КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансовые ресурсы
Принципы образования и использования финансовых ресурсов
Финансовые ресурсы представляют собою денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и используемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей. На состав источников финансовых ресурсов субъектов хозяйствования будут оказывать влияние: 1) сфера деятельности (материальное производство или непроизводственная сфера); 2) способ ведения хозяйства, т.е. преследует ли организация извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеет такой цели и не распределяет полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации); 3) организационно-правовая форма; 4) отраслевые особенности и т.п. Виды финансовых ресурсов – это те конкретные формы доходов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения. I. Финансовые ресурсы коммерческой организации – это денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении организации и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, обеспечения воспроизводственных затрат, социальных потребностей и материального стимулирования работающих. К основным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческой организации относятся: · выручка от реализации продукции, работ и услуг;
· выручка от прочей реализации (например, выбывших основных фондов, производственных запасов и т.п.); · внереализационные доходы (полученные штрафы, дивиденды и проценты по ценным бумагам и др.); · бюджетные средства; · средства, поступившие в порядке перераспределения финансовых ресурсов внутри вертикально интегрированных структур и отраслей. Видами финансовых ресурсов коммерческой организации будут выступать: · прибыль от реализации товаров (работ, услуг), от реализации имущества; · сальдо доходов и расходов от внереализационных мероприятий; · амортизационные отчисления; · резервные и аналогичные им фонды, образованные за счет прибыли прошлых лет. Направлениями использования финансовых ресурсов коммерческой организации являются: · платежи в бюджеты разного уровня и внебюджетные фонды; · уплата процентов за пользование кредитом; · погашение ссуд; · страховые платежи; · финансирование капитальных вложений; · увеличение оборотных средств; · финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; · выполнение обязательств перед собственниками коммерческой организации (например, выплата дивидендов); · материальное поощрение работников предприятия, финансирование их социальных нужд; · благотворительные цели,; · спонсорство и т.п. II. Финансовые ресурсынекоммерческой организации – это денежные доходы, поступления и накопления, используемые для осуществления и расширения уставной деятельности организации. Организационно-правовая форма и вид деятельности некоммерческой организации будет оказывать влияние на состав источников финансовых ресурсов, а также на механизм их формирования и использования. К основным источникам финансовых ресурсов некоммерческих организаций относятся: · взносы учредителей и членские взносы; · доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
· бюджетные средства; · безвозмездные перечисления физических и юридических лиц; · прочие источники. Видами финансовых ресурсов некоммерческих организаций выступают: · бюджетные средства; · безвозмездные перечисления юридических и физических лиц, включая гранты; · прибыль; · амортизационные отчисления (кроме бюджетных учреждений); · резервные и аналогичные им фонды (кроме бюджетных учреждений). Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания. Направлениями использования финансовых ресурсов некоммерческой организации являются: · расходы, связанные с оплатой труда служащих; · эксплуатацией помещения; · приобретением оборудования; · платежи в бюджеты и государственные внебюджетные фонды; · капитальные вложения; · капитальный ремонт зданий и сооружений и т.п. III. Финансовые ресурсыиндивидуальных предпринимателей Источниками финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей выступают: · личные сбережения и доходы, полученные ими в результате осуществления хозяйственной деятельности; · привлеченные заемные средства. Финансовые ресурсы ИП используются: · на расширение дела; · платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды; · расходы по оплате труда наемных работников; · благотворительные взносы и пожертвования и т.п. Если предпринимательская деятельность прекращается, все полученные доходы направляются на личное потребление предпринимателя. IV. Финансовые ресурсыорганов государственной власти и местного самоуправления. Источниками финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, выступают: · валовой внутренний продукт; · часть стоимости национального богатства; · поступления от внешнеэкономической деятельности. Валовой внутренний продукт является основным источником формирования государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Но иногда, например, в периоды экономического кризиса или наступления чрезвычайных обстоятельств (революции, войны, крупные стихийные бедствия и т.п.) в качестве источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов может выступать ранее накопленное национальное богатство.
