Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурологическая парадигма

Взаимосвязь культуры и образования

Схема 4

 

Культура
Образование
Человек культуры и образования

 

 


На принцип культуросообразности образования указывали многие известные педагоги: А.Дистервег, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский и др.

В настоящее время, к культурной сфере относят достигнутый обществом уровень развития образования, науки, искусства, государственности и нравственности. Проблема взаимосвязи культуры и образования становится предметом специальных исследований, что способствует развитию культурологической парадигмы образования. Так, М.М.Бахтин и В.С.Библер разработали диалоговую концепцию культуры и образования, согласно которой диалог людей различных культур является основной формой существования культуры и дидактической единицей образования. Отсюда определяются основные ценности культурно-ориентированного образования:

· человек как субъект культуры, собственной жизни и индивидуального развития;

· образование как культурно развивающая среда;

· творчество и диалог как способы существования и саморазвития человека в культурно-образовательном пространстве. Е.В.Бондаревской обоснована культурологическая концепция личностно-ориентированного образования. Основные положения этой концепции сводятся к следующему:

· главным принципом реформирования образования в современных условиях становиться переход от идеологии к культуре, в том числе – к педагогической;

· образование – это духовный облик человека, который складывается в процессе освоения моральных и духовных ценностей культуры;

· объектом и целью образования является человек культуры;

· необходимо формировать культуросообразное содержание образования и воссоздать в образовательных структурах культурные образцы и нормы жизни, опережающие современное состояние общества; необходимым условием для этого является интеграция образования в культуру;

· осуществление образования в контексте мировой и национальной культуры предусматривает гуманитаризацию его содержания, осуществление гуманистических технологий обучения и воспитания, создание в образовательных учреждениях среды, формирующей личность способную к творческой самореализации в современной социокультурной ситуации;

· творчество – основа развития культуры, поэтому основным принципом образования в контексте культуры является принцип креативности, предполагающий создание атмосферы сотрудничества и сотворчества;

· образование должно наполняться культурным, человеческим смыслом;

· культурологический подход является основным методом проектирования личностно- ориентированного образования, компонентами которого выступают: отношение к ребёнку как субъекту, способному к культурному саморазвитии; отношение к педагогу как посреднику между ребёнком и культурой, способному оказать ребёнку поддержку в самоопределении и развитии; отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются личностный смысл, диалог и сотрудничество его участников; отношение к школе как целостному культурно-образовательному пространству, где воссоздаются культурные образцы жизни и осуществляется воспитание человека культуры.

В свете культурологического подхода центром образования является человек как свободная, активная индивидуальность, способная к сотрудничеству с другими людьми и другими культурами.

Таким образом, образование как часть культуры, с одной стороны, «питается» ею, а с другой – влияет на её сохранение и развитие через человека. При этом образование выполняет следующие культурные функции:

· гуманитарную (сохранение и восстановление экологии человека, его телесного и душевного здоровья, личной свободы, индивидуальности, духовности, нравственности);

· культуросозидательную (сохранение, передача, воспроизводство и развитие культуры средствами образования);

· социалогизаторскую(усвоение и воспроизводство социального опыта).

Проведённый анализ взаимосвязи культуры и образования позволяет сделать следующие выводы:

1.Культура и образование взаимообусловлены. Культура определяет цели, задачи и содержание образования. В то же время образование как часть культуры способствует её сохранению и развитию. Связующим звеном между культурой и образованием выступает человек, который одновременно является и субъектом определённой культуры, и субъектом соответствующего образования. (схема4).

2.Культура и образование связаны между собой:

· общим объектом – человек культуры и образования;

· общечеловеческими ценностями – культура, образование, человек и др.;

· творческим характером культурно-образовательной деятельности (не случайно К.Д.Ушинский педагогическую практику называл искусством);

· общими функциями – развитие, обучение и воспитание человека.

3.Образование должно осуществляться в контексте определённого типа культуры. Культурологическая парадигма в большей степени ориентирована не на знания, а на усвоение элементов культуры.

4.Учитель должен быть носителем передовой культуры, он сам является ценностью и производит новые ценности – учеников.

5.Педагогическая деятельность – это, прежде всего, диалог между культурами, обмен культурными ценностями, а не просто передача знаний, умений, навыков.

6.Всякая история есть история культуры и образования. Поэтому, чтобы определять стратегические цели и задачи образования, нужно изучать историю развития культуры и образования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функционалисткая парадигма | Причины модернизации российского образования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 4505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.