Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 18. Реабилитация наркозависимых

 

Основные понятия: фактор, факторы приобщения к ПАВ, аддиктивное поведение, трудотерапия,

 

План лекции:

1. Факторы, провоцирующие приобщение молодежи к наркотическим веществам

2. Методы медико-социальной реабилитации наркозависимого

3. Организация реабилитационной работы с накозависимысм в амбулаторных условиях

 

Основное содержание лекции

1. Факторы, провоцирующие приобщение молодежи к наркотическим веществам

Человек функционирует в определенном социально-экономическом пространстве, которое, как следует из многочисленных социологических теорий, либо жестко детерминирует либо способствует проявлению, формированию, закреплению определенных поведенческих паттернов, в том числе такого вида девиантного поведения как употребление наркотиков.

Тяжелая ситуация на рынке труда, нестабильность в экономической сфере, низкий уровень качества жизни подавляющего большинства россиян способствуют потере чувства безопасности у значительной части населения. Возникает реальная проблема страха перед действительностью, который порождает стремление уйти от реальности. В большей степени этому страху подвержены люди с низкой переносимостью социальных трудностей и низкими адаптационными способностями. В поиске средств защиты от напряжения, дискомфорта, стресса такие люди часто прибегают к стратегиям аддиктивного поведения (“addict” - наркоман, англ., “addiction”- склонность). Распространяясь, подобные стратегии усваиваются во многих семьях и затем транслируются на детей в процессе их воспитания.

Ряд исследователей считает, что одной из причин аддиктовного поведения является то, что молодое поколение оказалось неготовым к противодействию настроениям, отражающим неверие в будущее. Кроме того, выработка новых форм поведения у молодежи происходит стихийно и бессистемно. Утрачивается ощущение смысла происходящего, а определенные жизненные навыки, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и выработать здоровый и эффективный жизненный стиль у большинства подростков отсутствуют. Не развита ответственность за своего поведение, не выработаны способы противостояния негативным влияниям среды и массовой культуры. Вместе с тем растет социальное давление, под действием которого неподготовленному молодому человеку гораздо проще следовать модным и общепринятым образцам поведения, чем решать самому, как поступать в той или иной ситуации.

У членов семьи, других представителей взрослой части населения, окружающих молодого человека, также в большинстве случаев отсутствуют знания, навыки адаптивных стратегий поведения. Это не дает им возможности оказывать необходимое в современных условиях воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку молодому человеку.

Растущий разрыв между имеющимися навыками и внешней реальностью порождает ситуацию дезадаптации, внутреннего дискомфорта, напряженности. Это означает существенное повышение внутренней готовности к изменению моделей своего поведения. Один из аспектов такого сдвига - повышение готовности выйти за пределы нормы, принять варианты отклоняющегося поведения (А.Е.Личко). Такой выход может проявляться как отклонение от “нормы” в социально-негативную сторону, формируя асоциальные модели поведения, а также наркомании как пассивной формы аутоагрессии.

Группой отечественных криминологов и специалистов Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД России и Московской академии МВД России (А.Н.Сергеев, Б.Ф.Калачев и др.) были выделены следующие основные теории распространения наркотиков и злоупотребления ими в современной России: социально-экономическая; культурологическая; семейно-педагогическая.

Социально-экономическая теория. Ее идея базируется на суждении, согласно которому масштабность потребления наркотических веществ в период экономического роста снижается, а в период упадка - возрастает. Однако, состояние наркомании среди населения таких высокоразвитых обществ как Германия, США заставляет с достаточной долей условности рассматривать подобную позицию. В то же время, критическое состояние экономики нашей страны, по видимому способствует обострению проблемы наркотизации населения.

Культурологическая теория. Современные коммуникативные каналы, благодаря которым люди могут передавать от поколения к поколению накопленные знания, образ жизни, табу, нормы морали и права, могут использоваться и в трансляции навыков асоциального характера. В частности, средства массовой информации (телевидение, глобальная информационная система Интернет) и психоделическая книжная продукция может пропагандировать философию наркомании, открыто публикуя способы и методы приводящие к измененному состоянию сознания.

Культурологические ориентации человека в серьезной степени обусловливают его поведение в конкретных ситуациях, в то же время необходимо признать, что за последние 6-8 лет в России существенно увеличился выпуск и ввоз изданий, по существу пропагандирующих философию наркомании, что является неблагоприятным фактором, разрушающим имевшуюся ранее общественную нетерпимость к наркомании и наркоманам.

На социальном уровне причинами, провоцирующими злоупотребление химическими веществами, выступает наркотическая макроситуация. Если значительная часть населения подвержена наркотизации, то, вероятно, будет иметь место их более лояльное отношение к аддикции. Широкое распространение наркотизации в целом, приведет к смешению элементов наркотической субкультуры, с общей культурой.

Семейно-педагогическая теория. Одним из основополагающих факторов, провоцирующих развитие химической зависимости, является нарушение социальной микросреды, характеризующееся серьезной и долгой деструкцией внутрисемейных отношений.

Согласно зарубежной теории интеракции, выявляющей социальные процессы, в ходе которых люди и их поколения становятся на путь девиантного поведения, обстановка в семье и школе является ведущей детерминантой наркомании среди молодежи. Почти 70% родителей из неблагополучных семей сами воспитывались в таких неблагоприятных условиях, как низкий образовательный, культурный, а отчасти и профессиональный уровень родителей, примитивный круг их интересов, злоупотребление алкоголем или наркотиками, жестокость в обращении с детьми.

Обстановку в семье следует рассматривать как социальное условие, имеющие исключительное значение в структуре детерминант наркомании несовершеннолетних и молодежи старшего возраста. Общественные основы образа жизни и мироощущения, такие, как потребности, интересы, установки личности, направленность личности, правосознание и другое - все закладывается в семье.

В свою очередь, педагогические просчеты в воспитании человека в учебных заведениях определяют вероятность становления его на путь наркомании не меньше, чем неблагополучная семейная обстановка. Нередко с взрослением подрастающее поколение вместо более внимательного индивидуально-педагогического подхода, наоборот, встречаются с педагогической и воспитательной запущенностью.

Мы разделяем мнение А.Г.Гриднева в том, что принципиально неверным отдавать предпочтение какой-либо одной теории распространения наркотиков в современной России. Только комплексное понимание многообразия взглядов на проблему распространения наркотических веществ позволит более грамотно работать над устранением причин возможной наркотизации молодежи.

В научной литературе, посвященной проблемам наркотической зависимости, факторы-предикаторы или предрасполагающие факторы возникновения наркоманий условно разделяют на две большие группы: биологические и социальные.

К биологическим факторам относятся следующие:

- патология беременности (т.е. выраженные токсикозы и перенесенные матерью во время беременности инфекционные или тяжелые хронические заболевания);

- осложненные роды (затяжные, с родовой травмой или с гипоксией новорожденного);

- тяжело протекавшие или хронические заболевания детского возраста (не исключая простудных, воспаления легких, частых ангин);

- сотрясения головного мозга, особенно многократные.

В группу социальных факторов включены следующие:

- воспитание в неполной семье;

- постоянная занятость одного из родителей (длительные командировки, деловая загруженность и т.д.);

- больной наркоманией – единственный ребенок в семье;

- алкоголизм (запойное пьянство) или наркомания у кого-либо из близких родственников: отца, матери, реже – деда, дяди, брата;

- психические заболевания у больного;

- частые нарушения общепринятых правил поведения у кого-либо из близких родственников;

- раннее (до 12-13 лет) начало употребления алкоголя самим больным или злоупотребление летучими наркотическими действующими веществами (клей «Момент», растворители, бензин и пр.) [11, 28, 34].

Риск заболеть наркоманией у тех, кто имеет указанные факторы выше и вот почему: биологические факторы напрямую влияют на функциональные возможности головного мозга, уменьшая его способность переносить интенсивные или продолжительные нагрузки, причем не только и столько в интеллектуальной, сколько в эмоциональной сфере. То есть: человек с благополучной «биографией», например, после более или менее тяжелого удара судьбы легко сможет собраться, мобилизироваться, вернуться к нормальному образу жизни. А имеющему в биографии родовую травму, сотрясение мозга или любой биологический фактор-предиктор сделать это намного труднее. И ему тяжелее сохранять уравновешенность и хладнокровие в эмоционально напряженной ситуации.

На подсознательном уровне травмированный человек постоянно ищет средство, которое было бы в состоянии хоть на короткое время вернуть эмоциональную устойчивость или повысить ее. В первое время наркотики неплохо справляются с задачей психологической регуляции, увеличивая способность переносить эмоциональные нагрузки. Употребляющие их становятся увереннее в себе, спокойнее и активнее в жизни. Поэтому для человека, для которого актуальны указанные выше биологические факторы, случайный или «экспериментальный» прием наркотика может стать фатальным – не зная, чем грозит регулярное их употребление, он приобретет психическую и физическую зависимость раньше, чем заметит опасность.

Несколько иначе обстоит дело с теми, для которых факторы риска относятся к социальной группе. Конечно, не в 100% случаев, но все-таки довольно часто в семьях, соответствующих пунктам, указанным выше, воспитание детей носит либо несистематический, либо гиперпротективный характер (т.е. за ребенка все время думают и решают взрослые). Следствием является формирование социально пассивной, безответственной личности, ориентированной преимущественно на потребление и не имеющей желания прикладывать значительные усилия для построения своего будущего. Кроме того, зачастую отсутствует (или несостоятельна) программа построения этого будущего – старшие не сумели научить планированию жизни.

Кроме физической, есть еще и психическая зависимость, однако ее очень трудно описать, она не ощущается во время постоянной наркотизации и молодые наркоманы отказываются в нее верить. Специалисты часто слышат, как, приходя на лечение, наркозависимые просят «только переломать» (облегчить абстиненцию), считая, что после этого легко откажутся от употребления наркотиков без дополнительных усилий.

Многие врачи-наркологи считают психическую зависимость производной воспоминаний о переживаемой в опьянении эйфории. Видимо, это верно, по крайней мере - для молодых наркоманов, для которых такая эйфория еще возможна.

По мнению Э.А.Османова, которое мы разделяем, в основе главного механизма формирования психической зависимости лежит все-таки то самое нежелание сталкиваться с проблемами. Ведь наркоман, ранее длительно употреблявший наркотики, после отказа от них испытывает тяжелейший стресс.

Стресс связан с коренным изменением привычного уклада жизни. Если раньше парень мог «уйти» во внутренний мир приятных грез или хотя бы не так остро ощущать необходимость насущных и неотложных, но не всегда легких решений (к тому же часто вынуждающих жертвовать той или другой личной ценностью), то теперь уже он не защищен.

Именно поэтому большинство больных со стажем возобновляет прием наркотиков после лечения. Они прекрасно осознают свой «порочный круг» и были бы рады вырваться из него, если бы вновь смогли научиться не бояться жить без наркотиков.

Трагедия в том, что обычно это умение теряется навсегда. А главная беда - что, начиная употреблять наркотики, никто в это не верит и считает, что его это не коснется.

Конечно, в формировании психической зависимости участвуют множество факторов, у разных людей они различны и часто не поддаются учету.

 

3. Методы медико-социальной реабилитации наркозависимого

 

Реабилитация, по мнению экспертов, ВОЗ, – это комплексное, направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных мер с целью приспособления больного как личности и члена общества, возвращение его в семью, социум, к общественно полезному труду.

Медицинская реабилитация больных наркоманией в настоящее время не имеет четкой ориентации и во многом симптоматично, поскольку экспериментальные исследования и клиническая практика еще не выработали единых, общепризнанных методов лечения наркоманической зависимости. Это обстоятельство, как уже подчеркивалось выше, связано с недостаточным знанием механизмов формирования наркоманий, которые, как известно, прежде всего, обусловлены весьма тонкими и вначале малозаметными функциональными изменениями физиологических и биохимических процессов в центральной нервной системе.

Важными принципом реабилитационного процесса является его этапность. В развернутом виде этот процесс состоит из трех основных этапов:

1)предварительный этап, включающий детоксикацию (дезинтоксикацию), общеукрепляющую и стимулирующую терапию в сочетании с отнятием наркотического вещества;

2) основной этап, направленный на активное противонаркотическое лечение;

3) поддерживающая терапия.

Для выбора схемы лечения необходимо учитывать стадию заболевания, возраст больного, состояние психики больного, и что очень важно – наличие или отсутствие стремления избавиться от наркотической зависимости.

Первый этап лечения начинается с прекращения приема наркотика. Лишение приема наркотического вещества осуществляется тремя методами: внезапным (у молодых людей обычно на начальных этапах заболевания), быстрым и медленным, в течение нескольких дней (у пожилых больных во II и III стадиях болезни). Лишение наркотика неизбежно приводит к развитию абстинентного синдрома. Для его снятия применяют различные медикаментозные препараты.

Поскольку возможность контролировать себя у наркомана крайне низка и неустойчива, то первый этап медицинской реабилитации чаще всего проводят в медицинском учреждении. Очень часто – это учреждение закрытого типа, так как патологическое влечение, сила которого колеблется, меняет состояние наркомана, особенно в первые дни лечения. Даже если он поступил с желанием избавиться от болезни, он вскоре может вновь начать поиск опьяняющих средств.

Важным для целей нашей дипломной работы является то, что при обострении влечения наркоман отказывается от приема лекарств, ищет поддержки у других больных и находит ее у более психопатизированных, которые в свою очередь нередко начинают точно такие же жалобы. Подчеркнем, что в традиционной медицинской реабилитации семья больного на этом этапе выключена из реабилитационного процесса, либо присутствует в нем «на дальних подступах»: приносит продуктовые передачи и т.п.

Таким образом, как мы уже говорили выше, первый этап лечения – дезинтоксикация наркомана, т.е. медикаментозное лечение, проводится специалистами-наркологами и в нем не используются технологии социальной реабилитации. В то время, как в такой реабилитации в этот период крайне нуждаются члены семьи наркозависимого, которые могли бы быть подготовленными к участию в дальнейших реабилитационных процедурах.

На втором этапе к медикаментозному лечению обычно присоединяют методы психотерапии, физиотерапии, массажа и трудотерапии, а затем на третьем этапе – элементы социальной реабилитации (например, трудовой) и поддерживающую терапию (наблюдение).

На примере героиновых зависимых кратко охарактеризуем использующиеся методы медико-социальной реабилитации, которые задействуются на втором и третьем этапах.

Медикаментозные методы. Для лечения наркозависимых используется большой арсенал фармакологических средств, используемых в основном для детоксикации и фармакологической реабилитации наркозависимых. Самым распространенным фармакологическим препаратом является метадон, синтетический опиат. Метадоновая программа заключается в том, что наркоман переходит с нелегального употребления героина, сопровождающегося различными проблемами со здоровьем, на легальное употребление метадона с целью укорочения детоксикации и в качестве поддерживающего средства пациентов. Конечной целью детоксикации является достижение пациентом состояния, свободного от наркотической зависимости (Фридман Л.С. и др.).

Также используют блокаторы опиатных рецепторов одновременно с героином, что останавливает развитие физической зависимости, но не снимает тягу к наркотику. Поэтому при такой терапии предполагается применение других методов воздействия (психотерапия в первую очередь).

Лекарственные препараты, применяемые при лечении наркомании, принадлежат к разным фармакологическим группам (психостимуляторы, ноотропы, нейропептиды, психоэнергизаторы, витамины и др.) и имеют существенные отличия в механизме действия. Однако их объединяет однонаправленность в отношении высших функций головного мозга – памяти, внимания, мышления, которые, как правило, улучшаются [1, 16].

Психотерапия включает в себя гипноз с внушением отвращения и выработкой отрицательного рефлекса на наркотическое средство; укрепление воли, установок на активное выздоровление. Гипноз – это погружение пациента в гипнотическое состояние – специальный прием, позволяющий повысить действенность лечебного внушения и тем самым добиться необходимого терапевтического эффекта. Техника предусматривает соблюдение состояния покоя и удобства, усыпляющие формулы произносятся ровным и спокойным голосом, иногда сопровождаясь более эмоциональными императивными внушениями.

Игровая психотерапия и психотерапия творчеством – это методы, в которых научное представление о человеке в значительной мере связано с бурным развитием психологических наук, социальной психологии, психологии личности.

Разрабатываются различные варианты приемов раскрытия психологических и творческих возможностей личности в целях отвлечения, переключения, успокоения, обогащения духовной жизни. Это может быть и проигрывание деловых жизненных ситуаций, и импровизированная живая игра в сюжетные сказки и т.д. Методические приемы разнообразны: от активного исполнительства, попыток создания собственных произведений, тренировки восприятия, как способности критической оценки, так и возможность ее публичной формулировки и отстаивания, до более пассивных ролей зрителя, слушателя, соучастника, болельщика.

Коллективная и групповая психотерапия – базируется на использовании социального в человеческой психике. Объединение пациентов в лечебную группу позволяет не только использовать в лечебных целях взаимоиндукцию пациентов и простое стремление их подражать друг другу. Лечебное воздействие врача постепенно дополняется своеобразным воздействием коллектива на каждого своего члена, и это направляемое врачом действие становится центром лечебного процесса при коллективной психотерапии.

Разновидность является семейная психотерапия, направленная на коррекцию отношений внутри семьи. Основным методом, описанным в литературе, является метод терапии сознательного поведения. В последнее время широкое применение нашли методы краткосрочной терапии супружеских пар для улучшения внутрисемейной ситуации, связанной с употреблением алкоголя или наркотических средств.

Физиотерапия – это использование ванн, душей, гальванизации, электрофорезов, грязевых и парафиновых аппликаций, электросна, которые помогают восстановить работу организма. Следует подчеркнуть, что этот метод обычно длительный (до одного - двух часов за сеанс), требует неукоснительного выполнения, регулярности. То есть наркозависимый, которому он назначен, должен иметь стойкие установки на достижение успеха, а именно таких установок больным и не хватает.

Трудотерапия – представляет собой одно из направлений реабилитации наркозависимых. Реабилитация трудом как один из методов (технологий) социальной реабилитации является составной частью комплексных медико-социальных реабилитационных мер, направленных как на восстановление функций органов, так и больного как члена общества в целом.

Трудотерапия назначается также с целью повышения общего тонуса организма. Трудовые движения не только стимулируют физиологические процессы и функцию основных систем больного, но, что не менее важно, мобилизуют его волю, дисциплинируют и приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, освобождают от мыслей и побуждений, возникающих на почве бездействия и праздного времяпрепровождения, отвлекают от ухода в болезнь. Трудовая терапия возбуждает психическую активность, направляя ее в русло предметной, осмысленной, результативной и дающей удовлетворение деятельности.

Она заключается в том, что пациенты под руководством труд-инструктора (в США, например, эти функции относятся к социальному работнику) несколько часов в день работают на улице или занимаются домашним хозяйством. Цель этого направления – восстановить утерянные социальные навыки (самообслуживания, к примеру), открыть в себе новые качества, развить разнообразные новые навыки, получить удовольствие от работы. Так, в ряде специализированных реабилитационных центров в США, предназначенных для реализации второго и третьего этапов комплексной медико-социальной реабилитации наркозависимых, в рамках трудовой реабилитации они занимаются уборкой своих жилых помещений, приготовлением пищи, покупками в магазине продуктов, восстанавливают утраченные навыки планирования своего дня и т.п. Проживание в малокомплектных центрах, а они рассчитаны на 8-10 человек, позволяет использовать групповые методы трудовой реабилитации, что помогает наркозависимому постепенно восстанавливать утраченные навыки социального общения.

Я.П.Бугайский подчеркивает, что метод «коллективно-трудовой» реабилитации должен составлять единое целое с системой других социальных воздействий, только в этом случае он будет способствовать образованию новых связей для участия больного в социальной жизни.

В настоящее время трудовая реабилитации становится одним из важнейших составляющих комплексной медико-социальной реабилитации наркозависимых.

 

3. Организация реабилитационной работы с накозависимысм в амбулаторных условиях

 

Сегодня в работу с подростково-молодежным контингентом в аспекте снижения социальных и индивидуальных рисков от употребления ПАВ вовлечено значительное число учреждений разной ведомственной принадлежности, в том числе правоохранительных, образовательно-воспитательных, социокультурных, медицинских. Однако их усилия концентрируется вокруг решения определенного круга задач, заданных границами компетенции (пресечение каналов распространения ПАВ, формирование мотивов ведения здорового образа жизни, организация целесообразного и здорового досуга, превенция включения в употребление ПАВ путем просвещения, использование более современных медицинских технологий реабилитация наркозависимости и др.).

Медицинские службы, одними из первых начавшие поиск комплексных путей решения проблемы употребления подростками наркотических веществ, и сейчас являются наиболее активным звеном в процессе помощи тем из них, которые употребляют ПАВ. В специальной литературе достаточно подробно освещается международный опыт взаимодействия с молодым людям, употребляющим ПАВ, накопленный в разных странах, в том числе в программах, которые в своей основе построены на принципе комплексности: Польша («Найти себя»), Италия (программы Ассоциации «Cassa Famiglia Rosetta»), Великобритания («Мидлгейт») и др. Анализ этого опыта показывает, что объединение в единой программе ресурсов медицинской, психологической, педагогической, социальной помощи значительно повышает эффективность работы с данным контингентом на разных этапах реабилитационной помощи. Перспективность этого опыта в условиях современной России подтверждена и рядом отечественных программ: «Вершина» (г. Ярославль), «Ариадна», «Страна живых» (г. Москва), «Пирамида» (г. Калининград).

Ведущий принцип комплексности, характерный для названных выше программ, положен в основу профессиональной антинаркотическая молодежной программы «Четвертое измерение». Она реализуется в подростковом наркологическом кабинете ОГУЗ «Тамбовской психиатрической больницы». Взаимодействие с подростками в амбулаторных условиях весьма предпочтительно, поскольку процесс оказания комплексной медико-психолого-социальной помощи обеспечивается позитивным социальным окружением и не сопровождается радикальным изменением обычного для него жизненного пространства. В своем сочетании это также способствует решению проблем социальной адаптации подростка путем сохранения полезных связей с социумом, позволяет продолжать ему работу или учебу, жить без отрыва от семьи [2].

Реабилитационные мероприятия программы «Четвертое измерение» помимо врача-психиатра, врача-психотерапевта, психолога реализуют также специалист социальной работы. Что касается последнего, то на разных этапах программы он выполняет целый спектр функций: мотивационная, информационная, консультативная, посредническая, диагностическая, прогностическая, проектной, организационно-методическая, правозащитная, предупредительно-профилактическая, социально-педагогическая, рекламно-пропагандистская и др. Учитывая масштаб статьи, конкретизируем только некоторые из, относящиеся к периоду, предшествующему основной программе помощи.

Основной целью деятельности специалиста социальной работы здесь является выявление потребителей ПАВ, и стимуляция их (и их родственников) к обращению за профессиональной помощью. В ее достижении он, в рамках рекламно-пропагандистской и просветительской функции, взаимодействует со СМИ (в том числе сетевыми), компетентно раскрывая следующие аспекты: истоки формирования зависимости от ПАВ, пути ее проявления, выявления, преодоления; развенчание «мифов» о неопасности краткосрочных экспериментов с наркотиками; информирует население об имеющихся в регионе специализированных службах помощи.

Через диагностическую, организаторскую и консультативную функцию специалист осуществляет аутрич-работу, «вынося» услуги своего учреждения за его пределы. Опираясь на помощь волонтеров, он также выявляет места потенциального скопления потребителей ПАВ (районы города, конкретные улицы и дворы, школы, ночные клубы и т.д.); организует их посещение для распространения листовок с информацией о структурах помощи; устанавливает контакты с потребителями наркотиков для информирования их о возможностях реабилитационной программы.

Сочетание мотивационной и инновационной функций направлено на специальную работу по привлечению лиц, прервавших программу помощи и возвратившихся к употреблению ПАВ. Специалист отслеживает их судьбу и, опираясь на стратегии, разработанные совместно с другими сотрудниками службы, пытается убедить молодых людей вновь вернуться в программу реабилитации. Опыт, накопленный в программе «Четвертое измерение», показывает, что стратегии возврата должны подчиняться принципу индивидуальности: в одних случаях они мягкие, осторожные, в других – жесткие, императивные. К примеру, для стимуляции возврата к реабилитации в «Четвертом измерении» используются коллективные письма от специалистов и участников программы, работавших с ушедшим подростком. К письму может быть приложена фотография, связанная с каким-либо позитивным моментом его жизни в программе, листовка или календарик, приглашение на праздник, в интересную поездку.

Деятельность специалиста социальной работы в структуре наркологического учреждения сопряжена с рядом трудностей, среди которых необходимость ориентироваться в медицинских и психологических воздействиях на подростка, разбираться в механизмах изменений,выполнять общие с другими специалистами профессиональные задачи (в том числе мотивационная работа, предупреждение и преодоление рецидива, создание и поддержка реабилитационной среды, воспитательная работа). Кроме этого, по своему статусу специалист социальной работы в процессе помощи является посредником между подростком, употребляющим ПАВ, и другими специалистами, между наркологической службой и учреждениями, предоставляющими для амбулатории (ограниченной в кадровых, технических возможностях) необходимые ресурсы для реализации комплексной помощи подростку и его семье.

Выполнение необходимой деятельности в рамках медицинских учреждений требует от специалиста социальной работы соответствующей подготовки.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Практические направления социально-психологических работ в области рекламы | Участники тренинга
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.