Видами финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления являются: · налоговые доходы (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и др.); · неналоговые доходы (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности, доходы от сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) и т.п.); · безвозмездные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов и др.); · другие доходы. Часть национального богатства вовлекается в хозяйственный оборот в виде переходящих остатков бюджетных средств; · средств от продаж части золотого запаса страны; · выручки от реализации излишнего, конфискованного и бесхозного имущества; · доходов от приватизации и др. От внешнеэкономической деятельности поступают финансовые ресурсы в виде: · доходов от внешнеторговых операций; · внешних государственных заимствований; иностранных инвестиций и т.п. Использование финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, непосредственно связано с функциями государства: · экономической, социальной, управленческой, укрепления обороноспособности; · посредством финансовых ресурсов обеспечиваются важные потребности общества в области развития экономики; · финансирования социальной сферы; · осуществления государственного и муниципального управления; · укрепления обороноспособности страны и т.п. Таким образом, финансовые ресурсы выступают в качестве материальных носителей финансовых отношений и функционируют на всех уровнях управления. Важнейшую роль выполняет здесь государство, которое не только организует, координирует и контролирует процесс формирования и распределения финансовых ресурсов, но и непосредственно является постоянным его участником. Рассматриваемый процесс можно дифференцировать на три последовательных этапа:
I-ый этап: непосредственное создание финансовых ресурсов юридическими и физическими лицами в процессе их производственно-хозяйственной и трудовой деятельности. Характерной особенностью данного этапа в условиях рыночной экономики является пассивная роль государства, которое практически не принимает участия в процессе непосредственного создания финансовых ресурсов (за исключением незначительного числа функционирующих в режиме самофинансирования «унитарных» предприятий, как правило, малорентабельных или плановоубыточных, т.е. требующих постоянной финансовой поддержки со стороны соответствующих государственных органов). Таким образом, именно юридические и физические лица создают основную часть финансовых ресурсов общества, что и определяет их место в его финансовой системе. II-ой этап: первичное распределение финансовых ресурсов между их непосредственными создателями и государством. Объектом распределения выступает прибыль, а также некоторые иные результаты деятельности юридических лиц и доходы физических лиц. Инструментом распределения служит налоговая система, полностью организуемая и эксплуатируемая специальными финансовыми органами государства в лице налоговых служб. В процессе распределения финансовых ресурсов общества государство решает две параллельные задачи: · фискальную, связанную с принудительной мобилизацией части созданного национального дохода, для удовлетворения собственных потребностей государства в финансовых ресурсах, для реализации установленных ему функций; · регулирующую, обеспечивающую возможность эффективно корректировать развитие экономической системы общества. Оставшаяся в распоряжении юридических и физических лиц часть созданных финансовых ресурсов, распределяется ими самостоятельно в децентрализованном порядке и направляется для удовлетворения собственных нужд производственного и непроизводственного характера. Часть этих ресурсов также может быть передана государству на добровольных началах, при размещении государственных займов, как второго источника формирования доходной части бюджетов всех уровней. III-ий этап: перераспределение финансовых ресурсов на государственном уровне через систему федеральных, региональных (уровень субъектов Федерации) и местных (муниципальных) финансов. На этом этапе мобилизованные в принудительном и привлеченные в добровольном порядке финансовые ресурсы, централизованно распределяются государством через бюджеты и целевые внебюджетные фонды различных уровней. Характерно, что лишь незначительная часть собранных средств потребляется собственно государством в лице его органов управления. Основная же часть возвращается на уровень конкретных юридических и физических лиц, в форме оплаты государственных заказов, бюджетных дотаций и субвенций, зарплаты работникам бюджетной сферы (наука, культура, вооруженные силы и т.п.), пенсии, иные выплаты социального характера. От эффективности централизованного распределения национального дохода, во многом зависят макроэкономические результаты развития экономики страны в целом, что и определяет место финансового направления в деятельности государственных органов управления. Непосредственная же схема организации процессов создания и распределения финансовых ресурсов зависит от принципиального устройства финансовой системы конкретного государства. Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляется в фондовой и нефондовой форме. Фондовая форма предопределена потребностями органов государственной власти и местного самоуправления, нуждающихся в финансовых ресурсах для обеспечения своего функционирования, и некоторыми потребностями субъектов хозяйствования, осуществляющих расширенное воспроизводство. При формировании и использовании их финансовых ресурсов используются как фонды многоцелевого назначения, так и узкоцелевые. Финансовые фонды имеют следующие черты: а) это обособившаяся часть, выделившаяся из общей суммы денежных средств; б) в результате обособления денежный фонд начинает функционировать самостоятельно, причем эта самостоятельность относительна, происходит постоянное пополнение и использование средств; в) всегда создается для финансирования какой-либо цели, причем цели могут быть разного порядка, широкие и узкие; г) имеет правовое обеспечение, в котором регулируются вопросы порядка его образования и использования. Фондовая форма образования и использования финансовых ресурсов имеет преимущества по сравнению с нефондовой. Формирование обособленно функционирующих финансовых фондов с четкой регламентацией порядка их формирования и использования обеспечивает концентрацию финансовых ресурсов для выполнения неотложных задач, позволяет эффективнее управлять ими и облегчает контроль за их формированием и использованием. Однако если ранее фондовая форма была основной, то в условиях рынка в фондовой форме формируются и используются в основном финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления. К таким фондам относят бюджеты соответствующих уровней и внебюджетные фонды. Форма использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования в настоящее время в меньшей степени регламентирована государством. Порядок использования финансовых ресурсов коммерческими организациями определяется их учредительными документами, и поэтому здесь возможно сочетание фондовой и нефондовой форм. Часть ресурсов субъектов хозяйствования может быть направлена на образование фондов целевого назначения (например, экономического стимулирования, резервных фондов). Использование финансовых ресурсов на выполнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней, государственными внебюджетными фондами, банками, страховыми организациями, уплата штрафных санкций осуществляется в нефондовой форме. Различают централизованные и децентрализованные фонды. Централизованные создаются на макроуровне (госбюджет, внебюджетные фонды), децентрализованные – на микроуровне (уставный, амортизационный фонд и другие фонды предприятий).
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 5076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |