КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансовое обеспечение социальной сферы
Содержание и специфика финансов непроизводственной сферы Разграничение отраслей экономики на материальную и непроизводственную сферы исходит из классических определений материального производства, производительного и непроизводительного труда, материальных благ и др. Сфера материального производства — главная сфера человеческой деятельности, составляющая основу существования человеческого общества. Очертив границы материального производства, можно определить методом исключения отрасли непроизводственной сферы. К сфере материального производства относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, а также связанные с перемещением грузов, хранением продуктов, сортировкой, упаковкой и другими функциями, являющимися продолжением производства в сфере обращения. Остальные виды деятельности (в процессе которых материальные блага не создаются) образуют в своей совокупности непроизводственную сферу деятельности (образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, средства массовой информации, социальное обеспечение, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и др.). В данном случае критерием разграничения отраслей экономики на две сферы является их отношение к процессу создания материальных благ, результат труда. Основным признаком материального производства является производительный труд, результат которого всегда материален и выступает в форме продукта. К сфере материального производства относятся отрасли, в которых затраты труда находят выражение в материальных благах, остальные же принадлежат к непроизводственной сфере.
Особенности экономических отношений, возникающих в сфере материального производства и непроизводственной сфере, вытекают из специфики отраслей и характера общественного труда в них. В материальном производстве экономические отношения опосредуют процесс преобразующего воздействия человека на вещество и силы природы. В непроизводственной сфере экономические отношения возникают не ради преобразования природы, а по поводу воздействия на человека или общество. Таким образом, в отраслях непроизводственной сферы труд не является непосредственно производительным и чаще всего носит характер услуг. В этом — основное отличие продукта труда в непроизводственной сфере. Вместе с тем не исключено, что результат труда в непроизводственной сфере может принимать форму вещи, пример — картина художника. Результат труда в виде услуги потребляется в процессе самого производства. Другими словами, процессы производства и потребления здесь совпадают во времени. Таким образом, под непроизводственной сферой следует понимать совокупность отраслей и видов деятельности, не участвующих в создании материальных благ, функционирование которых направлено непосредственно на человека или на преобразование социальных условий, в которых он существует, и опосредуется экономическими отношениями, возникающими при оказании различных услуг по удовлетворению общегосударственных и личных потребностей, а также по обслуживанию материального продукта. Такие отрасли непроизводственной сферы, как образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение формируют так называемую социальную сферу. Они являются проводниками социальной политики государства, формируют жизненный уровень населения, обеспечивают воспроизводство человеческого капитала посредством оказания социальных услуг, развития социальной инфраструктуры общества.
Масштабы деятельности непроизводственной сферы характеризуются рядом показателей, в том числе — объемом государственного финансирования. Давно доказано, что вложения в человеческий капитал являются самыми эффективными: благодаря воздействию на качество человеческого потенциала достигается экономический прогресс, происходит социально-экономическое развитие страны. Следовательно, от финансового обеспечения социальной сферы зависят результаты экономических реформ. Размер средств, направляемых в отрасли непроизводственной сферы, определяется как потребностями общества в их услугах, так и объемом произведенного общественного продукта, состоянием государственного бюджета, приоритетами финансовой политики. Услуги отраслей непроизводственной сферы могут быть для потребителей бесплатными либо платными (полностью или частично). Услуги населению, оплачиваемые государством, преимущественно бесплатны. Источником финансового обеспечения производства бесплатных услуг является государственный бюджет. В условиях бюджетного дефицита и ограниченности государственных средств все большее развитие получают платные услуги, определяющие специфические методы ведения хозяйства и формы финансовых отношений. Для характеристики финансов непроизводственной сферы целесообразно классифицировать входящие в ее состав предприятия, учреждения, организции с учетом особенностей их деятельности, методов организации управления и финансирования. В первую группу входят предприятия и организации, которые очень близки к материальному производству. Они действуют на принципах хозрасчета и самофинансирования, предоставляя услуги за плату. Источником покрытия издержек является выручка от реализации услуг, т.е. денежные средства потребителей. Финансы в этой группе организуются таким же образом, как на предприятиях материального производства. Во вторую группу включаются организации и учреждения, находящиеся на неполном хозрасчете, т.е. имеющие некоторые доходы и получающие средства из бюджета в виде прямого финансирования или дотаций (смешанное финансирование). Их услуги для потребителя частично бесплатные.
К третьей группе принадлежат учреждения и организации, содержащиеся за счет бюджета. Оказываемые ими услуги бесплатны для потребителя, источником их финансирования является государственный бюджет. В каждой из названных групп организация финансовых отношений имеет свою специфику и зависит от методов хозяйствования, управления и финансирования. Данные отношения сопровождают формирование, распределение, использование денежных фондов отраслей, предприятий, организаций, учреждений непроизводственной сферы, денежных потоков из государственного бюджета и целевых бюджетных и внебюджетных фондов. Они возникают между: • предприятием, организацией, учреждением непроизводственной сферы и государственным бюджетом. У субъектов хозяйствования, организующих свою деятельность на принципах хозрасчета и самофинансирования, отношения складываются по поводу уплаты соответствующих платежей в бюджет. У отраслей, функционирующих за счет средств бюджета, отношения, как правило, односторонние и возникают по поводу предоставления отрасли бюджетного финансирования. Однако в случаях, когда отрасль (организация, учреждение) получает доходы от хозяйственной или коммерческой деятельности, финансовые отношения приобретают двусторонний характер, они связаны с уплатой в бюджет обязательных платежей; • распорядителями бюджетных средств — по поводу распределения бюджетных ресурсов. Данные отношения многоступенчаты, они определяются системой управления финансами отрасли; • вышестоящей организацией и подведомственными учреждениями — по поводу централизации части финансовых ресурсов и их перераспределения; • организациями, учреждениями одного ведомства — по поводу перераспределения финансовых ресурсов; • организациями, учреждениями непроизводственной сферы и предприятиями сферы материального производства — по поводу оплаты приобретаемых материальных ценностей; • организациями, учреждениями непроизводственной сферы — по поводу оплаты оказываемых услуг;
• организациями, учреждениями непроизводственной сферы и коллективом работников — по поводу оплаты их труда; • организациями, учреждениями непроизводственной сферы и населением — по поводу оплаты стоимости этих услуг; другими предприятиями, организациями, учреждениями сферы материального производства и нематериальной сферы — по поводу перечисления средств за оказанные услуги по договорам; • организациями, учреждениями непроизводственной сферы и юридическими и физическими лицами — по поводу оказания финансовой помощи в виде добровольных взносов и пожертвований; • организациями, учреждениями непроизводственной сферы и различными общественными фондами — по поводу перечисления средств из этих фондов; • организациями, учреждениями непроизводственной сферы и внебюджетными фондами — по поводу уплаты обязательных платежей в эти фонды и получения средств из них в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, под финансами непроизводственной сферы следует понимать совокупность денежных отношений, опосредующих движение фондов денежных средств, образующихся в результате перераспределения стоимости созданного в отраслях материального производства общественного продукта и национального дохода в целях создания нематериальных благ и услуг. Общим для этих отношений является отсутствие их в процессе первичного распределения и образования первичных доходов и фондов. Поскольку процесс производства и потребления услуг совпадает во времени, образующиеся при этом денежные фонды становятся конечными в процессе фондообразования и прекращают свое движение. Средства этих фондов либо переходят в сферу личного потребления в виде зарплаты, стипендий и т.п., либо образуют выручку предприятий, продукция которых приобретается для формирования материально-технической базы учреждений непроизводственной сферы. Отсюда вытекают следующие особенности финансов непроизводственной сферы. ♦ Финансовые отношения сопровождают движение фондов денежных средств, образованных в порядке перераспределения стоимости общественного продукта и национального дохода. Поскольку во всех отраслях данной сферы не создаются национальный доход и первичные доходы, то финансы охватывают сферу перераспределительных отношений, определяют объем вторичных доходов, поступлений, их распределение и использование. ♦ Источником покрытия затрат в непроизводственной сфере является национальный доход, созданный работниками материального производства. Он служит базой обеспечения функционирования отраслей непроизводственной сферы, от его размера зависят возможность и масштабы расширения и развития непроизводственной сферы в целом. Поэтому сфера финансовых отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов развития непроизводственных отраслей, ограничена рамками величины общественного продукта и национального дохода, созданного в отраслях материального производства, в частности, той его долей, которая направляется на потребление. ♦ Поскольку основным источником финансирования отраслей непроизводственной сферы является государственный бюджет, то финансовые отношения возникают в основном между государством и учреждениями и организациями непроизводственной сферы. ♦ Большинство предприятий, организаций, учреждений непроизводственной сферы находятся в подчинении местных органов власти (вся низовая сеть школ, дошкольных учреждений, больниц, библиотек, коммунальные предприятия, бытовые организации и др.). В связи с этим финансовые отношения опосредуют движение денежных фондов на двух уровнях — ведомственном и территориальном, что находит выражение в отраслевых финансовых планах и местных бюджетах. ♦ В условиях развития рыночных отношений, а также дефицита бюджета развивается сфера платных услуг, оказываемых учреждениями и организациями непроизводственной сферы, привлекаются внебюджетные источники финансирования. Это значительно расширяет сферу финансовых отношений, включая в нее и отношения по поводу формирования, распределения и использования денежных фондов, образуемых за счет внебюджетных средств. ♦ В структуре затрат учреждений непроизводственной сферы высокий удельный вес занимает заработная плата (по ряду отраслей она достигает 60—80 %), так как работникам непроизводственной сферы свойственна низкая фондовооруженность труда и высокая трудоемкость. Поэтому основным объектом финансовых отношений в учреждениях этой сферы является фонд заработной платы — его формирование, распределение и использование. Знание особенностей финансов непроизводственной сферы позволяет правильно организовать их и с учетом этого реформировать финансовый механизм в условиях становления и развития рыночных отношений. Социальная сфера — это совокупность отраслей экономики, участвующих в той или иной мере в процессе удовлетворения социальных потребностей граждан. В этом процессе задействован комплекс хозяйственных сфер (в том числе и в материальном производстве) и социальных объектов, формирующих социальную инфраструктуру. Это прежде всего — жилищное и коммунальное хозяйство, транспорт, связь, дорожное хозяйство, торговля, а также образование, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура и спорт, культура и некоторые другие отрасли и учреждения, определяющие (прямо или косвенно) качество жизни населения. Социальная сфера в значительной степени представлена отраслями непроизводственной сферы. В настоящее время из государственного бюджета финансируются расходы ряда отраслей социальной сферы, которые должны организовывать свою деятельность на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования. В частности, субсидии из государственного бюджета получают организации и предприятия жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, транспорта и связи на покрытие расходов по содержанию и ремонту жилого фонда, предоставлению коммунальных и транспортных услуг населению, услуг связи, благоустройству городов, поселков и других населенных пунктов, содержанию и ремонту дорог и др. Монополистическая структура этих отраслей, безусловно, вызывает необходимость регулировать цены и тарифы на оказываемые услуги. Однако в перспективе в условиях развития рыночных методов хозяйствования будет осуществляться постепенный переход от бюджетного финансирования названных отраслей экономики к самофинансированию на основе собственных доходов. Мировой опыт показывает, что бюджетное финансирование текущих затрат (особенно в рыночной экономике) имеет весьма ограниченные рамки и осуществляется в исключительных случаях. Безусловно, государственные дотации на покрытие убытков предприятий жилищного, коммунального, транспортного хозяйства и некоторых других, огромные суммы из бюджетных ресурсов, используемые на возмещение разницы в ценах, до некоторой степени снижают социальную напряженность, поддерживают уровень жизни населения в сложной экономической ситуации. Однако с экономической точки зрения эта практика неэффективна. Наличие ряда дотационных хозяйств дестабилизирует экономику, способствует развитию инфляционных процессов. Для обеспечения безубыточной работы предприятий жилищного, коммунального, транспортного хозяйства и связи необходимо увеличить возмещение стоимости их услуг до уровня реальных цен за счет потребителей, что требует приведения заработной платы, а также других доходов населения в соответствие с ценами. Государственные субсидии в этом случае будут иметь адресное направление и выдаваться конкретным потребителям услуг соответствующих отраслей. Сократив финансирование текущей деятельности предприятий названных отраслей, государство получит возможность направить высвободившиеся бюджетные ресурсы на дополнительное финансирование тех отраслей, которые формируют социальную (непроизводственную) сферу и представляют нерыночный сектор экономики, — образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры и спорта, средств массовой информации (В дальнейшем, при рассмотрении вопросов финансирования социальной сферы, речь будет идти о перечисленных отраслях.). В период перехода к рыночным отношениям, характеризующийся экономическим кризисом и обострением социальных проблем, значительно возрастает роль названных отраслей в обеспечении социальной защиты граждан, поддержании их жизненного уровня. В этих условиях расширяется социальная деятельность государства, что влечет за собой увеличение бюджетных расходов на соответствующие цели. В большинстве стран Восточной и Центральной Европы в начальный период экономических реформ наблюдался рост государственных социальных расходов, что закономерно для переходного периода. В 1990-е гг. в странах постсоветского пространства также происходило наращивание удельного веса социальных расходов в совокупных расходах государства. Главной причиной этого послужило стремление государства укрепить социальную сферу в условиях инфляции, падения объемов производства, несбалансированности бюджета, поддержать наиболее социально незащищенные категории населения. Безусловно, государство должно обеспечивать гражданам конституционно гарантированные им права на охрану здоровья, образование, социальное обеспечение и др. Однако в условиях развития рыночной экономики, в силу объективных законов рынка, услуги непроизводственной сферы не могут оставаться полностью бесплатными. По мере перехода к рынку традиционные бюджетные расходы на социально-культурные мероприятия будут сокращаться. Это значит, что населению придется из собственных средств частично финансировать затраты по производству соответствующих услуг. Степень участия должна дифференцироваться в зависимости от уровня доходов. Для малообеспеченной группы населения следует предусмотреть снижение участия в финансировании, вплоть до полного освобождения, либо компенсацию выпадающих доходов. В софинансировании расходов отраслей социальной сферы могут принять участие учреждения, организации и предприятия других отраслей. Это позволит направить высвободившиеся средства бюджета на улучшение условий функционирования данных отраслей и на этой основе повысить качество оказываемых ими услуг. Таким образом, развитие рыночных отношений потребовало проведения реформ не только в материальном производстве, но и в социальной сфере. До 1990-х гг. в республиках СССР государственный бюджет был практически единственным источником финансирования социально-культурных учреждений. По этой причине социальную сферу называли «бюджетной», непроизводственной. Порядок бюджетного финансирования учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения противоречил новым задачам по включению отраслей непроизводственной (социальной) сферы в рыночные отношения. Это проявлялось в том, что вопросы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений строго регламентировались, хозрасчетные принципы товарно-денежных отношений в отраслях жестко ограничивались, такие категории, как цена, прибыль, премия, практически не применялись. Одновременно сокращались возможности дополнительного выделения средств из бюджета, поскольку уменьшалось поступление доходов и нарастал дефицит бюджета. Это происходило на фоне экономического кризиса. Возникла необходимость усилить влияние отраслей непроизводственной сферы на материальное производство, увеличив инвестиции в человеческий капитал. В конце 1980-х гг. руководством страны был разработан и принят документ, определивший основы хозяйствования отраслей непроизводственной сферы. Аналогичные документы, отражающие специфику деятельности учреждений и оказываемых ими услуг, были приняты отраслевыми министерствами СССР (образования, культуры, здравоохранения). Бюджетные учреждения получали право зарабатывать деньги, оказывая платные услуги (по профилю своей основной деятельности). Вместо сметы расходов им разрешалось составлять финансовый план по новой форме — в виде сметы доходов и расходов. В нем отражались все доходы, включая бюджетные и внебюджетные средства, формирующие единый фонд финансовых ресурсов учреждения. Разрешалось создавать стимулирующие фонды, например, фонд производственного и социального развития (фонд развития производства), фонд материального поощрения. Цены на услуги утверждались соответствующими министерствами. Так начиналось формирование современного механизма хозяйствования бюджетных учреждений. В настоящее время организации социальной сферы, находящиеся на бюджетном финансировании, могут привлекать дополнительные ресурсы за счет внебюджетных средств, получаемых от видов деятельности, приносящих доходы. Они не включаются в состав бюджетов и расходуются строго по целевому назначению в соответствии со сметой доходов и расходов внебюджетных средств. Часть внебюджетных средств направляется в фонд материального поощрения и фонд производственного и социального развития. Развитие платных услуг способствовало созданию соответствующего рынка, причем за счет не только бюджетных учреждений, но и негосударственных формирований, осуществляющих предпринимательскую деятельность в социальной сфере. Это в определенной степени сняло нагрузку с бюджета, позволило расширить перечень и объем оказываемых населению услуг, запустить рыночные механизмы в социальных отраслях. Расширение предпринимательства не означает отказ от бюджетного финансирования, однако в дальнейшем, очевидно, будут развиваться три вида финансового обеспечения организаций социальной сферы: а) бюджетное; б) бюджетно-хозрасчет-ное (смешанное); в) хозрасчетное финансирование, осуществляемое исключительно за счет собственных средств субъектов хозяйствования. При решении вопроса о видах и объеме услуг, оказываемых населению за плату, необходимо учитывать, что жизненно важные услуги должны оказываться бесплатно и финансироваться из государственного бюджета. Одновременно требуется разработать механизм компенсации расходов по оплате услуг социального характера малообеспеченной группе населения. Развитие рыночных отношений усилит роль внебюджетных источников в финансировании социальных отраслей, позволит уменьшить нагрузку на бюджет.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1040; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |