КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3: Государственный контроль в области финансов
Понятие финансового контроля. 1. Это деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и полноты поступления в соответствующие финансовые фонды денежных средств, правильности и эффективности их расходования. 2. Финансовый контроль делится на государственный, внутрихозяйственный, банковский (контроль кредитных организаций), аудиторский, общественный. 3. Финансовый контроль призван обеспечить соблюдение законодательства в области налогообложения, валютных операций, страхования и др. 4. Предварительный финансовый контроль производится до совершения финансовых операций с целью пресечь возможность нерационального использования средств. Он осуществляется при рассмотрении финансовых актов, смет, расчетов прибыли, открытии кредитов, перечислении бюджетных средств и т.д. 5. Текущий финансовый контроль осуществляется ежедневно финансовыми службами в момент совершения финансовых операций. 6. Последующий контроль осуществляется после совершения финансовых операций с целью выявления нарушений финансового законодательства в отчетном периоде. Он осуществляется путем анализа отчетов, балансов, проверок и ревизий на предприятиях, в организациях. Ревизия как основной метод финансового контроля. 1. Это детальное исследование финансово-хозяйственной деятельности субъекта с целью выявления нарушений финансового законодательства. 2. Ревизия проводится на основе заранее составленной программы работы ревизоров: а) по проверке первичных документов, бухгалтерской отчетности, планов, смет, фактического наличия денег и ценностей; б) по проведению частичных или сплошных инвентаризаций с опечатыванием складов, касс; в) по привлечению специалистов и экспертов; г) по получению письменных разъяснений от должностных лиц. 3. Документальные ревизии включают проверку финансовых документов, касающихся расходования средств. 4. В ходе фактических ревизий проверяется наличие денег, ценных бумаг, материальных ценностей. 5. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, в непроизводственной – двух раз. Внеплановые проводятся при необходимости. 6. При сплошной ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за весь ревизуемый период. Выборочная ревизия предполагает какую-то часть времени, приуроченную к предполагаемому нарушению. 7. Комплексные ревизии предполагают проверку всей системы элементов финансово-хозяйственной деятельности; тематические ревизии – отдельные направления деятельности.
Государственный финансовый контроль. 1. Он осуществляется: а) федеральными органами законодательной и исполнительной власти; б) специального созданными органами исполнительной власти. 2. Не реже одного раза в год проводятся ревизии и проверки поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах, на предприятиях и в организациях (Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г. № 1095). 3. Система государственного финансового контроля включает: а) контроль за исполнением федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов; б) за организацией денежного обращения; в) за использованием кредитных ресурсов; г) за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга; д) за состоянием государственных резервов; е) за предоставлением налоговых и финансовых льгот. 4. Субъектами государственного финансового контроля являются: 1) Счетная палата РФ; 2) Центральный банк РФ; 3) Министерство финансов РФ; 4) Федеральное казначейство РФ; 5) Федеральная налоговая служба; 6) Федеральная таможенная служба; 7) Федеральная служба по валютному и экспортному контролю; 8) Контрольно-ревизионные органы на местах.
Счетная палата РФ (ФЗ «О Счетной палате РФ» от 11 января 1995 г.). Она является постоянно действующим органом, подотчетным Парламенту РФ. Ее председатель назначается Государственной Думой, а заместитель – Советом Федерации. Каждая из палат назначает по шесть аудиторов. Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов и иных сотрудников. Задачи Счетной палаты. 1. Контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, внебюджетных фондов. 2. Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования государственной собственности. 3. Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов. 4. Выявление отклонений от установленных показателей бюджета и внебюджетных фондов и предложения по их устранению. 5. Контроль за движениями бюджетных средств и средств внебюджетных фондов в Центральном банке, других банках. 6. Представление Палатам Парламента РФ информации об исполнении федерального бюджета и результатам проверок. Министерство финансов РФ имеет право: 1. Запрашивать у органов государственной власти необходимые материалы. 2. Ограничивать, приостанавливать и прекращать финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении нецелевого использования средств или в случае непредставления отчетности. 3. Взыскивать средства федерального бюджета, израсходованные не по целевому назначению, с наложением штрафа. 4. Организовывать за счет федерального бюджета финансовой поддержки субъектов РФ. 5. Финансовые органы субъектов РФ наделены аналогичными правами. Контрольно-ревизионное управление Минфина РФ является территориальным контрольно-ревизионным органом Минфина РФ и создается по его решению. Налоговые органы РФ (Положение о ФНС РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506). Их функции: 1. Контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет. 2. Проведение в организациях, на предприятиях любых форм собственности и у граждан проверок денежных документов, регистров бухгалтерского учета, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов. 3. Организация работы по оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного, перешедшего государству по праву наследования имущества. 4. Возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей через кредитные организации. 5. Анализ результатов проверок, подготовка предложений по их результатам. 6. Приостановление в определенных законом случаях операций по расчетным и другим счетам в кредитных организациях. 7. Передача правоохранительным органам материалов по нарушениям для возбуждения уголовных дел. 8. Предъявление исков в суд и арбитражный суд.
Банковский контроль. 1. Это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью банков и других кредитных учреждений в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. 2. Основная цель контроля – повышение эффективности использования банковских ссуд и укрепление платежной дисциплины. 3. Контроль осуществляется посредством проверки представленных документов на получение ссуды, проведение платежей судных счетов. 4. При оформлении кредита банк вправе проверить наличие у организации, предприятия собственных оборотных средств, ознакомиться с финансовыми документами, показателями хозяйственной деятельности. 5. Выдавая ссуде, банк проверяет ее обеспечение, т.е. наличие у предприятия товарно-материальных ценностей, под которые она получается. 6. Контроль при организации расчетов: принимая поручение хозяйствующего органа на перечисление денег другому субъекту, банк проверяет законность этой сделки – платеж должен производиться за поставленный товар, произведенные работы в соответствии с договором или по другому законному основанию. Банк проверяет своевременность предъявление платежных документов поставщиком и оплату их покупателем. При необоснованном отказе от оплаты сумма может быть принудительно списана со счета заказчика.
Контроль Центрального банка за деятельностью кредитных организаций. 1. Проверка законности и целесообразности создания кредитных организаций при их регистрации и выдаче лицензий. 2. Путем установление экономических нормативов, издания нормативных актов, регулирующих деятельность кредитных учреждений. 3. Осуществление непосредственного контроля за законностью операций кредитных учреждений. Банк России устанавливает объемы и сроки предоставления бухгалтерской и статистической отчетности, необходимой для надзора за деятельностью кредитных учреждений. 4. Проверка операций кредитных учреждений своими силами или с привлечением аудиторских организаций. 5. Центробанк имеет право давать банкам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений. За неисполнение к нарушителю могут быть применены меры: взыскание штрафа, замена руководства на временную администрацию, реорганизация и ликвидация банка. Внутрихозяйственный контроль. 1. Это осуществление бухгалтерией, финансовым отделом проверки производственной и хозяйственной деятельности организации. 2. Главным звеном проверки является старший бухгалтер, на которого возлагается: а) отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций; б) составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности; в) предоставление оперативной информации; г) экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. 3. Главный бухгалтер назначается и освобождается от должности руководителем организации и подотчетен ему. 4. В соответствии с нормативными актами о бухгалтерском учете и отчетности, главный бухгалтер совместно с руководителем подписывают все документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетных, кредитных и финансовых обязательств и хозяйственных договоров. 5. При получении распоряжения, с которым главный бухгалтер, он извещает об этом руководителя. При получении письменного подтверждения он выполняет распоряжение. Но ответственность за него полностью возлагается на руководителя. Аудиторский финансовый контроль (ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г.). 1. Это предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по производству независимых вневедомственных проверок бухгалтерской и иной финансовой отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств. 2. Основная цель – установление достоверности финансовой отчетности и совершение финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. 3. Обязательная аудиторская проверка производится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная – по решению самого хозяйствующего субъекта. 4. Совет по аудиторской деятельности ведет государственный реестр аудиторов и публикует в СМИ сведений о выдаче и аннулировании лицензий на осуществление аудиторской деятельности. 5. Аудиторы, прошедшие аттестацию, и аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. 6. Лицензии на осуществление специального аудита выдают: Центральный банк – для проведения банковского аудита; Федеральная служба страхового надзора (Положение о ней утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330) – для проведения аудита страховых организаций; лицензии на проведение общего аудита бирж и инвестиционных фондов выдает Минфин РФ. Права и обязанности аудиторов. 1. Проверять в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных средств. 2. Получать разъяснения и дополнительные сведения. 3. По письменному запросу получать необходимую информацию от третьих лиц. 4. Самостоятельно определять формы и методы проверок в соответствии с нормативными актами. 5. Отказываться от проверки при непредставления необходимой документации и при необеспечении, в случае необходимости, личной безопасности аудитора и членов его семьи. 6. Обязанность сохранения полученных в ходе проверки документов и сохранения конфиденциальности полученных сведений. 7. Результатом проверки является аудиторское заключение (ревизионный сертификат). Данный документ, если проверка проводилась по заданию государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |