КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Средства государственного регулирования в переходной экономике
Содержание рыночных реформ
Переход от плановой системы к рыночной может осуществляться только реформаторским путем. Существует два основных варианта трансформации плановой системы в рыночную экономику: 1) путь постепенных, рассчитанных на десятилетия реформ, осуществляемых в условиях твердой стабильности власти, без изменения политической системы. Такой путь осуществляется в Китае, и его можно назвать реформаторско-эволюционным. Его основные черты: а) начало реформ обусловлено насыщением потребительского рынка за счет снятия некоторых ограничений на деятельность частного сектора; б) формируется двухсекторная модель экономики: первоначально частное предпринимательство и рыночные механизмы охватывают лишь производство и сбыт потребительских товаров, а в производстве инвестиционных товаров сохраняется государственная собственность и регулирование, которые со временем вытесняются частным сектором; в) либерализация цен проводится на последующих этапах реформы при сохранении государственного контроля за ценообразованием. 2) «шоковая терапия», применявшаяся в той или иной степени в большинстве стран Центральной и Восточной Европы, в том числе в России. Этот вариант предполагает быстрое проведение всеохватывающей либерализации в сочетании с жесткой финансовой политикой и динамичные институциональные преобразования (формирование нового законодательства, приватизация и т.п.). Вне зависимости от варианта реформ переход к рыночной системе предполагает решение следующих задач: 1. Разгосударствление и приватизация собственности. Разгосударствление представляет собой снятие с государства функций прямого государственного управления экономикой, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий. Приватизация подразумевает смену собственника посредством передачи или продажи на различных условиях государственной собственности экономическим субъектам, которые используют ее в дальнейшем в хозяйственной деятельности, неся полную имущественную ответственность за ее результаты.
2. Либерализация экономики — предоставление всем хозяйствующим субъектам экономической свободы в предпринимательской деятельности, установлении хозяйственных связей, осуществлении внешнеэкономической деятельности, а также снятие государственного контроля за ценообразованием, переход к формированию цен в соответствии со спросом и предложением. 3. Демонополизация и регулирование деятельности монополий. Демонополизация предполагает, во-первых, предотвращение появления новых монополий; во-вторых, проведение деконцентрации (разукрупнения) сложившихся монополий; в-третьих, содействие конкуренции в монополизированных отраслях. 4. Формирование рыночной инфраструктуры (банков, бирж, фондов и т.п.) и новых механизмов установления хозяйственных связей. 5. Структурная перестройка экономики. Основные направления структурной перестройки связаны с необходимостью преодоления диспропорций, присущих плановой экономике. Приоритетными являются отрасли, выпускающие потребительские товары, высокотехнологичную, наукоемкую продукцию, а также отрасли производственной, информационной и социальной инфрастуктуры. 6. Аграрная реформа — комплексное переустройство аграрного сектора на основе многоукладного сельского хозяйства, частной собственности на землю и другие средства производства. 7. Осуществление правовой реформы, создающей четкие «правила игры», которые задаются сильной правовой базой, судебным и правоохранительным аппаратом, обеспечивающим неуклонное исполнение законов.
8. Проведение реформы в социальной сфере, создание эффективной системы социальной поддержки. Таким образом, в переходной экономике происходят изменения троякого рода: во-первых, это институциональные преобразования, касающиеся права собственности и правовой основы экономики в целом. во-вторых, изменения организационных структур (предприятий, банков и т.п.) и их взаимоотношений (формирование товарных, финансовых рынков, создание соответствующей инфрастуктуры). в-третьих, изменения материально-технической структуры и технологического уровня производства. Следует заметить, что при естественно-эволюционном пути развития именно изменения последнего типа вызывают необходимость организационных и институциональных преобразований. А в условиях сознательного реформирования экономики они осуществляются с опозданием, поскольку требуют привлечения больших ресурсов.
Система государственного регулирования в переходной экономике характеризуется двумя определяющими тенденциями. Во-первых, происходит либерализация экономики, которая сводится к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов хозяйственной деятельности. Во-вторых, совершается переход от преимущественно административных методов государственного регулирования (путем предписаний, запретов, ограничений) к экономическим (через денежно-кредитную и бюджетно-налоговую системы). В переходной экономике роль государственного регулирования в целом выше, чем в развитом рыночном хозяйстве. Это обусловлено следующими причинами. Прежде всего, переход от административно-командной системы к рыночной не происходит автоматически, особенно в странах, находящихся на этапе индустриального общества, Государство должно активно участвовать в формировании рыночных институтов, особенно в выработке правил хозяйственной деятельности и контролировать их выполнение. Далее, в переходной экономике рынок не сразу становится главным регулятором хозяйственной деятельности, поэтому государству приходится активно вмешиваться в экономические процессы.
В переходной экономике преобладают две группы регулирующих функций государства. Первая группа включает функции, которые обычно выполняет государство в современной рыночной системе: - обеспечение институционально-правовой основы деятельности экономических агентов (определение прав и форм собственности, условий заключения и выполнения контрактов, отношений работников и работодателей и т.д.); - ликвидация или компенсация негативных эффектов рыночного поведения (государство занимается вопросами охраны окружающей среды, в ряде случаев организацией фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания и т.д.); - поддержание нормального функционирования национальной экономики (обеспечение условий долгосрочного экономического роста, сглаживание циклических колебаний, структурная перестройка т.д.). Вторая группавключает функции, связанные с формированием рыночных отношений: - разработка хозяйственного законодательства, адекватного условиям рыночной экономики; - демонополизация и поощрение конкуренции; - приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора. Кроме того, в течение определенного периода государство вынуждено брать на себя отдельные функции, которые в развитой рыночной системе обычно выполняют другие экономические агенты (мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций и др.). Регулирующие функции государства осуществляются посредством административных и экономических средств. В начале переходного периода происходит разрушение или трансформация системы административно-командных средств управления: отменяются или сокращаются поставки по централизованным планам; предприятиям предоставляется свобода в установлении цен, выборе поставщиков и покупателей; ликвидируется государственная монополия внешней торговли. В переходной экономике происходит трансформация институтов государственного регулирования. Государство отходит от непосредственного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, что влечет за собой ограничение функций и постепенную ликвидацию отраслевых органов управления — министерств и ведомств. Директивное планирование трансформируется в социально-экономическое прогнозирование. Бюджетное и налоговое регулирование становится прерогативой парламента. Центральный банк осуществляет денежно-кредитное регулирование. Возникают специфические для переходного периода институты — ведомства по приватизации и антимонопольному регулированию.
Переходный период почти во всех странах начинался с системного кризиса, проявлениями которого на макроэкономическом уровне были: 1) инфляция, подрывающая стимулы к производственной деятельности; 2) трансформационный спад, глубина которого зависит от величины накопившихся в структуре экономики диспропорций, устанавливаемых в ходе макроэкономической стабилизации ограничений платежеспособного спроса; 3) снижение накоплений и инвестиционной активности, которые становятся невыгодными при высокой инфляции. Стабилизационная политика направлена на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства в условиях стабильного уровня цен. Главными средствами макроэкономической стабилизации являются: 1) сокращение (в лучшем случае ликвидация) дефицита консолидированного государственного бюджета до уровня ниже 5% ВВП; 2) проведение жесткой денежно-кредитной политики (прекращение льготного кредитования центральным банком дефицита госбюджета, установление процентных ставок по кредитам центрального банка коммерческим банкам выше уровня инфляции и т.д.); 3) установление «монетарного (номинального) якоря», под которым понимаются макроэкономические показатели, которые фиксируются на определенном уровне при осуществлении финансовой стабилизации (обменный курс валюты, номинальная денежная масса, номинальная заработная плата и т.п.). Эти показатели позволяют снизить инфляционные ожидания бизнеса и домашних хозяйств и удерживают на определенном уровне цены; 4) сдерживание роста доходов населения путем неполной индексации оплаты труда в бюджетной сфере и социальных трансфертов; 5) либерализация цен с целью уничтожения избыточной денежной массы через повышение общего уровня цен. В зависимости от применяемого набора инструментов можно выделить два основных сценария макроэкономической стабилизации: ортодоксальный и гетеродоксный. Главной задачей структурной политики является создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках или служащей национальным интересам. Структурная политика оказывает воздействие прежде всего на совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие может иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью поддержания или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций. Важной задачей структурной политики переходного периода, особенно на начальных его этапах, является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок. Концепция структурной перестройки экономики в России исходит из сохранения отраслевого разнообразия народнохозяйственного комплекса. В структуре промышленности выделяются три группы отраслей: 1) топливно-энергетический комплекс. Эти отрасли сохраняют свою конкурентоспособность и могут привлекать иностранные инвестиции; 2) отрасли обрабатывающей промышленности, способные поставлять продукцию на экспорт (авиакосмическая, энергетическое машиностроение, отчасти станкостроение). Они нуждаются в государственной поддержке на внутреннем и внешнем рынках; 3) отрасли обрабатывающей промышленности, которые могут быть конкурентоспособными на внутреннем рынке (автомобильная, сельскохозяйственное машиностроение, пищевая). Развитие этих отраслей напрямую зависит от умеренно протекционистских мер и стимулирования внутреннего спроса на их продукцию путем лизинга и потребительского кредита. В 2002 г. Европейский союз признал Российскую Федерацию страной с рыночной экономикой. Однако предоставление нашей стране рыночного статуса еще не означает исчезновение переходной экономики.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |