КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Региональные финансы
Содержание государственных финансов. Основы функционирования государственных и муниципальных финансов. II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ
Государственные финансы занимают важное место в финансовой системе страны, что обусловлено их функциональным назначением — обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, политических и социальных функций. По экономической сущности государственные финансы — это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны и управления. В составе государственных финансов по уровню государственного руководства экономикой и социальной сферой выделяются следующие звенья: бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий
В составе государственных финансов важную роль играют бюджетные взаимосвязи, складывающиеся на федеральном, субфедеральном и местном уровнях. Посредством бюджетных отношений в распоряжение государственных структур мобилизуется значительная часть национального дохода, перераспределяемого финансовым методом. Бюджеты разных уровней являются финансовой базой деятельности для государственных органов власти и органов местного самоуправления. Так, для выполнения общих функций в границах федерации формируется федеральный бюджет. Его ресурсы предназначены для:
•финансирования государственных целевых комплексных программ; •осуществления общегосударственных мероприятий по стабилизации экономики, развитию социальной сферы; •выполнения заключенных ранее международных экономических и политических соглашений; •обеспечения государственных расходов, связанных с выполнением Россией федеральных функций; •содержания вооруженных сил и органов управления.
В системе бюджетных отношений особое место занимают бюджеты субъектов РФ. Концентрируемые в них средства распределяются на: •финансирование социально-культурной сферы; •финансирование отраслей хозяйства; •осуществление финансовой помощи нижестоящим бюджетам; •правоохранительную деятельность и проч. Бюджеты субъектов РФ обеспечивают поддержание единого уровня социальной защищенности граждан данной территории, предоставление им гарантированных конституцией РФ прав и свобод. Важное значение в системе бюджетных отношений отводится местным бюджетам, которые обслуживают потребности органов местного самоуправления и населения данной территории, связанные с: • решением вопросов местного значения, установленных законодательством РФ и законодательством субъекта РФ; • осуществлением отдельных государственных полномочии, переданных органам местного самоуправления (например, финансирование жилищно-коммунального хозяйства, основной сети детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений практически полностью осуществляется за счет средств местных бюджетов); • обслуживанием и погашением муниципального долга по займам и ссудам. Местные бюджеты используются для регулирования экономических процессов, влияют на размещение производительных сил, способствуют созданию территориальной инфраструктуры, финансированию затрат по воспроизводству трудовых ресурсов.
Внебюджетные фонды, под которыми понимают специфическую форму перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационной самостоятельности фондов. Главное их назначение — финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений и других источников. Такое обособление источников целевых мероприятий от бюджетных средств позволяет, во-первых, расширить состав средств, направляемых на их обеспечение, и, во-вторых, гарантирует целевое использование ресурсов в полном объеме их поступлений. Внебюджетные фонды довольно разнообразны, что позволяет классифицировать их по соответствующим критериям. Так, по функциональному назначению выделяют социальные, экономические, природоохранные внебюджетные фонды и другие. По принадлежности (по уровню управления) различают внебюджетные фонды общегосударственного, регионального и местного значения. По срокам действия внебюджетные фонды подразделяются на постоянные и временные, которые прекращают свое существование после выполнения возложенных на них задач. Специфической частью государственных финансов выступают денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита. Эти отношения возникают, например, в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для финансирования ими возложенных на них расходов.
Региональные финансы представляют собой денежные отношения, посредством которых распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий. В состав региональных финансов входят бюджеты субъектов РФ, территориальные внебюджетные фонды, финансы предприятий, находящихся в собственности органов государственной власти субъектов РФ, и отношения государственного кредита на субфедеральном уровне.
Основной составной частью региональных финансов являются бюджеты субъектов РФ. В Российской федерации к таким бюджетам относятся бюджеты республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, автономной области, гг. Москвы и Санкт-Петербурга. Доходы бюджетов субъектов РФ включают налоговые доходы, которые составляют около 80% доходов бюджетов, неналоговые доходы (доходы от эксплуатации имущества, находящегося в собственности государственных органов власти субъектов РФ, от продажи такого имущества, административные платежи и сборы, штрафные санкции), доходы целевых бюджетных фондов, другие доходы и перечисления (дотации, субвенции, взаимные расчеты, финансовая помощь из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ (трансферт)). За счет средств бюджетов субъектов РФ преимущественно финансируются промышленность, энергетика, строительство, развитие рыночной инфраструктуры, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности на данной территории, расходы на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, средства массовой информации. Расходы, непосредственно связанные с жизнеобеспечением и социальными потребностями населения, приходятся преимущественно на местные бюджеты. Региональные внебюджетные фонды бывают фондами экономического и социального развития. К социальным внебюджетным фондам субъектов РФ относятся территориальный Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), региональные внебюджетные фонды развития жилищного строительства. Примером экономического внебюджетного фонда являлся до недавнего времени территориальный Дорожный фонд, который с 1998 г. стал учитываться в составе бюджета. Внебюджетные фонды региона могут формироваться за счет: • специальных целевых взносов юридических и физических лиц; • добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий, организаций; • доходов от местных займов, местных денежно-вещевых лотерей, аукционов. Региональные внебюджетные фонды создаются на основании решений представительных органов власти субъектов РФ. Финансовые отношения, которые характеризуют государственный кредит органов власти субъектов РФ, составляют отдельное (второе) звено региональных финансов. Финансы региональных предприятий составляют последнее звено региональных финансов. К ним относятся финансовые ресурсы предприятий, находящихся в собственности органов государственной власти субъекта РФ, и финансовые ресурсы субъектов хозяйствования, используемые ими на финансирование социальных объектов на данной территории.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 990; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |