КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Права и обязанности государственных инспекторов
Проверка выполнения требований, перечисленных в заключении ГЭЭ Федеральным законом «Об охране окружающей среды», возложена на федеральных государственных инспекторов в области государственного экологического контроля и государственных инспекторов субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Федеральные государственные инспекторы осуществляют контроль федеральных объектов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Государственные инспекторы субъектов Российской Федерации осуществляют государственный экологический контроль за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. Они обязаны: Ø предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; Ø разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности; Ø соблюдать требования законодательства. Решения государственных инспекторов в области охраны окружающей среды могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с требованиями Федерального закона «Об охране окружающей среды» государственные инспекторы при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке: Ø посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны,
Ø знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами; Ø проверять соблюдение нормативов, ГОСТов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды; Ø проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов; Ø проверять выполнение требований, указанных в заключении ГЭЭ, и вносить предложения о ее проведении; Ø предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля; Ø приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды; Ø привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Организация государственного экологического контроля и ГЭЭ на уровне МПР России и его территориальных органов Система охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на уровне Российской Федерации организована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17.05.00 № 867. Вопросы охраны окружающей среды в настоящее время находятся в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР России), которое является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также координирующим в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Одной из основных задач МПР России является охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Для решения этой задачи Министерство природных ресурсов Российской Федерации обеспечивает организацию и проведение государственной экологической экспертизы и государственного экологического контроля как непосредственно, так и через свои территориальные органы. К территориальным органам МПР России, проводящим государственный экологический контроль и ГЭЭ, относятся: Департамент государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды, Управление (Главное управление) природных ресурсов и охраны окружающей среды по субъекту (субъектам) Российской Федерации. Департамент государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды МПР России является территориальным органом министерства, реализующим на территории федерального округа следующие функции: Ø организация государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды; Ø организация комплексного геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы в особо значимых нефтегазоносных и минерагенических провинциях; Ø сводно-аналитическое и информационное обеспечение в сфере природопользования и охраны окружающей среды; Ø взаимодействие и обеспечение координации взаимодействия всех территориальных органов МПР России, действующих на территории федерального округа, с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе. Управление (Главное управление) природных ресурсов и охраны окружающей среды по субъекту (субъектам) Российской Федерации МПР России является территориальным органом министерства, осуществляющим на закрепленной за ним территории субъекта (субъектов) Российской Федерации управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.
Организация государственного экологического контроля на уровне субъекта Российской Федерации Организация охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на уровне субъектов Российской Федерации индивидуальна. Например, органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в Москве является Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы, в Санкт-Петербурге — Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Администрации Санкт-Петербурга, в Ленинградской области — Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области и т. д. Заключения ГЭЭ по объектам, находящимся на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, поступают в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Порядок осуществления государственного экологического контроля органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации установлен Правительством Российской Федерации. Первоначальной задачей при этом является выявление нарушений в документации, направлявшейся на государственную экспертизу, соответствие процедуры проведений ГЭЭ действующему законодательству и правомочности сделанных ею выводов. При осуществлении государственного экологического контроля государственные инспекторы принимают меры по предупреждению, выявлению и устранению экологических правонарушений и привлечению виновных к ответственности. Так, при обнаружении экологического правонарушения — осуществления хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение ГЭЭ, государственный инспектор по охране природы составляет Протокол об экологическом правонарушении. На основании Протокола он принимает решение о применении к нарушителю одной или одновременно нескольких мер воздействия в зависимости от тяжести совершенного экологического правонарушения, включая:
Ø выдачу Предписания об устранении экологического правонарушения; Ø вынесение Постановления о наложении штрафа за административное правонарушение; Ø вынесение Постановления о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде; Ø выдачу Предписания об ограничении хозяйственной и иной деятельности; Ø выдачу Предписания банковским организациям о прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности; Ø направление руководству предприятия, организации, учреждения или вышестоящему органу Представления о применении мер дисциплинарного взыскания к правонарушителю; Ø направление материалов в следственные органы для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности за экологическое преступление. Предписание об устранении экологического правонарушения является обязательным для исполнения нарушителями в установленные государственным инспектором сроки. Санкции за нарушение требований заключения ГЭЭ На основании Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ заключение ГЭЭ носит обязательную силу. В случае невыполнения инициатором хозяйственной и иной деятельности требований, сформулированных в этом заключении, он несет за такие нарушения ответственность в административном и уголовном порядке. Административная ответственность За нарушение законодательства об экологической экспертизе Кодексом Российской Федерации «Об административных правонарушениях» (ст. 8.4), который вступил в действие с 1 июля 2002 г., предусмотрена административная ответственность за нарушения законодательства об экологической экспертизе. В соответствии со ст. 77 и 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» наложение административных штрафов на виновных в экологических правонарушениях не освобождает их от возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде. Компенсация вреда окружающей среде осуществляется добровольно по решению суда или арбитражного суда. Размер административного штрафа за нарушения законодательства об экологической экспертизе
Уголовная ответственность Должностные лица и граждане, виновные в совершении нарушения законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия, несут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации. Под иными тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ следует понимать: существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию. Представления о привлечении физических лиц к уголовной ответственности за экологические преступления направляются государственным инспектором по охране природы в следственные органы. Вопросы экологических преступлений рассмотрены в гл. 26 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая включает в себя следующие статьи: ст. 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при проведении работ (лишение свободы на срок до 5 лет); ст. 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (лишение свободы на срок до 8. лет); ст. 248. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (лишение свободы на срок до 5 лет); ст. 249. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (лишение свободы на срок до 2 лет); ст. 250. Загрязнение вод (лишение свободы на срок до 5 лет); ст. 251. Загрязнение атмосферы (лишение свободы на срок до 5 лет); ст. 252. Загрязнение морской среды (лишение свободы на срок до 5 лет); Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о ГЭЭ В государственном механизме надзора за исполнением экологического законодательства немалую роль играет прокурорский надзор за исполнением законодательства об экологической экспертизе и нормативном обеспечении экологической безопасности в связи с подобными правонарушениями. От полноты и достаточности правовых норм, регулирующих охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, зависит и эффективность прокурорского надзора в этой сфере. Этот надзор осуществляют преимущественно специализированные природоохранные прокуратуры, которые начали создаваться в середине 80-х гг. Природоохранный прокурорский надзор включает природоохранную, природноресурсную и санитарную составляющие экологического законодательства в части соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду в соответствии с гигиеническими нормативами качества окружающей среды. Нередко только природоохранные прокуроры являются основной преградой против ведомственной вседозволенности и произвола.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |