Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практикум по конфликтологии




Содержание учебного материала представлено темами, которые включают в себя конспективное изложение общей теории конфликта, психологии и социологии конфликта, методические руководства по проведению практических и семинарских занятий на основе современных педагогических технологий, тщательно подобранные проверочные задания. В приложение практикума вошли наиболее популярные методики социально-психологической диагностики, а также авторская учебная программа по курсу конфликтологии.

Пособие предназначено для студентов, изучающих курс конфликтологии.

 

Содержание

Предисловие.................................................................................................9

Тема 1. Введение в конфликтологию............................... 11

История становления конфликтологии...........................................11

Предмет конфликтологии.....................................................................12

Методы исследования конфликтов и управления ими............12

Занятие 1.1. Семинар по теме: «Возникновение

и развитие конфликтологии»…………………………………………....13

Раздел I. Общая теория конфликта

Тема 2. Характеристика конфликта как социального феномена.....24

Сущность конфликта и его структура...............................................24

Определение основных структурных элементов конфликта.26

Классификация конфликтов.............................................................26

Причины конфликтов..........................................................................26

Динамика конфликта...........................................................................29

Занятие 2.1. Тема: «Сущность конфликта и его причины».

Деловая игра «Жалоба».......................................................................33

Занятие 2.2. Практическое занятие по теме: «Конфликтные ситуации»

(решение ситуационных задач)........................................................34

Занятие 2.3. Тема: «Конфликтные ситуации». Дидактическая игра

«Фрустрирующие ситуации в деловых отношениях»...........................36

Тема 3. Теории механизмов возникновения конфликтов ………... 50

Формулы конфликта...............................................................................50

Конфликты и трансактный анализ.........................................................53

Основные положения теории трансактного анализа..............................53

Поведенческие характеристики основных трансакций..............................53

Алгоритм трансактного анализа.............................................................54

Занятие 3.1. Практическое занятие по теме: «Формулы конфликта»

(проводится на примере решения ситуационных задач)...........................56

Занятие 3.2. Дидактическая игра: «Фрустрирующие ситуации»..................58

Занятие 3.3. Практическое занятие по теме «Трансактный анализ конфликтов» (проводится методом тестирования и решения ситуационных задач).........................................................................................................71

Тема 4. Технологии управления конфликтами..................................77

Понятие управления конфликтом......................................................77

Содержание управления конфликтами.........................................78

Занятие 4.1. Тема: «Технологии управления конфликтами».

Дидактическая игра: «Оценка глубины конфликта»................85

Раздел II. Психология конфликта

Тема 5. Теории поведения личности в конфликте.............92

Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии……………………………………….................................92

Стратегии поведения в конфликте..................................................93

Характеристика основных стратегий поведения........................96

Типы конфликтных личностей.........................................................99

Занятие 5.1. Практическое занятие по теме: «Мое поведение в конфликте»

(занятие построено по методу тестирования)..........................103

Тема 6. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте...............................................................................................120

Понятие технологий эффективного общения и их основное содержание..................................................................................................120

Технологии рационального поведения в конфликте…………….............124

Занятие 6.1. Практическое занятие «Эффективное общение и рациональное поведение в конфликте» (проводится методом отработки тренинговых упражнений)...........................................................................................127

Занятие 6.2. Тема: «Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликтах». Дидактический тренинг «Овладение искусством критики»...............................................135

Занятие 6.3. Тема: «Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте».Дидактическая игра:«Искусство критики»......144

Тема 7.Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов..150

Основное содержание переговорного процесса..........................150

Модели поведения партнеров в переговорном процессе......152

Манипулятивные технологии в переговорном процессе и противодействие им………………………………………………………………………….152

Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе…………….. 155

Занятие 7.1. Практическое занятие «Психология переговорного процесса» (проводится методом тестирования и отработки тренинговых упражнений).....................................162

Занятие 7.2. Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов. Ситуационно-ролевая игра «Переговоры»....................175

Тема 8. Внутриличностные конфликты...........................182

Понятие внутриличностного конфликта......................................182

Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов.....183

Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов....186

Занятие 8.1. Практическое занятие по теме: «Самооценка личности

методом тестирования»....................................................................189

Занятие 8.2. Игра-тренинг: «Внутриличностные конфликты»...................213

Тема 9. Межличностные конфликты..............................219

Понятие межличностного конфликта и его особенности.......219

Сферы проявления межличностных конфликтов..................220

Управление межличностными конфликтами..........................220

Занятие 9.1. Самооценка методом тестирования готовности

к личному взаимодействию. Практическое занятие по теме: «Межличностные конфликты»...........225

Тема 10. Групповые конфликты.......................................241

Понятие групповых конфликтов и их классификация...........241

Конфликт «личность — группа»....................................................242

Межгрупповые конфликты.............................................................245

Занятие 10.1. Практическое занятие по теме: «Конфликт между

личностью и группой» (проводится методом анализа

и обсуждения конфликтных ситуаций).....................................248

Занятие 10.2. Деловая игра «Конфликтная ситуация

в комплексной бригаде строителей»............................................252

 

Раздел III Социология конфликта

Тема 11. Конфликты в обществе......................................258

Понятие конфликтов в обществе.....................................................258

Экономические конфликты............................................................259

Политические конфликты...............................................................260

Социальные конфликты...................................................................261

Конфликты в духовной сфере общества (духовные конфликты)................262

Занятие 11.1. Семинар-игра по теме: «Конфликты в обществе»..................264

Тема 12. Конфликты в организации.................................268

Понятие организации и конфликтов в ней..................................268

Классификация конфликтов в организации.............................269

Управление конфликтами в организации..................................269

Занятие 12.1. Практическое занятие по теме: «Конфликты в организации» (проводится с использованием метода анализа конкретных ситуаций).......275

Занятие 12.2. Тема: «Конфликты в организации». Деловая игра

«Реформирование организации»..................................................276

Занятие 12.3. Деловая игра «Конфликт на промышленном предприятии»...277

Занятие 12.4. Практическое занятие по теме: «Прогнозирование конфликтов в организации» (проводится методом анализа рабочих документов).......279

Тема 13. Конфликты в семье...........................................283

Понятие семейных конфликтов и их особенности....................283

Классификация семейных конфликтов......................................285

Кризисные периоды в развитии семьи.......................................286

Предупреждение и разрешение семейных конфликтов........287

Занятие 13.1. Практическое занятие по теме «Семейные отношения» (самооценка готовности к конструктивным взаимоотношениям в семье методом тестирования).............288

Занятие 13.2. Деловая игра «Супружеский конфликт»...................................294

Занятие 13.3. Деловая игра «Социально зрелая семья»...................................295

Тема 14. Конфликты в сфере управления.........................306

Понятие управления и управленческих конфликтов...............306

Источники конфликтов в сфере управления............................307

Классификация конфликтов в сфере управления..................308

Специфика форм проявления управленческих конфликтов..........................308

Предупреждение и разрешение управленческих конфликтов................310

Занятие 14.1. Практическое занятие по теме: «Управленческие решения»

(проводится методом анализа документов)..............................312

Занятие 14.2. Практическое занятие по теме: «Стиль управления»

(проводится методом тестирования)...........................................312

Тема 15. Глобальные и региональные конфликты.............339

Понятие глобальных конфликтов...................................................339

Управление глобальными конфликтами....................................341

Региональные конфликты..................................................................343

Особенности региональных конфликтов...................................344

Классификация региональных конфликтов.............................345

Управление региональными конфликтами...............................347

Занятие 15.1. Семинар-игра по теме: «Глобальные и региональные конфликты» (семинар проводится в форме защиты рефератов)................349

Занятие 15.2. Тема: «Глобальные и региональные конфликты».

Деловая игра «Международная координация»........................352

Приложения

Приложение 1. Программа курса «Конфликтология»....................................364

Приложение 2. Социально-психологическая диагностика

для практического психолога (социолога)............................368

Глоссарий.....................................................................................................395

 

Предисловие

Практикум по конфликтологии предназначен для проведения практических и семинарских занятий со студентами по курсу «Конфликтология», а также для самостоятельной работы над содержанием данного курса.

Целью практикума является закрепление и углубление теоретических знаний, получаемых на лекциях, а также формирование и развитие у обучаемых навыков и умений решения конкретных задач по управлению конфликтами в различных сферах деятельности.

Дидактическая направленность практикума определила его структуру и основное содержание. Он состоит из трех разделов. Каждый раздел включает в себя темы (всего 15 тем), в соответствии с авторской учебной программой, представленной в приложении. Кроме учебной программы, в приложение вошли методики социально-психологической диагностики для практического психолога (социолога).

Содержание каждой темы практикума включает краткое конспективное изложение основных теоретических положений, список источников для углубленного изучения темы, вопросы для самоконтроля, методические разработки конкретных занятий, а так же контрольные тесты.

Особое место в практикуме занимают методические разработки семинарских и практических занятий. Всего в практикуме содержится 31 такая разработка. При этом в зависимости от содержания изучаемого материала и целевой установки предлагаются самые различные формы проведения занятий: деловые, дидактические и ситуационно-ролевые игры; дидактические тренинги; игры-семинары и др. Кроме того, в содержание некоторых практических занятий включены развивающие упражнения. Многие практические занятия проводятся методом отработки тренинговых упражнений, тестирования, анализа рабочих документов, а также методом обсуждения конфликтных ситуаций.

Методика и сценарий проведения большинства занятий разработаны автором и апробированы им в процессе преподавания.

Во второе издание включены контрольные тесты по всем темам курса. Каждый тест содержит по 10 вопросов с пятью вариантами ответов, один из которых верный. Данные тесты предназначены для оценки знаний студентов преподавателем. Кроме того они могут быть использованы обучаемыми для самооценки знаний.

Одна из дидактических особенностей практикума состоит в том, что для углубленного изучения каждой темы он ориентирует обучаемых на использование основных фундаментальных учебников и учебных пособий по конфликтологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.