Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Режим как средство исправления осужденных

Значимость и эффективность разных средств исправления по оценке осужденных

В режиме выделяются как его собственно вос­питательная, так и обеспечивающая функции, т.е. объем, границы, методы и способы реали­зации других средств. В режиме более всего отражается сущность наказания, т.е. лишение человека определенных благ, ограничение в удовлетворении ряда материальных и духовных, функциональных и предметных потребно­стей. Ограничения распространяются на сферу труда, быта, питания, на пользование предметами культурного и культового назначения, общение с родственниками, на свободу передвижения и т.д.

Неудовлетворенные потребности неизбежно вызывают как физи­ческие, так и нравственные страдания. Однако страдания часто очи­щают душу человека, заставляют его переосмысливать свое отноше­ние к вечным человеческим ценностям и потому не могут быть ис­ключены полностью из воспитательного процесса. Другое дело, что мера страданий, ограничение определенных потребностей должно быть разумным и целесообразным и не оказывать пагубного, раз­рушающего воздействия на нравственное и физическое здоровье человека. Общество не заинтересовано в том, чтобы из мест лише­ния свободы выходили лица озлобленные, нетрудоспособные, пси­хически неуравновешенные.

Ограничения сами по себе — это только внешние рамки, внеш­ние факторы воспитательных воздействий. Их воспитательный потенциал проявляется в субъективности их восприятия и переживания осужденными. Поэтому и отношение к ним складывается неодина­ково, в зависимости от личности осужденного, длительности сроков наказания, количества судимостей и т.п. Так, для одних осужденных ограничения в удовлетворении определенных материальных потреб­ностей выступают по силе переживания на первое место, другие бо­лее всего страдают от ограничения общения с близкими, третьих тя­готит принудительное общение с другими осужденными, принуди­тельный характер проведения досуга и свободного времени. Все эти переживания, различные по силе и длительности, по характеру и направленности, обязательно должны учитываться в воспитатель­ной работе с осужденными. Их нельзя выносить за рамки воспита­тельного процесса, поскольку воспитание — это не просто бескон­фликтное развитие личности, тем более личности преступника, это сложный и противоречивый процесс, связанный с внутренними пе­реживаниями, стрессами и психическими коллизиями.

Режимные требования, регулирующие внутренний распорядок учреждений, поведение и образ жизни, способствуют выработке на­выков нормального человеческого общения, соблюдаемых людьми в отношениях между собой, в общественной жизни и быту.

Режим как определенный порядок, уклад обеспечивает стабиль­ность условий жизни и деятельности осужденных, формирует при­вычки и навыки нравственного поведения, способствует формиро­ванию положительных традиций, скрепляющих систему общения осужденных с администрацией и друг с другом. Значение режима как средства исправления состоит в том, что он способствует разрушению тех стереотипов поведения, на которых были основаны отрицательные взгляды, установки, привычки, приведшие человека к совершению преступления. В этом смысле режим может способствовать разруше­нию отрицательных и формированию положительных психических образований, определяющих законопослушное поведение человека.

Строгая регламентация жизни и деятельности человека может привести и к формированию таких качеств личности, как иждивен­чество, безынициативность, приспособленчество, что во многом мо­жет затруднить процесс адаптации лиц, освобождаемых от уголов­ного наказания. Поэтому режим должен предоставить осужденному возможность для проявления известной самостоятельности, выбора вариантов поведения. Этому в значительной степени способствует прогрессивная система отбывания наказания, согласно которой в зависимости от поведения осужденного и степени его исправления смягчается или, напротив, ужесточается режим содержания.

Гуманизация как правовой и педагогический принцип предпо­лагает выработку таких режимных требований, которые способство­вали бы поэтапному приближению условий жизни и деятельности осужденных к условиям нормального социального общежития. Это приводило бы к сохранению и развитию социально полезных свойств и качеств личности, к снижению ее деформации, к более успешному процессу адаптации после выхода на свободу.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие основных средств исправления осужденных | Труд как средство исправления осужденных
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.