Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуация 7




IBM потерпела поражение в гонке но созданию суперкомпьютеров
от специализирующейся именно в этой сфере небольшой фирмы — патиента Cry research.,,.

Суперкомпьютеры делаются поштучно. Во всем мире их установлено всего несколько, а используются они в основном военными, метеороло­гами и авиаконструкторами. Каждая машина стоит десятки миллионов долларов. Прибыльность очень серьезна. Однако и издержки их произ­водства велики. По соображениям престижа IBM долго не хотела поки­дать этот сегмент рынка. Но сильнейшие инженеры компании работали над более массовой продукцией: большими компьютерами (main­frames), рабочими станциями и персональными компьютерами, от успе­хов в выпуске которых зависела судьба концерна. А к началу 1990-х гг. пришла пора и жесткой экономии средств. В условиях падения спроса на mainframes и ценовой войны на рынке персональных компьютеров IBM впервые в своей истории понесла миллиардные убытки.

В 1993 г. IBM после десятилетий соревнования с Cry research ушла с рынка, прекратив финансировать разработку нового поколения «числогрызов» (сленговое обозначение супер-ЭВМ). Уже 1994 г. при­нес сенсацию — суперкомпьютеры начали использовать для расчетов биржевой игры. Все выгоды от появления нового слоя богатых клиен­тов получила Cry research — «хитрая лиса», победившая гиганта.

Прежде всего необходимо найти или создать собственную нишу. Это трудная задача, так как не каждый узкий сегмент рынка для этого подходит. Пути: участие в модификации серийной продукции; испол­нение специфических заказов и др. Ниша должна отличаться устой­чивой обособленностью. В роли стабилизатора достигнутой диффе­ренциации товара могут выступать: уникальный технологический опыт; особая сбытовая сеть; исторический престиж марки.

Фирма накапливает опыт и концентрирует ресурсы в избранной узкой области, все более обособляя нишу и отсекая конкурентов. Оборот быстро растет. Увеличивается популярность товара. О появившемся новом товаре с особыми достоинствами узнает все более широкий круг потенциальных потребителей. Фирма становится высокодоходной, оставаясь небольшой по размерам.

На этапе наступившей зрелости патиента есть свои проблемы. Цен­ность патентов, технологии, специализированной сбытовой сети суще­ствует до тех пор, пока есть особая рыночная потребность. Патиент много вложил в узкую нишу, обладает преимуществами до тех пор, пока ниша существует. Он стал ее заложником. Изменение производ­ственного профиля почти невозможно. Научно-производственная гиб­кость потеряна. Например, кварцевые часы погубили множество про­изводителей механических часов; компьютер в сочетании с принтером многократно сократил спрос на пишущие машинки; в изготовлении приборов главным узлом стала электронная, а не механическая часть, и производство ушло с механических заводов, даже имеющих сверх­высокоточное оборудование, к электронным фирмам. Везде причина одна — обесценились прежние конструкторско-технологические знания. Большинство специализированных компаний рыночный успех пре­вращает в объект поглощения. Типичная для патиентов численность занятых от 200 до 500 является критическим размером уязвимости фирмы по отношению к захватам со стороны виолентов. Для последних такой захват может быть единственным путем получения доступа к патентам, ноу-хау, специализированной сбытовой сети, в то время как попытка прямого вторжения на рынок, контролируемый патиентом, для крупной фирмы может привести к непоправимым потерям.

Крупная фирма, поглощая патиента, приобретает организацию, оп­тимально приспособленную к удовлетворению запросов определенно­го круга потребителей. Ее нельзя кардинально реструктурировать — потеряется способность к самообучению, накоплению опыта. Бывший независимый патиент управляется как дочернее общество с высокой степенью автономности и как бы продолжает свое самостоятельное существование. Например, английский производитель дорогих спортив­ных автомобилей/а^ггаг был поглощен концерном British Layland, по­том вновь приобрел независимость, затем вошел в состав Ford, однако традиции знаменитой марки сохранил.

Развитие патиентов, избежавших поглощения, может происходить по двум направлениям:

♦ стагнация или умеренный рост вместе с занимаемой нишей. Этот путь типичен для большинства патиентов, когда их размеры до­стигают границ рыночной ниши. Их деятельность определяется стратегией узкой специализации. Качественно фирма не меняет­ся, но переходит в стационарное состояние. Если объем занимае­мого сегмента рынка стагнирует, то она прекращает свой рост. Если ниша растет, то и патиент может немного увеличиваться в размерах;

♦ смена стратегии и превращение в крупного виолента.

 

10.5. Стратегии инновационных исследовательских и разрабатывающих организаций

Ситуация 8. Фирма «Прогресс»

Наша фирма — вновь созданная, молодая, неопытная инновацион­ная фирма. Было бы хорошо рассмотреть свои дела с подобной, но более опытной и мощной фирмой, например с фирмой-эксплерентом «Прогресс».

Фирмы-эксплеренты — в основном небольшие организации. Их главная роль в экономике — инновационная, состоящая в создании ра­дикальных, «прорывных» нововведений: новых продуктов и новых технологий во всех отраслях народного хозяйства. Как создатели ра­дикальных нововведений фирмы-эксплеренты, или так называемые «хитрые лисы», отличаются своей целеустремленностью, преданно­стью идее, высоким профессиональным уровнем сотрудников и лиде­ра, большими расходами на' НИОКР.

В России питомником фирм-эксплерентов является оборонный ком­плекс. Даже спустя 10 лет после начала конверсии оборонные пред­приятия просто начинены различными технологическими разработ­ками, с помощью которых можно революционизировать многие отрасли производства. Об этом убедительно свидетельствуют многочисленные награды, получаемые россиянами на международных научно-техни­ческих ярмарках, «утечка мозгов» за границу.

Фирма-эксплерент в своем развитии сначала создается или существу­ет как компания-пионер, которая ничем, кроме одержимости идеей, не отличается от множества других мелких и средних фирм. Однако она ведет настойчивый поиск принципиально новых технических решений. Все средства, по большей части привлеченные, тратятся на НИОКР. На рынок первоначально ничего не поставляется. Заметим, что инно­вационный бизнес — это не занятие чистой наукой или изобретатель­ством, хотя все это важно. Деятельность фирмы подчинена главной задаче — подготовке конкурентоспособного нового товара. И этот под­готовительный, по существу дорыночный, этап имеет скрытый характер.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.