КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вертикально-подвижной контрапунктПодвижной контрапункт Преобразования мелодической структуры голосов Сложный контрапункт. Полифонические способы преобразования материала Способ образования полифонической ткани определяет вид полифонии. При различии материала голосов возникает неимитационная полифония, при единстве – имитационная. Общее во всей полифонии – контраст в одновременности. 1. Высотный аспект: изменение вертикального направления интервальных ходов – обращение (~, ", ^). 2. Преобразование во временнóм аспекте – изменение порядка последования длительностей, звуков – ракоход (¬, R, К). 3. Качественное преобразование: увеличение или уменьшение длительностей. Сложный контрапункт – полифоническое соединение, проведенное более одного раза, сопряженное с каким-либо преобразованием материала. Исходный вид материала называется первоначальным соединением, все повторы – производным соединением. Простой контрапункт – полифоническое соединение, проведенное один раз. Сложный контрапункт – полифоническое соединение, сохраняющее осмысленность при каком-либо преобразовании материала голосов. Вид сложного контрапункта определяется способом, каким получается производное соединение. Часто встречается подвижной контрапункт – вид сложного контрапункта, основанный на взаимном перемещении голосов. Разновидности: · вертикально-подвижной (с вертикальной перестановкой голосов); · горизонтально-подвижной (с горизонтальной перестановкой); · вдвойне подвижной (и с вертикальной, и с горизонтальной перестановкой одновременно). Показателем суммарного передвижения голосов служит индекс (index). Передвижение голосов в соответствии с природой (I, II¯; I¬, II®) дает положительный индекс, против природы – отрицательный. Контрапункт, в котором происходит перестановка, получает название соответственно числу передвигаемых голосов: двойной (если участвуют два голоса), тройной и т.д. Все интервалы изменяются на постоянную высоту, поэтому для каждого Iv (index verticalis) можно разработать правила. Техника: 1. Выписать ряд возможных интервалов от 0 до величины Iv. 2. Под ним выписать ряд производных интервалов в обратном порядке. 3. Определить правила использования интервалов в первоначальном соединении (табл. 4): Таблица 4 Таблица интервалов при Iv=-7
Мы видим, что ск дают в производном соединении ск, нк дают нк. Диссонансы дают диссонансы с перемещением формулы задержания в противоположный голос. Исключения составляют кварта и квинта. Поэтому при данном индексе используются правила написания простого двухголосного контрапункта, но есть дополнительные ограничения: 1. Интервал расхождения по высоте не должен быть больше Iv (это касается любого Iv, иначе в производном соединении голоса будут перекрещиваться). В данном случае – не больше октавы. 2. Интервал сближения – не меньше примы (также касается любого Iv). 3. При Iv=-7 квинтой (совершенным консонансом) необходимо пользоваться как диссонансом с задержанием в любом голосе. Наиболее применимы те Iv, где количество устойчивых интервалов максимальное. Это Iv =-7, -11, -9. Чтобы вычислить Iv, используемый в произведении, необходимо сложить интервалы передвижения голосов: Iv = Iv +IIv. Например: Iv-3 +IIv-6 = Iv=-9. Другой способ: взять любой интервал (вертикаль) первоначального соединения и ту же вертикаль в производном соединении, сложить их показатели: I II-5 + II I -6 = Iv=-11; ИКпроизв - ИКпервонач = Iv, Где ИК – интервал контрапункта.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |