Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности производства по уголовным делам в отношении судей




Особенности производства по уголовным делам в отношении депутат, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления

Особенности возбуждения уголовного дела в отноше­нии депутата, члена выборного органа местного самоуп­равления, выборного должностного лица органа местного самоуправления и привлечения данных лиц в качестве об­виняемых состоят в том, что решения по данным вопросам правомочен принимать только прокурор субъекта РФ при этом без получения согласия суда или иного органа госу­дарственной власти (п.11 ч.1 ст.448 УПК РФ). Производ­ство расследования по данному делу осуществляется про­курором субъекта РФ либо согласно его поручению подчиненным ему прокурором или следователем прокуратуры (ст.31 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»; п.п. «б» ч.1, ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Депутат, член выборного органа местного самоуправле­ния, выборное должностное лицо органа местного самоуп­равления на территории муниципального образования не могут быть задержаны по подозрению в совершении пре­ступления в порядке, предусмотренном ст. 91 УПК РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, подвергнуты обыску по месту жительства или работы, за­ключены под стражу без согласия прокурора субъекта РФ. Если в ходе расследования уголовного дела возникают осно­вания для изменения квалификации деяния, содержащейся в постановлении о возбуждении уголовного дела либо в по­становлении о привлечении в качестве обвиняемого, кото­рое может ухудшить положение вышеуказанных должност­ных лиц, то соответствующие решения об изменении квали­фикации деяния также правомочен принимать только прокурор субъекта РФ.[8]

После возбуждения уголовного дела в отношении де­путата, члена выборного органа местного самоуправле­ния, выборного должностного лица органа местного са­моуправления либо после привлечения данных лиц к уго­ловной ответственности в качестве обвиняемых иные следственные и процессуальные действия в отношении данных лиц производятся в общем порядке (ч. 1 ст. 450 УПК РФ).

Если уголовное дело не было возбуждено в отношении де­путата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправле­ния или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемо­го, то следственные и иные процессуальные действия, осу­ществляемые не иначе как на основании судебного решения, производятся в отношении данных лиц лично прокурором субъекта РФ либо с его согласия (ч. 5 ст. 450 УПК РФ).

 

Особенности производства по уголовным делам в отношении Судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Судьи неприкосновенны. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосно­венность занимаемых им жилых и служебных помещений, ис­пользуемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений). Судья, в том числе по истечении срока его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом ре­шение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном зло­употреблении либо вынесении заведомо неправосудных при­говора, решения или иного судебного акта».[9]

Неприкосновенность судьи не исключает возможности возбуждения уголовного дела в отношении судьи и привлече­ния его к уголовной ответственности в порядке, определяе­мом федеральным законом (ст.122 Конституции РФ). Заявление (сообщение) о совершении преступления судьей Конституционного Суда РФ принимается и рассматривается в обычном порядке соответствующим следователем или проку­рором. Полагая, что в данном заявлении (сообщении) и мате­риалах его проверки содержатся достаточные данные для воз­буждения уголовного дела, Генеральный прокурор РФ, полу­чивший их в установленном порядке, направляет в Верховный Суд РФ со своим представлением о даче заключения о наличии в деянии судьи Конституционного Суда РФ признаков преступления. В срок, не превышающий 10 суток со дня поступле­ния представления в Верховный Суд, оно рассматривается су­дебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ с участием Генерального прокурора РФ либо его заместителя, судьи Конституционного Суда РФ и (или) его адвоката. По результатам рассмотрения судебная коллегия дает заклю­чение о наличии или об отсутствии в деянии судьи Консти­туционного Суда РФ признаков преступления.[10]

Получив заключение судебной коллегии Верховного Суда РФ об отсутствии в деянии судьи Конституционного Суда РФ признаков преступления, Генеральный прокурор РФ выносит постановление об отказе в возбуждении уго­ловного дела по п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. Если же в заключе­ние судебной коллегии констатируется вывод о наличии признаков преступления в деянии судьи Конституцион­ного Суда РФ, то Генеральный прокурор РФ направляет в Конституционный Суд РФ заявление (сообщение) о со­вершении преступления данным судьей, материалы его проверки, заключение судебной коллегии Верховного Суда РФ и свое представление о даче Конституционным Судом РФ согласия на возбуждение уголовного дела в от­ношении данного судьи.[11]

В срок, не превышающий 10 суток со дня поступления в Конституционный Суд РФ представления Генерального прокурора РФ и приложенных к нему материалов, данные документы рассматриваются на пленарном заседании Кон­ституционного Суда РФ с участием Генерального прокурора РФ либо уполномоченного им прокурора, судьи Конститу­ционного Суда РФ и его адвоката. Если Конституционный Суд РФ выносит мотивированное постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи Конституционного Суда РФ, то Генеральный проку­рор РФ выносит постановление об отказе в возбуждении уго­ловного дела по п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. Если же Конституци­онный Суд РФ выносит мотивированное постановление о даче согласия на возбуждение уголовного дела, то Генераль­ный прокурор РФ возбуждает уголовное дело в отношении судьи Конституционного Суда РФ, после чего расследует данное уголовное дело или поручает его расследование под­чиненному ему прокурору либо следователю.[12]

Изменение в ходе расследования уголовного дела ква­лификации состава преступления, которое может ухуд­шить положение судьи Конституционного Суда РФ, до­пускается в том же порядке, который установлен п. 4 ч. 1, ч. 2, 3,5 ст.448 УПК РФ для принятия решения о возбужде­нии уголовного дела в отношении судьи Конституционно­го Суда РФ либо о привлечении его в качестве обвиняемо­го по уголовному делу.[13]

После возбуждения уголовного дела в отношении судьи Конституционного Суда РФ либо привлечения его к уго­ловной ответственности в качестве обвиняемого по делу, которое было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения преступления, следственные и иные процессуальные действия в отношении данного судьи на основании ч. 1 ст. 450 УПК РФ производятся в общем порядке со следующими изъятиями, установленными ст. 449, ч. 1,2 и 4 ст. 450 УПК РФ, а также ч. 5, абзацами 1,2,4, 5 ч.6 и абзацем 4 ч.7 ст.16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»:

1. Согласно части 1 ст. 122 Конституции РФ судьи непри­косновенны. Из данных положений следует, что судья Конституционного Суда РФ, личность которого из­вестна, не может быть задержан ни по какому основа­нию, указанному в ст. 91 УПК РФ, равно как не может подлежать принудительному доставлению в любой го­сударственный орган. Если же личность судьи Консти­туционного Суда РФ не была известна, то при наличии любого из указанных в ст. 91 УПК РФ оснований он мо­жет быть задержан в общем порядке либо принудитель­но доставлен в любой государственный орган и немед­ленно освобожден после установления его личности, что следует из ч. 5 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Но надо иметь в виду, что во­прос о возможном задержании судьи Конституционно­го Суда несколько иначе регулируется ст.449 УПК РФ. В данной статье предусмотрено, что судья Конституци­онного Суда РФ, задержанный по подозрению в совер­шении преступления в порядке, установленном ст.91 УПК РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, должен быть освобожден немедленно после установления его личности. Из данных положе­ний следует, что если личность судьи Конституционного Суда РФ не известна, то в случае задержания его на месте преступления он не подлежит немедленному освобождению после установления его личности.

Поскольку положения ст.91 УПК РФ противоречат ч. 1 ст.122 Конституции РФ и ч.5 ст.16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», постольку целесообразно, чтобы законодатель в установленном порядке данное противоречие устранил. В этой связи предлагается реставрировать первоначальную редакцию ч.3 ст.15 ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации», которая предусматривала норму, согласно которой должностное лицо, произведшее задержание судьи Конституционного Суда РФ на месте преступления, обязано было немедленно уведомить об этом Консти­туционный Суд РФ, который в течение 24 часов должен был принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры или об отказе в даче согласия. Реставрирование данного положения не только приведет ст. 449 УПК РФ в соответствие с ч. 1 ст. 122 Конституции РФ, но и окажется важной гаран­тией неприкосновенности судьи Конституционного Суда РФ.

2. При наличии к тому оснований решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда РФ меры пресечения в виде заключения под стражу может быть принято судебной коллегий из трех судей Верховного Суда РФ по итогам рассмотрения соответствующего представления Генерального прокурора РФ. Однако исполнение данного судебного решения допускается лишь с согласия Конституционного Суда РФ, которое может быть дано по итогам рассмотрения соответству­ющего представления Генерального прокурора РФ и решения судебной коллегии о заключении под стражу судьи Конституционного Суда РФ. Мотивированное решение Конституционного Суда РФ о даче согласия на исполнение судебного решения о заключении под стражу судьи принимается не позднее 5 суток со дня по­ступления данного судебного решения и соответствующего представления Генерального прокурора. В таком же порядке принимается и исполняется судебное реше­ние о производстве обыска в отношении судьи Консти­туционного Суда РФ.[14]

3. Иные решения судебной коллегии из трех судей Вер­ховного Суда РФ о производстве следственных и дру­гих процессуальных действий в отношении судьи Конституционного Суда, связанные с ограничением его гражданских прав, исполняются в общем порядке, т.е. без получения согласия Конституционного Суда РФ.

Если уголовное дело в отношении судьи Конституционного Суда РФ не было возбуждено или если данный судья не был при­влечен в качестве обвиняемого, то осуществление следствен­ных и иных процессуальных действий, связанных с ограни­чением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности, определяемой Конституцией РФ, фе­деральными конституционными законами и федеральными законами, допускается не иначе, как на основании решения, принимаемого судебной коллегией из трех судей Верховного Суда РФ по итогам рассмотрения соответствующего пред­ставления Генерального прокурора РФ. С учетом данных положений:

•судья Конституционного Суда РФ, задержанный по по­дозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению (ч. 5 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»);

•решение об избрании в отношении подозреваемого судьи Конституционного Суда РФ меры пресечения в виде заключения под стражу принимается судеб­ной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по ходатайству Генерального прокурора РФ. Исполнение данного судебного решения осуществ­ляется с согласия Конституционного Суда РФ. Мотивированное решение Конституционного Суда РФ о даче согласия на применение меры пресечения в виде заключения под стражу принимается не позд­нее 5 суток со дня поступления представления Гене­рального прокурора РФ и соответствующего реше­ния судебной коллегии Верховного Суда РФ. С соблюдением данного порядка могут приниматься и исполняться судебные решения о производстве обыска в отношении судьи Конституционного Суда РФ, а также о производстве иных процессуальных действий, связанных с нарушением его неприкосно­венности. Осуществление в отношении судьи Кон­ституционного Суда РФ следственных и других процессуальных действий, связанных с ограничени­ем иных гражданских прав данного судьи, допуска­ется по решению судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда РФ, но без получения согласия Конституционного Суда РФ.[15]

Особенности производства по уголовным делам в отношении судьи федерального суда общей юрисдикции или арбитражного суда

Генеральный прокурор РФ, рассмотрев направленное ему соответствующим прокуро­ром заявление (сообщение) о совершении преступления судьей федерального суда, материалы его проверки и убедив­шись в наличии достаточных данных для возбуждения уголов­ного дела, направляет их в Верхов­ный Суд РФ со своим представлением о даче заключения о на­личии в деянии данного судьи признаков преступления. Подобное представление Генеральный прокурор РФ направля­ет в Верховный Суд РФ и в случае, когда при расследовании уголовного дела, которое возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки пре­ступления, будут установлены доказательства о совершения преступления судьей федерального суда.[16]

В срок, не превышающий 10 суток со дня поступления представления Генерального прокурора РФ в Верховный Суд РФ, оно рассматривается судебной коллегией в составе трех су­дей Верховного Суда РФ с участием Генерального прокурора РФ либо его заместителя, судьи федерального суда и (или) его адвоката. По результатам рассмотрения судебная коллегия дает заключение о наличии или об отсутствии в деянии судьи федерального суда признаков преступления. На основании заклю­чения судебной коллегии Верховного Суда РФ об отсутствии в деянии судьи федерального суда признаков преступления Генеральный прокурор РФ выносит постановление об отка­зе в возбуждении уголовного дела (о прекращении уголовно­го преследования) в отношении судьи федерального суда по п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. Если же в заключении судебной кол­легии Верховного Суда РФ констатируется вывод о наличии признаков преступления в деянии судьи федерального суда, то Генеральный прокурор РФ направляет в Высшую квали­фикационную коллегию судей РФ представление о даче со­гласия соответственно на возбуждение уголовного дела в от­ношении судьи федерального суда или на привлечение его к уголовной ответственности в качестве обвиняемого. Это представление, заключение судебной коллегии Верховного Суда РФ и другие материалы, подтверждающие законность и обоснованность представления Генерального прокурора РФ, рассматриваются на заседании Высшей квалификаци­онной коллегии судей РФ с участием Генерального прокуро­ра РФ либо уполномоченного им прокурора, судьи феде­рального суда и его адвоката; решение принимается в 10-дневный срок после поступления в Высшую квалифика­ционную коллегию судей представления Генерального про­курора РФ и заключения судебной коллегии Верховного Суда РФ.

Если Высшая квалификационная коллегия судей РФ принимает решение об отказе в даче согласия на возбуж­дение уголовного дела в отношении судьи федерального суда (на привлечение его к уголовной ответственности в качестве обвиняемого), то Генеральный прокурор РФ выносит поста­новление об отказе в возбуждении уголовного дела (о пре­кращении уголовного преследования) в отношении судьи федерального суда по п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. Если Высшая квалификационная коллегия судей РФ принимает решение о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи федерального суда (на привлечение его в качестве обви­няемого), то Генеральный прокурор РФ выносит постановле­ние о возбуждении уголовного дела в отношении данного су­дьи (о привлечении его к уголовной ответственности в качестве обвиняемого). Данное уголовное дело расследуется Генераль­ным прокурором РФ лично или по его поручению подчинен­ным ему прокурором либо следователем.[17]

Изменение в ходе расследования уголовного дела квали­фикации состава преступления, которое может ухудшить по­ложение судьи федерального суда, допускается в том же по­рядке, который установлен п. 4 ч. 1, ч. 2,3,5 ст. 448 УПК РФ для принятия решения о возбуждении уголовного дела в от­ношении данного судьи или о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу.

После возбуждения уголовного дела в отношении судьи феде­рального суда или привлечения его к уголовной ответственности в качестве обвиняемого следственные и иные процессуальные действия в отношении данного судьи производятся в общем по­рядке с изъятиями, установленными ст. 449, ч. 1,2 и 4 ст. 450 УПК РФ, а также ч. 5, абзацами 1,2,4,5 ч. 6 и абзацем 4 ч. 7 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Осуществление следственных и других процессуальных действий, которые связаны с ограничением иных граждан­ских прав федерального судьи, допускается в соответствии с УПК РФ не иначе как на основании судебного решения, принимаемого по представлению Генерального прокурора РФ коллегией из трех судей Верховного Суда РФ. При этом исполнение данного решения производится без получения согласия Высшей квалификационной коллегии судей.

Порядок привлечения к уголовной ответственности иного судьи, осуществление в отношении него следственных и иных процессуальных действий идентичен порядку привлечения к уголовной ответственности судей Конституционного Суда, а также судей федерального суда общей юрисдикции или арбитражного суда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.