Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: методика расследования взяточничества и других проявлений коррупции

Лекция 24.

Содержание.

􀂾 1. Криминалистическая характеристика взяточничества.

􀂾 2. Типичные следственные ситуации, версии и планирование расследования.

􀂾 3. Основы методики расследования взяточничества.

Литература

1. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2005. С. 713-724.

2. Яблоков Н.П. Криминалистика. Учебник для вузов и юридических факультетов. — М.: ЛексЭст, 2003. С. 342-349.

􀂾 1. Взяточничество как социально-криминальное явление, будучи преступлением против государственной власти, в то же время служит одним из проявлений коррупции. Его сутью является разовые или постоянные факты торговли официального лица своими должностными полномочиями путем получения незаконного вознаграждения (в виде денег и иных материальных ценностей, выгод, благ, услуг и т.п.). При этом исходят из расхожего посыла: «Зачем должностное положение, если им не пользоваться?», подразумевая под пользованием извлечение из своего статуса дополнительных материальных и нематериальных выгод. Официальные лица различного уровня действуют (бездействуют), покровительствуют, попустительствуют по службе, «крышуют» криминальные и полукриминальные структуры, совершают иные акты в интересах людей, давших взятку, или в пользу представляемой им юридической, в том числе криминальной, организации.

Взяточничество как проявление коррупции разлагает государственный аппарат и муниципальные властные структуры, дискредитирует и подрывает их и без того недостаточно высокий авторитет, оказывает тлетворное влияние на все другие стороны общественной жизни (экономическую, социальную, политическую, правоохранительную, финансовую).

Конечно, коррупция — понятие более масштабное, чем взяточничество, которое служит одним, однако наиболее частым проявлением коррупции. Коррупция предполагает систематический подкуп должностных лиц исполнительной, законодательной, судебной, муниципальной власти, влекущий принятие ими решений в пользу коррумпирующей структуры, в частности ОПФ, их постановку в зависимость от последнего. Поэтому круг коррупционных преступлений весьма широк, но все они, в разной степени, посягают на авторитет и должное функционирование государственной и местной власти.

Следует подчеркнуть, что ОПФ наиболее активно и по-крупному подкупают должностных и иных лиц, обладающих государственно-властными полномочиями, авторитетом и возможностями. В то же время длительно и успешно действующие взяточники — это тоже участники ОПФ. Поэтому характерной чертой коррупции является ее тесная связь с организованной преступностью. Здесь как раз и складывается ситуация прямого и полного подкупа или тотальной взятки, когда влиятельные представители оргпреступности устанавливают тесные связи с госчиновниками различного ранга, берут их на содержание, как бы «скупают на корню», полагая, что в нужный момент коррумпированный представитель власти поступит нужным образом. Именно коррупция, пронизавшая все этажи российской власти, стала одним из главных препятствий в борьбе с преступностью, а теневой бизнес достигает 40% ВВП страны. От 30 до 50% своих незаконных доходов ОПФ тратят на коррумпированных функционеров государственного аппарата страны.

Масштабность и системный характер коррупции не позволяет правоохранительным органам, тоже не избежавшим ее разлагающего влияния, в одиночку справиться с этой проблемой; государство и общество должны решать ее сообща. В уголовно-правовом аспекте борьба с коррупцией в стране связана прежде всего с выявлением и расследованием случаев взяточничества. Взяточничество не только весьма распространено; его очень сложно выявить и расследовать. Трудности здесь обусловлены целым рядом объективных и субъективных факторов. Во-первых, его участники — взяткополучатель, взяткодатель и посредник — заинтересованы в тщательном сокрытии преступного характера своих действий, поскольку каждый из них подлежит уголовной ответственности за содеянное, причем, весьма суровой. Во-вторых, взятки все чаще даются за совершение вполне законных действий — для их ускорения («Не подмажешь — не поедешь») или маскируются под внешне законные, правомерные способы получения имущественных выгод. Отсутствие свидетелей и документальных подтверждений противоправности «сделки» еще более затрудняет выявление и расследование взяточничества. Кроме того, по уголовным делам данной категории преобладают косвенные улики, требующие многоступенчатой процедуры доказывания с анализом различных (временных, причинно-следственных и др.). Прямые доказательства взяточничества фигурируют в уголовных делах довольно редко; они скорее исключение, чем правило.

В этой связи важную роль играет умелое выявление и использование криминалистически значимых данных об особенностях преступного поведения субъектов взяточничества. В частности, выявление признаков, указывающих на неделовые, особые связи между, например, руководителями выше- и нижестоящих органов одной системы или между конкретными должностными лицами и рядовыми гражданами, добивающимися принятия желательных для них решений (о выделении ссуды, продлением срока аренды помещения, отводе земельного участка и т.п.), а также сведений о конкретных способах преступных действий или бездействия должностного лица — взяточника. Именно эта информация облегчает поиск сведений о взяткополучателе, взяткодателе, возможном посреднике и коррупционных связях между ними.

Предметом взятки могут быть любые материальные ценности и услуги, представляющие определенную имущественную выгоду для их получателей. Знание их характера и индивидуальных особенностей помогает определить пути и способы их обнаружения и последующей идентификации. Знание особенностей предмета взятки позволяет разобраться в механизме преступления (в наличии особых связей между субъектами взяточничества, предварительной договоренности между ними), а также способах вымогательства взятки.

Способы совершения взяточничества, как одного из должностных преступлений, зависят от отрасли служебной деятельности, где они совершаются, должностного положения взяткополучателя, объема и характера его полномочий, общей обстановки, сложившейся в стране, ситуации в конкретном регионе и учреждении, а также от предмета взятки и личных качеств взяточников.

В криминалистическом смысле способ совершения взяточничества дифференцируется на ряд видов в зависимости от особенностей передачи взятки, наличия ее вымогательства, характера служебных действий (бездействия) взяточника, наличия предварительного сговора между группой лиц либо с ОПФ. По способу передачи взятки обычно выделяют прямой контакт и че-рез посредника, а по наличию давления со стороны должностного лица — с вымогательством и без вымогательства. По третьему основанию различается взяточничество, связанное с совершением незаконных действий (бездействием) в пользу взяткодателя; законных действий (бездействия) в его пользу. По наличию сговора различается взяточничество: с предварительным сговором на получение в определенной форме одной взятки от конкретного лица; с таким же сговором на получение взятки в разных формах в течение какого-то периода времени от неопределенного круга лиц, получение систематических взяток в разных формах либо в виде постоянного денежного содержания от ОПГ или ОПФ.

Каждый из названных способов может быть детализирован с учетом видов посредничества, особенностей предмета взятки и способа его передачи, характера вымогательства, сферы деятельности взяткополучателя (властные структуры, правоохранительные, судебные органы, медицинские учреждения, различные «присутственные места» и др.), а также с учетом специфики предварительного сговора, характера взаимосвязи с ОПФ или ОПС. Установление признаков примененного способа, его сопоставление с типичными комбинациями способов взяточничества позволяют следователю четче сориентироваться, где нужно искать недостающие сведения об обстоятельствах расследуемого преступления.

Для взяточничества и иных коррупционных преступлений наиболее характерна обстановка бесконтрольности в решении важных служебных вопросов, волокиты, бюрократизма, наличия элементов круговой поруки. Знание особенностей этой обстановки облегчает уяснение механизма и деталей произошедшего, причин и условий, способствующих взяточничеству.

К субъектам взяточничества относятся представители власти разного уровня и иные должностные лица, перечисленные в ст. 285 УК РФ. Личность взяткополучателей (реже — посредников и взяткодателей) характеризуется корыстной, стяжательской ориентацией, стремлением к наживе, безответственностью и правовым нигилизмом. В настоящее время наблюдается все большее сближение богатеев, сколотивших состояние криминальным или околокриминальным путем, и должностных лиц, наделенных серьезными властными функциями и полномочиями. Не случайно в стране был выброшен лозунг о недопущении криминала во власть, однако о его успешном решении говорить пока рано. Не дали ощутимых результатов и антикоррупционные меры.

Самостоятельным элементом криминалистической характеристики рассматриваемых деликтов может быть устойчивая и достаточно организованная группа взяточников, действующая в течение длительного времени. Тогда важное криминалистическое значение имеют сведения о численности и связях группы, характере преступного сговора между ее членами, распределении ролей и преступных доходов в зависимости от должностного положения и властных полномочий каждого из них, мерах, предпринимаемых для нейтрализации контролирующих и надзирающих органов, и др.

Взяточничество зачастую бывает связано с совершением других преступлений (неуплатой налогов и сборов, мошенничеством, хищениями), а нередко и с функционированием оргпреступных групп и сообществ. Поэтому при криминалистической оценке информации по таким уголовным делам необходимо обращать внимание на то, нет ли в ней сведений об иных преступлениях, не просматриваются ли коррупционные связи с ОПФ, действующим в данном городе, регионе. Это очень важно для установления не только ближайших, но и перспективных криминальных целей виновных лиц и, соответственно, для раскрытия всех эпизодов их преступной деятельности.

Круг обстоятельств, подлежащих выяснению в ходе расследования взяточничества, это:

1. обстоятельства и способ подкупа должностного лица, получения и передачи предмета взятки (время, место, способ, наличие или отсутствие вымогательства, посредничества, характер предмета взятки, его признаки, особенности и др.);

2. особенности служебного поведения взяточника, обусловленного получением взятки;

3. круг участников преступления и обстоятельств, влияющих на степень и характер их ответственности;

4. условия, способствовавшие совершению взяточничества.

 

􀂾 2. При расследовании взяточничества на первоначальном и последующем этапах складываются такие типичные следственные ситуации:

1) имеются аргументированные сведения об установленном факте взяточничества, подкупа должностного лица, поступившие от органов дознания или от взяткодателя;

2) поступили заявления конкретных лиц о вымогательстве у них взятки и ее предполагаемой передаче;

3) данные о предполагаемом или установленном факте дачи-получения взятки и иных фактах коррупции стали известными из материалов расследования другого уголовного дела.

 

На первоначальном этапе расследования прежде всего необходимо установить, действительно ли имел место факт взяточничества или иного коррупционного преступления. Здесь наиболее характерны такие следственные версии:

а) должностное лицо действительно получило взятку при обстоятельствах, указанных в исходной информации;

б) должностное лицо приняло деньги, тот или иной предмет, ценности, но не как взятку, а вполне правомерно (возвращение долга, получение гонорара за выполненную работу, дарение и т.п.), заявление же о получении взятки стало следствием добросовестного заблуждения или оговора со стороны недоброжелателей;

в) должностное лицо произвело служебные действия в пользу определенного лица правильно и не получило за это взятку;

г) должностное лицо не выполнило никаких действий в пользу лица, якобы давшего ему взятку, и ничего за это не получило.

Приведенные версии объясняют возможные варианты развития прошлых событий. В некоторых случаях, в частности при заявлении о вымогательстве взятки, выдвигаемые версии должны иметь прогностическую направленность — предугадывать наиболее вероятное развитие будущих действий взяткополучателя и посредника, если таковой имеется, при задержании с поличным, как они попытаются объяснить факт передачи предмета взятки обстоятельствами некриминального характера, возможное время, место, обстановку передачи взятки.

Следственные ситуации последующего этапа расследования обычно обусловливаются результатами первоначального этапа, степенью отработки следственных версий, отношением виновных лиц к собранным против них доказательствам, к предъявленному обвинению во взяточничестве, а также степенью выяснения механизма дачи-получения взятки (о приемах и средствах передачи предмета взятки, о выполненных за это действиях, об оставшейся следовой картине содеянного, ее отражении в служебных документах и иным образом).

Новые следственные версии, если они выдвигаются на данном этапе, имеют, как правило, более частный характер. Они сориентированы на углубленное выяснение отдельных элементов состава взяточничества, его ключевых обстоятельств. Например, не имеет ли предмет взятки криминального происхождения (деньги, полученные за «защиту» рыночных торговцев, являющуюся по своей сути одной из распространенных форм рэкета; деньги, сэкономленные в результате уклонения от уплаты налогов, и т.п.). Но если на последующем этапе расследования устанавливаются дополнительные эпизоды взяточничества или еще не проверенные обстоятельства расследуемого преступного события, то может возникнуть необходимость в выдвижении общих версий.

План расследования должен быть четко согласован с планом производства оперативно-розыскных мероприятий, составленным органом дознания, предусматривать своевременный обмен добытой криминалистически значимой информацией. Это способствует успешному расследованию, требующему обязательного проведения целого комплекса оперативных мероприятий, в особенности такой оперативной комбинации, как задержание взяточников (взяткополучателя) с поличным, документирование их действий с помощью негласной звуко видеозаписи.

В плане должны быть помечены пути установления места и способов обнаружения следов и предметов — вещественных доказательств, документальных и личностных подтверждений фактов передачи предметов взятки и последующего поведения взяточников. Поэтому в плане необходимо предусмотреть активное применение технико-криминалистических средств и методов, необходимых для обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов взяточничества, которые по делам данной категории очень быстро уничтожаются преступниками или их подручными, например из числа рядовых членов ОПГ или ОПФ.

Особенностью плана подобных расследований является также то, что его обязательной составной частью обычно становятся различные схемы (преступных связей подозреваемых лиц, взаимоотношений различных организаций, их подразделений, отдельных должностных лиц, порядка разрешения какого-либо служебного вопроса), а также накопительные ведомости и шахматки — по многоэпизодным делам. Они помогают следователю нагляднее представить и проследить элементы изучаемых криминальных явлений, их взаимосвязи и взаимозависимости, более четко и конкретно сформулировать ближайшие и перспективные задачи расследования, наметить оптимальные средства их решения, точнее определить степень виновности каждого из проходящих по делу взяточников (коррупционеров)

.

􀂾 3. Уголовные дела по фактам взяточничества возбуждаются сразу же по ознакомлении с исходными данными, содержащими достаточно убедительные доказательства о даче-получении взятки или систематическом подкупе должностного лица, например, со стороны ОПФ. Если же первичных данных недостаточно либо они внутренне противоречивы, то возбуждению дела предшествует проверка поступивших материалов, чтобы незаслуженно не компрометировать должностных лиц.

Проверку нужно проводить с особой осторожностью и, как правило, скрытно от заподозренных субъектов, чтобы они не успели спрятать или уничтожить предмет взятки, компрометирующие документы, склонить заинтересованных лиц к даче ложных показаний, подключить силы и средства ОПФ. В ходе проверки необходимо собрать недостающие материалы (запросить сведения из криминалистических учетов, изучить соответствующие документы, которые объясняют факты, содержащиеся в исходных данных; получить сведения от должностных лиц или отдельных структур учреждений (организаций). При выявлении данных, подтверждающих факт взяточничества, следователь своим постановлением возбуждает уголовное дело и приступает к расследованию.

Комплекс следственных действий, проводимых на первоначальном этапе расследования, и их очередность определяются исходной ситуацией. В первой следственной ситуации обычно проводятся: допросы свидетелей, как правило, заявителя и тех лиц, информация о которых содержится в исходных материалах; выемка и осмотр служебных документов, относящихся к деятельности должностного лица — взяткополучателя; обыски по месту работы и жительства взяточников; изъятие и осмотр предмета взятки; допросы подозреваемых; очные ставки между ними; предъявление предмета взятки для опознания; назначение соответствующих судебных экспертиз (дактилоскопической, трассологической, почерковедческой, товароведческой и т.п.).

Во второй следственной ситуации производятся такие следственные действия: допрос лица, заявившего о вымогательстве у него взятки; задержание взяточника с поличным; обыск у взяткополучателя по месту работы и жительства; личный обыск задержанного, его освидетельствование; осмотр предмета взятки и места происшествия, при необходимости, с использованием ультрафиолетового осветителя и других специальных технических средств; допрос подозреваемого, очная ставка между ним и взяткодателем; допросы иных свидетелей; назначение и производство необходимых судебных экспертиз.

Важно подчеркнуть, что очередность производства следственных действий в данной ситуации весьма зависит от результатов задержания взяточника с поличным, качества его негласного и процессуального документирования. Вслед за произведенным задержанием взяткополучателя осуществляются его личный обыск, освидетельствование, осмотр места происшествия и предмета взятки, допросы подозреваемого, возможных свидетелей, затем — обыски, которые могут проводиться и у близких родственников, и у знакомых подозреваемого.

В третьей следственной ситуации комплекс первоначальных следственных действий обычно зависит от степени достоверности выявленных данных. Поэтому в одних случаях этот комплекс может быть таким, как в первой ситуации, а в других — как во второй.

Тактика первоначальных следственных действий определяется отсутствием (наличием) свидетелей содеянного, его документальных подтверждений, возможностью (невозможностью) использовать эффект внезапности, тем, связан ли взяткополучатель с ОПФ, нет ли таких связей у взяткодателя, какое место он занимает в преступной иерархии, как это удалось выяснить и др.

Допрос заявителей и иных свидетелей. Заявителями обычно становятся лица, которые дали взятку и пожалели об этом (например, взяткополучатель не выполнил обещанного и не вернул предмета взятки) либо у которых вымогается взятка, реже — которым она предлагается, иные граждане, располагающие сведениями о взяточничестве. В ходе допроса необходимо уточнить и детализировать обстоятельства, которые изложены в заявлении, поданном в правоохранительные органы.

Большая часть свидетелей становится известной из материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, тогда как другая — в результате оперативно-розыскных мероприятий. Остальные свидетели устанавливаются в ходе производства первоначальных и последующих следственных действий, главным образом из числа лиц, принимавших участие в служебных действиях, предпринятых взяткополучателем в пользу взяткодателя. В эту категорию входят также лица, знающие специфику служебной деятельности взяткополучателя (сослуживцы, родственники, знакомые, клиенты или постоянные посетители данного учреждения), так или иначе связанные с взяткодателем, взяткополучателем или посредником.

В ходе допросов свидетелей выясняются сведения о контактах участников расследуемого взяточничества, о характере служебного поведения должностного лица, особенно тех его действий, которые направлены на удовлетворение интересов (противоправных или законных) предполагаемого взяткодателя, о факте вымогательства «благодарности» или высказываемом желании «отблагодарить» за предпринятые действия. При допросе лиц, у которых якобы вымогается взятка, следует уточнить: кто является вымогателем, за что именно должна быть передана взятка, в чем она выражается (деньги, предметы, ценные бумаги и др.), есть ли между сторонами посредники, где, когда, в какой обстановке и как будет передана взятка, каковы признаки предмета взятки, какие предосторожности будут при этом предприняты и др.

Задержание взяточников с поличным осуществимо, если имеются проверенные данные о вымогательстве (предложении) взятки, когда сведения об этом поступили из разных, достаточно надежных источников, например от заслуживающего доверия заявителя или из оперативно-розыскных материалов. Задержание направлено на фиксацию факта получения должностным лицом взятки, изобличение взяткополучателя и (или) взяткодателя в момент дачи-получения взятки либо сразу же после него, а также на быстрое изъятие предмета взятки. Поэтому успех данного оперативно-следственного мероприятия зависит от степени его подготовленности, учета особенностей места и времени, обстановки передачи предмета взятки, его свойств и признаков, использованных оперативными работниками средств и способов фиксации факта взяточничества. Для этого необходимо четко определить характер необходимых технических средств фиксации, состав оперативно-следственной группы, распределить обязанности между ее членами.

Задержание взяточника или иного коррумпированного должностного лица осуществляется сразу после получения им взятки, а иногда в момент ее передачи третьему лицу или во время ее реализации. Задержание необходимо провести таким образом, чтобы взяткополучатель не успел изба-виться от предмета взятки и не смог сослаться на какое-либо (обычно заранее придуманное) обстоятельство, объясняющее нахождение у него этого предмета на законных основаниях. Сразу после задержания производится допрос взяткополучателя, его освидетельствование и обыск.

Обыск является одним из наиболее результативных первоначальных (и неотложных в криминалистическом смысле) следственных действий по делам рассматриваемой категории. Обыски — личный, по месту службы и жительства — преследуют цель не только обнаружить предмет взятки, его упаковку, отыскать данные, свидетельствующие о том, что все это ранее принадлежало взяткодателю. Это, как говорится, полдела. Следует отыскать и изъять различные записи, переписку, в том числе и служебную, номера телефонов, адреса, свидетельствующие о факте знакомства и контактах участников взяточничества, их договоренности о передаче взятки, суммах взяток, полученных ранее. Неоценимую помощь при этом могут оказать обычные и электронные записные книжки, памятные файлы компьютеров, рабочего и домашнего, номера телефонов, «забитые» в память мобильного аппарата и сообщенные оператором сотовой связи по запросу следователя. Кроме того, при обыске необходимо выявить ценное имущество и наложить на него арест.

Чтобы точно зафиксировать обстановку, в которой происходила передача взятки, следует произвести осмотр места происшествия. При этом могут быть выявлены, зафиксированы и изъяты следы получения и передачи взятки (например, вскрытый пустой конверт, в котором лежали деньги, обнаруженные во внутреннем кармане пиджака задержанного взяткополучателя; на конверте — следы пальцев как взяткополучателя, так и взяткодателя). В ходе осмотра места происшествия изымаются и документы, свидетельствующие о контактах задержанных взяточников.

При осмотре документов можно обнаружить фактические данные, подтверждающие неправильный или необычный (например, очень быстрый по сравнению с аналогичными) порядок прохождения служебных документов через соответствующие отделы, указывающий на действия в интересах взяткодателя и косвенно на размеры взятки. Например, следователя должно насторожить отсутствие на документе регистрационного номера или даты поступления, виз тех должностных лиц, которые были обязаны с ним ознакомиться, наложить резолюцию, наличие письменного указания руководителя вышестоящей организации о положительном решении вопроса без соблюдения установленного порядка. Все это свидетельствует о необычном разрешении вопроса, в котором очень заинтересован взяткодатель.

В свою очередь осмотр различных счетов за якобы выполненные взяткополучателем работы позволяет выяснить размер полученной взятки. Если же в первичных материалах не содержится прямых указаний на взяткополучателя, осмотр документов может помочь в его установлении. Для этого в учреждении, куда обращался потенциальный взяткодатель, производится осмотр и изъятие документов для определения круга должностных лиц, которые были обязаны рассмотреть и разрешить вопрос, интересующий взяткодателя. В этом круге лиц и следует искать взяткополучателя.

На последующем этапе расследования обычно проводятся допросы свидетелей (новых и тех, в чьих показаниях обнаружились неточности, противоречия, неполнота, искажение фактов), очные ставки, следственные эксперименты (чаще на видимость и слышимость), допрос обвиняемого (обвиняемых), проверки показаний на месте, назначаются судебные экспертизы.

При расследовании взяточничества и других преступлений коррупционного характера зачастую проводятся криминалистические экспертизы, в частности, трассологические (по линии разделения материала, использованного в качестве упаковочного); дактилоскопические (по следам паль-цев рук взяткодателя и взяткополучателя на денежных купюрах, конвертах, стеклопосуде для спиртных напитков, иных предметах и документах); технико-криминалистические (для прочтения записей по их вдавленным штрихам, восстановления замазанных, зачеркнутых, вытравленных текстов, целого документа по его обрывкам, установления факта уничтожения отдельных записей и др.); почерковедческие (для отождествления исполнителей записей, интересующих следствие, очередности нанесения штрихов, в частности, подписи и оттиска печати).

Допрос обвиняемого представляет известную сложность, поскольку прямых свидетелей факта получения взятки, как правило, не бывает, обвинение строится на косвенных уликах и материалах, полученных оперативным путем. Взяточники нередко обладают достаточно развитым интеллектом, неплохо знают свои процессуальные права, активно пользуются помощью адвоката, подсказывающего обвиняемому линию поведения на следствии вообще и на допросе — в частности. У взяточников обычно заранее заготовлена версия, объясняющая получение (дачу) взятки возвращением долга, выполнением чьей-то просьбы и другими обстоятельствами некриминального характера.

При подготовке к допросу лиц, обвиняемых во взяточничестве, важно изучить личность допрашиваемых, выявить такие черты их характера и особенности взаимоотношений, которые помогут получить наиболее полные и правдивые сведения о содеянном. Следует заранее продумать не только использование отдельных тактических приемов допроса, но и тактику предъявления уличающих доказательств, использовав при этом фактор внезапности. Если следователь располагает совокупностью убедительных доказательств виновности, то их целесообразнее предъявить сразу, чтобы усилить психологический эффект. Например, могут быть предъявлены признательные показания взяткодателя, затем фонограмма, зафиксировавшая разговор между взяточниками, и, наконец, выписка из лицевого счета допрашиваемого, свидетельствующая о поступлении на него той денежной суммы, которая обозначена взяткодателем.

При наличии пробелов в собранных доказательствах следователь должен вначале сосредоточить внимание на уточнении второстепенных обстоятельств, используя при этом те сведения, которые получены о допрашиваемом в ходе оперативно-розыскных мероприятий (о его криминальных и сомнительных связях, близком окружении, дурных привычках, прошлых неблаговидных поступках и др.). Такой тактический прием ведения допроса может создать у обвиняемого представление о полной осведомленности следователя, побудить к даче правдивых показаний.

Весьма целесообразна и максимальная детализация ответов, направленных на выяснение обстоятельств содеянного. Это затруднит возможный в последующем отказ от признательных показаний. Той же цели может послужить фиксация допроса обвиняемого на аудио-видеопленку. Получению правдивых показаний в некоторых случаях способствуют очные ставки с раскаявшимися взяточниками, разъяснение норм закона, позволяющих уменьшить ответственность в случае сотрудничества обвиняемого со следственными органами.

Контрольные вопросы

1. Раскройте криминалистическую характеристику взяточничества.

2. Какие типичные следственные ситуации характерны для первоначального этапа расследования взяточничества?

3. Каковы особенности планирования расследования по делам о взяточничестве, построения и проверки следственных версий?

4. В чем состоит тактическая операция по задержанию взяточников с поличным?

5. Какие первоначальные следственные действия обычно проводятся по делам о взяточничестве?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Уравнения, допускающие понижения порядков | Внутренние мужские половые органы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.