КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Зависимость дохода монополии от спроса и цены за единицу продукции, ден.ед
В первом случае потеря монополии составляет разницу в цене. Рассчитать эти потери просто. Например, при увеличении производства с 5 до 6 единиц монополии пришлось снизить цену с 10 до 8 руб. Потери составили 2 руб. [10 – 8, или (10 х 5) – (8 х 6)]. Вторая добавочная потеря вычисляется следующим образом: рассчитывается изменение цены при изменении объема выпуска, т.е. ΔР: ΔQ = dP: dQ, и умножается на первоначальный объем выпуска продукции. В нашем примере этот вид потерь составит: 5 x 2 = 10 руб. ( Δ Р: Δ Q = -2). В результате общая потеря от снижения цены на всю продукцию при наращивании объема выпуска с 5 до 6 единиц составит: 2 + 10 = 12 руб. Наличие двойных потерь монополии при снижении цены приводит к «раздвоению» рыночного спроса на собственно рыночный спрос DD и предельный доход MR. Линия спроса на продукцию фирмы падает по мере роста объема производства: чем больше фирма стремится продать, тем ниже она должна устанавливать цену. Предельный доход падает быстрее, поэтому линия предельного дохода MR расположена ниже линии спроса (рис. 13.2). Ускоренное падение предельного дохода вызвано сокращением его на величину удешевления предыдущих единиц выпуска продукции фирмы (табл. 13.1). Таким образом, прирост общего дохода TR можно представить в следующем виде:
Отсюда Или Поскольку линия спроса DD всегда имеет отрицательный наклон, то второе слагаемое в правой части равенства всегда меньше нуля. Это означает, что предельный доход MR всегда меньше цены товара, MR < Р. В нашем примере максимальная величина совокупного дохода составляет 50 руб. (рис. 13.3) при производстве 5 единиц продукции (точка Е). Снижение цены позволяет реализовать больше продукции. Совокупный доход (заштрихованная площадь) возрастает и достигает максимума при цене в 10 руб.
Прибыль (π) достигает максимума при условии:
отсюда при оптимальном объеме выпуска MR = МС. Таким образом, условие равновесия монополиста совпадает с условием равновесия совершенного конкурента. Однако для монополиста цена не равна предельному доходу. Равенство цены и предельного дохода наблюдается только при продаже первой единицы продукции (табл. 13.1). При объеме выпуска, максимизирующем прибыль монополиста, MR = МС < Р, т.е. монополист всегда устанавливает цену, превышающую предельные затраты. Монополия не имеет линии предложения. Решение монополии об определенном объеме выпуска продукции основано на сопоставлении предельных издержек МС производства дополнительной продукции с предельным доходом MR от ее продажи. Принятие решения обосновывается известным правилом MR = МС. После установления возможного объема выпуска продукции монополия определяет цену, по которой она будет предлагать продукцию на рынке. Существует единственная цена, по которой избранный монополистом объем продукции будет продан. При оптимальном выпуске продукции цена, по которой может быть продан этот выпуск, должна превышать средние издержки АС производства единицы товара. Для построения гипотетической модели монополии, максимизирующей прибыль, используем графическую ситуацию (рис. 13.4). При построении модели монополии исходим из того, что нам известны предельные и средние издержки, которые имеет монополия при производстве установленного объема продукции, а также предельный доход. Линии предельных издержек и предельного дохода пересекаются в точке Е. Для определения цены проведем вертикальную линию из точки Е до ее пересечения с линией рыночного спроса DD. Точка N определит монопольную цену Рт, по которой покупатели в состоянии приобрести соответствующее количество продукции монополии. Если из точки Е продолжить вертикальную линию вниз до пересечения с горизонталью, то станет известен избранный монополией объем выпуска продукции Q1. При данном объеме выпуска цена Рт превышает величину средних издержек АС. Площадь заштрихованного прямоугольника HPmNK равна экономической (монопольной) прибыли.
По сравнению с рынком совершенной конкуренции монополист предлагает продукцию по более высокой цене (Рт > Рс). Максимизируя прибыль, монополия ограничивает объем выпуска продукции. В условиях совершенной конкуренции объем производства в отрасли соответствовал бы уровню точки N1, в которой предельные издержки равны цене (МС= Р). Соответственно, потребители смогли бы купить больше продукции по более низким ценам (Рс< Рт). Объем монопольного выпуска (Q1) меньше возможного выпуска в условиях совершенной конкуренции (Q2). На рис. 13.4 общую величину социальных издержек выражает площадь треугольника FNN1.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |