Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль инженера в обеспечении безопасности жизнедеятельности




Практическое обеспечение безопасности жизнедеятельности при проведении технологических процессов и эксплуатации технических систем во многом определяется решениями и действиями инженеров и техников. Руководитель производственного процесса обязан:

1. обеспечивать оптимальные (допустимые) условия деятельности на рабочих местах подчиненных ему сотрудников;

2. идентифицировать травмирующие и вредные факторы, сопутствующие реализации производственного процесса;

3. обеспечивать применение и правильную эксплуатацию средств защиты работающих и окружающей среды;

4. постоянно (периодически) осуществлять контроль условий деятельности, уровня воздействия травмирующих и вредных факторов

на работающих;

5. организовывать инструктаж или обучение работающих безопасным приемам деятельности;

6. лично соблюдать правила безопасности и контролировать их соблюдение подчиненными;

7. при возникновении аварий организовывать спасение людей, локализацию огня, воздействия электрического тока, химических и других опасных воздействий.

Разработчик технических средств и технологических процессов на этапе проектирования и подготовки производства обязан:

1. идентифицировать травмирующие и вредные факторы, возникновение которых потенциально возможно при эксплуатации разрабатываемых технических систем и реализации производственных процессов в штатных и аварийных режимах работы;

2. применять в технических системах и производственных процессах экобиозащитную технику с целью снижения вредных воздействий до допустимых значений;

3. определить риск возникновения травмоопасного воздействия в системе и снизить его значение до допустимого уровня применением защитных устройств и других мероприятий;

4. обеспечить конструктивными решениями непрерывный (пери­одический) контроль за состоянием защитных средств и параметров процесса, влияющих на уровень их безопасности и экологичности;

5. сформулировать требования к уровню профессиональной подготовки оператора технических систем или технологических процессов;

6. при выборе технического решения обеспечить малоотходность производства и максимальную эффективность использования энерго­ресурсов.

 

Основные положения теории риска

Состояние безопасности – такое состояние, когда не существует опасности несчастного случая, способного причинить вред.

Давая определение безопасности, следует всегда выражать ее через несколько рисков. существует столько же степеней безопасности сколько существует степеней риска.

Полная безопасность относительно какого-либо риска может быть достигнута только путем устранения его источника. Во всех остальных случаях сохраняется та или иная степень риска, и по тому достигаемая безопасность оказывается ниже теоретической стопроцентной безопасности.

Наиболее общим определением признается следующее: «Риск – это количественная оценка опасностей. Формально – риск – это частота происшествий.

Количественная оценка – это отношение тех или иных благоприятных последствий к их возможному числу за определенный период.

Различают индивидуальный и социальный риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.

Социальный (точнее групповой) риск – это риск для группы людей.

Потенциальный риск может проистекать от природный явлений или человеческой деятельности.

Природные явления включают в себя все формы жизни на земле (растения, животные, микроорганизмы); саму землю (наводнения, оползни, землетрясения, извержения, радиацию); окружающую землю атмосферу (обильные дожди, снегопады, ураганы, молнии); дальний космос (радиация, метеориты) и такие силы вселенной как гравитация и электромагнетизм.

В сферу человеческой деятельности входят производство и использование энергии (тепловой, электрической, ядерной), а так же ве-в и продуктов, изделий машин и продуктов труда; производственная и бытовая среда, загрязнение природной среды и другое антропогенное воздействие на нее.

Потенциальный риск может зависеть от свойств конкретного источника и не приносит вреда, пока он остается нереализованным.

Под действием объективных обстоятельств потенциальный риск преобразовывается реализовавшийся (активный риск) и возникает несчастный случай или происшествие (инцидент).

Квантификация риска и опасностей

Для сравнения риска и выгод многие специалисты предлагают ввести финансовую меру человеческой жизни. Такой подход вызывает возражение определенного круга лиц, которые утверждают, что человеческая жизнь свята и финансовые сделки недопустимы.

Однако, на практике с неизбежностью возникает необходимость в такой оценке именно в целях безопасности людей, если вопрос ставиться так: «Сколько надо израсходовать средств, чтобы спасти человеческую жизнь?»

Необходимо отметить, что процедура определения риска весьма приблизительна. можно выделить 4 метода оценки риска:

1. Инженерный – опирающийся на статистику, расчет частот, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасности.

2. Модельный – основанный на построении моделей воздействия вредных факторов на отдельного человека, социальной группы, профессиональной группы и т.д.

3. Экспертный – когда вероятность различных событий определяется на основе опроса опытных специалистов, т.е. экспертов.

4. Социологический – основанный на опросе населения.

Перечисленные методы отражают разные аспекты риска, поэтому применять их необходимо в комплексе.

Концепция приемлемого (допустимого) риска

Раньше традиционная техника безопасности требовала безусловно категорически обеспечить безопасность, не допустить никаких аварий.

Но несмотря на всю гуманность этого требования в действующих системах обеспечить нулевой риск практически невозможно.

Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска, суть которой в стремлении к такой малой опасности, которую приемлет общество в данный период времени.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями его достижения.

Нужно иметь в виду, что экономические возможности повышения безопасности технический систем не безграничны. Перекачивая средства из одной сферы в другую, мы ухудшаем состояние последней.

В некоторых странах, например в Голландии, приемлемые риски установлены в законодательном порядке. Максимально приемлемым условием индивидуального риска гибели обычно считается 10(-6), а минимальный – 10 (-8).

Для экосистем максимально приемлемым риском считается тот, при котором может пострадать 5% видов биогеценоза.

Пример 1: Определить риск Rпр. гибели человека на производстве в нашей стране за 1 год, если известно, что ежегодно погибает около n = 14 тыс. человек, а численность работающих составляет около 140 млн. человек.

Rпр. = n / N = 14000 / (140·106) = 0.0001 = 1·10-4

Концепция приемлимого риска в нашей стране пока не нашла широкого применения ввиду того, что некоторые специалисты подвергают ее критике, усматривая в ней антигуманный подход к проблеме.

Управление риском

Основным вопросом теории и практики безопасности является повышение уровня безопасности.

Средства для этой цели можно расходовать по трем направлениям:

1. совершенствование технических систем и объектов;

2. подготовка персонала;

3. ликвидация чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Для правильного определения соотношения инвестиций по каждому направлению необходим специальный анализ с использованием конкретных данных и условий.

Качественный анализ риска, который иногда называют исследованием работоспособности, используется для выявления и идентификации существующих рисков, а количественный анализ применяют для оценки частоты и вероятности определенных серьезных последствий в результате этих рисков.

Числовые значения частоты можно взять из существующих статистических данных, а вероятности требуется определить методом испытаний или получить из банков данных.

Переход к риску открывает принципиально новые возможности повышения безопасности. К техническим, организационным и административным методам добавляются экономические методы управления риском. К последним относятся страхование, денежная компенсация ущерба, платежи за риск и т.д. Специалисты считают целесообразным ввести квоты за риск в законодательном порядке.

В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и получаемых от снижения риска выгод. Размер возможного ущерба и риск взаимосвязаны, но эта связь не поддается конкретному математическому выражению.

В одних случаях риск оценивают на основании анализа причиненного ущерба, а иногда, наоборот, возможный ущерб рассчитывают на основании анализа конкретного риска. При этом регистрация, представление и обработка данных должны вестись с применением утвержденных статистических методик.

Подробная статистика имущественного ущерба ведется, как правило, на некоторых предприятиях, а травматизма – как на предприятиях, так и в целом по стране.

Сочетание качественного и количественного анализа дает в результате оценку общего риска и вреда и может оказать большую помощь на разных стадиях проектирования и эксплуатации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.