КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деятельность социального педагога в детском доме
Социально-педагогическая деятельность с семьей Деятельность социального педагога с семьей включает в себя • образовательную; • психологическую; • посредническую. Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: • помощь в обучении - направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей; • помощь в воспитании — в первую очередь с родителями — путем их консультирования, а также с ребенком - посредством создания специальных воспитывающих ситуаций. К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: • недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; • отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; • гиперопека; • завышенные требования; • перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; • конфликтный стиль общения в семье; • применение физических наказаний и др. Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя два компонента: • социально-психологическую поддержку — создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса; • коррекцию межличностных отношений происходит в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. Социально-психологическая коррекция вскрывает конфликты внутрисемейных взаимоотношений и отношений между семьей и обществом. Ее цель — помочь членам семьи узнать, как они взаимодействуют друг с другом, а затем помочь узнать, как сделать эти взаимодействия более конструктивными.
Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя три составляющие: • помощь в организации (семейного досуга); • помощь в координации - привлечение различных ведомств и служб для совместного решения проблем конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней; • помощь в информировании — в форме консультирования (по вопросам социальной защиты).
Цель социально-педагогической деятельности в детском доме — социализация воспитанников детского дома. Основные направления работы социального педагога в детском доме: - сбор документов для личного дела воспитанника: сведения о родителях, братьях, сестрах, наличии и сохранности имущества, квартиры, ценных бумаг, открытие счетов в Сбербанке; - взаимодействие с судом, загсом, нотариатом, комитетом социальной защиты населения, органами управления образования и здравоохранения по вопросам назначения и удержания алиментов с родителей при лишении их родительских прав, перечисления пенсий по утрате родителей, сохранности имущества, закрепления права на ранее занимаемую площадь; - обеспечение защиты личных прав воспитанников — получение общего среднего образования, организация свободного времени в распорядке дня, исключение вредного влияния, своевременное получение паспорта и прописки; - создание условий — совместно с психологами, воспитателями — для адаптации ребенка к режиму детского дома, развитие навыков самообслуживания, социальной адаптации, профессионального самоопределения воспитанников; - обеспечение льгот, предусмотренных законодательством РФ, в период обучения детей, при их выпуске, поступлении на учебу или работу; оказание помощи выпускникам в поступлении на учебу, работу, получении жилья, комнаты в общежитии; ведение карточки учета на выпускников.
ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996) регулирует деятельность специалистов и определяет права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Права и обязанности воспитанников детского дома, школы-интерната определяются уставом учреждения. Воспитанники учреждения имеют право на: - бесплатное содержание и получение общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами; - защиту своих прав и интересов; - уважение человеческого достоинства, свободу совести; - удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении; - защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности; - развитие своих творческих способностей и интересов; - получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии; - отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни. 21. Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска» Понятия «дезадаптированные дети» и «дети с отклоняющимся (девиантным) поведением» имеют социальный, или скорее социально-психологический, оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее — несоответствия ей. Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются их агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т.д. Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире — процесса их социализации. Одним из самых распространенных среди именований данной категории детей является понятие «дети группы риска». Дети группы риска- это группа, которая находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. При этом речь фактически идет о двух аспектах. Первый аспект - это риск для общества, который создают дети данной категории. Второй аспект - тот риск, которому сами дети постоянно подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития.
Среди этих факторов можно выделить следующие основные группы: • медико-биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т.д.); • социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т.д.); • психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.); • педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.). Категории детей, входящих в группу риска: • дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; • дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств; • дети из неблагополучных, асоциальных семей; • дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке. Социально-педагогическая работа с детьми группы риска имеет две основные составляющие: - выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними; - непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми. Рассмотрим деятельность СП с детьми группы риска более подробно: - формирование банка данных детей и подростков группы риска. - диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога (данная функция необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных). Для этого социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок.
- разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком, группой, общностью. ( По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.) - обеспечение условий реализации программ. Социальный педагог распределяет совместно с комиссией по делам несовершеннолетних, управлением образования и руководством школы, сообразно целям и задачам программ, участие и ответственность всех привлеченных к реализации программы сторон, организует реализацию и осуществляет индивидуальные социально-педагогические программы, организует, координирует, контролирует и принимает участие в реализации групповых и общественных программ; отслеживает результаты; - консультирование. Данная функция предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей группы риска (учащихся, родителей, учителей и других лиц при их обращении). - установление межведомственныхсвязей социального педагога. (психологи, дефектологи, инспектор ПДН)
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |