Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обеспечение эксплуатации автомобилей в особых производственных и социальных условиях

Лекция 17

 

 

Автомобили, осуществляющие пассажирские перевозки.

Особенности технической эксплуатации пассажирских автомобилей.

1. Работа по расписанию, соблюдение регулярности перевозок предъявляют повышенные требования к техническому состоянию автобусов, их безотказности в течение смены, а также оперативному устранению возникших линейных отказов (техническая помощь на линии, резервирование и пр.).

2. Эксплуатация на густонаселенных территориях при постоянном взаимодействии с пассажирами, пешеходами требует обеспечения дорожной и экологической безопасности.

3. Обеспечение комфортабельных и безопасных условий перевозок пассажиров определяет требования к техническому состоянию кузова и салона (двери, подножки, окна, сиденья, освещение, вентиляция, отопление, средства эвакуации и связи).

4. Существенная вариация условий эксплуатации автобусов на различных маршрутах движения даже в пределах одного города или региона влияет на большинство показателей работы. Учет условий эксплуатации осуществляется оперативным корректированием режимов технического обслуживания и уточнением классификации условий эксплуатации для маршрутных автобусов.

5. Большая ресурсоемкость (капиталовложения, подвижной состав, производственная база, эксплуатационные затраты) и дотационность городских автоперевозок, составляющая от 30 до 80%, требуют проведения целевых мер по экономии всех видов ресурсов и объективности распределения и использования по группам автобусов (парки, колонны, маршруты движения) с учетом эксплуатации, состояния производственно-технической базы и персонала.

6. Интенсивная эксплуатация, характеризуемая значительным (250 км и более) среднесуточным пробегом маршрутных городских автобусов, ужесточает требования к организации технического обслуживания и ремонта.

Большинство этих особенностей свойственно и таксомоторным перевозкам, для которых отсутствует жесткая привязка к расписанию движения и маршрутам (кроме маршрутных такси).

В общепринятую классификацию условий эксплуатации (см. лекция 9) применительно к маршрутным городским автобусам вводится «сложность маршрута» для учета длины перегона (расстояния между остановками) lп, коэффициента использования пассажировместимости γ и плотности транспортного потока γ, в котором движется автобус данного маршрута. Рекомендуется следующая группировка маршрутов движения (таблица 5).

Таблица 5 – Классификация городских автобусных маршрутов по сложности

 

Категория сложности маршрута Средняя длина перегона, км
более 0,54 0,38-0,54 0,25-0,38 менее 0,25
  П11, И2, И3, И4 П11, И2, И3, И4    
П21, И2, И3, И4 П21, И2    
П31, И2      
  П33, И4 П23, И4 П11, И2, И3, И4  
П41, И2, И3, И4 П31, И2, И3, И4 П21, И2, И3  
  П41    
    П42, И3, И4 П24 П11, И2, И3, И4
    П32, И3, И4 П21
    П41, И2  
      П43, И4 П22, И3, И4
      П31, И2
        П33, И4
      П41, И2, И3, И4

 

По длине перегона: первая группа - lп > 0,54 км, вторая - lп = 0,38 - 0,54 км, третья - lп = 0,25 - 0,38 км и четвертая - lп < 0,25 км.

По коэффициенту использования пассажировместимости: первая группа (П1) - γ < 0,40, вторая (П2) - γ = 0,40 - 0,58, третья (П3) - γ = 0,58 - 0,75 и четвертая группа (П4) – γ > 0,75.

По плотности транспортного потока: первая группа (И1) - ρ < 0,4 авт./100м, вторая (И2) - ρ = 0,4 - 0,7 авт./100м, третья (И3) - ρ = 0,7 - 1,3 авт./100м и четвертая группа (И4) - ρ > 1,3 авт./100 м.

Коэффициенты корректирования нормативов ТО и ремонта (таблица 6) используются при определении периодичности ТО, ресурса агрегатов и подвижного состава, удельной трудоемкости ТР, расхода запасных частей и технологическом расчете.

Оценка влияния сложности маршрута движения на напряженность труда водителя позволяет корректировать заработную плату водителей автобусов с учетом этого фактора. При этом для первой категории сложности рекомендуется применять коэффициент корректирования, равный 1,0; для второй - равный - 1,05; третьей - 1,1; четвертой - 1,15 и пятой - 1,2.

 

Таблица 6 – Зависимость коэффициентов корректирования К нормативов от категории условий эксплуатации и сложности маршрута

 

Категория условий эксплуатации Категория сложности маршрута Коэффициент корректирования К
периодичности ТО удельной трудоёмкости ТР ресурса расхода запасных частей
    1,00 1,00 1,00 1,00
    0,90 1,10 0,90 1,10
    0,80 1,20 0,80 1,25
  0,78 1,24 0,78 1,28
  0,76 1,28 0,76 1,31
  0,74 1,32 0,74 1,34
  0,72 1,36 0,72 1,37
    0,70 1,40 0,70 1,40
  0,68 1,42 0,68 1,45
  0,66 1,44 0,66 1,50
  0,64 1,46 0,64 1,55
  0,62 1,48 0,62 1,60
    0,60 1,50 0,60 1,65

 

Наибольшее влияние на уровень работоспособности городских автобусов на линии оказывают:

- совершенствование системы и организации ТО и ремонта – 28-30%;

- квалификация, организация и стимулирование труда водителей (14-15%) и ремонтных рабочих (17-18%);

- резервирование и техническая помощь на линии (17-18%).

Организация ТО и ремонта пассажирских автомобилей имеет определенные особенности. В частности, при проведении ежедневного обслуживания пассажирских автомобилей выделяется специальный пост, на котором с помощью шланговой мойки, пылесосов и специальных щеток проводят мойку и уборку салона и кабины пассажирского автомобиля.

При проведении ТО-1 допускается выполнение сопутствующего ремонта в объёме не более 20% от ТО-1. Операции сопутствующего ремонта при ТО-1 имеют трудоемкость не более 5-7 чел.·мин.

ТО-2 организуется, как правило, на тупиковых или проездных постах канавного типа. Допускается проведение ТО-2 на подъемниках. Особенно выгодно организовать ТО-2 на напольных постах с использованием комплектов передвижных стоек. При проведении ТО-2 пассажирский автомобиль освобождается от работы на линии. В зоне ТО-2 обычно выполняется 85-90% работ технического обслуживания, а оставшиеся работы проводятся на соответствующих ремонтных участках со снятием узлов и агрегатов автомобилей. В процессе ТО-2 проводится и сопутствующий ремонт, объем которого не превышает 20% от объема ТО-2. Операции сопутствующего ремонта, выполняемые при ТО-2, имеют трудоемкость не более 20-30 чел.·мин.

Для определения технического состояния пассажирских автомобилей без разборки их узлов и агрегатов и подготовки ТО-2 на пассажирских автотранспортных предприятиях организуется поэлементное диагностирование (Д-2). Д-2 проводится в отдельной производственной зоне и включает в себя проверку технического состояния двигателя и его систем, элементов ходовой части и трансмиссии. Д-2 проводится, как правило, на тупиковых постах канавного типа с использованием специальных диагностических комплексов, включающих стенд тяговых качеств, диагностический комплект, анализатор двигателя, компрессометр, динамометрическую рукоятку и т.д.

Постовые работы текущего ремонта обычно выполняются на тупиковых или проездных постах канавного типа. Допускается проведение ТР на подъемниках. ТР проводится, как правило, в производственной зоне, смежной с ТО-2, на универсальных постах. Для замены двигателей обычно создаются специализированные посты в количестве 20-30% от общего числа постов в зоне ТР.

Для повышения качества обслуживания и ремонта специальных узлов и агрегатов из состава агрегатного участка на крупных АТП могут выделяться цехи (участки) по ремонту гидромеханической передачи, тормозов.

Хранение пассажирских автомобилей осуществляется следующим образом:

- легковые таксомоторы – в отапливаемых закрытых многоэтажных стоянках;

- автобусы – на открытых стоянках с использованием электроподогрева.

 

Автомобили для междугородных и международных перевозок.

Необходимо отметить следующие основные особенности международных перевозок, влияющих на техническую эксплуатацию автомобилей.

- Применение многоосных (5-6 осей), большегабаритных и большегрузных автопоездов на междугородных (длиной до 20 м, полной массой до 38 т) и международных (длиной до 18,5 м полной массой до 44 т) перевозках вместимостью до 120 м3, оснащенных мощными, как правило, дизельными двигателями до 280-400 кВт, с турбонаддувом и электронной системой управления, автоматическими и полуавтоматическими многоступенчатыми (до 18 передач) коробками передач, антиблокировочными тормозными системами, интегрированной со спальным местом кабиной и множественными дополнительными системами и устройствами (кондиционирования, вентиляции, связи, информации и т.п.).

- Сертификация транспортных средств, участвующих в международных перевозках, т.е. получение одобрения типа транспортного средства в соответствии с директивами Европейского экономического союза (ЕЭС) и правилами Европейской экономической комиссии.

- Значительный удельный вес в подвижном составе рефрижераторов, цистерн, транспортных средств, перевозящих тяжеловесные и крупногабаритные грузы.

- Обязательное использование тахографов на участвующих в международных перевозках транспортных средствах, максимальная полная масса которых, включая прицепы и полуприцепы, превышает 3,5 т, а вместимость более 9 чел.

- Преобладание среди международных и междугородных перевозчиков мелких негосударственных предприятий, предпринимателей и водителей-владельцев. Обслуживание и ремонт автомобилей таких владельцев проводится преимущественно на фирменных и независимых СТО и ремонтных мастерских, на родственных предприятиях, а также своими силами.

- Длительная работа транспортных средств в отрыве от базы дислокации автотранспортного предприятия, большая протяженность расстояний перевозок, работа автомобилей в ряде случаев по расписанию, предусматривающему доставку грузов или пассажиров «точно в срок».

- Международные и междугородные перевозки обычно осуществляются в хороших дорожных условиях при высоких средних скоростях (60-70 км/ч) и относятся преимущественно к I, II и частично, в городах и пригородной зоне, к III категории условий эксплуатации.

Особенности технологии и организации ТО и ремонта автомобилей, участвующих в международных и междугородных перевозках, связаны в основном с конструкцией, габаритами автомобилей и автопоездов, массой агрегатов, проведением ТО и ремонта в составе автопоезда, повышенной персональной ответственностью исполнителей за полноту и качество выполненных работ. Это предопределяет выполнение ТО и ТР на универсальных проездных (для автопоезда) постах, как правило, комплексной бригадой исполнителей, в работе которой может принимать участие водитель.

Основные приемы и методы обеспечения работоспособности этих автомобилей состоят в следующем.

1. Подбор и приобретение для этих перевозок конструктивно более надёжных, безопасных и комфортабельных автомобилей, а также комплектующих изделий, отвечающих международным требованиям и стандартам и хорошо зарекомендовавших себя на этих видах перевозок.

2. Выбор для этих перевозок из парка автомобилей, имеющих меньшую наработку с начала эксплуатации, что обеспечивает относительное повышение реализуемого показателя качества и безотказности работы автомобиля в течение рейса. Для международных перевозок - 2-4 года, междугородных – 4-5 лет с начала эксплуатации.

3. Безусловное соблюдение принципов и методов планово-предупредительной системы ТО и ремонта (предпочтение I стратегии - предупреждение отказов и второй тактики (I-2) - обслуживание с учетом состояния агрегата, системы, автомобиля. Поэтому при проведении ТО особое внимание должно быть уделено комплексной и инструментальной диагностике узлов, агрегатов и систем, обеспечивающих экологическую и дорожную безопасность, а также удовлетворительный внешний вид автомобиля. Использование рекомендуемых заводом-изготовителем топлив, масел, технических жидкостей и запасных частей гарантированного качества. При необходимости с учетом условий эксплуатации и требований к техническому состоянию автомобиля в странах прохождения маршрута производится доукомплектование автомобиля (шины, цепи, устройства противоскольжения, дополнительная сигнализация и др.).

4. Составление (или корректирование) графика технического обслуживания автомобиля таким образом, чтобы проведение ТО предшествовало рейсу, и автомобиль не требовал планового обслуживания в процессе выполнения задания.

5. Тщательный инструктаж водителей, обучение их признакам, методам предупреждения и устранения простейших дорожных отказов и неисправностей. Наличие на автомобиле запаса деталей и материалов, а также расширенного перечня инструмента, обеспечивающего устранение простейших отказов и неисправностей, информация у водителей о применимости и взаимозаменяемости топлив, масел, технических жидкостей и шин.

6. Создание условий беспрепятственного и оперативного обслуживания автомобилей на маршруте. Для этого предприятию, осуществляющему международные перевозки на постоянных маршрутах, целесообразно иметь соглашения с доверенными иностранными автотранспортными или сервисными предприятиями и агентствами, предоставляющими необходимую информацию, места стоянки автомобилей и отдыха экипажей, при необходимости оказание технической помощи на линии, проведение технического обслуживания и ремонта автомобилей, длительное время работающих в отрыве от своего предприятия, гарантировать и упрощать процедуру расчетов за выполненные услуги.

7. В ряде стран получают распространение специализированные предприятия – пункты комплексного обслуживания автомобилей, участвующих в международных перевозках, на которых организована охраняемая стоянка, заправка и мойка автомобилей, отдых водителей, оказание технической помощи на линии.

 

Специализированный подвижной состав.

К специализированному подвижному составу (СПС) автомобильного транспорта относятся автомобили и автопоезда, предназначенные для перевозки одного или нескольких однородных грузов и оборудованные различными приспособлениями и устройствами, которые устанавливаются на шасси базового автомобиля и обеспечивают механизацию погрузочно-разгрузочных работ, сохранность грузов, сокращают загрязнение окружающей среды.

Наибольшее распространение получили:

- фургоны общего назначения и для перевозки промышленных, продовольственных товаров, изотермические и рефрижераторы;

- цистерны для перевозки нефтепродуктов, пищевых продуктов, сыпучих продуктов;

- самопогрузчики и контейнеровозы;

- автопоезда для перевозки длинномерных и тяжеловесных грузов и др.

Для обеспечения работоспособности специализированного подвижного состава применяется планово-предупредительная система ТО и ТР. Однако организация и технология ТО и ремонта СПС имеет особенности, вызванные наличием дополнительного сложного оборудования, увеличением статической нагрузки на шасси автомобиля, более тяжелыми условиями эксплуатации, действием на кузов дополнительных нагрузок и вибрации при перевозке грузов и др.

Во-первых, возрастает перечень и трудоемкость работ по техническому обслуживанию автотранспортного средства, что вызывает необходимость корректирования нормативов ТО и ремонта, увеличения отдельных участков, цехов и количества ремонтных рабочих.

Во-вторых, требуется дополнительная специальная подготовка инженерно-технического персонала и ремонтных рабочих.

В-третьих, изменяются некоторые требования к производственно-технической базе предприятия (применение дополнительного технологического оборудования, необходимость увеличения высоты проездных ворот и производственных помещений выделение специальных постов и участков и т.д.).

В-четвертых, в зависимости от сложности специального оборудования и режимов использования его техническое обслуживание может быть:

- совместным, т.е. одновременно с базовым автомобилем, в рамках установленных видов ТО (ЕО, ТО-1, ТО-2, СО) и откорректированных периодичностей (фургоны, автомобили-самосвалы, панелевозы и др.);

- раздельным, при котором применяют виды и периодичности ТО специального оборудования, установленные заводами-изготовителями. При этом периодичности ТО устанавливаются в часах работы оборудования (рефрижераторы, цементовозы, и др.), а ТО и ремонт выполняется специализированной бригадой. Работы при этом проводятся как на постах, так и на специальных участках.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Та В. Скотта | Финансы предприятия. Управление финансами.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.