Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В настоящее время среди исследователей существуют разные точки зрения на сущность социального государства




Пассивная социальная политика

Демократического гос-ва – не справляется с выполнением своих конституционных обязательных функций

Тоталитарное – загнивает и разрушается.

2. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО: СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ

 

Наиболее активно эта проблематика изучалась в начале - середине XX в.

Социальные государства возникли в 60-х гг. XX в., в ведущих странах Запада.

Предпосылки возникновения современных
социальных государств:

1. материальные предпосылки

- высокий уровень экономического развития

- обеспечение прожиточного минимума каждому нуждающемуся,

- достаточные средства для социальной защиты человека.

2. п олитические предпосылки

- разделение властей

- парламентская система с узаконенными демократическими выборами

- действующая на основе закона оппозиция, критичная по отношению к правящим группировкам,

- наличие независимого суда и средств массовой информации.

3. юридические предпосылки

- развитое социальное законодательство. (Англия - «Закон о помощи бедным» (1601); «Новый закон о помощи бедным» (1834); Открылись биржи труда (1905); США - «Новый курс» Рузвельта (1935)

- право на забастовки, создание профсоюзов, ведение и заключение коллективных договоров с предпринимателями

- введено государственное страхование по старости и безработице

- государство стало гарантом важнейших социальных прав трудящихся)

4. духовные предпосылки

- в обществе отношение к человеку как к высшей ценности

- уважение и охрана достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей.

 

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА»

В германоязычных источниках используется термин «социальное государство»

В англоязычной литературе употребляется понятие «общество всеобщего благоденствия».

1. Социальное государство - это государственная система опеки и обеспечения для всего населения (В широком смысле).

2. Социальное государство - это система учреждений, деятельность которых направлена на представительство и защиту интересов прежде всего тех, кто не способен самостоятельно обеспечивать свое существование, а также на создание каждому гражданину достойных условий существования, равных возможностей для самореализации, благоприятной среды обитания, что формирует новый тип социальных связей, основанный на принципах социальной справедливости, солидарной ответственности, гражданского согласия.

Признаки социального государства:

1. Эффективная и устойчивая система производящего (рыночного) хозяйства;

2. Развитая структура планирования, управления и распределения.

3. Высокий уровень развитости социальных служб,

4. Тесное взаимодействие органов и учреждений различного ведомственного подчинения в социальной сфере с гражданскими и частными инициативами,

5. Широко развитое социальное законодательство.

Система государственной власти России в области социальной политики:

1. Президент (Совет по социальной политике; Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии)

2. Правительство – разрабатывает и вносит на утверждение Парламента законопроекты по социальной сфере.

- Федеральные министерства и ведомства (Министерство труда и социального развития, Министерство образования, Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Комитет по физической культуре и туризму и т.д.)

3. Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации) – нормативная работа строится в комитетах по социальной политике – по делам женщин, детей и молодежи; по труду и социальной поддержке и т.д.

4. Субъекты федерации (структура в зависимости от социально-политических особенностей региона)

 

Основная цель регулирующей деятельности социального государства - это недопущение бедности, а не в борьбе с богатством.

Функции социального государства:

- обеспечение благосостояния населения без подрыва рыночного механизма

- усиление управления и планирования;

- стремление ликвидировать нищету и неравенство, а также установить социальную справедливость;

- перераспределение доходов в пользу неимущих слоев,

- разработка и реализация широкого комплекса программ, направленных на оказание социальной помощи непривилегированным слоям населения;

- обеспечение правопорядка,

- установление правовых норм, гарантирующих гражданам необходимые стартовые возможности,

- обеспечение равного доступа ко всему разнообразию жизненных шансов;

- формирование отношения общества к обездоленным, немощным как к людям, способным жить активно, приносить пользу обществу.

- Сохранение мира и согласия в обществе.

Проблемы функционирования социальных государств:

1. В основе современных социальных государств лежит система рыночных (жестко конкурирующих) отношений.

Рынок как механизм хозяйствования немилосерден, сопровождается банкротством предприятий, безработицей, усилением дифференциации населения по уровню доходов и социальному положению.

Сострадание, взаимопомощь, солидарность сложно входят в рыночную экономику через социально ориентированную налоговую, финансово-кредитную, ценовую политику.

2. Иждивенчество.

Щедрые программы социальной помощи, большое количество социальных пособий и льгот могут стимулировать иждивенчество (заработная плата, после вычета налогов, меньше, чем материальное обеспечение по программе социальной помощи).

3. Безадресность.

Социальные расходы, гарантирующие бесплатное предоставление ряда услуг и обеспечивающие тем самым доступность их потребления, нередко не имеют адресного характера (в первую очередь бесплатными услугами и льготами пользуются не самые нуждающиеся). Разросшийся слой бюрократии - также следствие экстенсивного роста социальных программ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.