную, неразрешимую для него ситуацию. В работе с данной категорией детей используются: экстренная диагностика эмоционального состояния; выявление причин данной проблемы; обучение навыкам разрешения возникающих проблем и умениям управлять своими эмоциями; работа над формированием позитивной «Я-концепции».

Наказание и поощрение таких детей осуществляется по заранее оговоренной схеме (взаимодействия с ребенком), а также согласно рекомендациям психолога и медицинского работника. Используются методы убеждения, внушения, контроля, переключения.

Вторая категория – это бездомные дети. Работа социального педагога с ними включает создание условий для выживания таких детей (организация ночлега, питания, медицинской помощи) и освобождение от негативного опыта прошлой жизни через укрепление веры в себя и свое будущее.

Третья категория – подростки, склонные к употреблению ПАВ. Основной метод работы с такими детьми – патронаж, основная форма работы – организация социально-психологического тренинга, направленного на формирование позитивной «Я-концепции».

Эффективность коррекционно-реабилитационной работы с подростками девиантного поведения зависит от соблюдения следующих условий:

– высокой мотивации всех участников деятельности: ребенка, родителей, социального педагога, специалистов;

– психолого-педагогической компетентности специалистов и руководителей реабилитационного учреждения;

– использования дополнительных средств и привлечения специалистов смежных служб (использование видеокамер, видеозаписи, компьютерных обучающих, коррекционных и диагностических программ; анализ видео- и аудиодокументов; привлечение психотерапевтов, психиатров, клинических психологов, работников МЧС, ИДН, МЗ, компетентных специалистов в области санитарно-гигиенической службы);

– координации деятельности различных государственных служб: образования, здравоохранения, правоохранительных органов.

Работа с дезадаптированными детьми в условиях СПЦ направлена на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое или нейтральное русло; отказ от уголовного или административного преследования подростков, занимающихся бродяжничеством, наркоманией, гомосексуализмом, проституцией и др.; создание специальных служб социальной помощи: суицидологической, наркологической и т.д.

Необходимо помнить, что эффективно взаимодействовать с воспитанником сможет только тот специалист, кто умеет видеть в каждом ребенке уни­кальную личность, творчески подходить к де­ятельности по сопровождению несовершенно­летних, оказавшихся в социально опасном положении и нуждающихся в социальной защите (см. приложение1).

3. Постреабилитационный этап предполагает помощь ребенку после его выхода из социального приюта в восстановлении гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным ученическим и педагогическим коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих социальных проблем, конфликтов и др.

 

Социализация ребенка в условиях ДСП осуществляется на основе оказания ему различных видов помощи (социально-педагогической, педагогической, психологической), которые отражаются в специально разработанной с этой целью программе. Такая программа предназначена для работы с детьми, воспи­тывающимися в неблагополучных семьях, поэтому с учетом этой специфики, она на­правлена на профилактику у детей возможных эмоциональных и личностных наруше­ний, коррекцию неадекватного поведения, раз­витие умений и навыков позитивной коммуника­ции и положительного восприятия.

При работе с данной программой акцент ста­вится на развитии у несовершеннолетних чув­ства эмоционального комфорта, положительно­го отношения к другим, навыков адекватных ре­акций на ситуацию, желания обустраивать свою жизнь, видеть в ней возможности для самореа­лизации. Главное в работе специалистов – научить детей здоровому и полноценному общению с людьми, свободному от зависимости и манипулирования.

Программа должна осуществлять работу в данном направлении комплексно. Кроме то­го, она должна быть рассчитана на воспитанников от млад­шего школьного возраста до подросткового. Так как практика доказала, что ес­ли социально-психологическая помощь детям из неблагополучных семей будет оказана на ста­дии младшего школьного возраста, то возмож­ность формирования у них отклоняющегося поведе­ния будет минимальной.

Общее содержание программы социализации может включать несколько разделов. Приведем названия возможных разделов программы:

• Формирование гендерной культуры;

• Здоровый образ жизни. Гигиена как условие сохранения здоровья и жизни;

• Экономика и ее роль в жизни человека. Воспитание экономики и бережливости;

• Развитие коммуникативной культуры. Общение с детьми и взрослыми;

• Экологическое воспитание. Мир природы вокруг нас;

• Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал счастье жизни;

• Правовые нормы жизни;

• Этические нормы жизни как регулятор поведения людей;

• Формирование умений и навыков труда. Профессиональная ориентация (для старшеклассников).

В каждом представленном разделе могут реализовываться различные виды помощи ребенку.

Социализации ребенка, прежде всего, способствует оказание ему социально-педагогической помощи, которая включает: анкетирование; составление карты сети социальных контактов ребенка; индивидуальные и групповые консультативно-коррекционные занятия; занятия по развитию социального интеллекта «Уроки жизни»; диспуты, доверительные беседы на нравственную тематику; занятия по восстановлению детско-родительских отношений; правовое воспитание; проведение занятий по курсу «Здоровый образ жизни», «Правовые нормы жизни» и т.д.

Оказание ребенку педагогической помощи также преследует цель коррекции личностного развития ребенка и его социализации. Такая программа может быть представлена следующими формами работы: цикл мероприятий «Ты и Родина»; уроки этической грамматики; традиционные праздники (Новый год, 8 Марта и др.) и Дни именинника; занятия в различных кружках приюта и школы; участие в мероприятиях, проводимых в школах и дошкольных учреждениях; познавательные беседы, игры, конкурсы и др. мероприятия различной направленности в приюте; совместная трудовая деятельность; проведение Дней здоровья, различных спортивных мероприятий.

Определенный аспект социализации ребенка заключается в содержании оказываемой ему психолого-педагогической помощи. В этом отношении акцент делается на следующих формах работы: ролевые и развивающие игры; игротерапия и арт-терапия; занятия «САН» (Самочувствие. Активность. Настроение), «Я и социум», «Тропинка к своему Я»; интервью, беседы; консультации; индивидуальные и групповые занятия.

Реализуя названные виды помощи в рамках общей программы специалисты приюта преследуют следующие цели – адаптация и первичная реабилитация детей, снятие у них последствий психоло-гического стресса, преодоление педагогической запущенности, проведение комплекса медицинских мер по оздоровлению, дальнейшая социализация. Важнейший шаг в работе сотрудников приюта по социализации ребенка – укрепление в воспитаннике надежды на будущее, удовлетворение его стремления жить и развиваться в естественной семейной обстановке.

Например, в Мозырском ДСП для более полного удовлетворения интере­сов и потребностей воспитанников, как правило, действуют кружки (экологический, краеведческий, декоративно-прикладного творчества и др.), организуется посещение Мозырского ЦТДиМ. Дополни­тельное воспитание и развитие ребята получают посредством взаимодействия с ближайшей со­циальной средой, для этого организуется тесная связь приюта с учреждениями культуры и спорта, вырабатывается определённая система экскурсионной работы. В течение всего периода пребывания в прию­те воспитанники знакомятся с историей и заме­чательными людьми города и страны, посещают музеи, выставки и т.д. В библиотеках проводятся утренники и кон­курсные программы, беседы, поэтические часы. Со­трудничество детского социального приюта с учреждениями и организациями носит постоян­ный партнёрский характер и повышает эффек­тивность воспитательного воздействия.

В целях успешной социализации детей их жизнь не должна ограничиваться стенами приюта. Дети продолжают заниматься в общеобразовательных школах, с которыми приют поддерживает тесный контакт; при этом учителя и одноклассники могут навещать детей и в стенах приюта. Дети также могут заниматься в студиях и кружках городских и районных центров детского творчества, секциях спортивных школ, посещать художественные и музыкальные школы, принимать участие в досуговых мероприятиях этих учреждений.

Роль воспитателя в процессе реабилитации несовершеннолетнего воспитанника приюта определяется не только отслеживанием режим­ных моментов в жизни ребёнка, но и обязывает педагога находить оптимальные пути его вовле­чения в процесс социализации. Поэтому воспитатели приюта продумывают интересную досуговую программу для воспитанников, в которой активное участие принимают волонтерские группы студентов и учащихся колледжей, училищ и т.д. Такой подход к работе с ребенком, находящимся в социально опасном положении, расширяет сеть его социальных контактов, способствует повышению его уровня развития, межличностной коммуникации и самооценки, содействуя этим успеху его дальнейшей социализации.

В работе воспитателя и педаго­га социального приоритет отдаётся приёмам опосредованно­го педагогического воздействия. В центре внимания должны быть воздержание от излишней назидательности, развитие детей через соз­дание воспитывающих ситуаций, приобщение воспитанников к различным видам деятельности, одна из кото­рых – трудовая.

Все специалисты должны выполнять свои функции согласно собственной профессиональной компетентности с постоянным уточнением и обменом информации о ребенке. Эти требования вырабатываются с учетом социально одобряемых и социально приемлемых моделей поведения воспитанников и утверждаются всеми субъектами, осуществляющими работу по социализации детей, после чего предъявляются воспитанникам СПЦ (приюта) как условия их проживания в учреждении.

Немаловажным фактором социализации воспитанников является этика взаимоотношений между субъектами взаимодействия в ДСП, которая должна быть для детей примером для подражания в процессе коммуникации. На этой основе не допускаются панибратские отношения, нарушение единства требований к ребенку, манипулятивное поведение, решение сотрудниками межличностных конфликтов в присутствии детей, обсуждение других членов трудового коллектива с воспитанниками СПЦ.

Особенность приюта состоит в том, что это учреждение временного пребывания. Сроки пребывания каждого ребенка в приюте индивидуальны, как и программа его реабилитации. Тех детей, у которых больше нет возможности вернуться в семью или к опекунам, направляют в дома ребенка (в возрасте от 1 г. до 3 лет), в детские дома и школы-интернаты или определяют на замещающие формы жизнеустройства – приемные семьи. В этом отношении важным элементом социализации является психолого-педагогическая и социально-педагогическая подготовка ребенка к новым условиям жизнедеятельности в рамках той формы, которая ему далее определена.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 7563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.