Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Построение бюджетной системы страны определяется типом государственного устройства




Государственный бюджет. Бюджетная система

 

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет, который, во-первых, представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, предназначенный для обеспечения реализации задач и функции органов государственной власти и местного самоуправления. С другой стороны, бюджет - основной финансовый план соответствующего уровня государственной власти или местного самоуправления, где указываются их доходы и расходы.

Бюджетные отношения можно объединить в три группы:

- отношения по поводу бюджетного устройства и бюджетной системы;

- отношения по поводу разграничения доходов и расходов между бюджетами;

- отношения по поводу формирования и исполнения бюджета (бюджетного процесса).

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов, существующих на территории страны.

Федеративное государственное устройство России предполагает выделение в составе государственного бюджета следующих относительно самостоятельных звеньев:

федеральный (республиканский) бюджет;

бюджеты субъектов федерации (региональные бюджеты);

местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

Консолидированные бюджеты - свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования, используемый для расчетов и анализа.

Бюджет организуется в виде баланса доходов и расходов за определенный период.

Доходы бюджета формируются за счет источников, которые можно классифицировать по многообразным критериям. Различают внутренние и внешние источники доходов. К внутренним относятся источники доходов, которые связаны с внутренним (национальным) производством товаров и услуг. Внешние источники доходов - это заемные средства, предоставляемые другими государствами или между народными организациями. Для бюджетов Российской Федерации основными являются внутренние источники доходов.

Доходы делятся также на закрепленные и регулирующие.

Закрепленные доходы - это доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующий бюджет.

Регулирующими называют доходы, которые поступают в бюджет территории как доли доходных источников вышестоящих бюджетов. Эти доли (проценты, нормативы) утверждаются при принятии бюджета вышестоящего звена бюджетной системы.

Большинство налогов являются закрепленными доходными источниками.

Если использование регулирующих доходов не позволяет сбалансировать бюджеты территориальных образований, то для минимизации дефицитов региональных бюджетов применяются дотации и субвенции. Дотации - суммы, выделяемые из вышестоящего бюджета для осуществления бюджетных расходов в объеме минимальной достаточности. При предоставлении дотации целевое использование финансовых средств не оговаривается. Субвенция - сумма, выделяемая на определенный срок из вышестоящего бюджета на конкретные цели, способствующие выравниванию социально-экономического развития соответствующего региона.

Расходы бюджетов всех уровней подразделяются на две группы: расходы текущего (оперативного) характера- бюджет текущих расходов и расходы капитального (инвестиционного) характера, или бюджет развития.

Важной проблемой бюджетных отношений является сбалансированность бюджета, что означает равенство доходной и расходной частей бюджета. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При наличии дефицита бюджета в первую очередь финансируются расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

Для обеспечения стабильности бюджетных отношений соответствующими представительными органами власти могут устанавливаться предельные размеры дефицита бюджета.

Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение допустимого уровня дефицита, то вводится механизм секвестра расходов, которыйзаключается в пропорциональном снижении расходов ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года.

Дефицит государственного бюджета - неоднозначное явление. По мнению сторонников кейнсианства, умеренный дефицит - благо: увеличение государственных расходов способствует выходу экономики из кризиса. Вместе с тем накапливаемый бюджетный дефицит - проблема, ложащаяся на плечи будущих поколений. Дефицит бюджета порождает проблему государственного долга (суммарной величины непогашенных дефицитов государственных бюджетов, накопленной за все время существования страны). При возникновении дефицита бюджета встает проблема управления государственным долгом, то есть выпуск государственных займов, выплата процентов по ранее выпущенным займам и т.п.

Бюджеты разных уровней имеют различную структуру доходов и расходов. Объективной основой распределения доходов и расходов по разным уровням бюджетной системы является закрепление функций и полномочий за органами государственной власти и местного самоуправления.

В условиях инфляции и спада производства обеспечение исполнения бюджета затруднено. В течение года в бюджет неоднократно вносятся изменения, и окончательный вариант складывается лишь к концу финансового года.

- законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;

- соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям (обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов нижестоящих бюджетов);

- формализованные (имеющие четкую правовую основу) методы регулирования межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи.

Одной из центральных проблем бюджетного федерализма является бюджетное выравнивание (сбалансированность). Различают вертикальную и горизонтальную сбалансированность.

Когда речь идет о "вертикали", имеется в виду обеспечение соответствия между расходными функциями региональных бюджетов и поступлениями, закрепленными за данным бюджетным уровнем. На центр при этом возлагается обеспечение (средствами из федерального бюджета) достаточности региональных бюджетов для выполнения закрепленных за регионами государственных функций. Регионы при этом должны нести ответственность за финансовое обеспечение закрепленных за ними полномочий и предоставление населению необходимых благ и услуг.

Горизонтальная сбалансированность означает пропорциональное распределение доходов между субъектами Российской Федерации. Эта задача особенно сложна для современной России в силу большой дифференциации бюджетных возможностей региональных и местных органов власти. Существует несбалансированность распределения по вертикали бюджетных расходов и доходов.

Межбюджетные отношения внутри субъекта Российской Федерации (отношения между региональными и местными бюджетами) юридически выпадают из отношений бюджетного федерализма, так как органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. Однако реальный бюджетный федерализм и развитие местного самоуправления требуют упорядочения и этой части межбюджетных отношений.

В качестве основных принципов бюджетного федерализма выделяются самостоятельность бюджетов разных уровней, которая предполагает:

- закрепление за каждым уровнем власти и управления источников доходов;

- право самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств на каждом бюджетном уровне;

- недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты;

- право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления;

- право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов и т.д.

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Составление и исполнение бюджетов являются функциями органов исполнительной власти; рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов - функциями соответствующих представительных органов власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.