Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преимущества сбыта благодаря близости покупателей;

Использовать наднациональные организационные струк­туры экономического содержания (ЕС, МВФ, ВТО и т.п.).

Вопрос 36 Совместные и иностранные предприятия, их роль в оздоровлении экономики

Вопрос 35 Финансовый рынок и его значение,.

Вопрос 34 Финансово-промыщленные группы и их значение для оздоровления экономики.

Вопрос 33. Холдинги и концерны как формы финансового оздоровления экономики

Вопрос 32. Процедуры банкротства.

Вопрос 31. Финансовая несостоятельность и банкротство и их государственное регулирование.

Вопрос 30. Реструктуризация организационно-правового устройства предприятий и ее влияние на качество хозяйствования.

Вопрос 29. Формы финансового оздоровления экономики в переходный период.

Вопрос 28. Государственный долг, его виды.

Вопрос 27. Формы государственного кредита

Вопрос 26. Необходимость и сущность государственного кредита

Материальной основой финансов ВЭД являются централи­зованные и децентрализованные фонды денежных средств, по­лученные от внешнеэкономической деятельности как в инос­транной, так и в национальной валюте;.

Вопрос 25. Сущность финансов внешнеэкономической деятельности.

С 1 января 2003 года на всей территории РБ вступил в силу Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 года “Об индивидуальном учете в системе государственного социального страхования”, что явилось очень важным этапом в сложном деле реформирования пенсионной системы Беларуси.

Вопрос 24. Пенсионная система РБ

Вопрос 23. Формирование и использование фонда соцзащиты

Вопрос 22. Сущность и содержание социального страхования.

Вопрос 21. Страховой рынок, его социально-экономическое содержание.

Вопрос 20 Экономическая сущность и функции страхования

Вопрос 19 Основные направления использования финансов в регулировании экономики

Вопрос 18 Закон Вагнера

Понятие расходов, их классификация

Порядок формирования доходной части бюджета

 

Центральным показателем государственного бюджета является величина его доходов. Сумма доходов определяет расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа. Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Анализ формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что существует три основных канала денежных поступлений в бюджет:

Государственное имущество, общегосударственные ресурсы. За пользование ими могут взиматься плата, вноситься определенные взносы.

Обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде различных налогов и сборов.

Привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации других ценных бумаг, лотерей, части вкладов в государственные банки и др.

В свою очередь, доходы бюджета подразделяются на такие виды как: налоговые, неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Не менее актуально второе направление бюджетной политики – государственные расходы. Вообще, расходы государственного бюджета — это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

В первую очередь, расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы, в основном, соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.

Важный признак классификации расходов бюджета - предметный.

При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:

1) финансирование народного хозяйства;

2) финансирование социально-культурных мероприятий;

3) финансирование науки;

4) финансирование обороны;

5) содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;

6) расходы по внешнеэкономической деятельности;

7)создание резервных фондов;

8) расходы по обслуживанию государственного долга;

9) прочие расходы и выплаты.

Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ.


Для более глубокой характеристики бюджета государства, функционирующего в условиях трансформационной экономики, следует учесть факт усиления его роли в регулировании общественных процессов.

С развитием государства и усложнением выполняемых им функций в ряде развитых стран произошел беспрецедентный рост расходов их бюджетов. Это явление было предсказано немецким экономистом А. Вагнером в XIX в. Он обратил внимание на то, что темпы роста государственных расходов в странах Западной Европы опережают темпы роста промышленного производства.

А. Вагнер одним из первых попытался объяснить рост государственных расходов на основе сформулированного им "закона возрастающей государственной активности" (закон Вагнера), в соответствии с которым государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем объемы производства и национальные доходы.

Проанализировав ход развития ряда западноевропейских стран, переживавших быстрый рост промышленности, А. Вагнер пришел к выводу, что социальный прогресс вызвал растущую государственную активность, которая, в свою очередь, привела к увеличению расходов правительства.

Это положение он аргументировал следующим образом. Во-первых, в связи с развитием экономики и углубляющимся разделением труда усложняются экономические отношения в обществе; государству с целью поддержания эффективной и действенной экономики, а также правопорядка потребуется больше средств на содержание правоохранительных органов, полиции, предоставления юридических услуг. Во-вторых, новые технологии создадут потребность в больших количествах капитала, необходимого для производства, который может быть обеспечен только акционерными компаниями либо государственными корпорациями. В-третьих, А. Вагнер увидел растущую государственную активность в таких сферах, как здравоохранение и образование, где выгоды от предоставляемых услуг невосприимчивы к экономической оценке.

Понимая определенную ограниченность рынка, А. Вагнер рассматривал государство как "органический" институт, способный восполнять пробелы в функционировании рыночного механизма путём государственных расходов.

Его выводы сводились к тому, что тенденция роста государственных расходов, которую он наблюдал, сохранится в промышленных странах до тех пор, пока их развитие будет идти по восходящей. Эти прогнозы были испытаны в ряде стран и всегда подтверждались. Современные экономисты называют это явление законом А. Вагнера, действие которого проверяется расчетом доли государственных расходов в ВВП.

Современное государство использует бюджет для воздействия на производство, накопление, потребление и другие стороны воспроизводства.

В условиях углубления рыночных реформ основные задачи бюджетной политики состоят в следующем:

Удержать экономику от спада производства;

обеспечивать финансовую стабилизацию;

стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе;

укрепить доходную базу бюджета за счёт совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;

создать систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов.

 

 

Одной из форм регулирования экономики является саморегулирование. Саморегулирование характеризуется методами формирования финансового потенциала в раз­ных звеньях сферы материального производства, которые вырабатывают сами участники производства (производст­во и сбыт продукции, распределение денежных доходов и прибыли).

Основным государственным регулятором для негосу­дарственных предпринимательских структур является система налогообложения и управления процентными ставками звеньев кредитной системы, страхования. Меха­низм бюджетной поддержки для этого сектора экономики практически не используется. Развитие малого бизнеса и предпринимательства является самым эффективным на­правлением и в перспективе может стать одним из основ­ных источников увеличения национального богатства.

Вместе с саморегулированием большое влияние на структурную перестройку экономики оказывает государ­ственное вмешательство в экономику. Такое вмеша­тельство необходимо в связи с финансовой поддержкой приоритетных направлений экономики, развитием объек­тов производственной и социальной инфраструктуры и т. п. Вмешательство государства в экономику происходит с помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных ассигнований.

Существуют различные рычаги регулирования эконо­мики. На макроуровне такими рычагами являются звенья финансовой системы: госбюджет, система страхо­вания, кредитная система и др.

Главный инструмент регулирования воспроизводст­венных пропорции на микроуровне — финансы предпри­ятий. С их помощью происходит регулирование воспроизводства структуры производимого продукта, обеспечи­вается финансирование потребностей расширенного вос­производства. Регулирование воспроизводственного про­цесса осуществляется также с помощью банковского кредита, процесса страхования, амортизационной политики, бюджета при использовании механизма налогообложе­ния, предоставления налоговых льгот, выделения бюд­жетных субсидий.

Финансовое регулирование экономики происходит в трех формах: самофинансирование, кредитование и госу­дарственное финансирование.

Самофинансирование базируется на использова­нии собственных финансовых ресурсов субъектов хозяй­ствования, а при их недостатке используются кредитные ресурсы или заемные в форме выпуска денных бумаг.

Кредитовани е — способ финансового обеспечения воспроизводственного процесса за счет ссуд банка, предо­ставляемых на условиях срочности, платности и возврат­ности.

Государственное финансирование производит­ся на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов.

На практике все перечисленные формы финансового обеспечения воспроизводственных затрат применяются одновременно.

Можно выделить следующие основные направления инвестирования финансовых ресурсов: а) финансирова­ние структурной перестройки экономики в направлении развития приоритетных для республики направлений; б) финансирование и финансовая поддержка наукоемких технологий и производств, основанных на национальных сырьевых ресурсах; в) финансирование новых перспек­тивных конкурентоспособных отраслей, направлений и отдельных производств; г) финансирование затрат, свя­занных с развитием непроизводственной инфраструкту­ры, воспроизводством рабочей силы, повышением ее квалификации, развитием науки, профессиональной тонкой кадров и ориентацией их на новые технологии.

Экономическое стимулирование через систему стимулирующих поощрительных фондов реализуется в форме создания фондов экономического стимулирования на самих предприятиях с установлением фондообразующих показателей для их формирования в зависимости левых ориентиров, которые устанавливает государство, через финансовую политику. В качестве ориентиров могут быть рост доходности и рентабельности, рост производства продукции, в том числе конкурентоспособности продукции, качественные показатели. Стимулирующее значение имеет и система финансовых льгот и санкций.

Страхование играет ведущую роль в компенсации ущербов, и потребность в нем возрастает вместе с развитием экономики и цивилизации общественных отношений. Страхование представляет собой экономические отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов, а также по оказанию помощи гражданам при наступлении различных событий в их жизни

Важная роль страхования в системе общественного воспроизводства предполагает наличие сферы страховых услуг, соответствующей типу экономического развития государства. Основными признаками страхования являются:

1) страхование носит целевой характер;

2) страхование носит вероятностный характер;

3) страхование характеризуется возвратностью.[2]

Объектом страхования признаются имущество, жизнь, риск и другие объекты, с которыми связаны страховые интересы: имущественные интересы юридических и физических лиц, а также личные неимущественные интересы физических лиц.[3]

Роль страхования проявляется в следующих основных направлениях: а) снижение степени риска неблагоприятного исхода операций; б) экономическая стабильность за счет возмещения ущерба и потерь; в) участие временно свободных средств страховых фондов в инвестиционной деятельности; г) пополнение доходов государственного бюджета за счет части прибыли страховых организаций.

Страховщиками (страховыми организациями) признаются коммерческие организации, созданные для осуществления страховой деятельности и имеющие лицензии на соответствующий вид страхования. [4]

Страховщик вырабатывает условия страхования (в частности, обязуется возместить страхователю ущерб при страховом событии) и предлагает их своим клиентам – юридическим лицам (предприятиям, организациям, учреждениям) и физическим лицам (отдельным частным гражданам).

Страхователи – юридические и физические лица, заключившие договор страхования, либо являющиеся страхователями в силу закона (при обязательной форме страхования) и уплачивающие страховые взносы (по договору или по закону). Страховая выпл ата – выплата страховой суммы (части ее) страхователю или застрахованному (при личном страховании) или страховое возмещение (при имущественном страховании) при наступлении страхового случая. Страховой случай – это совершившееся страховое событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или третьему лицу. Страховая услуга – специфический товар, предлагаемый на страховом рынке.Страхование осуществляется в основном в денежной форме.Страхование осуществляется на основании договоров страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). В мировой практике этот договор получил название полис (от франц. “police” – расписка). Полис – документ (именной или на предъявителя), удостоверяющий заключение страхового договора и содержащий обязательство страховщика выплатить страхователю при наступлении страхового события определенную условиями договора сумму денег (страховую компенсацию или возмещение).Договор страхования должен быть заключен в письменной форме.

По договору страхования одна сторона (страховщик) обязуется при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или третьему лицу (выгодоприобретателю), в пользу которого заключен договор, причиненный вследствие этого события ущерб застрахованным по договору интересам в пределах определенной договором суммы (страховой суммы), а другая сторона (страхователь) обязуется уплатить обусловленную договором сумму (страховой взнос, страховую премию).

Экономическая сущность страхования находит свое воплощение в функциях, отражающих в реальности общественное предназначение данной категории. Функции являются внешними формами, позволяющими выявить особенности страхования как части (подсистемы) финансовой системы страны. Страхование как часть финансовой системы также выражает свою экономическую сущность, прежде всего через распределительную функцию. Распределительная функция страхования в свою очередь находит конкретное воплощение в реализации специфических функций, свойственных только страхованию: а) рисковой; б) предупредительной; в) сберегательной.

 

Взаимодействие сторон, заинтересованных в заключении страховых соглашений и достижении результативности страховых операций, происходит на страховом рынке. Основными условиями функционирования страхового рынка являются: а) потребность в страховых услугах и страховщиках, способных удовлетворить эти потребности; б) наличие страхового законодательства; в) разработка концепции страхования, включающей методологию формирования страховых тарифов, инвестиционной деятельности и т.д. г) признание страхования в качестве инструмента управления экономикой; д) достаточно высокая страховая культура населения.

Страховой рынок РБ характеризуется, следующими основными чертами. С одной стороны – а) наличием более 2-х десятков страховых организацией государственной и негосударственной формы собственности, практически все из которых, за редким исключением, работают на рынке больше 10-12 лет и по праву завоевали доверие своих клиентов;

б) достаточно высокой степенью присутствия страховщиков через филиалы, представительства и сеть страховых агентов в регионах республики;

в) наличием нескольких брокерских компаний – профессиональных страховых консультантов, позволяющих своим клиентам заключать договора страхования на лучших условиях с последующим их сопровождением, включающем содействие в получении страховых выплат;

г) высоким уровнем профессиональной подготовки специалистов страховых организаций и страховых брокеров;

д) отсутствием "серых" страховых схем, достаточной открытостью и прозрачностью;

е) высокой подконтрольностью со стороны государства;

ж) готовностью страховщиков к работе с большим объемом договоров и к предложению на рынке новых страховых продуктов и программ.

С другой –

а) своеобразной государственной политикой в области страхования пока не рассматривающей страхование как наиболее эффективную систему защиты рыночной экономики от предполагаемых рисков, как фактор экономической стабильности и стимул расширения предпринимательской деятельности, как средство формирования долгосрочных инвестиционных ресурсов;

б) неустойчивостью страхового законодательства почти не направленного на стимулирование развития страхования, на актуализацию самой идеи страхования и формирование т.н. страховой культуры общества;

в) низкой страховой культурой населения, руководства предприятий, недооценивающих возможности страхования, как механизма передачи своих рисков и убытков третьему лицу (страховщику), привыкших не оценивать последствия наступления возможных событий и готовых покрывать возникающие убытки за счет иных "традиционных" источников (прибыль предприятия, различные выплаты и пособия из госбюджета и т.п.);

г) приоритетным развитием обязательных видов страхования, объем сборов по которым за последние несколько лет достиг почти 70,0% от общей суммы страховых взносов.

Атрибутами страхового рынка являются:

1) страховщик (продавец);

2) страхователь (покупатель);

3) страховая услуга (товар).[1]

Значительный объем операций на страховом рынке осуществляют страховые посредники, к которым относятся:

а) Страховые агенты – физические или юридические лица, действующие от имени и по поручению страховщика в соответствии с предоставленными полномочиями. Страховые агенты представляют интересы одной страховой компании и получают комиссионное вознаграждение. Крупные страховщики имеют широкую сеть страховых агентов. Страховые агенты осуществляют операции по заключению договоров имущественного и личного страхования;

б ) Страховые брокеры – юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие независимую посредническую деятельность по страхованию от своего имени и представляющие интересы страхователя или страховщика. Страховые брокеры владеют информацией о конъюнктуре страхового рынка, финансовом положении страховых компаний и в качестве услуги предлагают наиболее выгодные условия страхования для своих клиентов.

Брокерские услуги широко применяются в практике перестрахования.

Перестрахование п редставляет собой систему экономических отношений, при которой страховщик часть ответственности по принятым на себя рискам передает другим страховщикам с целью создания сбалансированного страхового портфеля, обеспечения финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций. Страховой портфель – фактическое количество застрахованных лиц, объектов или действующих договоров страхования на данной территории или на предприятии.[1]

Страхование проводится специализированными страховыми компаниями, которые могут быть государственными и негосударственными. Страховые компании – это финансовые посредники, которые специализируются на предоставлении страховых услуг. Их деятельность состоит в формировании на основании договоров с юридическими и физическими лицами (через продажу страховых полисов) специальных денежных фондов, из которых осуществляются выплаты страхователям денежных средств в обусловленных размерах в случае наступления определенных событий (страховых случаев). Сфера их деятельности может охватывать внутренний (ограниченный), внешний или смешанный страховой рынок. Тем самым страхование в условиях развитого страхового рынка осуществляется как внутри данной страны, так и за рубежом.

Страховые компании различаются:

а) по величине активов, объему поступлений страховых взносов, другим экономическим показателям, определяющим место на рынке, выделяют: крупные;средние;мелкие.

б) по сфере деятельности выделяют:

1) универсальные страховые компании, характеризующиеся широким объемом операций в различных сегментах рынка;

2) специализированные страховые компании, ориентированные на обслуживание страховых интересов отдельных физических и юридических лиц.

По сфере деятельности также следует выделить национальные и иностранные страховые компании, а также страховые организации, создаваемые в форме предприятий с участием иностранного капитала.

в) по форме организации бывают:

1) государственные страховые организации;

2) акционерные страховые компании;

3) общества взаимного страхования;

4) объединения страховщиков.[6]

Особыми формами страхования являются перестрахование и сострахование.

Перестрахование – операция между двумя страховыми компаниями, при которой одна из них принимает часть (или всю сумму) риска по страховому договору в обмен на выплату страховой премии. Компания, принявшая на страхование объект, перестраховывает его уже от своего имени и за свой счет. Главное в перестраховании – дробление крупных рисков для сокращения доли убытка при наступлении страхового события. Один застрахованный объект может быть по частям перестрахован в нескольких страховых организациях. Сострахование – страхование объекта страхования по одному договору совместно несколькими страховщиками. При этом в договоре должны содержаться условия, определяющие права и обязанности каждого страховщика.

 

Социальное страхование непосредственно связано с системой соцзащиты населения, наличие которой характерно для всех стран. Уровень этой системы зависит от экономических условий, культурно-исторических особенностей, политической культуры, состояния общественного движения. В период обострения экономических проблем и социальной направленности необходимость ее расширения становится наиболее значимой и актуальной. Важным приоритетом системы является поддержка нетрудоспособных граждан, для которых обособляется часть созданного валового продукта посредством формирования и использования специальных денежных фондов. Строится система на сонове многосторонней ответственности государства, негосударственных структур, общественных объединений.

Государственное социальное страхование является частью системы социального обеспечения, организованной государством в интересах застрахованных с целью обеспечения государственных гарантий от возможных последствий социальных и/или профессиональных рисков и заключается в материальном обеспечении застрахованных лиц, оказании

им социальной, медицинской и реабилитационной помощи.

Объекты государственного социального страхования – социальные (профессиональные) риски, связанные с имущественными и иными интересами застрахованного лица, обусловленные наступлением страхового случая. Субъекты государственного социального страхования – физические и юридические лица, находящиеся в правовых отношениях в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании:а) государство (в лице органов соответствующей исполнительной власти),

б) страховщики, страхователи, застрахованные лица.

Социальное страхование может быть обязательным и добровольным.

Основными принципами государственного социального страхования являются:а) гарантированность соблюдения прав граждан по защите от социальных (профессиональных) рисков и выполнения обязательств по государственному социальному страхованию независимо от финансового положения страхователя и страховщика;б) паритетность представителей всех субъектов государственного социального страхования в управлении государственным социальным страхованием (представители государства, страховщика, объединенийработодателей и работников в лице профсоюзов или иных органов);в) всеобщность и обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджет государственного социального страхования;г) дифференциация страховых взносов на государственное социальное страхование в зависимости от уровня социального (профессионального) риска; д) ответственность государства за использование, размещение и сохранность средств государственного социального страхования; и др.

 

 

Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее-Фонд) относится к государственным внебюджетным страховым фондам, является органом государственно управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства по труду и социальной защиты.

Денежные средства Фонда являются республиканской собственностью, не входят в состав бюджета РБ, не подлежат изъятию, хранятся на счетах Фонда в банка. Имущество закрепляется за Фондом на праве оперативного управления.

Для обеспечения деятельности Фонда создается его центральный аппарат, а так же аппараты местных органов Фонда – областные, минское городское управление и их городские, районные и районные в городах отделы.

Фонд, его областные, минское городское управление – являются юридическими лицами, имеют счета в банках, в том числе валютные, а также печать с изображением государственного герба РБ и со своим наименованием.

Обеспечение деятельности Фонда производится в пределах средств на его содержание, утвержденных Советом Министров РБ.

Главными задачами Фонда являются:

1) сбор, аккумуляция обязательных страховых взносов и иных платежей на государственное социальное страхование;

2) финансирование расходов на пенсии, пособия, санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, и иные выплаты в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.

3) Организация и внедрение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования.

4) Осуществление расширенного воспроизводства средств Фонда на основе принципа самофинансирования;

5) Проведение разъяснительной работы среди плательщиков обязательных страховых взносов и застрахованных по вопросам деятельности Фонда;

6) Сотрудничество с аналогичными Фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам государственного социального страхования, находящемся в компетенции Фонда.

В целях обеспечения выполнения указанных задач Фонд:

1) осуществляет сбор и аккумуляцию обязательных взносов и иных платежей на государственное социальное страхование;

2) финансирует выплаты пенсий, пособий и иные расходы по государственному социальному страхованию, предусмотренные законодательством РБ;

3) готовит предложения о размерах обязательных страховых взносов в Фонд для внесения их в установленном порядке в Совет Министров РБ;

4) осуществляет контроль за своевременным и полным поступление обязательных и страховых взносов и иных платежей и, согласно действующему законодательству принимает соответствующие меры к плательщикам, нарушающим порядок их уплаты;

5) предоставляет отсрочку по уплате пени и иных финансовых санкций в порядке, определенном Правлением Фонда;

6) контролирует правильность использования средств, направляемых на финансирование пенсий, пособий и других выплат по государственному социальному страхованию;

7) осуществляет в установленном законодательстволм и международными договорами РБ порядке выплату пенсий и пособий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за границу;

8) руководит работой местных органов Фонда и оказывает необходимую методическую помощь, и др.

Зачисление средств Фонда на соответствующие счета, их учет и использование осуществляются в порядке устанавливаемом Правлением Фонда по согласованию с Министерством Финансов и Национальным банком.

Бюджет Фонда формируется в непосредственной взаимосвязи с Республиканским бюджетом. Он составляется на каждый финансовый год с условием обязательной сбалансированности его доходов и расходов, наличие необходимых переходящих остатков, иногда называемом резервом. Это необходимо для обеспечения своевременности и бесперебойности выплаты пенсий и пособий в условиях неравномерности расходования средств как в течение месяца, так и в течение года.

Весомой доходной составляющей бюджета Фонда могут явиться поступления от капитализации временно свободных средств Фонда.

Фонд является основным финансовым органом в системе государственного социального страхования. Для обеспечения полноты сбора страховых взносов в Фонде существует централизованная трехуровневая система управления.

С 2002 года финансовое положение Фонда нестабильно и продолжает ухудшаться.

Основными причинами ухудшения финансового состояния Фонда являются:

1) несвоевременное и неполное поступление взносов на государственное социальное страхование в Фонд вследствие неплатежеспособности многих предприятий;

2) использование средств государственного социального страхования на выплаты, которые должны финансироваться из республиканского бюджета;

3) рост числа пенсионеров по отношению к работающим.

Основными целями реформирования Фонда являются:

1) Обеспечение финансовой стабильности Фонда и создание предпосылок для ее устойчивого развития;

2) Принятие упреждающих мер по сбалансированности доходов и расходов системы соцстрахования;

3) Обеспечение прозрачности использования страховых средств;

4) Усиление контроля за сбором страховых взносов и их расходованием;

5) Внедрение раздельного учета страховых взносов на пенсионное и социальное страхование;

6) Рационализация и оптимизация расходов на содержание управленческого аппарата Фонда;

7) Осуществление мониторинга численности и категорий застрахованных граждан.

Реформирование деятельности Фонда осуществляется на основании следующих принципов:

1) каждый застрахованный имеет право на государственное социальное страхование в случае утраты трудоспособности вследствие старости, болезни, инвалидности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законодательством;

2) система управления средствами государственного социального страхования должна быть целостной, менее затратной и максимально удобной для застрахованных:

 

 

 

 

Национальная пенсионная система является солидарной и распределительной. Ее характерной особенностью является то, что размер получаемых лицами пенсий зависит не только от накопленных ими пенсионных прав (страхового периода и суммы страховых взносов), но и в значительной степени - от законодательно установленных оснований получения пенсий и порядка учета, пенсионных прав (пенсионной формулы).

При данной порядке принижаются страховые принципы организации пенсионного дела, нарушается баланс между накопленными пенсионными правами каждого участника и размером его пенсий.

Страховые основы организации и финансовое состояние пенсионной системы Беларуси страдают из-за наличия множества законодательных оснований для установления пенсионных льгот, связанных со снижением тарифов страховых взносов, досрочным выходом на пенсию, льготным исчислением страхового стажа.

Отсутствие прямой связи между уплаченными страховыми взносами и пенсионными выплатами, применяемые распределительные манипуляции с установлением оснований и порядка выплаты пенсий не создают для участников пенсионной системы реальных экономических стимулов.

Наличие множества пенсионных льгот и большого количества пенсионеров-льготников существенно повышает финансовую нагрузку на пенсионную систему, фактически снижая уровень пенсионного обеспечения основной части пенсионеров.

Организационное построение системы, основанное на использовании текущих отчислений от заработной платы работающих на текущее финансирование пенсий состоявшихся пенсионеров, обуславливает ее, по существу, полную зависимость от макроэкономической конъюнктуры и демографической ситуации.

Пенсионная система столкнулась с проблемой задолженности субъектов хозяйствования по уплате страховых взносов.

Это требует принятия комплекса мер по реформированию системы., связанных с изменением, как ряда параметров, так и ее структуры.

Прежде всего, необходимо активизировать и систематизировать начатую Правительством работу по быстрому изысканию дополнительных финансовых резервов в рамках действующей пенсионной системы(освобождение от нестраховых выплат, сокращение кредитных периодов и пенсионных льгот, законодательное повышение пенсионного возраста, снижение размера пенсионных выплат работающим пенсионерам, увязка пересмотра пенсий с финансовыми возможностями Фонда социальной защиты населения, передача ему функций назначения и выплаты пенсий).

Приоритетное внимание должно быть уделено мерам по укреплению страховых принципов пенсионной системы:

- увеличение продолжительности страхового периода, учитываемого при назначении пенсии;

- исчисление пенсий с учетом сумм уплаченных страховых взносов;

- автоматизация пенсионного страхования как особой формы социального страхования;

- персонификация учета застрахованных;

- укрепление актуарной базы пенсионной системы.

Суть персонифицированного учета заключается в том, что отдельно для каждого гражданина учитываются его права на трудовую пенсию, которые он зарабатывает сам. За все годы его работы ведется учет сведений о периодах его трудовой деятельности, ежемесячном заработке и других выплатах, из которых уплачивались страховые взносы. При этом он может отслеживать динамику этого процесса, получать интересующие его сведения, своевременно требовать внесения поправок в случае обнаружения каких-либо несоответствий или неточностей. Другими словами, благодаря персонифицированному учету, каждый гражданин становится созидателем своего пенсионного будущего,

Персонифицированный учет решает важнейшую задачу – жесткую увязку размера пенсии с заработком, из которого в течение всей трудовой деятельности уплачивались страховые взносы. Кроме этого, обеспечивается достоверность сведений о стаже и заработке. Благодаря наличию необходимых данных о застрахованных, создается информационное обеспечение для прогнозирования расходов по государственному социальному страхованию.

Одновременно, использование данных персонифицированного учета намного упрощает процедуру начисления пенсий и пособий.

 

Финансы внешнеэкономической деятельности как экономи­ческая категория представляют собой совокупность производ­ственных (прежде всего денежных) отношений, связанных с распределением и перераспределением части как национально­го общественного продукта (главным образом чистого дохода), так и части чистого продукта, созданного в других странах, и формированием на этой основе централизованных и децентра­лизованных фондов денежных средств, полученных от внешне­экономической деятельности как в иностранной, так и в нацио­нальной валюте, на общегосударственные цели, финансирова­ние деятельности отдельных субъектов хозяйствования (рис. 1.1).

Специфика финансов внешнеэкономической деятельности прежде всего заключается:

- в ограничении их сферой внешнеэкономической деятель­ности, т.е. деятельности, связанной не только с национальны­ми рынками, но и с иностранными;

- в распределении как национального чистого дохода (эк­спортные операции), так и части чистого дохода, созданного в других странах (импортные операции);

- в инструментарии — наличии и функционировании в сис­теме денежных отношений, наряду с национальной валютой, иностранных валют, различном их курсе;

-в субъектах финансов внешнеэкономических отношений: ими являются, наряду с национальными юридическими и фи­зическими лицами (резидентами), также иностранные юриди­ческие и физические лица, действующие на территории страны (нерезиденты), государство (в лице государственных органов, в том числе имеющих статус юридических лиц) и косвенно — контрагенты за пределами государства, международные финан­совые организации, иностранные государства;

- во влиянии на организацию финансов внешнеэкономичес­кой деятельности дайной страны сложившейся системы между­народных финансово-валютных, расчетных и кредитных отно­шений и т.д.

 

Совокупность финансовых отношений во внешнеэкономиче­ской деятельности, определяющая суть финансов ВЭД, включа­ет в себя:

1) денежные отношения между субъектами хозяйствования данной страны и субъектами хозяйствования других стран по
поводу купли-продажи продукции (работ, услуг), предоставле­ния коммерческих кредитов и займов, истребования штрафных
санкций по договорам и т.д.;

2) денежные отношения внутри страны между субъектами хозяйствования по поводу предоставления займов в иностран­ной валюте, перераспределения валютной выручки, получен­ной от экспорта, в пользу предприятий, участвующих в экспор­те продукции, и т.д.;

3) отношения между субъектами хозяйствования и государ­ством (в лице бюджетов различных уровней, централизован­ных государственных валютных фондов) в части:

- иностранной валюты — по поводу распределения ва­лютной выручки, покупки валюты, уплаты таможенных пош­лин, сборов и налогов в иностранной валюте, финансирования в валюте из централизованного валютного фонда государства, по­лучения иностранных кредитов под гарантии правительства и т.д.;

- национальной валюты — по поводу уплаты налогов но результатам внешнеэкономических сделок и т.п.;

4) денежные отношения предприятий с другими звеньями финансовой системы:

- банками — по поводу получения кредитов в иностран­ной валюте, а также в национальной валюте для осуществле­ния внешнеэкономических операций под залог валютных цен­ностей, кредитов в национальной валюте с последующей кон­вертацией, выплаты процентов по данным кредитам и их пога­шению;

- страховыми организациями — по поводу страхования рисков во внешнеэкономических сделках и возмещения суммы
ущерба по ним;

5) денежные отношения внутри отдельных специфических субъектов ВОД и отношения этих субъектов с другими:

- между партнерами совместного предприятия,свя­занные с формированием уставного фонда,распределением до­ходов, выплатой дивидендов и др.;

- внутри свободной экономической зоны (СЭЗ) —- между резидентами СЭЗ и ее администрацией, бюджетами различных уровней, другими резидентами Республики Беларусь, нерези­дентами, субъектами финансовой системы государства;

- внутри транснациональных финансово-промышленных групп (ФПГ) — между головной компанией и филиалами, пра­вительствами стран размещения головной компании и филиа­лов и т.п.;

- внутригосударственные денежные отношения: форми­рование централизованных валютных фондов и фондов в наци­ональной валюте от ВЭД государства и его субъектов хозяйство­вания и их распределение;

6) денежные отношения между государствами — по поводу
получения и погашения межгосударственных кредитов;

7) денежные отношения между государством и международ­ными финансово-кредитными организациями (предоставление кредитов и их погашение) и др.

Таким образом, в финансовых отношениях, составляющих суть финансов ВЭД, участвует как иностранная валюта, так и национальная. Это, прежде всего, валютно-денежные отноше­ния.

Целесообразно выделять:

а) финансы внешнеэкономической деятельности государ­ства;

б) финансы внешнеэкономической деятельности субъек­тов хозяйствования.

Государство осуществляет деятельность во внешнеэкономи­ческой сфере при проведении внешнеэкономических операций на национальном, иностранных и международных рынках. Ре­гулирование деятельности государства во внешнеэкономичес­кой сфере на этих рынках различно. Па международном рынке деятельность государства и его органов во многом определяется международным правом. На внутреннем рынке государство са­мо устанавливает механизм регулирования.

Финансы внешнеэкономической деятельности государства представляют собой совокупность денежных отношений по по­воду формирования, распределения и использования на обще­государственные нужды СОП.и НД, полученного от внешнеэко­номической деятельности как в иностранной, так и в нацио­нальной валюте.

Основной составляющей финансов внешнеэкономической деятельности государства являются финансы внешнеэкономи­ческой деятельности его субъектов. Централизованные финан­совые ресурсы, полученные от ВЭД государства, являются ре­зультатом перераспределения чистого дохода, полученного от ВЭД субъектов хозяйствования, через налоговые платежи и не­налоговые отчисления.

Таким образом, специфика финансов внешнеэкономической деятельности государства вытекает из особенностей субъекта:

- финансы ВЭД государства прежде всего связаны с выпол­нением государством и его органами функций коммерческого
характера, а не с его деятельностью в публичной сфере;

- специфика организации, регулирования финансов ВЭД государства зависит от рынка, на котором она осуществляется
(национального, международного и т.д.);

- финансы ВЭД государства основываются на централизо­ванных фондах и зависят от порядка их формирования и ис­пользования;

- важнейшей составной частью и одним из источников госу­дарственных финансов являются финансы ВЭД субъектов хо­зяйствования. Иными словами, финансы ВЭД государства тес­но связаны с финансами ВЭД его субъектов хозяйствования.

 

 

В условиях бюджетного дефицита для полного покрытия своих расходов государство использует временно привлеченные кредитные ресурсы.

Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

Государственный кредит – это часть государственных финансов. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

Государственный кредит — самостоятельное звено финансовой системы государства, и в этом качестве он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства.

В то же время государственный кредит — одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика; аккумуляцию свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности, срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использовать госкредитные операции внутри страны и в международных экономических отношениях.

Кроме того, государство может выступать и гарантом возврата займов или выполнения других обязательств субъектами предпринимательства, в деятельности которых оно заинтересовано Государственный кредит — это одна из форм мобилизации денежных ресурсов государством для выполнения своих функций. Особенностью государственного кредита является его двоякая роль. Он ориентирован главным образом на формирование денежных средств для покрытия дефицита бюджета. С другой стороны, государство выступает в роли кредитора в международных кредитных операциях.

Государственный кредит может функционировать и при отсутствии общего бюджетного дефицита, в частности на кредитной основе могут привлекаться денежные средства для финансирования коммерческих проектов, осуществляемых государством и муниципальными органами, в этом случае кредит погашается за счет прибыли этих проектов. Кроме того, государственный кредит может использоваться для покрытия внутригодовых кассовых дефицитов (разрывов), возникающих при использовании бюджета. По своей экономической природе государственный кредит не представляя собой доход государства, служит той же цели, что и доходы государства, — покрытию расходов государства.

В соответствии с современными западными финансовыми теориями бюджетный дефицит является оправданным на определённом этапе экономического развития страны, поскольку содержание антициклической фискальной политики государства заключается в допущении дефицитности бюджета во время спада и наличии профицита в период подъёма, то есть достаточно, чтобы бюджет был сбалансирован на протяжении экономического цикла. Признание возможности применения несбалансированных государственных бюджетов для целей стабилизации экономики привело к расширению использования государственною кредита и росту государственного долга.

Нельзя не заметить, что государственный кредит имеет сущностные черты двух экономических категорий — финансов и кредита. Это позволяет считать его самостоятельной финансовой категорией. Формирование дополнительных финансовых ресурсов посредством государственно-кредитных отношений отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы привлечения денежных ресурсов государством. Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью, срочностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита.

 

Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит. В истории нашего государства широко использовались товарная и денежная формы государственного кредита.

Товарная форма (хлебный и сахарный займы) применялась в переходный период от капитализма к социализму. Денежная форма кредита получила развитие после достижения стабилизации покупательной силы советского рубля на основе золотого обеспечения (1924 г.) и ликвидации бюджетного дефицита

Государственный кредит может быть внутренним, когда заемщиком выступает государство, а кредиторами юридические и физические лица-резиденты, и внешним, если кредиторами являются нерезиденты.

Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства, имеющиеся у населения и юридических лиц, привлекаются для покрытия дефицита бюджета и финансирования других общественных потребностей путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг Государственные ценные бумаги представляют собой долговые обязательства государства. Они формируют особый сегмент фондового рынка - рынок государственных ценных бумаг - и являются эффективным инструментом макроэкономического регулирования.

Важнейшая задача фондового рынка - обслуживание государственного долга. Уровень доходности, сложившийся на рынке государственных ценных бумаг, является точкой отсчета, относительно которой оценивается целесообразность операций с другими финансовыми инструментами. Поскольку негосударственные ценные бумаги являются менее надежными инструментами, то операции с ними должны обеспечивать большую доходность по сравнению с операциями на рынке государственных ценных бумаг. Рынок государственных ценных бумаг позволяет также регулировать движение финансовых (денежных) потоков. Выкупая пли предлагая к продаже государственные ценные бумаги, государственные институты имеют возможность освобождать или связывать дополнительные инвестиционные ресурсы и изменять направление размещения временно свободных денежных ресурсов. Государственные займы в форме эмиссии ценных бумаг являются источником безэмиссионного финансирования бюджета, что важно для стабилизации экономики.

Облигация - наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и процент. Нарицательная стоимость (номинальная цена) облигации, устанавливаемая государством, выражает денежную сумму, предоставляемую держателем облигации государству во временное пользование, которая выплачивается владельцу облигации в момент погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента, поскольку облигации продаются по курсовой цене, отклоняющейся от нарицательной стоимости

Средства, поступающие от продажи государственных облигаций, направляются на пополнение бюджета или выполнение иных государственных задач

Формой внутреннего государственного кредита является выдача кредитов Центральным банком правительству страны и местным органам власти (в Беларуси - Национальным банком). Мощным источником централизованных кредитных ресурсов для этой операции служат заемные средства населения и предпринимателей, находящиеся во вкладах в системе сберегательных банков. В большинстве стран сберегательные банки (кассы) имеют особый статус. Государство гарантирует сохранность вкладов в таких банках и, в свою очередь, использует остатки средств на счетах в своих целях. В Беларуси Сбербанк является коммерческим, т.е. может совершать различные банковские, в том числе ссудные, операции. Но в то же время признается его особый статус, обусловленный гарантиями государства на вклады граждан.

При такой форме внутреннего государственного кредита, как кредиты коммерческих банков и других юридических лиц возможны безоблигационные займы и оформление заимствования средств государством векселями правительства, заключением договоров с кредиторами

Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на условиях возвратности, срочности, платности, как и внутренние займы. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны

 

 

 

Государственный долг - это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

В государственный долг в нашей стране входят также обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь.

Долговые обязательства государства формируются за счет государственных займов и кредитов, полученных органами государственной власти страны, или других долговых обязательств, гарантированных правительством.

Государственный долг включает капитальный и текущий долги. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты. Текущий государственный долг составляют расходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим в отчетном периоде срокам оплаты

Внутренний государственный долг выражается в форме государственных долговых обязательств, это - задолженность Совета Министров перед юридическими и физическими лицами. Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности. Верховный Совет ежегодно устанавливает лимит долга, который не должен превышать 6% от валового внутреннего продукта

Внешний долг - совокупность обязательств республиканского правительства перед нерезидентами (вне зависимости от того, в чьей национальной валюте номинировано обязательство).

По своему экономическому содержанию внутренний государственный долг отражает общую сумму долговых обязательств страны перед резидентами, а внешний - перед нерезидентами.

Внешний государственный долг нашей страны складывается из суммы основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам по состоянию на определенный момент времени.

В соответствии с законодательством внешние государственные займы Беларуси могут привлекаться в виде: а) иностранных кредитов, предоставляемых республике; б) иностранных кредитов ее резидентам, выдаваемых под государственную гарантию; в) займов, получаемых от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств.

Влияние государственного долга на экономику страны зависит от размеров долга. Обслуживание государственного долга

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий по выпуску новых государственных ценных бумаг, а также по получению и возврату внешних кредитов. Управление государственным долгом осуществляет Министерство финансов и Национальный банк. Темпы увеличения государственного долга необходимо ограничить, прежде всего, путем сокращения бюджетных расходов на управление, обороту, поддержку слабых предприятий и роста налоговых поступлений Что же касается главных задач системы управления внешним долгом, то это, прежде всего: обеспечение национальной экономики республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.

Управление внутренним государственным долгом предусматривает мероприятия по выпуску, размещению, обращению и обслуживанию государственных долговыхобязательств, изменению условий ранее выпущенных займов. Для внешнего государственного долга это мероприятия по получению и возврату внешних кредитов

Наиболее часто старые займы покрываются путем выпуска новых займов, т.е. путем рефинансирования государственного долга. Аннулирование государственного долга - отказ государства от обязательств по выпущенным займам. Это крайняя мера, чаще всего применяемая в странах, где произошла смена политической власти. Однако следует помнить, что внешние долги государства не списываются. Примером тому - долги царской России, которые через много лет пришлось оплачивать правительству новой России

При возникновении финансового кризиса появляется необходимость реструктуризации долга.

Реструктуризация - это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения. Реструктуризация долга может осуществляться с частичным списанием или сокращением суммы основного долга

Рефинансирование активно используется в операциях по обслуживанию внешнего государственного долга при условии экономической и политической стабильности страны - заемщика средств. Поэтому важно обеспечить и в дальнейшем поддерживать высокую финансовую репутацию страны. В настоящее время репутация заемщиков на мировом финансовом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых странам специальными агентствами в соответствии с международными правилами рейтингования.

 

 

Из всех известных формирований в РБ наибольшее распространение получили концерны, холдинги, ФПГ, предприятия с иностранными инвестициями.

Концерн – крупное объединение предприятий, осуществляющих совместную деятельность на основе добровольной централизации функций научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовй, внешнеэкономической и др. деятельности.

Чтобы финансово обеспечить решение стратегических и тактических задач концерна, в его границах создаются консолидированные финансовые потоки как результат дополнитеьных распределительных отношений между участниками концерна. За счет консолидированных источников концерн может создавать учреждения, фирмы, центры, службы по оказанию коммерческих, научно-исследовательских, проектных и иных услуг участникам.

Холдинги – специфические объединения предприятий, являющиеся звеньями технологической или более высокой по уровню развития бизнес-вертикали, объективно возникающей при осуществлении предпринимательской деятельности. Основное назначение холдинга – концентрировать капитал и за счет его централизации направлять деятельность всей вертикали и каждого ее звена в отдельности, добиваясь оптимизации прибыли. Холдинговая система основана на акционировании и, в частности, концентрации в одних руках контрольного пакета акций предприятий и фирм, входящих в объединение.

Финансово-промышленные группы – продукт более развитой формы интеграции предприятий. В них объеденены субъекты хозяйствования, относящиеся к разным отраслям экономики: промышленные, торговые, транспортные предприятия, банки, кредитные учреждения, страховые компании. Основной целью объединения независимых фирм, компаний, предприятий является необходимость привлечь в национальную экономику доп. Капитал, необходимый для освоения новых технологий.

Основным финансовым инструментом международной интеграции являются иностранные инвестиции в национальную экономику. Очевидна выгода для национальной экономики. Интерес иностранного инвестора состоит в получении прибыли или достижении иных важных для него экономических, природоохранных, социальных эффектов. Иностранное предприятие создается в национальной экономике исключительно за счет иностранного инвестора. Важнейшим финансовым аспектом эффективного функционирования в национальной экономике совместных и иностранных предприятий является наличие в государстве, принимающем иностранные инвестиции, определенных льгот и гарантий иностранным инвесторам.

Именно интеграция обеспечивает предприятиям выгоды и преимущества: увеличение объемов производства продукции; суммирование накопленного опыта; снижение затрат на развитие; усиление позиций на рынке товаров; доступ к технологиям и патентам участников объединений.

 

Реструктуризация – означает изменение производственной, организационной, социальной, финансовой и иных сфер деятельности предприятий в целях сохранения или восстановления их платежеспособности, рентабельной работы и повышения конкурентоспособности. В таком качестве реструктуризация вполне справедливо рассматривается как инструмент финансовго оздоровления отдельных предприятий и экономики всего государства. В переходный период наибольшее распространение получили реструктуризация организационно-правовых форм хозяйствования предприятий. В начале экономических реформ именно это мероприятие позволило без дополнительных капитальных вложений и в короткие сроки изменить статус многих предприятий, условия их функционирования и финансирования. Осно

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность и значение государственного бюджета | Наряду с названными адресными льготами на предприятия с иностранными инвестициями распространяются многие дру­гие льготы, предусмотренные для отечественных предприятий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.227 сек.