КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация разработки решений
Качество разрабатываемых решений зависит как от субъективных факторов ЛПР, так и от многих других. Нет единой методики, жестко регламентирующей действия руководителя, и вряд ли она возможна. Однако существуют рекомендации общего плана по организации процесса разработки решений. В частности, широко распространены такие принципы организации разработки решений, как: · принцип иерархии, преследующий цель координации деятельности и усиления централизации с соблюдением соподчиненности в разработке решений по исполнителям; · использование целевых межфункциональных групп, которые создаются на временной основе в составе представителей различных подразделений и уровней управления. Цель - использование специальных знаний и опыта работников для решения конкретных и часто сложных проблем. Члены группы находятся в двойном подчинении: основного руководителя и руководителя межфункциональной группы, который может меняться по ходу работы; · применение формальных правил и процедур, что предполагает создание на предприятии специальных инструкций (нормативов) по выполнению определенных действий. В ряде случаев излишняя жесткость замедляет инновационные процессы, проявление гибкости при изменении ситуации; · использование прямых горизонтальных связей при разработке решений без подключения высшего руководства, что сокращает сроки разработки, повышает ответственность и мотивацию исполнителей. Часто на этой основе принимаются двусторонние решения руководителями одного уровня в рамках существующих правил и планов; · разработка планов способствует лучшей координации работ. В них отражаются сроки выполнения этапов работы и необходимые ресурсы;
· создание матричных структур - в отличие от целевых групп и прямого двустороннего взаимодействия предполагается создание подразделения, возглавляемого лицом, наделенным правами руководителя функционального подразделения. Такие образования создаются для разработки сложнейших проблем. Функции, выполняемые руководителем по организации разработки решения, заключаются в следующем: управление процессом выработки решений; определение задачи, участие в ее конкретизации и выборе критериев оценки эффективности решения; окончательный выбор из имеющихся вариантов решения и ответственность за него; организация реализации разработанного решения исполнителями. Разработку сложных решений, требующих использования современных научных методов, например, системного анализа, выполняют специалисты - системные аналитики (системотехники). Очень важно участие в этой работе и руководителя. Как показывают проведенные обследования, такое участие является важным фактором успеха как на этапе разработки, так и при реализации решений. Это в два раза увеличивает внедряемость результата решений. Чтобы эффективно участвовать в процессе разработки решений, руководителю необходимо знать логику системного подхода, иметь общие представления об используемых методах и средствах. В дополнение к вышеуказанным кратко изложим функции системных аналитиков и руководителей в процессе выработки решений. Системные аналитики: · выявляют цели, в том числе посредством количественных методов, · составляют перечень возможных целей и представляют его руководителю, · определяют подходы к решению проблемы, · выявляют и оценивают альтернативы решения проблемы, · устанавливают причинно-следственные связи между факторами, · выявляют тенденции изменений в развитии объектов, · осуществляют выбор альтернатив и критериев оценки,
· проводят необходимые расчеты. Руководители: · рассматривают состав целей (уточняет старые и оценивает новые), · участвуют в постановке задачи, выборе способов решения, · учитывают объективные и субъективные факторы, влияющие на решение проблем, · участвуют в оценке степени риска при принятии решения, · рассматривают данные анализа, · контролируют своевременность подготовки решения. Существуют и другие подходы к организации разработки решений. Так, например, один из них ориентирован на решение типичных управленческих проблем и основан на ведении своеобразного учета с помощью ЭВМ управленческих проблемных ситуаций и способов их разрешения. С этой целью формируются: · банк данных проблемных ситуаций (в котором отражается характеристика ситуации, цель принятия решения и существующие ограничения); · банк данных по технологии принятия управленческого решения (в котором фиксируются в логической последовательности результаты мыслительной деятельности по выбору оптимального варианта: цели, альтернативы, оценка вероятности реализации и др.); · банк данных принятых управленческих решений (в котором на основе выбранной технологии принятия управленческого решения фиксируются ответы на такие вопросы, как: · причина возникновения проблемы, · потенциальные последствия непринятия решения, · лицо, ответственное за принятие решения, · подразделения и лица, привлеченные к разрешению ситуации, · первичная информационная база для разработки решения, · практические мероприятия, проведение которых необходимо для разрешения проблемной ситуации, · исполнители и лицо, ответственное за реализацию решения. Таким образом, каждое управленческое решение структурно содержит три раздела, в которых последовательно излагаются характеристика ситуации и ее потенциальные последствия; действия и решения, принятые для устранения проблемы; практические меры по выполнению принятого решения. Наличие такого своеобразного банка данных позволяет сократить время на выбор оптимального решения, а также упорядочивает подготовительную работу по его поиску.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |