КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности производства по уголовным делам в отношении судей
Особенности производства по уголовным делам в отношении депутат, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления Особенности возбуждения уголовного дела в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления и привлечения данных лиц в качестве обвиняемых состоят в том, что решения по данным вопросам правомочен принимать только прокурор субъекта РФ при этом без получения согласия суда или иного органа государственной власти (п.11 ч.1 ст.448 УПК РФ). Производство расследования по данному делу осуществляется прокурором субъекта РФ либо согласно его поручению подчиненным ему прокурором или следователем прокуратуры (ст.31 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»; п.п. «б» ч.1, ч. 2 ст. 151 УПК РФ). Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны по подозрению в совершении преступления в порядке, предусмотренном ст. 91 УПК РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, подвергнуты обыску по месту жительства или работы, заключены под стражу без согласия прокурора субъекта РФ. Если в ходе расследования уголовного дела возникают основания для изменения квалификации деяния, содержащейся в постановлении о возбуждении уголовного дела либо в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, которое может ухудшить положение вышеуказанных должностных лиц, то соответствующие решения об изменении квалификации деяния также правомочен принимать только прокурор субъекта РФ.[8]
После возбуждения уголовного дела в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления либо после привлечения данных лиц к уголовной ответственности в качестве обвиняемых иные следственные и процессуальные действия в отношении данных лиц производятся в общем порядке (ч. 1 ст. 450 УПК РФ). Если уголовное дело не было возбуждено в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, то следственные и иные процессуальные действия, осуществляемые не иначе как на основании судебного решения, производятся в отношении данных лиц лично прокурором субъекта РФ либо с его согласия (ч. 5 ст. 450 УПК РФ).
Особенности производства по уголовным делам в отношении Судьи Конституционного Суда Российской Федерации Судьи неприкосновенны. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений). Судья, в том числе по истечении срока его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта».[9] Неприкосновенность судьи не исключает возможности возбуждения уголовного дела в отношении судьи и привлечения его к уголовной ответственности в порядке, определяемом федеральным законом (ст.122 Конституции РФ). Заявление (сообщение) о совершении преступления судьей Конституционного Суда РФ принимается и рассматривается в обычном порядке соответствующим следователем или прокурором. Полагая, что в данном заявлении (сообщении) и материалах его проверки содержатся достаточные данные для возбуждения уголовного дела, Генеральный прокурор РФ, получивший их в установленном порядке, направляет в Верховный Суд РФ со своим представлением о даче заключения о наличии в деянии судьи Конституционного Суда РФ признаков преступления. В срок, не превышающий 10 суток со дня поступления представления в Верховный Суд, оно рассматривается судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ с участием Генерального прокурора РФ либо его заместителя, судьи Конституционного Суда РФ и (или) его адвоката. По результатам рассмотрения судебная коллегия дает заключение о наличии или об отсутствии в деянии судьи Конституционного Суда РФ признаков преступления.[10]
Получив заключение судебной коллегии Верховного Суда РФ об отсутствии в деянии судьи Конституционного Суда РФ признаков преступления, Генеральный прокурор РФ выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. Если же в заключение судебной коллегии констатируется вывод о наличии признаков преступления в деянии судьи Конституционного Суда РФ, то Генеральный прокурор РФ направляет в Конституционный Суд РФ заявление (сообщение) о совершении преступления данным судьей, материалы его проверки, заключение судебной коллегии Верховного Суда РФ и свое представление о даче Конституционным Судом РФ согласия на возбуждение уголовного дела в отношении данного судьи.[11] В срок, не превышающий 10 суток со дня поступления в Конституционный Суд РФ представления Генерального прокурора РФ и приложенных к нему материалов, данные документы рассматриваются на пленарном заседании Конституционного Суда РФ с участием Генерального прокурора РФ либо уполномоченного им прокурора, судьи Конституционного Суда РФ и его адвоката. Если Конституционный Суд РФ выносит мотивированное постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи Конституционного Суда РФ, то Генеральный прокурор РФ выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. Если же Конституционный Суд РФ выносит мотивированное постановление о даче согласия на возбуждение уголовного дела, то Генеральный прокурор РФ возбуждает уголовное дело в отношении судьи Конституционного Суда РФ, после чего расследует данное уголовное дело или поручает его расследование подчиненному ему прокурору либо следователю.[12]
Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может ухудшить положение судьи Конституционного Суда РФ, допускается в том же порядке, который установлен п. 4 ч. 1, ч. 2, 3,5 ст.448 УПК РФ для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении судьи Конституционного Суда РФ либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу.[13] После возбуждения уголовного дела в отношении судьи Конституционного Суда РФ либо привлечения его к уголовной ответственности в качестве обвиняемого по делу, которое было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения преступления, следственные и иные процессуальные действия в отношении данного судьи на основании ч. 1 ст. 450 УПК РФ производятся в общем порядке со следующими изъятиями, установленными ст. 449, ч. 1,2 и 4 ст. 450 УПК РФ, а также ч. 5, абзацами 1,2,4, 5 ч.6 и абзацем 4 ч.7 ст.16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»: 1. Согласно части 1 ст. 122 Конституции РФ судьи неприкосновенны. Из данных положений следует, что судья Конституционного Суда РФ, личность которого известна, не может быть задержан ни по какому основанию, указанному в ст. 91 УПК РФ, равно как не может подлежать принудительному доставлению в любой государственный орган. Если же личность судьи Конституционного Суда РФ не была известна, то при наличии любого из указанных в ст. 91 УПК РФ оснований он может быть задержан в общем порядке либо принудительно доставлен в любой государственный орган и немедленно освобожден после установления его личности, что следует из ч. 5 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Но надо иметь в виду, что вопрос о возможном задержании судьи Конституционного Суда несколько иначе регулируется ст.449 УПК РФ. В данной статье предусмотрено, что судья Конституционного Суда РФ, задержанный по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст.91 УПК РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, должен быть освобожден немедленно после установления его личности. Из данных положений следует, что если личность судьи Конституционного Суда РФ не известна, то в случае задержания его на месте преступления он не подлежит немедленному освобождению после установления его личности.
Поскольку положения ст.91 УПК РФ противоречат ч. 1 ст.122 Конституции РФ и ч.5 ст.16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», постольку целесообразно, чтобы законодатель в установленном порядке данное противоречие устранил. В этой связи предлагается реставрировать первоначальную редакцию ч.3 ст.15 ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации», которая предусматривала норму, согласно которой должностное лицо, произведшее задержание судьи Конституционного Суда РФ на месте преступления, обязано было немедленно уведомить об этом Конституционный Суд РФ, который в течение 24 часов должен был принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры или об отказе в даче согласия. Реставрирование данного положения не только приведет ст. 449 УПК РФ в соответствие с ч. 1 ст. 122 Конституции РФ, но и окажется важной гарантией неприкосновенности судьи Конституционного Суда РФ. 2. При наличии к тому оснований решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда РФ меры пресечения в виде заключения под стражу может быть принято судебной коллегий из трех судей Верховного Суда РФ по итогам рассмотрения соответствующего представления Генерального прокурора РФ. Однако исполнение данного судебного решения допускается лишь с согласия Конституционного Суда РФ, которое может быть дано по итогам рассмотрения соответствующего представления Генерального прокурора РФ и решения судебной коллегии о заключении под стражу судьи Конституционного Суда РФ. Мотивированное решение Конституционного Суда РФ о даче согласия на исполнение судебного решения о заключении под стражу судьи принимается не позднее 5 суток со дня поступления данного судебного решения и соответствующего представления Генерального прокурора. В таком же порядке принимается и исполняется судебное решение о производстве обыска в отношении судьи Конституционного Суда РФ.[14] 3. Иные решения судебной коллегии из трех судей Верховного Суда РФ о производстве следственных и других процессуальных действий в отношении судьи Конституционного Суда, связанные с ограничением его гражданских прав, исполняются в общем порядке, т.е. без получения согласия Конституционного Суда РФ. Если уголовное дело в отношении судьи Конституционного Суда РФ не было возбуждено или если данный судья не был привлечен в качестве обвиняемого, то осуществление следственных и иных процессуальных действий, связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности, определяемой Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, допускается не иначе, как на основании решения, принимаемого судебной коллегией из трех судей Верховного Суда РФ по итогам рассмотрения соответствующего представления Генерального прокурора РФ. С учетом данных положений: •судья Конституционного Суда РФ, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению (ч. 5 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»); •решение об избрании в отношении подозреваемого судьи Конституционного Суда РФ меры пресечения в виде заключения под стражу принимается судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по ходатайству Генерального прокурора РФ. Исполнение данного судебного решения осуществляется с согласия Конституционного Суда РФ. Мотивированное решение Конституционного Суда РФ о даче согласия на применение меры пресечения в виде заключения под стражу принимается не позднее 5 суток со дня поступления представления Генерального прокурора РФ и соответствующего решения судебной коллегии Верховного Суда РФ. С соблюдением данного порядка могут приниматься и исполняться судебные решения о производстве обыска в отношении судьи Конституционного Суда РФ, а также о производстве иных процессуальных действий, связанных с нарушением его неприкосновенности. Осуществление в отношении судьи Конституционного Суда РФ следственных и других процессуальных действий, связанных с ограничением иных гражданских прав данного судьи, допускается по решению судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда РФ, но без получения согласия Конституционного Суда РФ.[15] Особенности производства по уголовным делам в отношении судьи федерального суда общей юрисдикции или арбитражного суда Генеральный прокурор РФ, рассмотрев направленное ему соответствующим прокурором заявление (сообщение) о совершении преступления судьей федерального суда, материалы его проверки и убедившись в наличии достаточных данных для возбуждения уголовного дела, направляет их в Верховный Суд РФ со своим представлением о даче заключения о наличии в деянии данного судьи признаков преступления. Подобное представление Генеральный прокурор РФ направляет в Верховный Суд РФ и в случае, когда при расследовании уголовного дела, которое возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, будут установлены доказательства о совершения преступления судьей федерального суда.[16] В срок, не превышающий 10 суток со дня поступления представления Генерального прокурора РФ в Верховный Суд РФ, оно рассматривается судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ с участием Генерального прокурора РФ либо его заместителя, судьи федерального суда и (или) его адвоката. По результатам рассмотрения судебная коллегия дает заключение о наличии или об отсутствии в деянии судьи федерального суда признаков преступления. На основании заключения судебной коллегии Верховного Суда РФ об отсутствии в деянии судьи федерального суда признаков преступления Генеральный прокурор РФ выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (о прекращении уголовного преследования) в отношении судьи федерального суда по п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. Если же в заключении судебной коллегии Верховного Суда РФ констатируется вывод о наличии признаков преступления в деянии судьи федерального суда, то Генеральный прокурор РФ направляет в Высшую квалификационную коллегию судей РФ представление о даче согласия соответственно на возбуждение уголовного дела в отношении судьи федерального суда или на привлечение его к уголовной ответственности в качестве обвиняемого. Это представление, заключение судебной коллегии Верховного Суда РФ и другие материалы, подтверждающие законность и обоснованность представления Генерального прокурора РФ, рассматриваются на заседании Высшей квалификационной коллегии судей РФ с участием Генерального прокурора РФ либо уполномоченного им прокурора, судьи федерального суда и его адвоката; решение принимается в 10-дневный срок после поступления в Высшую квалификационную коллегию судей представления Генерального прокурора РФ и заключения судебной коллегии Верховного Суда РФ. Если Высшая квалификационная коллегия судей РФ принимает решение об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи федерального суда (на привлечение его к уголовной ответственности в качестве обвиняемого), то Генеральный прокурор РФ выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (о прекращении уголовного преследования) в отношении судьи федерального суда по п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. Если Высшая квалификационная коллегия судей РФ принимает решение о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи федерального суда (на привлечение его в качестве обвиняемого), то Генеральный прокурор РФ выносит постановление о возбуждении уголовного дела в отношении данного судьи (о привлечении его к уголовной ответственности в качестве обвиняемого). Данное уголовное дело расследуется Генеральным прокурором РФ лично или по его поручению подчиненным ему прокурором либо следователем.[17] Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может ухудшить положение судьи федерального суда, допускается в том же порядке, который установлен п. 4 ч. 1, ч. 2,3,5 ст. 448 УПК РФ для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении данного судьи или о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу. После возбуждения уголовного дела в отношении судьи федерального суда или привлечения его к уголовной ответственности в качестве обвиняемого следственные и иные процессуальные действия в отношении данного судьи производятся в общем порядке с изъятиями, установленными ст. 449, ч. 1,2 и 4 ст. 450 УПК РФ, а также ч. 5, абзацами 1,2,4,5 ч. 6 и абзацем 4 ч. 7 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Осуществление следственных и других процессуальных действий, которые связаны с ограничением иных гражданских прав федерального судьи, допускается в соответствии с УПК РФ не иначе как на основании судебного решения, принимаемого по представлению Генерального прокурора РФ коллегией из трех судей Верховного Суда РФ. При этом исполнение данного решения производится без получения согласия Высшей квалификационной коллегии судей. Порядок привлечения к уголовной ответственности иного судьи, осуществление в отношении него следственных и иных процессуальных действий идентичен порядку привлечения к уголовной ответственности судей Конституционного Суда, а также судей федерального суда общей юрисдикции или арбитражного суда.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |