КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Допонятийная. 2. Понятийная
Допонятийная стадия – характерна для детей, суждения единичны о конкретном предмете. Объяснение сводится к частному, знакомому. Доказательство основано на примере. Главную роль играет память. Особенности допонятийного М.: - эгоцентризм (невозможность посмотреть на себя со стороны, принять другую точку зрения, примерно до пяти лет) Эгоцентризм обуславливает: а) синкретизм (тенденция связывать все со всем); б) нечувствительность к противоречиям; в) трансдукция (переход от частного к частному); г) отсутствие представления о сохранении количества. Нормальное развитие – переход от допонятийной стадии к понятийной (абстрактной),где компонентами служат понятия и применяются формальные операции. Этапы развития М.( по Выготскому Л.С.) 1 этап – 2 – 3 года – синкретизм М. все связывается со всем. 2 этап – 4 – 6 лет – используются элементы объективного сходства между парами предметов (третий лишний). 3 этап – 7 – 10 лет – дети объединяют группу предметов по сходству, но не осознают и не могут назвать общие признаки. 4 этап – 11 – 14 лет – появляются элементы понятийного М., но основанного на базе житейского опыта и неподкрепленного научным знанием. 5 этап – юношеский возраст – использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта. Физиологически основа М. – деятельность коры больших полушарий мозга, осуществляется во взаимодействии сигнальных систем (по Павлову.).
М. как процесс состоит в познании явлений внешнего мира путём: -АНАЛИЗА- расчленение на составляющие; -СИНТЕЗА- переход от частей к целому; -СРАВНЕНИЯ – установления сходств и различий; -ОБОБЩЕНИЯ – объединения по признакам; -АБСТРАГИРОВАНИЯ – отвлечение от несущественных признаков, выделение существенных. Формы М.: Понятие, суждение, умозаключение.
Основной элемент М. – понятие - означает отражение в сознании человека общих и существенных свойств и качеств предметов и явлений. В результате мыслительной деятельности рождаются суждения, образуются умозаключения. Суждение - утверждение или отрицание чего-нибудь. Умозаключение – форма мышления, которая выводит заключение из одного или нескольких суждений, может быть индуктивное и дедуктивное.
Одна из важнейших черт М. - понимание. В нем используются ассоциации(соединение, связь психических явлений друг с другом). Когда человек сталкивается с новым для него предметом или явлением, с новыми обстоятельствами, перед ним встает задача понять их смысл и значение. Многие слова и фразы имеют не один смысл, не одно значение.
Виды мышления.
Выделяют также:
- на основании типа решаемых задач:
- на основании структуры:
- на основании направленности М.:
- на основании степени осознанности:
- на основании новизны продукта М.:
- М. Образное процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов и сущности их структур взаимосвязи.
-М. Практическое процесс М., совершающийся в ходе практической деятельности, служит решению задач. - М. Визуальное способ решения интеллектуальных задач с опорой на внутренние визуальные образы, вид М., продуктом которого является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым.
- М. Комплексное М. ребенка и взрослого, осуществляемое в процессе своеобразных обобщений, основанием для которых служат отношения между вещами, открывающимися в восприятии.
- М. Безъобразное (термин Вюрцбургской школы). М. якобы «свободное» от чувственных элементов познания (восприятий, представлений).
Содержательную сторону М. представляет – речь – как форма выражения мышления, как форма отражения М. она имеет следующие характеристики:
· Логичность · Темп · Доказательность · Грамматический строй · Целенаправленность · Гибкость · Подвижность · Экономичность · Широта · Глубина · Критичность · Самостоятельность · Пытливость · Остроумие · Оригинальность · Любознательность · Находчивость · Продуктивность
Основные характеристики М. как ассоциативного процесса - 1) темп, скорость, 2) стройность (грамматическая и логическая), 3) целенаправленность, 4) продуктивность
II. Проблема: Виды патологий мышления.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |