КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекции №2«Общие основы антикризисного управления» Система антикризисного управления представляет собой многоуровневое структурное образование, целью организации которого становится повышение эффективности управления кризисными ситуациями на макро- и микроуровне. Антикризисное регулирование национальной экономики осуществляется путем государственной финансовой и нефинансовой поддержки развития стратегических отраслей, антимонопольного регулирования товарных и финансовых рынков, поддержания платежеспособного спроса населения, стимулирования инновационного процесса и других действий. Антикризисное регулирование предприятий и фирм осуществляется путем обеспечения воспроизводства основных фондов, повышения качества продукции, активизации научно-технической деятельности, поддержания финансовой стабильности. Можно выделить внешнюю и внутреннюю подсистемы антикризисного управления, которые решают целый комплекс специфических задач. Внешняя подсистема антикризисного управления создана на уровне государства, внутренняя подсистема функционирует на уровне предприятия. Внешняя и внутренняя подсистемы антикризисного управления находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии. Это взаимосвязь обусловлена необходимостью выработки единых корректирующих воздействий на предприятие, отрасль, экономику в целом для поддержания стабильности и устойчивого развития. Структурная организация внешней и внутренней подсистем антикризисного управления различны. Внешняя подсистема включает в себя следующие элементы: • нормативно-законодательную и методическую базу антикризисного управления; Регулирует вопросы, в первую очередь связанные с предпринимательскими отношениями, в частности вопросы признания финансовой несостоятельности. Нормативно-законодательная база антикризисного управления представлена законными и подзаконными актами, в числе которых главенствующее положение занимает Гражданский кодекс Российской Федерации. В главе 4 части первой Гражданского Кодекса содержится ряд статей (ст. 56, 60, 64, 65 и др.), регулирующих отношения юридических лиц и кредиторов. В частности определено, что все юридические лица (кроме учреждений) отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, требования кредиторов должны быть удовлетворены в полном объеме в порядке очередности, несостоятельность (банкротство) юридического лица устанавливается исключительно арбитражным судом, а должник, признанный арбитражным судом банкротом, подлежит ликвидации. Кроме того Кодексом рассматриваются вопросы урегулирования различных хозяйственных; споров и процессов, в которых могут быть ущемлены права кредиторов, например, реорганизация или добровольная ликвидация юридических лиц. В 2002 году была принята третья редакция Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в которую не менее двадцати раз вносились изменения и дополнения, что свидетельствует об исключительной значимости данного законодательного акта.. Последнее изменения и дополнения были внесены в декабре 2012г.. Настоящий федеральный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Кроме того в законе определяются основы регулирования несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников-юридических лиц (градообразующих, стратегических, финансовых, сельскохозяйственных и иных организаций), граждан, а также отсутствующих и ликвидируемых должников. Отдельные аспекты антикризисного управления рассматриваются в Арбитражном процессуальном Кодексе Российской Федерации (глава 28 «Порядок рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве)»), Уголовном Кодексе и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи о преднамеренном и фиктивном банкротстве, неправомерных действиях при банкротстве), Трудовом Кодексе Российской Федерации (статьи о защите прав работников в случае сокращения численности персонала, невыплаты заработной платы, введения ненормированного режима труда и других правонарушений). Кроме того, узко специализированные вопросы антикризисного управления, например, банкротство кредитных организаций, рассматриваются в рамках отдельных законодательных актов. Например, в 1999 году был принят Федеральный закон №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», который устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций банкротами, их ликвидации в порядке конкурсного производства. До 1 января 2005 года (даты введения параграфа 6 девятой главы Закона «О банкротстве») действовал принятый в то же время Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», определяющий особый режим банкротства названных хозяйствующих субъектов. Нормативно-методическая база антикризисного управления представлена совокупностью методик, методических указаний, специальных форм отчетности, инструкций, разъяснений контролирующих органов, регламентирующих и определяющих ход реализации отдельных мероприятий антикризисного управления предприятием, в том числе и в процедурах банкротства. Перечислим лишь некоторые из них: общие правила ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов (утверждены Постановлением Правительства РФ №345 от 09.07.2004 г.); общие правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа (утверждены Постановлением Правительства РФ №367 от 25.06.2003 г.); общие правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства (утверждены Постановлением Правительства РФ №855 от 27.12.2004 г.); общий порядок выбора уполномоченным органом в делах о банкротстве саморегулируемой организации арбитражных управляющих при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом (утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли РФ №297 от 05.11.2004 г.); методика проведения финансового анализа и платежеспособности стратегических предприятий и организаций (утверждена приказом Министерства экономического развития и торговли РФ №104 от 21.04.2006 г.); типовые формы отчетов (заключений) арбитражного управляющего (утверждены приказом Министерства юстиции РФ №195 от 14.08.2003 г.); типовая форма реестра требований кредиторов (утверждена приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации №233 от 01.01.2004 г.) - инструкция по организации работ по оформлению допуска к государственной тайне руководителей саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражных управляющих (утверждена приказом Министерства юстиции РФ №10 от 041)2.2005 г.). Система антикризисного управления представлена системой специализированных органов, напрямую решающих те или иные задачи антикризисного управления предпринимательской деятельностью федерального и регионального значения. К ним, в частности, относятся саморегулируемые организации арбитражных управляющих, территориальные органы регулирования вопросов задолженности и обеспечения процедур банкротства Федеральной налоговой службы РФ, межведомственные балансовые комиссии, фонды поддержки предпринимательства и другие структуры. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих — это некоммерческие организации, решающие следующие важные задачи: • объединение арбитражных управляющих, которые становятся членами саморегулируемой организации; • обеспечение контроля за профессиональной деятельностью арбитражных управляющих (в первую очередь, в плане соответствия требованиям и нормам действующего законодательства); • защита интересов арбитражных управляющих во всех государственных органах и учреждениях; • содействие повышению уровня профессиональной подготовки арбитражных управляющих. Помимо этого, саморегулируемые организации арбитражных управляющих занимаются вопросами информационного обеспечения профессиональной деятельности своих членов. В частности, ими разрабатывается нормативно-методическая база, поправки в действующую редакцию закона о банкротстве. Также, многие саморегулируемые организации федерального значения ориентированы на популяризацию идей превентивного антикризисного управления, для чего регулярно проводят образовательные семинары и тренинги для руководителей и специалистов предприятий разных форм собственности. Федеральная налоговая служба Российской Федерации с 2004 года является уполномоченным государственным органом в делах о банкротстве предприятий, для чего в ее организационной структуре создано Управление урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства. Управление решает следующие задачи: организация и осуществление процесса урегулирования фискальной задолженности кризисных предприятий; организация и осуществление мониторинга фискальной задолженности стратегических предприятий и естественных монополий; проведение анализа накопленной задолженности по группам должников, определение путей ее реструктуризации; осуществление в установленном порядке функции уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации в делах о банкротстве и процедурах банкротства, в том числе, организация и координинация выбора саморегулируемых организаций арбитражных управляющих при направлении в арбитражный суд заявлений о признании должника банкротом; участие в разработке законодательных и иных нормативно- правовых актов по вопросам урегулирования задолженности по обязательным платежам и реализации процедур банкротства; обеспечение учета мнения субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при реализации процедур банкротства, организация взаимодействия с федеральными органами государственной власти по вопросам урегулирования задолженности и реализации процедур банкротства стратегических должников; участие в работе межведомственных комиссий и рабочих групп, создаваемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации. Межведомственные балансовые комиссии создаются на региональном уровне для целей реализации внесудебного механизма банкротства. До 2004 года активным участником работы подобных комиссий и их «капитаном» были территориальные органы Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству. После ее упразднения «бразды правления» были переданы территориальным органам Федеральной налоговой службы. Основной задачей межведомственных балансовых комиссий стала задача проведения мониторинга стратегически важных предприятий и отраслей, для целей своевременного выявления и разработки плана финансового оздоровления должников. Кроме того, организационная база антикризисного управления представлена учебными заведениями, осуществляющими подготовку и переподготовку кадров в области антикризисного управления в соответствии с государственной программой. Во-первых, это высшие учебные заведения. По данным Министерства образования и науки РФ в 2010 году 77 ВУЗов страны вели подготовку специалистов в области антикризисного управления. В их число входили ведущие университеты: Московский государственный университет им М.В. Ломоносова, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Российская академия государственной службы при Президенте РФ, Финансовый университет при Правительстве РФ и другие. Эти же ВУЗы занимаются повышением квалификации предпринимателей в рамках национальной программы развития и поддержки предпринимательства «Морозовский проект». Консультационно-учебные центры при саморегулируемых организациях арбитражных управляющих ориентируются на программы подготовки арбитражных управляющих по Единой государственной программе подготовки арбитражных управляющих, а также повышение их квалификации. Информационная база представлена совокупностью специальных печатных изданий и ресурсов Интернета. В числе наиболее популярных печатных изданий можно назвать журналы «Арбитражный управляющий», «Арбитражная практика», «Антикризисное и внешнее управление», «Вестник Высшего Арбитражного суда РФ», альманах «Экономическая безопасность предприятия», альманах «Продажи в условиях кризиса» и другие. Студентам, обучающимся по профилю «Антикризисное управление», будет интересно изучение таких популярных Интернет-ресурсов, как «Кризис в России» (www.krisis.ru),. «Банкротство RU» (www.bankrotstvo.ru), «Интернет-клуб арбитражных управляющих» (www.bankrots.ru), «Антикризисное управление» (www.antikrizisno.ru). Внутренняя подсистема включает в себя следующие элементы: • контроллинг; Контроллинг представляет собой комплексную систему управления организацией, направленную на координацию взаимодействия всех функций предприятия и контроля их эффективности. Современный контроллинг включает в себя управление рисками, обширную систему информационного снабжения предприятия, систему оповещения путём управления системой ключевых (финансовых) индикаторов, управление системой реализации стратегического, тактического и оперативного планирования и систему менеджмента качества. Наиболее важной функцией контроллинга является функция обеспечения информационно-аналитической поддержки процессов принятия управленческих решений, что существенно повышает эффективность антикризисного управления предприятием. • стратегическое и инвестиционное планирование; Как уже было отмечено ранее, разрешение кризисных ситуаций на предприятии требует именно стратегического подхода. Одной из постоянных функций антикризисной стратегии предприятия становится оценка и прогнозирование возможности его вхождения в кризисное состояние. При равновесном функционировании предприятия такая задача носит в основном прогнозно-аналитический характер, а на этапе кризиса приобретает черты ограниченного по срокам антикризисного стратегического плана. Подобная стратегия ориентирована на финансирование инвестиций за счет собственных резервов и реализацию краткосрочных быстроокупаемых проектов. Функция стратегического планирования настолько важна, что предприятия организуют соответствующие отделы или службы. • маркетинг; Предприятие, которое находится в кризисной ситуации, остро нуждается в поступлении денежных средств для того, чтобы расплатиться с кредиторами. Соответственно, предприятие должно работать «на рынок», а не «на склад», что подразумевает регулярное производство и бесперебойную реализацию продукции. Предполагается, что в кризисной ситуации, при разработке антикризисного плана составляющие маркетинговой политики предприятия подлежат коренному пересмотру, что и называется антикризисным маркетингом. По сути, в антикризисной маркетинговой политике прописываются новые принципы управления товарами, ценами на товары, рекламой товаров, сбытом товаров, инновационным процессом, которых будет придерживаться предприятие в своей производственно-сбытовой деятельности в условиях кризиса. • оперативное управление. Обеспечивает своевременное и точное прохождение информационных сигналов от руководителей к сотрудникам и наоборот, что повышает быстроту реагирования на развитие кризисной ситуации. В антикризисном управлении даже существует неформальный термин «ручное управление компанией». Под «ручным управлением» понимается формирование специальной антикризисной команды из ведущих специалистов организации и ее топ-менеджеров, которая генерирует и воплощает идеи по выводу предприятия из кризисной ситуации. К специалистам, которые участвуют в процессе оперативного управления компанией и в случае необходимости могут быть включены в антикризисную команду относятся представители финансовой, экономической, кадровой, инженерно-технической служб и службы производства и маркетинга.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |