КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обслуживания населения в XX векеРАБОТЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО Лекция 3. РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ
Место темы в учебном курсе В данной теме отражены основные тенденции становления социального обеспечения в советской России и России эпохи реформ. Показано, как осуществлялось становление российской модели социалистического государства с основными институтами и формами поддержки населения.
Основные рассматриваемые вопросы
1. Общая характеристика советской модели 2. Становление системы социального обеспечения в СССР 3. Система социального обеспечения и социального страхования в СССР в 50-ые — начале 90-х годов XX веке 4. Становление российской модели социальной защиты населения в конце 90-х годов XX столетия.
1. Общая характеристика советской модели
После Октябрьской революции 1917 года на смену парадигме общественного призрения приходит модель государственного патернализма, где приоритеты в системе социальной политики отдаются трудящемуся населению. В основе социалистического перераспределения на первых порах был осуществлен классовый подход в распределении, страховании и пенсионном обеспечении. Борьба с частной собственностью на средства производства приводит к тому, что основным субъектом поддержки при всех случаях социального риска становится государство. Однако переход к всеобщей пенсионной реформе в 60-е годы, оформление всеобщего социального обслуживания, развитие различных типов пособий для инвалидов и малообеспеченных семей, вынуждают государство подключать к данной деятельности предприятия; которые брали на себя проблемы обеспечения жильем, охраны здоровья, содержания социальной инфраструктуры. Система государственного патернализма исключала различные формы благотворительности. Монополизация и централизация системы социального обеспечения приводила к медленному реагированию на решение общественных проблем, порождала различные формы социального иждивенчества, а пособия и система социальных услуг характеризовались крайне
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ — оказание нуждающимся людям или социальным группам безвозмездной помощи частными лицами или организациями. В советский период под благотворительностью понимали: «одно из
В советский период воплощаются в жизнь коллективные модели благосостояния. Коллективные доминанты равенства были основаны на общности труда и интересов, тем самым они отличаются от западных моделей индивидуализма. Представление о собственном историческом пути, формирование новых социокультурных принципов идентичности, исходя из классовых подходов, абсолютизация общественной собственности на средства производства, коллективных норм образа жизни, принципов общественной пользы и коллективной взаимопомощи являлись основой идеологии социалистической «модели государственного благоденствия». В историческом плане, так же как и в западной цивилизации, это была реакция на индустриализацию, урбанизацию и технический прогресс. Однако унификация общественной жизни, коммунистическая идеология, тоталитаризм привносят в данную модель элементы государственного распределения, где они выступают в качестве не только экономического, но и идеологического контроля над всеми сферами жизнедеятельности общества.
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ— процесс создания крупного машинного производства в промышленности и других отраслях хозяйства для роста производительных сил и подъема экономики. В СССР проводилась с конца 20-х го-
УРБАНИЗАЦИЯ — процесс усиления роста роли городов в развитии общества как крупных культурно-промышленных центров с быстрым ростом населения за счет сельских жителей.
Особенностью концепции государственной социальной политики в 90-е годы является ее направленность на «стабилизацию уровня жизни граждан», тогда как в предшествующие годы она строилась на распределительной и перераспределительной стратегии общественных фондов потребления. Новые социально-политические реалии выдвинули следующие основные задачи: • усиление адресности социальной поддержки слабозащищенных групп населения; • обеспечение основных социальных гарантий; • сдерживание массовой безработицы; • адаптация и социальная поддержка вынужденных мигрантов.
В социальной сфере как особой сфере государственного патернализма намечен ряд приоритетов и стратегий в здравоохранении, образовании, культуре, жилищной сфере, науке, физической культуре и спорте. В результате многочисленных ошибок и неудач проводимой политики многие явления в общественной жизни со временем начинают приобретать застойный характер, «социальные проблемы усугубились и стали представлять серьезную опасность для социально-экономической стабильности и согласия в обществе». В области реформирования социальных выплат предполагается разработка единых принципов и критериев их предоставления, при назначении пособия предусматривается учитывать среднедушевой совокупный семейный доход и т. д.
2. Становление системы социального обеспечения в СССР Аппарат управления в основных чертах строился по отраслевому признаку: каждый наркомат стоял во главе одной из отраслей (промышленности,культуры). Во внутреннем построении преобладали отраслевой, -производственно-территориальный и функциональный принципы, которые отражали особенности связей центра с управляемыми объектами. В значительной мере этот подход был унаследован от старого, царского аппарата. Характерной чертой аппарата управления было огромное количество структурных частей и многоступенчатость их соподчинения, например Наркомат путей сообщения РСФСР включал: Центральное управление железнодорожного транспорта — отдел тяги — подотдел паровозный — часть эксплуатационная. Что ка- Именно наркоматы выступали как непосредственные организаторы всех преобразований. Они сосредоточили в своих руках государственное управление, осуществляли национализацию промышленности, организацию производства, национально- государственное строительство, социально-культурное строительство, и что
Формирование нового геополитического пространства в России в период 1917—1991 годов связано с изменением идеологической системы, структуры управления и хозяйствования, с формированием новых общественных отношений. Эти широкомасштабные перемены не могли не затронуть и систему общественного призрения, которая на предшествующем этапе имела тенденцию к объединению, централизации общественных и государственных структур.
Центральными органами отраслевого управления являлись наркоматы. Из 14 созданных 8 ноября 1917 года наркоматов шесть были народнохозяйственными (торговли и промышленности, земледелия, по железнодорожным делам, продовольствия, почт и телеграфов,финансов); только два наркомата — в области социально-культурного строительства (труда, просвещения) и шесть —в области административно-политической (по военным делам, по военно-морским делам,внутренних дел, по иностранным делам, национальностей, юстиции). Из 14 наркоматов лишь один (Нарко- Новая структура, сначала министерство, а затем Народный комиссариат государственного призрения (НКГП) (до образования Наркомата социального обеспечения) проводит политику упразднения существующих органов помощи с перераспределением средстви имущества на нужды, определяемые новыми государственными потребностями. Так, 19 ноября 1917 года упразднены благотворительные учреждения и общества помощи инвалидам, 1 декабря 1917 года— Совет детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны, 12 января 1918 года — Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества, 22 января 1918 года упразднен Алексеевский Комитет, а 24 января 1918 года — Александровский Комитет о раненых и т. д. Можно отметить, что на месте упраздненных ведомств учреждались отделы в Комиссариате государственного призрения, которые курировали вопросы социальной помощи данной категории нуждающихся. К марту 1918 года постепенно оформляются основные направления деятельности в области социальной помощи: выдача пайков семьям, в которых основной кормилец призван на фронт; предоставление убежища для военно-увечных; назначение пенсий военно-увечным; курирование учебных заведений государственного призрения. В связи с большим объемом мероприятий особо остро стояла проблема их финансового и материального обеспечения. Можно выделить достаточно большой спектр действий НКГП в данном направлении. Им были использованы различные меры — от целевого перераспределения материальных средств, организации благотворительных лотерей до введения определенных налогов. Так, в январе 1918 г. введен налог на публичные зрелища и увеселения, где на каждый проданный билет устанавливался благотворительный сбор, средства же шли на поддержку нуждающихся. Однако целенаправленная государственная поддержка нуждающихся как средство проведения новой государственной социальной политики, активно начинает осуществляться с апреля 1918 года, когда образуется Наркомат социального обеспечения. Государственный орган определил новую стратегию социальной помощи, исходя из задач строительства социалистического общества. С введением новой государственной политики начинает оформляться классовый подход в предоставлении различных видов помощи. Согласно положению о социальном обеспечении трудящихся, право на получение помощи со стороны государства имели лица, «источниками существования которых является собственный труд, без эксплуатации чужого».
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — система государственных и общественных мероприятий в СССР по материальному обеспечению граждан в старости, при инвалидности, болезни, потере кормильца и других случаях; историческая парадигма помощи и поддержки нуждающихся, пришедшая на смену «общественному призрению».
Новое законодательство устанавливало основные виды социального обеспечения, на которые могло рассчитывать трудовое население: врачебная помощь, выдача пособий и пенсий (по старости, в связи с потерей трудоспособности, беременным и роженицам).
Наконец, 28 декабря 1921 года принимается декрет «О социальном обеспечении при безработице». Наряду с социальным страхованием получает развитие законодательство о персональных пенсиях для лиц, имеющих особые заслуги, организуются дома для инвалидов, инвалидные мастерские и др. 5 декабря 1921 года Совет народных комиссаров установил дополнительные пособия роженицам: единовременное пособие на предметы ухода, пособие на кормление ребенка. Одновременно были введены пособия на погребение застрахованных и членов их семей. Таким образом, создается система всестороннего социального обеспечения лиц наемного труда, бывших военнослужащих и их семей. Социальное обеспечение кре стьян, которые не относились К указанным категориям лиц, в основном осуществлялось за счет крестьянской взаимопомощи, поскольку государство не могло обеспечивать их из своих средств. Не был еще решен вопрос о социальном обеспечении ремесленников. С переходом к нэпу складываются новые отношения по медицинскому обслуживанию. Сохраняя основной принцип — бесплатность обслуживания всех трудящихся, Советское государство осуществляет его лишь в меру экономических возможностей. Финансирование здравоохранения в основном переводится на местный бюджет. Однако эти и другие мероприятия не вели к полному свертыванию бесплатного медицинского обслуживания и лечения. Декретом СНК от 13 декабря 1923 года «О мерах к улучшению положения лечебно-санитарного дела» подтверждена незыблемость принципа единства управления лечебно-санитарным делом и намечено в качестве очередной задачи «сохранение живых трудовых ресурсов страны и улучшение здоровья всего населения», наилучшее обеспечение рабочих всеми видами лечебной и санитарной помощи, развитие здравоохранения в сельской местности и на окраинах республики. В этот период ставится задача предоставления медицинской помощи всем гражданам, в том числе и застрахованным, за счет бюджетных средств здравоохранения. Средства же соцстраха должны направляться на улучшение этой помощи застрахованным. С переходом к нэпу получает дальнейшее развитие курортное лечение, становится популярной организация домов отдыха с содержанием в них рабочих и служащих бесплатно, за счет государства и средств социального страхования. В 1923 году одобрен первый опыт работы ночных санаториев, места в которых предоставлялись рабочим и служащим за счет средств социального страхования. Народный комиссариат здравоохранения сохраняет в своем ведении и по возможности расширяет сеть яслей, домов матери и ребенка, женских консультаций. По-прежнему в ведении Народного комиссариата социального обеспечения оставались инвалидные дома, в которых инвалиды содержались за счет государственных и общественных средств и средств социального страхования. Иногда допускалось помещение в них нуждающихся инвалидов, не имеющих права на государственное обеспечение. Инвалидные дома стали также создаваться органами социального страхования и крестьянской взаимопомощи. Согласно постановлению СНК РСФСР от 30 августа 1923 года «О порядке передачи учреждений социального воспитания, содержащихся за счет культурных фондов профессиональных союзов и хозяйственных органов, органам Народного комиссариата просвещения», все учреждения социального воспитания, обслуживающие детей рабочих и служащих, школы, детдома, учреждения дошкольного воспитания и т. п., передаются органам Наркомпроса и в основном содержатся за счет отпускаемых им средств. В таком виде сложилось социальное обеспечение после введения в нашей стране нэпа. По мере восстановления экономики и появления новых финансовых возможностей Советское государство совершенствует систему социального обеспечения, проводя при этом строго классовую линию. Одновременно развиваются и определенные формы взаимопомощи, трудоустройства, а\ также кооперация инвалидов. Утвержденное Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 25 сентября 1924 года Положение о крестьянских обществах взаимо- В эти годы Советское государство не только оказывает бесплатную медицинскую помощь трудящимся, но в ряде случаев и обязывает граждан пройти профилактический осмотр и профилактическое лечение, а при необходимости лечение заболеваний. Распоряжением Наркомздрава и Наркомтруда РСФСР от Попытка сохранить с переходом к нэпу принцип бесплатности содержания и воспитания детей в детских учреждениях привела к сокращению стационарных дошкольных и внешкольных учреждений, поскольку все эти учреждения переданы органам Наркомпроса и переведены на местный бюджет. В этих условиях развивается сеть площадок для детей дошкольного возраста с одноразовым или с двухразовым питанием, уделяется внимание развитию яслей, Восстановив народное хозяйство, разрушенное гражданской войной и интервенцией, государство приступило к последовательному решению поставленных партией задач: социалистической индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, осуществлению культурной революции. С учетом названных задач развивается и социальное обеспечение трудящихся. Социалистическая индустриализация была главнейшей задачей в строительстве социализма. Поэтому особое внимание по-прежнему обращается на социальное обеспечение рабочих и служащих. В 1926—1932 годах много внимания уделяется улучшению законодательства об отдельных видах обеспечения по социальному страхованию. Совершенствуется обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности. При этом размеры пособий все более дифференцируются. Так, постановление ЦИК и СНК СССР от 23 июня 1931 года «О социальном страховании» предусматривает размеры пособий от половины до полного заработка в зависимости от членства в профсоюзе, общего и непрерывного стажа. 15 января 1926 года СНК РСФСР заслушал доклад о работе соцстраха и одобрил общую линию страховой политики — оказание наибольшей помощи застрахованным, непосредственно занятым на производстве. В связи с этим в первую очередь развивались помощь при временной нетрудоспособности (в том числе по беременности и родам) и санаторно-курортное дело. В то же время совершенствуется пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца и, что особенно важно, законодательство впервые вводит пенсионное обеспечение по" старости.
Андреев B.C. Право социального обеспечения в СССР
Новая экономическая политика, которая начинает активно проводиться в начале 20-х годов, существенно меняет стратегию социального обеспечения. Основными направлениями деятельности НКСО на данный период являлись: обеспечение крестьянства и лиц «самостоятельного труда» в порядке обязательной взаимопомощи; кооперация инвалидов; социальное страхование рабочих; государственное обеспечение в городах семей красноармейцев. Наряду с данными видами помощи органам НКСО вменялись другие виды деятельности: оказание «помощи жертвам контрреволюции», борьба с нищенством и проституцией, помощь при стихийных бедствиях, опека и попечительство. Помимо выдачи пособий НКСО организует обучение и переобучение инвалидов. В учебных заведениях НКСО только в 1920 году обучено и переобучено инвалидов различным ремеслам (на сумму 2 млрд. руб.), социальному обеспечению подлежали 166 ООО инвалидов в 1800 учреждениях. На содержание пенсионеров было истрачено во втором полугодии 1920 Года 7 млрд. руб., а число пенсионеров достигало 1 000 000 человек. Конечно эти цифры относительны, поскольку по другим источникам уже в первом полугодии 1920 года насчитывались Целенаправленную работу по ликвидации различных аспектов социальной патологии нищенства, проституции НКСО осущестляет совместно с Наркомздравом. Такой деятельностный союз был необходим, поскольку проституция, вызванная массовой безработицей, несла и другую проблему — вспышку инфекционных заболеваний. Трудовая помощь как средство борьбы против профессионального нищенства складывается уже к 1919 году. Уже тогда были организованы распределители для нищих, в зависимости от трудоспособности они направлялись в различные типы учреждений. Так, старики и увечные распределялись в убежища, дети — в детские дома, безработные — в отделы распределения рабочей силы, а «тунеядцы — в специальные трудовые коммуны». Однако рост нищих не уменьшался, и это связано не только с тем, что многие из них были наследием предыдущего периода. Просто с таким количеством К середине 20-х годов основным объектом деятельности НКСО по социальному обеспечению становится крестьянство. Это связано с тем, что оно представляло большую часть населения. Согласно переписи в 1926 году сельское население страны составляло 82%, Все эти факторы послужили тому, что приоритетным направлением в деятельности НКСО становится работа по социальному обеспечению крестьянства, организация крестьянской общественной взаимопомощи. Надо заметить, что крестьянская общественная взаимопомощь (КОВ) узаконена еще в мае 1921 года. Однако ее активный рост начался с 1922 года, когда в деревнях стали создаваться крестьянские комитеты общественной взаимопомощи, на которые возлагались функции самообеспечения и патроната нуждаю-щихся. Комитеты осуществляли контроль за тем, чтобы земли красноармейцев, инвалидов, сирот и бедноты были обработаны, на них лежала ответственность за организацию воскресников, а также «удовлетворение прочих хозяйственных нужд сирот, инвалидов, Основными формами деятельности органов крестьянской взаимопомощи являлись: оказание индивидуальной помощи красноармейцам, инвалидам (пособия, ссуды, трудовая помощь); социальная взаимопомощь (общественные запашки, запасные магазины, под- Принцип добровольных крестьянских помочей переосмысливается, исходя из идеологии социального обеспечения, «целесообразного распределения продуктов потребления». Они становятся обязательной повинностью, и если в XIX — начале XX века это была внесословная деятельность, то в 20-е годы традиционные кресть- Дело организации крестьянских комитетов взаимопомощи приобретает всероссийский масштаб, чему способствовали директивы СНК, а также съезды, которые состоялись в 1922, 1924, 1925 годах. Однако, несмотря на то, что «помочи» — традиционный вид поддержки, в новых условиях он встречает определенные трудности, которые «провоцировали» как сами комитеты, так и новая структура управления и хозяйствования на местах. К таким недостаткам относятся: отсутствие достаточных средств; «связь с частным капиталом и стремление заняться коммерцией»; слабая связь с массами. Проблемами инвалидов в Советской России занимались общественные организации, которые пришли на смену ведомству учреждений императрицы Марии Федоровны, попечительству государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых и попечительству императрицы Марии Александровны о слепых. Вместо них появились Всероссийский союз кооперации инвалидов (Всекоопинсоюз), Всероссийское общество слепых (ВОС), Всероссийское объединение глухонемых (ВОГ). Основной задачей данных обществ было социальное обеспечение инвалидов. Для них предусматривались определенные льготы: налоговые, коммунальные, медицинские. В сфере образования дети инвалидов приравнивались к детям рабочих и получали государственную стипендию в первую очередь. Немалую заботу представляло и трудоустройство инвалидов путем организации артелей и кооперативов. Можно отметить, что постепенно намечается рост не только кооперативов, но и число трудовых участников. Особые условия труда и организации быта инвалидов вызвали необходимость создания касс взаимопомощи. Их назначение заключалось выполнении социально-бытовых функций по обслуживанию инвалидов: организация санаторно-курортной помощи, организация сети детских учреждений, предоставление ссуды. Активно развивается протезирование инвалидов. Налажено отечественное производство различных протезов. Если в 1919 году выпускалось 3000 протезов, то в 1926 году — уже 18 000. В области пенсионного обеспечения к началу 30-х годов намечается стабилизация норм выплат, поскольку в этой сфере намечались определенные колебания. Однако, в 30-е годы происходит переориентация в деятельности социального обеспечения, где наряду с декларированием полного государственного обеспечения трудящихся выдвигается тезис о «борьбе со всякого рода паразитизмом и тунеядством». Основной задачей социального обеспечения в данные годы провозглашается работа по трудоустройству и обучению инвалидов. Наряду с этим выдвигаются и другие задачи, среди них важнейшие: обеспечение семей призванных в Красную армию и флот; обеспечение пенсиями инвалидов войны, семей лиц, погибших на войне, нетрудоспособных; организация касс взаимопомощи в колхозах; оказание помощи слепым и глухим; содействие деятельности кооперативов инвалидов. Трудоустройство инвалидов считалось важнейшей сферой деятельности собесов, однако здесь все более четко проявлялся классовый подход к организации данного вида социальной помощи. «При проведении всей этой работы необходим твердый классовый подход. Нельзя трудоустраивать и обучать инвалидов, принадлежащих к социально-чуждым элементам. К числу таких относятся инвалиды белых армий, кулаки, бывшие фабриканты, помещики, жандармы и т. д.». 16 марта 1931 года при НКСО РСФСР учрежден Совет по трудовому устройству инвалидов, где решением правительства за инвалидами должно было быть забронировано на промышленных предприятиях до 2% от общего числа рабочих мест. Такие же советы созданы на местах: в областях, районах, городах. Существовали плановые показатели распределения инвалидов по предприятиям. Если в 1929 году они составляли 65 000 человек, то к 1932 году предполагалось распределить 332 000 человек. Так, в Москве в 1930 году трудоустроены на предприятиях города 7 156 человек, а в Московской области — 1880 человек. В 1937 году выходит новое положение о Народном комиссариате социального обеспечения РСФСР. Согласно ему, основные задачи НКСО РСФСР охватывают такие сферы: государственное обеспечение инвалидов труда и других категорий; организация материально-бытового, культурного, лечебно-оздоровительного и санитарно-курортного обслуживания; руководство деятельностью учреждений социального обеспечения, «делом трудового производства инвалидов»; работой ВТЭК; руководства работой протезных учреждений, сетью касс общественной взаимопомощи; подготовка кадров работников по социальному обеспечению, составление планов развития социального обеспечения в РСФСР; утверждение законов Под контролем HKСO в этот период находятся Всероссийский совет кооперации инвалидов, Всероссийский союз касс взаимного страхования и взаимопомощи кооперации инвалидов, Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество глухонемых. Социальная помощь и защита в период Великой Отечественной войны связаны с проблемами помощи семьям фронтовиков, больным и раненым, с трудоустройством инвалидов, с вопросами попечения детей- сирот и другими проблемами военного времени. С конца июня 1941 г. выпускается целый ряд указов, Послуживших основой для социального обеспечения семей фронтовиков. В указе от 26 июня 1941 года регламентируется порядок выплат пособий семьям, в 1942 году происходит уточнение этого указа сообразно новым условиям. Можно отметить, что вопросы о пособиях и льготах семьям фронтовиков в период Великой Отечественной войны поднимаются и в последующие военные годы. Так, 4 июня 1943 года было принято постановление СНК СССР «О льготах для семей военнослужащих, погибших и без вести пропавших на Социальная помощь и социальная реабилитация раненых— следующий комплекс проблем в данный период. Большой поток раненых требовал экстренных мер не только по их эвакуации, но и по реабилитации. Проблемы охраны детства и попечения сирот в условиях военного времени принимают новые черты. Задача теперь состоит не только в том, чтобы открыть новые учреждения, но и в том, чтобы эвакуировать в глубь страны воспитанников детских домов. К 14 декабря 1941 года эвакуированы 664 детских дома с 7887 воспитанниками. В постановлении СНК СССР «Об устройстве Детей, оставшихся без родителей» предусматривалось создание дополнительной сети детских домов, а также участие граждан в воспитании детей в форме опеки и патроната. После войны советский народ приступает к восстановлению народного хозяйства, в связи с чем преобразуется и административная система управления социальным обеспечением. Так, в 1949 году организуется Министерство социального обеспечения, деятельность которого разворачивается в последующие десятилетия.
3. Система социального обеспечения и социального страхования в СССР в 50-ые — начале 90-х годов XX веке
Новым этапом в становлении социального обеспечения можно считать конец 50-х годов Верховный Совет СССР 14 июля 1956 года принимает закон о государственных пенсиях. В нем не только расширяется круг лиц, которым предоставляются пенсий, но и в са- В январе 1961 года изменяется положение о Министерстве социального обеспечения РСФСР, где его функции по сравнению с 1937 годом значительно расширяются. Согласно постановлению Совмина РСФСР, на министерство возлагались следующие функции: Важнейшим направлением деятельности социального обслуживания населения являлось материальное обеспечение, которое осуществлялось по трем основным направлениям: государственное социальное обеспечение, государственное социальное страхование, социальное обеспечение колхозников. Финансирование государственного социального обеспечения осуществлялось за счет государственных, республиканских и местных бюджетов (оно распространялось на военнослужащих, учащихся и другие категории граждан). Финансирование государственного социального страхования обеспечивалось за счет страховых взносов предприятий, организаций и дотаций государства. Социальное обеспечение колхозного крестьянства осуществлялось за счет средств колхозов и дотаций государственного бюджета. На всех граждан СССР распространялось в данный период бесплатное медицинское обслуживание. Можно отметить, что с 1955 по 1968 год наблюдалась тенденция роста расходов государственных ассигнований на социальное обеспечение и страхование. Если РСФСР в 1965 году расходы на нужды социального обеспечения составили 40%, то в 1967-м — 45%. К 70-м годам основными принципами социального обеспечения в СССР являлись: всеобщность социального обеспечения; многообразие видов обслуживания; обеспечение граждан различными видами социальной помощи за счет государственных и общественных средств. В начале 80-х годов происходит переосмысление функций и задач социального обеспечения. Помимо традиционных функций к ним добавляются такие: выполнение заданий государственного плана и обеспечение строгого соблюдения государственной дисциплины; рациональное использование капитальных вложений и повышение их эффективности, снижение себестоимости и сокращение сроков строительства, своевременный ввод производственных мощностей. Основным направлением деятельности стало социальное обеспечение нетрудоспособного населения. Динамика расходов на социальное обеспечение в СССР, согласно официальной статистике, выражалась в следующих показателях: 1950 год — 3,7 млрд. руб., 1960-й — 9,9млрд. руб., 1970-й — 22,8 млрд. руб., 1975-й — 34,6 млрд. руб., 1980-й — 44,5 млрд. руб. Однако негативные общественные тенденции к середине 80-х гг. приводят к необходимости реформирования общества. Социально-экономические реформы в конце 80-х гг. существенно изменяют ситуацию в стране.
4. Становление российской модели социальной защиты населения в конце 90-х годов XX столетия.
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА — стратегия государственной
Изменение социально-экономической жизни в стране потребовало перестроить систему помощи и поддержки. Прежняя система социального обеспечения не могла реагировать на возникающие проблемы, связанные с новыми рыночными отношениями. Вот С 1991 по 2001 год в РФ произошла полностью модернизация системы поддержки человека в трудных жизненных условиях. Система социального обеспечения была заменена системой социальной защиты, которая позволяла достаточно оперативно реагировать на В этот период в Российской Федерации получили развитие новые учреждения, характерные для периода реформ: центры психолого-педагогической помощи, социально-реабилитационные Центры для несовершеннолетних, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и многие другие. Динамично развивалась система специализированных учреждений: социально-медицинских, геронтологических, реабилитации инвалидов. Проблемы инвалидов и пожилых людей стали неотъемлемой частью государственной политики, важнейших стратегий Министерства труда и социального развития. В конце 90-х годов система социальной защиты населения РФ включала 1156 стационарных учреждений социального обслуживания на 261,7 тыс. мест, в которых проживают 240,9 тыс. человек. Несмотря на широкую сеть действующих учреждений, потребность в них оставалась высокой. Так, очередность в стационарные учреждения всех типов в 1999 году составляла более 18 тыс. человек. В системе социальной защиты населения функционировали 110 стационарных учреждений социального обслуживания. Основными тенденциями в развитии сети стационарных учреждений социального обслуживания являлась их медико-социальная специализация Можно отметить, что на рубеже веков в РФ функционировали 10 геронтологических центров, 16 домов милосердия, более 500 домов малой вместимости. Совместно с органами здравоохранения создавались гериатрические центры, больницы и отделения. Одним из самых распространенных видов помощи и поддержки являлось социальное обслуживание на дому. Более динамично в конце 90-х годов развивалась сеть специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому. Их количество увеличилось более чем на 100, а численность обслуживаемых возросла на 10 тыс. человек. Можно наблюдать как с 1994 по 2000 год численность учреждений социального обслуживания семьи и детей в системе органов социальной защиты населения субъектов РФ выросла в 21 раз и составляла на начало 2000 год 2240 учреждений, действующих в 87 субъектах РФ. Быстрыми темпами развивались социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (1995 год — 61, 2000 год — 276), центры социальной помощи семье и детям (1995 год— 92, 2000 год— 334), реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями (1995 год — 94, 2000 год — 182). На начало 2000 года на территории России в ведении органов социальной защиты населения субъектов РФ функционировали 10 кризисных центров для женщин, 33 кризисных отделения для женщин, действующие как структурные подразделения учреждений со- Можно отметить, что в 2000 году сеть социального обслуживания семьи состояла из 2240 учреждений, было оказано 23 438 426 услуг всех видов (социально-психологической, социально-бытовой, социально-педагогической и т. д.). Однако можно отметить, что система учреждений социального обслуживания семьи и детей не обеспечивала необходимого уровня социальной поддержки. В социальной помощи нуждалась большая часть российских семей, а не только кризисные семьи.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ — система государственного попечения для наименее защищенных групп населения. Основные виды С. п.: материальная, финансовая, пенсионная, протезно-ортопедическая, кредитная.
К 2000 году в 89 субъектах Российской Федерации К 2000 году в 89 субъектах Российской Федерации насчитывалось более 2 млн. граждан, уволенных с военной службы в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и сверхсрочнослужащих запаса и в отставке. К концу XX века в Российской Федерации насчитывались Можно отметить, что система мер социальной защиты ветеранов имела достаточно широкий спектр поддержки в эти годы. Она находила отражение: в дополнительном пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, в социальной поддержке Однако были достаточно острыми проблемы социального обеспечения инвалидов военной службы. По состоянию на 1 января 2000 года в Российской Федерации проживали 788 493 инвалида военной службы, включая 491 788 инвалидов Великой Отечественной войны вследствие военной травмы и заболевания, полученного в период прохождения военной службы, 27 280 инвалидов боевых действий в Афганистане, 26 370 инвалидов из числа бывших военнослужащих — участников чернобыльских событий, около 12 тыс. бывших военнослужащих, получивших инвалидность вследствие ранений в ходе боевых действий в Республике Таджикистан, Че- Положение с обеспечением жильем военнослужащих, уволенных с военной службы, продолжало ухудшаться. Среднее время ожидания квартиры после увольнения составляло 6 лет. По состоянию на 1 января 2000 года на учете в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации состояли 164 434 семьи бывших военнослужащих. Здоровье населения относится к наиболее значимым социальным ценностям. Одним из показателей состояния здоровья населения является инвалидность. Инвалидность как статистический показатель зависит не только от здоровья нации, но и от многих социальных факторов, методов сбора информации, нормативно-правовых основ для оформления инвалидности. К концу 90-х годов наблюдался устойчивый рост первичной инвалидности по трем классам заболеваний: болезням эндокринной системы и расстройствам питания; по туберкулезу и психическим расстройствам. Такие болезни относятся к разряду социальных Отмечается рост психических заболеваний, по длительности сроков инвалидности они занимают первое место. Большинство психически больных, утративших трудоспособность, становятся инвалидами в молодом и среднем возрасте (25% в возрасте до 29 лет, 70%—до 40 лет). Среди всех лиц, впервые признанных инвалидами, лица трудоспособного возраста составляют 51,3 % и на протяжении 90-х годов можно было отметить тенденцию, что инвалидами становились люди во все более молодом возрасте. Можно отметить, что тенденция роста инвалидизации сохранилась до конца столетия, ежегодно признавались инвалидами свыше 1 млн. человек, половина из которых — лица трудоспособного возраста. Восстанавливали способность к труду лишь 2,2% инвалидов. Можно отметить как позитивные, так и негативные тенденции этих лет. Среди позитивных сдвигов можно отметить наличие достаточного количества государственных программ, позволяющих решать проблемы различных категорий нуждающихся, ранее не учитывавшихся: инвалидов локальных военных конфликтов, психиатрических больных, детей-инвалидов, девиантных семей и т. д. Рост Можно отметить, что в 90-х годах была развита действенная сеть профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы. Созданная инфраструктура социальной защиты получила квалифицированный контингент профессионалов, развертывающих Вместе с тем можно наблюдать, как институты социальной защиты не в полной мере реагировали на проблемы общества. Подход к финансированию отрасли по остаточному принципу не позволял развивать перспективные стратегии социальной защиты, ее учреждения, не в полной мере удовлетворял потребности различных групп населения. Можно отметить, что социальные технологии реабилитации не находили достаточно широкого применения на практике, в результате чего медикаментозные подходы имели более широкое распространение в практике, что не отвечало мировым стандартам социального обслуживания. Можно отметить, что концепция социальной защиты в 90-е годы не имела четких параметров, позволяющих контролировать развитие как самой системы, так и услуг, оказываемых учреждениями. Отсутствие норм и критериев социального обслуживания стали формировать иждивенческие настроения. Однако, как показал опыт предшествовавших лет, на рубеже веков стал складываться подход к превентивным и реабилитационным формам работы.
Основные понятия темы: ВОГ, ВОС, ВТЭК, крестьянские общества взаимопомощи, Министерство социального обеспечения, Министерство труда и социального развития, Наркомат социального обеспечения, пенсионная реформа, система социального обслуживания, социальная работа, социальное обеспечение, социальное страхование.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |