КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процедура ОВОС
Классификация антропогенных загрязнений окружающей среды Загрязнение окружающей среды - привнесение в экосистему несвойственных ей компонентов. Оно имеет многоаспектный характер. Выделяют несколько видов загрязнений окружающей среды: химические, физико-механические, биологические и радиоактивные. Химические загрязнения окружающей среды - отходы промышленного производства. Это материальные загрязнения: выбросы в атмосферу, сточные воды и твердые отходы. Выбросы в атмосферу классифицируются по агрегатному состоянию и массе веществ, выбрасываемых в единицу времени. Атмосферные загрязнения ускоряют разрушение строительных материалов, резиновых, металлических, тканевых и других изделий. При определенном составе и концентрации они могут быть причиной гибели растений и животных, нанесения ущерба здоровью населения. Основными физико-техническими характеристиками газообразных загрязнений воздуха является химический состав и плотность; парообразных – химический состав, плотность, летучесть, упругость и температура. Взвешенная в воздухе пыль адсорбирует ядовитые газы, образует плотный токсичный туман (смог), который увеличивает количество осадков. Осадки, насыщаясь сернистыми, азотными и другими веществами, образуют агрессивные кислоты. Под воздействием кислот скорость коррозионного разрушения машин и оборудования во много раз увеличивается. Физико-технический состав промышленной пыли зависит от материала, из которого она образовалась, и механизма её образования. Механизм образования пыли определяет её дисперсный состав: крупнодисперсные (более 10 мкм) и мелкозернистые (менее 10 мкм) частицы. Также по структуре пыль может быть аморфной, кристаллической, волокнистой или пластинчатой.
Производственные сточные воды характеризуются количеством и физико-химическими свойствами растворенных, эмульгированных и взвешенных примесных веществ; степенью их токсичности; щелочностью или кислотностью; органолептическими характеристиками (запах, вкус, цвет). Производственные сточные воды подразделяются на условно чистые и грязные. Условно чистые воды – воды от охлаждения технологического оборудования и аппаратуры. Эти воды охлаждаются в заводских прудах или градирнях. Затем они очищаются от масел и взвешенных частиц и возвращаются в производство при ограниченном добавлении чистой воды. Промышленные твердые отходы кроме классификации по токсичности подразделяются на металлические, неметаллические и комбинированные. К неметаллическим отходам относятся химически инертные (отвалы пустой породы, золы и т.д.) и химически активные (пластмассы, резина и т.д.), к комбинированным – промышленный и строительный мусор. Физико-механические загрязнения окружающей среды - энергетические загрязнения, включающие промышленные тепловые выбросы, а также все виды излучений и полей (теплота, шум, вибрация, ультразвук, свет, электромагнитное поле, ионизирующие излучения). Различают тепловые и световые физико-механические загрязнения. Тепловое загрязнение биосферы присуще всем видам производств. Оно проявляется в виде конвективного или радиационного теплообмена между нагретыми выбросами или технологическими установками и окружающей средой. Например, в результате выбросов горячих вод, пара, газов, шламов, шлаков, воды из охлаждающих контуров реакторов АЭС, с градирен тепловых станций повышается температура окружающей среды (атмосферы, воды и почвы). Это негативно сказывается на флоре и фауне. Нежелательное воздействие тепловых выбросов на водоёмы выражается и в нарушении водного экологического режима.
Световое загрязнение проявляется в нарушении естественной освещенности местности. Чрезмерная яркость и снижение освещенности вредны для окружающей среды. Формы такого нарушения различны: искусственное освещение, задымленность и др. Биологические загрязнения окружающей среды – привнесение в экосистему и размножение в ней чуждых ей видов организмов. Они вызывают болезни человека или сельскохозяйственных животных. Загрязнение микроорганизмами иначе называют микробиологическим или бактериологическим. Радиоактивные загрязнения окружающей среды - превышение естественного фона радионуклидов. Нуклиды - разновидности атомов по составу ядра, соотношению протонов, нейронов. Они характеризуются определённым массовым числом, атомным номером и энергетическим состоянием ядер. Нуклиды имеют время «жизни». Нуклиды бывают короткоживущие и долгоживущие, стабильные и радиоактивные (радионуклиды).
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – вид природоохранной деятельности, реализуемый на предпроектной стадии. ОВОС - один из исходных этапов в системе подготовки решений по охране окружающей среды (ООС). Любой проект должен удовлетворять, как правило, 3-м основным группам требований (критериям): социальным, экономическим и экологическим. ОВОС выступает как механизм, взаимосвязывающий эти критерии, которые нередко вступают в противоречие друг с другом. ОВОС - инструктивно-методический документ, используемый заказчиком (инвестором) проекта, разработчиком проекта, органами Государственной экологической экспертизы; организациями и специалистами, проводящими ОВОС; общественной экспертизой. Главное условие ОВОС – одновременность его проведения с разработкой всех проектных решений. Процедура ОВОС имеет несколько этапов, результат завершения которых оформляется следующими документами: - Уведомление о намерениях (УН); - Заявление о воздействии на окружающую среду (ЗВОС); - Протокол обсуждения ПВОС; - Заявление об экологических последствиях (ЗЭП). Процедура ОВОС включает несколько этапов: 1 этап. Разработка концепции намечаемой деятельности.
Цель этапа – информирование общества о намечаемых действиях заказчика, которые неизбежно приведут к изменению среды обитания людей на конкретной территории. Заказчик формирует предложение по осуществлению проекта (концепцию намечаемой деятельности). Задачи этапа: - выявление возможной дополнительной антропогенной нагрузки; - допустимые масштабы использования природных ресурсов и энергии на выбранной территории; - рассмотрение альтернативных путей улучшения экологической обстановки; - формирование проектных предложений по социально-экономическому развитию. По результатам этапа готовится «Уведомление о намерениях», которое содержит: - предварительный список намерений заказчика по характеру планируемой деятельности с планами природоохранных мероприятий; - перечень реальных и разумных альтернатив рассматриваемому проекту (в том числе и отказ от проекта). «Уведомление о намерениях» передается в местные органы власти и управления для получения заказчиком разрешения на проектирование и изыскания. 2 этап. Определение воздействий на окружающую среду. Целью 2-го этапа является выявление всех возможных воздействий будущего производственного или иного объекта или комплекса на окружающую среду с учетом природных условий конкретной территории. На данном этапе проводится: - технологический анализ проектных предложений; - обоснование целей, средств и сроков реализации проектных предложений и места размещения предполагаемого производства; - определение воздействий на окружающую среду в случае реализации принятых проектных решений (характер, вид, масштаб, интенсивность, периодичность, продолжительность и т.д.); Для проведения работ 2-го этапа требуется информация о: - фактическом состоянии окружающей среды (природных условиях территории проекта - климатические факторы, геологические, инженерно-геологические, гидрогеологические, геоморфологические факторы, биологические факторы; фоновом уровне загрязнений); - характере и видах воздействия, качественных и количественных оценках (масштаб, интенсивность, периодичность, глубина, продолжительность и т.д.);
- источниках воздействия (размерах, расположении, пространственных формах). На 2-м этапе готовится «Заявление о воздействии на окружающую среду (ЗВОС)», которое предоставляется всем заинтересованным сторонам: органам власти, государственного управления и контроля, общественности и т.д. Основная цель предоставления ЗВОС – выявить наиболее значимые последствия реализации намечаемой деятельности с позиций всех заинтересованных сторон для определения направлений дальнейших исследований по ОВОС, а именно: - границы проведения ОВОС, - объекты воздействия, - прогнозируемые измерения окружающей среды и ее компонентов (вода, воздух, почвы, животный и растительный мир, недра и т.д.). Результаты 2-го этапа: 1. обоснование необходимости реализации намечаемой деятельности (оценка спроса на предполагаемо производимый продукт, оценка прямых и косвенных потерь в случае отказа от реализации проекта и т.д.); 2. обоснование целесообразного масштаба реализации намечаемой деятельности (оценка народохозяйственных потребностей в продукции и прогнозная динамика, определение целесообразной проектной мощности, оценка масштабов вовлекаемых в производство природных ресурсов и т.д.); 3. анализ альтернативных решений в случае отказа от проекта (предпроектные и проектные материалы должны включать описания и сравнительный технологический и эколого-экономический анализ альтернативных решений); 4. обоснование места и времени реализации намечаемой деятельности (оценка наличия возможных вариантов размещения площадок, анализ допустимости уровня дополнительной техногенной нагрузки на окружающую среду на каждой рассматриваемой территории, обоснование сроков начала и окончания воздействия с выделением основных этапов и т.д.); 5. определение ресурсной обеспеченности проекта (определение наличия необходимого количества сырья и энергии для обеспечения работы, природных и трудовых ресурсов); 6. технологический анализ проектных предложений (анализ воздействия на компоненты окружающей среды в качественной и количественной форме, определение наиболее узких с экологической точки зрения звеньев технологической цепи, в первую очередь определяющих экологические параметры всей технологии); 7. анализ природных условий территории размещения промышленного объекта (соблюдение экономичности строительства промышленного объекта, оптимальных производственных технологических циклов и минимальных изменений окружающей среды); 8. анализ антропогенной нагрузки на территорию предполагаемого размещения объекта; 9. определение нормативов качества, определяющих состояние окружающей среды (фоновые значения загрязняющих веществ, госстандарты и нормативы ПДК); 10. оценка существующих источников воздействия; 11. составление интегральной карты ОВОС (антропогенной нагрузки, типологического районирования территории предполагаемого размещения, измененности окружающей среды); 12. определение социальных и экономических аспектов использования территории. 3 этап. Выявление экологических последствий. Целью 3-го этапа проведения ОВОС является выявление экологических, социальных, экономических и других связанных с ними последствий реализации намечаемой деятельности на данной территории в определенный временной период. Оценивается степень обеспеченности социальной защиты. Оценка социальных последствий проводится с точки зрения: - здоровья людей; - изменения условий жилья, ландшафтов; - занятости; - отдыха; - использования земель. Выявление последствий осуществляется с помощью общественных слушаний «Заявления о воздействии на окружающую среду», результаты которых оформляются протоколом. Протокол общественных слушаний является документом, на основании которого производится корректировка проектных решений, а также составляется программа необходимых научно-исследовательских и изыскательских работ. В результате слушаний могут быть приняты решения о проекте: - продолжать проект; - внести коррективы; - доработать; - отклонить. По результатам 2-го и 3-го этапов по выявленным экологически значимым позициям разработчиком прогнозируются изменения окружающей среды, которые произойдут в результате реализации проекта. 4 этап. Корректировка проекта. Целью 4-го этапа проведения ОВОС является осуществление корректировки проектов, прошедших стадию ЗВОС. Анализ и прогноз изменений в окружающей среде: - в атмосфере; - земельных ресурсов; - гидрогеологических условий: - мерзлотных условий; - мониторинг; - оценка проектно-экологического риска по различным критериям опасности. По результатам прогноза разрабатываются дополнительные меры и мероприятия, направленные на снижение и предотвращение отрицательных экологических и других последствий в окружающей среде. 5 этап. Подготовка «Заявления об экологических последствиях». На 5-м этапе готовится «Заявление об экологических последствиях» (ЗЭП), представляющее собой документ, содержащий гарантии заказчика обществу о недопущении отрицательных экологических и связанных с ними социальных, эколого-экономических и других последствиях в случае реализации проекта. В ЗЭП приводятся: - основные результаты исследований, проведенных в процессе ОВОС, и выводы, сделанные на их основе; - последствия значимых воздействий на окружающую среду, здоровье населения и условия его жизнедеятельности; - обязательства заказчика по реализации проектных решений, природоохранных мероприятий, изложенных в документации, в соответствии с требованиями экологической безопасности и мер, гарантирующих выполнение этих обязательств на весь период «жизненного цикла» предприятия. ЗЭП рассматривается как отчет разработчика проектных материалов о проделанной работе по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности и представляется заказчиком на государственную экологическую экспертизу в составе проектной документации. При проведении ОВОС: - инициатор/инвестор обеспечивает финансирование всех исследований и работ, необходимых для проведения ОВОС; - инвестор/заказчик организует проведение ОВОС в процессе подготовки обосновывающей документации, осуществляет обзор предложений о возможной реализации намечаемой деятельности на конкретной территории; - разработчик проводит ОВОС. Органы исполнительной власти участвуют в рассмотрении обосновывающей документации, выдают обоснованные экологические условия и требования для проработки предложений по реализации проекта, принимают решения о санкционировании реализации проекта намечаемой деятельности при условии соблюдения экологических требований законодательства РФ, а также ясного представления о возможных последствиях его осуществления. Инициатор/заказчик намечаемой деятельности и разработчик обосновывающей документации по ее развитию в соответствии с Законом РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей природной среды» (раздел ХII) несут ответственность за: - невыполнение правил проведения ОВОС; - нарушение процедуры ОВОС при подготовке обосновывающей документации; - предоставление неполных результатов проведения ОВОС или недостоверной информации о них.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |