КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обеспечение эксплуатации автомобилей в особых производственных и социальных условиях
Лекция 17
Автомобили, осуществляющие пассажирские перевозки. Особенности технической эксплуатации пассажирских автомобилей. 1. Работа по расписанию, соблюдение регулярности перевозок предъявляют повышенные требования к техническому состоянию автобусов, их безотказности в течение смены, а также оперативному устранению возникших линейных отказов (техническая помощь на линии, резервирование и пр.). 2. Эксплуатация на густонаселенных территориях при постоянном взаимодействии с пассажирами, пешеходами требует обеспечения дорожной и экологической безопасности. 3. Обеспечение комфортабельных и безопасных условий перевозок пассажиров определяет требования к техническому состоянию кузова и салона (двери, подножки, окна, сиденья, освещение, вентиляция, отопление, средства эвакуации и связи). 4. Существенная вариация условий эксплуатации автобусов на различных маршрутах движения даже в пределах одного города или региона влияет на большинство показателей работы. Учет условий эксплуатации осуществляется оперативным корректированием режимов технического обслуживания и уточнением классификации условий эксплуатации для маршрутных автобусов. 5. Большая ресурсоемкость (капиталовложения, подвижной состав, производственная база, эксплуатационные затраты) и дотационность городских автоперевозок, составляющая от 30 до 80%, требуют проведения целевых мер по экономии всех видов ресурсов и объективности распределения и использования по группам автобусов (парки, колонны, маршруты движения) с учетом эксплуатации, состояния производственно-технической базы и персонала. 6. Интенсивная эксплуатация, характеризуемая значительным (250 км и более) среднесуточным пробегом маршрутных городских автобусов, ужесточает требования к организации технического обслуживания и ремонта.
Большинство этих особенностей свойственно и таксомоторным перевозкам, для которых отсутствует жесткая привязка к расписанию движения и маршрутам (кроме маршрутных такси). В общепринятую классификацию условий эксплуатации (см. лекция 9) применительно к маршрутным городским автобусам вводится «сложность маршрута» для учета длины перегона (расстояния между остановками) lп, коэффициента использования пассажировместимости γ и плотности транспортного потока γ, в котором движется автобус данного маршрута. Рекомендуется следующая группировка маршрутов движения (таблица 5). Таблица 5 – Классификация городских автобусных маршрутов по сложности
По длине перегона: первая группа - lп > 0,54 км, вторая - lп = 0,38 - 0,54 км, третья - lп = 0,25 - 0,38 км и четвертая - lп < 0,25 км. По коэффициенту использования пассажировместимости: первая группа (П1) - γ < 0,40, вторая (П2) - γ = 0,40 - 0,58, третья (П3) - γ = 0,58 - 0,75 и четвертая группа (П4) – γ > 0,75. По плотности транспортного потока: первая группа (И1) - ρ < 0,4 авт./100м, вторая (И2) - ρ = 0,4 - 0,7 авт./100м, третья (И3) - ρ = 0,7 - 1,3 авт./100м и четвертая группа (И4) - ρ > 1,3 авт./100 м. Коэффициенты корректирования нормативов ТО и ремонта (таблица 6) используются при определении периодичности ТО, ресурса агрегатов и подвижного состава, удельной трудоемкости ТР, расхода запасных частей и технологическом расчете.
Оценка влияния сложности маршрута движения на напряженность труда водителя позволяет корректировать заработную плату водителей автобусов с учетом этого фактора. При этом для первой категории сложности рекомендуется применять коэффициент корректирования, равный 1,0; для второй - равный - 1,05; третьей - 1,1; четвертой - 1,15 и пятой - 1,2.
Таблица 6 – Зависимость коэффициентов корректирования К1с нормативов от категории условий эксплуатации и сложности маршрута
Наибольшее влияние на уровень работоспособности городских автобусов на линии оказывают: - совершенствование системы и организации ТО и ремонта – 28-30%; - квалификация, организация и стимулирование труда водителей (14-15%) и ремонтных рабочих (17-18%); - резервирование и техническая помощь на линии (17-18%). Организация ТО и ремонта пассажирских автомобилей имеет определенные особенности. В частности, при проведении ежедневного обслуживания пассажирских автомобилей выделяется специальный пост, на котором с помощью шланговой мойки, пылесосов и специальных щеток проводят мойку и уборку салона и кабины пассажирского автомобиля. При проведении ТО-1 допускается выполнение сопутствующего ремонта в объёме не более 20% от ТО-1. Операции сопутствующего ремонта при ТО-1 имеют трудоемкость не более 5-7 чел.·мин. ТО-2 организуется, как правило, на тупиковых или проездных постах канавного типа. Допускается проведение ТО-2 на подъемниках. Особенно выгодно организовать ТО-2 на напольных постах с использованием комплектов передвижных стоек. При проведении ТО-2 пассажирский автомобиль освобождается от работы на линии. В зоне ТО-2 обычно выполняется 85-90% работ технического обслуживания, а оставшиеся работы проводятся на соответствующих ремонтных участках со снятием узлов и агрегатов автомобилей. В процессе ТО-2 проводится и сопутствующий ремонт, объем которого не превышает 20% от объема ТО-2. Операции сопутствующего ремонта, выполняемые при ТО-2, имеют трудоемкость не более 20-30 чел.·мин.
Для определения технического состояния пассажирских автомобилей без разборки их узлов и агрегатов и подготовки ТО-2 на пассажирских автотранспортных предприятиях организуется поэлементное диагностирование (Д-2). Д-2 проводится в отдельной производственной зоне и включает в себя проверку технического состояния двигателя и его систем, элементов ходовой части и трансмиссии. Д-2 проводится, как правило, на тупиковых постах канавного типа с использованием специальных диагностических комплексов, включающих стенд тяговых качеств, диагностический комплект, анализатор двигателя, компрессометр, динамометрическую рукоятку и т.д. Постовые работы текущего ремонта обычно выполняются на тупиковых или проездных постах канавного типа. Допускается проведение ТР на подъемниках. ТР проводится, как правило, в производственной зоне, смежной с ТО-2, на универсальных постах. Для замены двигателей обычно создаются специализированные посты в количестве 20-30% от общего числа постов в зоне ТР. Для повышения качества обслуживания и ремонта специальных узлов и агрегатов из состава агрегатного участка на крупных АТП могут выделяться цехи (участки) по ремонту гидромеханической передачи, тормозов. Хранение пассажирских автомобилей осуществляется следующим образом: - легковые таксомоторы – в отапливаемых закрытых многоэтажных стоянках; - автобусы – на открытых стоянках с использованием электроподогрева.
Автомобили для междугородных и международных перевозок. Необходимо отметить следующие основные особенности международных перевозок, влияющих на техническую эксплуатацию автомобилей.
- Применение многоосных (5-6 осей), большегабаритных и большегрузных автопоездов на междугородных (длиной до 20 м, полной массой до 38 т) и международных (длиной до 18,5 м полной массой до 44 т) перевозках вместимостью до 120 м3, оснащенных мощными, как правило, дизельными двигателями до 280-400 кВт, с турбонаддувом и электронной системой управления, автоматическими и полуавтоматическими многоступенчатыми (до 18 передач) коробками передач, антиблокировочными тормозными системами, интегрированной со спальным местом кабиной и множественными дополнительными системами и устройствами (кондиционирования, вентиляции, связи, информации и т.п.). - Сертификация транспортных средств, участвующих в международных перевозках, т.е. получение одобрения типа транспортного средства в соответствии с директивами Европейского экономического союза (ЕЭС) и правилами Европейской экономической комиссии. - Значительный удельный вес в подвижном составе рефрижераторов, цистерн, транспортных средств, перевозящих тяжеловесные и крупногабаритные грузы. - Обязательное использование тахографов на участвующих в международных перевозках транспортных средствах, максимальная полная масса которых, включая прицепы и полуприцепы, превышает 3,5 т, а вместимость более 9 чел. - Преобладание среди международных и междугородных перевозчиков мелких негосударственных предприятий, предпринимателей и водителей-владельцев. Обслуживание и ремонт автомобилей таких владельцев проводится преимущественно на фирменных и независимых СТО и ремонтных мастерских, на родственных предприятиях, а также своими силами. - Длительная работа транспортных средств в отрыве от базы дислокации автотранспортного предприятия, большая протяженность расстояний перевозок, работа автомобилей в ряде случаев по расписанию, предусматривающему доставку грузов или пассажиров «точно в срок». - Международные и междугородные перевозки обычно осуществляются в хороших дорожных условиях при высоких средних скоростях (60-70 км/ч) и относятся преимущественно к I, II и частично, в городах и пригородной зоне, к III категории условий эксплуатации. Особенности технологии и организации ТО и ремонта автомобилей, участвующих в международных и междугородных перевозках, связаны в основном с конструкцией, габаритами автомобилей и автопоездов, массой агрегатов, проведением ТО и ремонта в составе автопоезда, повышенной персональной ответственностью исполнителей за полноту и качество выполненных работ. Это предопределяет выполнение ТО и ТР на универсальных проездных (для автопоезда) постах, как правило, комплексной бригадой исполнителей, в работе которой может принимать участие водитель. Основные приемы и методы обеспечения работоспособности этих автомобилей состоят в следующем. 1. Подбор и приобретение для этих перевозок конструктивно более надёжных, безопасных и комфортабельных автомобилей, а также комплектующих изделий, отвечающих международным требованиям и стандартам и хорошо зарекомендовавших себя на этих видах перевозок. 2. Выбор для этих перевозок из парка автомобилей, имеющих меньшую наработку с начала эксплуатации, что обеспечивает относительное повышение реализуемого показателя качества и безотказности работы автомобиля в течение рейса. Для международных перевозок - 2-4 года, междугородных – 4-5 лет с начала эксплуатации. 3. Безусловное соблюдение принципов и методов планово-предупредительной системы ТО и ремонта (предпочтение I стратегии - предупреждение отказов и второй тактики (I-2) - обслуживание с учетом состояния агрегата, системы, автомобиля. Поэтому при проведении ТО особое внимание должно быть уделено комплексной и инструментальной диагностике узлов, агрегатов и систем, обеспечивающих экологическую и дорожную безопасность, а также удовлетворительный внешний вид автомобиля. Использование рекомендуемых заводом-изготовителем топлив, масел, технических жидкостей и запасных частей гарантированного качества. При необходимости с учетом условий эксплуатации и требований к техническому состоянию автомобиля в странах прохождения маршрута производится доукомплектование автомобиля (шины, цепи, устройства противоскольжения, дополнительная сигнализация и др.). 4. Составление (или корректирование) графика технического обслуживания автомобиля таким образом, чтобы проведение ТО предшествовало рейсу, и автомобиль не требовал планового обслуживания в процессе выполнения задания. 5. Тщательный инструктаж водителей, обучение их признакам, методам предупреждения и устранения простейших дорожных отказов и неисправностей. Наличие на автомобиле запаса деталей и материалов, а также расширенного перечня инструмента, обеспечивающего устранение простейших отказов и неисправностей, информация у водителей о применимости и взаимозаменяемости топлив, масел, технических жидкостей и шин. 6. Создание условий беспрепятственного и оперативного обслуживания автомобилей на маршруте. Для этого предприятию, осуществляющему международные перевозки на постоянных маршрутах, целесообразно иметь соглашения с доверенными иностранными автотранспортными или сервисными предприятиями и агентствами, предоставляющими необходимую информацию, места стоянки автомобилей и отдыха экипажей, при необходимости оказание технической помощи на линии, проведение технического обслуживания и ремонта автомобилей, длительное время работающих в отрыве от своего предприятия, гарантировать и упрощать процедуру расчетов за выполненные услуги. 7. В ряде стран получают распространение специализированные предприятия – пункты комплексного обслуживания автомобилей, участвующих в международных перевозках, на которых организована охраняемая стоянка, заправка и мойка автомобилей, отдых водителей, оказание технической помощи на линии.
Специализированный подвижной состав. К специализированному подвижному составу (СПС) автомобильного транспорта относятся автомобили и автопоезда, предназначенные для перевозки одного или нескольких однородных грузов и оборудованные различными приспособлениями и устройствами, которые устанавливаются на шасси базового автомобиля и обеспечивают механизацию погрузочно-разгрузочных работ, сохранность грузов, сокращают загрязнение окружающей среды. Наибольшее распространение получили: - фургоны общего назначения и для перевозки промышленных, продовольственных товаров, изотермические и рефрижераторы; - цистерны для перевозки нефтепродуктов, пищевых продуктов, сыпучих продуктов; - самопогрузчики и контейнеровозы; - автопоезда для перевозки длинномерных и тяжеловесных грузов и др. Для обеспечения работоспособности специализированного подвижного состава применяется планово-предупредительная система ТО и ТР. Однако организация и технология ТО и ремонта СПС имеет особенности, вызванные наличием дополнительного сложного оборудования, увеличением статической нагрузки на шасси автомобиля, более тяжелыми условиями эксплуатации, действием на кузов дополнительных нагрузок и вибрации при перевозке грузов и др. Во-первых, возрастает перечень и трудоемкость работ по техническому обслуживанию автотранспортного средства, что вызывает необходимость корректирования нормативов ТО и ремонта, увеличения отдельных участков, цехов и количества ремонтных рабочих. Во-вторых, требуется дополнительная специальная подготовка инженерно-технического персонала и ремонтных рабочих. В-третьих, изменяются некоторые требования к производственно-технической базе предприятия (применение дополнительного технологического оборудования, необходимость увеличения высоты проездных ворот и производственных помещений выделение специальных постов и участков и т.д.). В-четвертых, в зависимости от сложности специального оборудования и режимов использования его техническое обслуживание может быть: - совместным, т.е. одновременно с базовым автомобилем, в рамках установленных видов ТО (ЕО, ТО-1, ТО-2, СО) и откорректированных периодичностей (фургоны, автомобили-самосвалы, панелевозы и др.); - раздельным, при котором применяют виды и периодичности ТО специального оборудования, установленные заводами-изготовителями. При этом периодичности ТО устанавливаются в часах работы оборудования (рефрижераторы, цементовозы, и др.), а ТО и ремонт выполняется специализированной бригадой. Работы при этом проводятся как на постах, так и на специальных участках.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |