Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планировка аэропорта




Классификация аэропортов и воздушных трасс

Техническая основа воздушного транспорта

 

Техническую основу воздушного транспорта составляют: летательные ап­параты, аэропорты, воздушные линии (трассы), авиаремонтные заводы.

Регулярные полеты транспортных самолетов совершаются по воздуш­ным линиям.

Воздушной линией называется утвержденный постоянный маршрут регулярных полетов транспортных самолетов между двумя или несколь­кими населенными пунктами с аэродромами и необходимым наземным оборудованием.

Земная поверхность, над которой проходит воздушная линия, является трассой этой линии. Ширина трассы воздушной линии - 30 км (по 15 км на каждую сторону от линии пути).

Воздушные линии и их трассы делятся на отдельные участки, называе­мыми перегонами. Раздельными пунктами воздушной линии являются аэ­родромы и аэропорты.

Воздушные линии бывают: местные, соединяющие районы и населен­ные пункты между собой, а также со столицами и центрами областей, и международные, которые выходят за пределы государственных границ.

Аэропорты и аэродромы. Аэропортом называется предприятие, осуществляющее регулярный прием и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полетов воздушных судов и имеющее для этих целей аэродром, вокзал, другие наземные со­оружения и необходимое оборудование.

Аэропорты постоян­ного базирования само­летов одного или не­скольких летных под­разделений гражданской авиации называются ба­зовыми. Аэропорты (аэ­родромы), предназна­ченные для непредви­денной посадки самоле­тов, называются запас­ными.

Аэродромом (от греческих слов aer - воздух, dromos - бег, т.е. ме­сто для бега воздушных судов) называется специально подготовленный зе­мельный участок, имеющий комплекс сооружений и оборудования для взлета, посадки, руления и обслуживания самолетов.

Различают аэродромы: постоянные, оборудованные для регулярной эксплуатации, и временные, подготовленные для производства полетов в те­чение какого-либо ограниченного срока.

Практическое значе­ние классификации аэропортов состоит в том, что она позволяет установить на перспективу не менее 20 лет для каждого класса аэропорта технологиче­ские, строительные и эксплуатационные требования, предусмотреть в их проектных решениях прогрессивную технологию и оборудование для об­служивания перевозочных процессов и полетов воздушных судов. Только при этом условии новый или реконструируемый аэропорт ко времени ввода в действие всех предусмотренных проектом объектов будет соответствовать требуемым уровням развития авиационной техники и обслуживания пасса­жиров, отвечать требованиям безопасности и регулярности полетов и тре­бованиям архитектуры.

В зависимости от назначения, аэропорты гражданской авиации разделя­ются на международные и местные. Отнесение аэропорта к той или иной группе по назначению производится в зависимости от того, по каким воз­душным трассам осуществляются полеты из данного аэропорта.

Воздушная трасса - коридор в воздушном пространстве, ограниченный по высоте и ширине, предназначенный для выполнения полетов воздушны­ми судами всех ведомств, обеспеченный трассовыми аэродромами и обору­дованный средствами радионавигации, контроля и управления воздушным движением. Воздушные трассы подразделяются на международные и мест­ные воздушные линии.

К международным относят воздушные трассы, выделенные для выпол­нения международных полетов.

Местные воздушные линии - воздушные трассы, проложенные между населенными пунктами в пределах территориального управления (произ­водственного объединения) гражданской авиации.

К международным относят аэропорты, выделенные для приема, выпуска и обслуживания воздушных судов, выполняющих международные полеты и имеющие пункты пограничного, таможенного и карантинного контроля.

К местным - аэропорты, в которых основной объем перевозок осущест­вляется по местным воздушным линиям (МВЛ).

Важным классификационным признаком является также объем пассажирских перевозок в аэропорту. За основу классификации принимается го­довой объем пассажирских перевозок (годовая интенсивность движения пассажиров), т. е. суммарное количество всех прилетающих и вылетающих в течение года пассажиров, включая и пассажиров, транзитных рейсов. В за­висимости от годового объема пассажирских перевозок аэропорты делятся на пять классов.

Аэропорты с годовым объемом пассажирских перевозок более 10 млн человек относят к внеклассным аэропортам, а с годовым объемом перевозок менее 100 тысяч человек - к неклассифицированным.

- Ил-62; Ил-62М; Ил-86, Ил-76 и другие маги "тральные дальние само­леты I класса;

- Ту-154 Ту-154М; Ту-134; Як-42; Ан-12 и другие магистральные средние самолеты I и II классов;

- Ан-24; Ан-26; Ан-30; Як-40 и другие магистральные ближние само­леты II и III классов;

Деление самолетов на группы используется только при проектировании зданий и сооружений аэропортов. Такая группировка самолетов позволяет формулировать многие технологические, эксплуатационные и строительные требования к элементам аэродромов, зданиям, сооружениям и оборудова­нию аэропортов, определяемые не каждым конкретным самолетом, а от­дельной группой самолетов, близких по своим летно-техническим характе­ристикам.

Классификационные показатели аэропортов с течением времени изме­няются в соответствии с развитием авиационной техники и увеличением потребностей народного хозяйства и населения в воздушных перевозках.

При у становлении классификационных показателей аэропортов прежде всего учитывают данные долгосрочного прогноза на перспективу не менее 20 лет объемов перевозок в целом по стране, отдельным экономическим районам и конкретным аэропортам.

Классификационные показатели аэропортов в процессе развития воз­душного транспорта периодически пересматривается. Это обусловлено воз­растающими потребностями воздушных перевозок, изменениями летно­-технических характеристик самолетов, внедрением более прогрессивных планировочных схем аэропортов, совершенствованием систем навигации, посадки и другими факторами.

Для размещения современных аэропортов тре­буются значительные по площади земельные участки. Например, для аэро­порта I класса требуется территория площадью 400-500 га. Некоторые вне­классные аэропорты имеют площадь до 1000 га и более. В пределах этой территории должно быть размещено с соблюдением установленных требо­ваний большое число функционально связанных между собой зданий и со­оружений.

Генеральный план - одна из важнейших частей проекта аэропорта, опре­деляющая его расположение на местности, комплексное решение планиров­ки и благоустройства территории, расположение на ней зданий, сооруже­нии, транспортных коммуникаций, инженерных сетей, оборудования систем управления воздушным движением, радионавигации и посадки воздушных судов и организацию социально-бытового обслуживания. В генеральном плане сосредоточиваются результаты решения большого комплекса взаимо­связанных задач - технологических, градостроительных, архитектурно-­строительных, санитарно-гигиенических, социальных, экологических, эко­номических. Генеральный план - один из исходных документов, на основе которого определяют сметную стоимость строительства (реконструкции) аэропорта и разраба­тывают проект организации строительства.

На генеральный план наносят проектируемые, существующие, реконст­руируемые и подлежащие сносу здания и сооружения; дороги всех видов, благоустройство и озеленение территории; площади для возможного расширения аэропорта (если это предусмот­рено заданием на проектирование). На генплане помещают розу ветров. Генплан включает в себя пояснительную записку, содержащую краткую характеристику согласованного в установ­ленном порядке участка для строительства, Обоснования принятых решений по компоновке генплана, транспорту, инженерным сетям, благоустройству территории и основные показатели (площадь, занимаемая аэропортом, плотность застройки и др.).

Генеральный план аэропорта должен обеспечивать наиболее благопри­ятные условия для производственных процессов в аэропорту, рациональное и экономное использование земельных участков и наибольшую эффектив­ность капитальных вложений. Исходя из этого общего положения генераль­ный, план аэропорта должен удовлетворять требованиям:

обеспечения безопасности и регулярности полетов воздушных судов. Реализация этого требования при проектировании генпланов аэропорта достигается обоснованным выбором размеров элементов аэродрома (ЛП, РД, перронов, МС); ограничением высотных препятствий в пределах приаэродромной территории; ориентированием ЛП относительно направления гос­подствующих ветров; взаимным размещением элементов аэродрома (на­пример, взаимное удаление двух ВПП, РД и ВПП и т. п.); выбором место­положения аэродрома и направления ЛП относительно других ближайших аэродромов и др.;

функционально-технологическим. Каждое здание и сооружение пред­назначено для выполнения определенных технологических операций. Тех­нологический процесс определяет, таким образом, функциональные связи между зданиями и сооружениями. В генеральном плане аэропорта отража­ется вся система этой функциональной взаимосвязи. От того, как размеще­ны здания и сооружения на генплане, в значительной степени зависят усло­вия, время и экономичность выполнения технологических операций;

градостроительным. Эти требования учитывают размещение аэропор­та относительно города и его функциональные связи с селитебными терри­ториями и транспортными магистралями;

архитектурно-строительным. Реализация этого требования находит отражение в унификации объемно-планировочных решений зданий и со­оружений, формирующих аэропорт, в использовании типовых проектов, ре­комендуемых примерных схем генпланов аэропортов, соблюдении строи­тельных норм и правил проектирования генеральных планов;

санитарно-гигиеническим. Они предусматривают размещение аэро­порта, зданий и сооружений на его территории учетом исключения вредно­го воздействия производства на здоровье людей, пребывающих в аэропорту и на санитарно-бытовые условия жизни населения в окрестностях аэропор­та;

социальным. Они обеспечивают наилучшие условия пребывания пас­сажиров на территории аэропорта, труда и отдыха людей, работающих в аэ­ропорту и проживающих в его окрестностях. При проектировании генпла­нов это находит отражение, например, в мероприятиях по благоустройству территории аэропорта, организации транспорта и пешеходного движения, создании системы социально-бытового обслуживания и др.;

экологическим. Эти требования обеспечивают охрану, наиболее пол­ное восстановление и обогащение окружающей среды в процессе строи­тельства и эксплуатации аэропорта;

экономическим. Они обусловливают высокую экономическую эффек­тивность принимаемых при проектировании генплана решений;

эстетическим. Эти требования обеспечивают архитектурно-­художественную выразительность комплекса зданий и сооружений аэро­порта.

При проектировании аэропорта все службы на его территории распола­гаются обычно в двух зонах - летной и служебной, кроме того, выделяется третья, жилая зона.

Летная зона включает в себя летное поле с взлетно-посадочными поло­сами, рулежные дорожки, полосы подхода, приаэродромную территорию, перроны, места стоянок самолетов.

Летное поле - это рабочая часть аэродрома, предназначенная для разбе­га самолетов при взлете и пробега их при посадке. Оно состоит из одной или нескольких летных полос. Поверхность летной полосы должна быть ровной или иметь уклон не более регламентированного. Летная полоса, расположенная по направлению господствующих ветров, называется главной летной по­лосой. Часть летной полосы, которая имеет искусственное покрытие, на­зывается взлетно-посадочной полосой (ВПП). Длина ВПП составляет от 1500 до 3500 м, ширина - 60-80 м. Вдоль ВПП располагаются радио- и све­тотехнические средства, используемые для посадки самолетов ночью и днем при плохой видимости земли.

Рулежные дорожки предназначены для движения самолетов от ВПП к местам стоянок и перронам.

Местами стоянок самолетов (МС) называются специально оборудо­ванные площади для хранения и технического обслуживания самолетов.

Часть территории аэродрома, примыкающая к летному полю (летной полосе) со стороны взлета и посадки самолетов, называется полосой под­хода, или полосой безопасности, а примыкающая к боковым границам летной полосы - обочинами.

Приаэродромной территорией называется окружающая аэродром мест­ность, на которой в целях безопасности полетов ограничивается высота зда­ний и сооружений. Воздушное пространство над ней называется приаэро­дромной зоной.

Воздушное пространство над аэродромом и приаэродромной территори­ей называется аэроторией.

Служебная зона включает в себя: служебные здания для размещения служб аэропорта и летных подразделений, аэровокзал, здания и сооруже­ния службы технической эксплуатации.

Жилая зона аэропорта объединит территорию, где располагаются со­оружения жилого, хозяйственного и культурно-бытового обслуживания личного состава аэропорта и летных подразделений и их семей.

Гидроаэропорты. Они оборудуются для обеспечения регулярных поле­тов гидросамолетов.

Гидроаэропорт имеет акваторию - водное пространство для взлета и посадки самолетов, и территорию для хранения и технического обслуживания самолетов, размещения служебных и технических зданий и других устройств.

Акватории устраиваются в виде круга, квадрата или нескольких лет­ных полос, размеры которых зависят от типа гидросамолетов, общая длина от 1500 до 3000 м, ширина 200-400 м при глубине акватории 1,5-4 м.

Авиаремонтные заводы - предприятия, обеспечивающие соответст­вующие виды ремонта одного или нескольких типов самолетов и вертоле­тов.

Парк летательных аппаратов состоит в основном из самолетов и вер­толетов и является ведущим звеном воздушного транспорта.

С а м о л е т представляет собой аппарат тяжелее воздуха, полет которо­го становится возможным благодаря взаимодействию силы тяги двигателей и возникающей (при движении) под ее воздействием подъемной силы крыла. Каждый самолет состоит из планера, тяговых двигателей, шасси и комплекса агрегатов и приборов для обеспечения функционирования всех систем самолета и управления им.

В е р т о л е т - аппарат, подъем и полет которого осуществляется с помощью несущего воздушного винта с длинными лопастями, закреплен­ными на вертикальном валу.

Вертолеты по назначению подразделяют на пассажирские, грузовые, санитарные, сельскохозяйственные, пожарные, спортивные и другие.

Самолеты гражданского воздушного флота по назначению подразделя­ются на пассажирские, грузовые, учебные, спортивные и специализирован­ные (для обслуживания различных отраслей народного хозяйства).

Различают самолеты по типу двигателей (поршневые, турбинные, тур­бореактивные), числу двигателей, их размещению, типу шасси: сухопут­ные, гидросамолеты, амфибии) и другим признакам.

Важнейшими технико-эксплуатационными параметрами летательных аппа­ратов является вместимость (для пассажирских) и грузоподъемность (для грузовых) самолетов, а также скорость и дальность полета. По скорости по­лёта различают самолеты дозвуковые, летающие со скоростями менее ско­рости звука (М), как правило, 0,8М, и сверхзвуковые, крейсерская скорость которых превышает число Маха (М = 1188 км/ч) - скорость звука в воздухе.

В зависимости от длительности беспересадочного полета (L) различают самолеты магистральных сообщений • дальние (L = 6000 км и более); средние (L = 2500...6000 км); ближние (L = 1000...2500 км); самолеты мест­ных воздушных линий (L = до 1000 км).

Самолеты с взлетной массой более 75 т относят к I классу, от 30 до 75 т ко II, от 10 до 30 т - к III и с массой менее 10 т - к IV классу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 4209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.