Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы и средства педагогических воздействий на личность.




Способы поддержания дисциплины

1. Начинать нужно с объяснений правил поведения

2. Самому поддерживать установленные порядки, давать правильный образец

3. Большая беда для преподавателя - это анонимность аудитории, которая ведет к безответственности каждого отдельного студента и нарушению порядка. Поэтому необходимо познакомиться с аудиторией с помощью контроля посещаемости. Контроль: устный (по списку) и письменный. Чем меньше поток, тем лучше (для восприятия лекций учащимися и для контроля посещаемости).

4. Письменный контроль: Сплошной (систематический) или выборочный. Однократный или повторный (неск. раз в течение лекции).

5. Контроль пространства: необходимо учитывать размещение учащихся в аудитории, избегать большой дистанции между преподавателем и его слушателями, т.к. чем больше пространство, тем больше отчуждение. Можно манипулировать положением учащихся (пересаживать). Эксперимент на фабрике, где было много конфликтов: работницы сидели за столами друг напротив друга. Когда их рассадили друг к другу спиной, конфликты улеглись. При необходимости манипулировать положением учащихся.

6. Взывать к самосознанию, возвышать учащихся в их же глазах: хвалить и поощрять.

 

Целенаправленное воздействие на человека с целью формирования его поведения — воспитание. Это всегда в определенном смысле компенсирование — мы должны снимать определенные перекосы, какие-то недостатки возмещать. Важнейшие правила грамотного воспитания:

1. Люди все понимают с разной скоростью. Первое наиважнейшее правило — надо оперировать не «вообще человеком», а воспитывать конкретного человека. Воспитание человека — штучное производство.

2. Не всегда происходит интроекция (вкладывание). Необходимо учитывать, что педагог —человек другого поколения. Чаще всего мы вкладываем именно свой жизненный опыт. Но он не всегда подходит для данной новой ситуации. Не надо забывать, что это именно наш опыт, а воспитание — это не клонирование. Всякое воспитание предполагает творческую деятельность человека.

3. Человек — формирующаяся система. Нет предела совершенству. Не надо обольщаться, если ты чего-то достиг.

4. Нужно компенсировать уже сложившиеся недостатки: к людям, к которым относились без любви, надо проявить ласку, заботу, добро, к слишком избалованным надо проявить строгость.

 

Наиболее часто используемый метод воспитания — внушение. Вербальное или невербальное воздействие на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к действию. Воспитание — непрерывный поток внушения. Внушать значит приказывать, требовать, добиваться, уговаривать, напоминать, обращать внимание, советовать, подсказывать, высказать какое-то мнение, предложение, пожелание, провозглашать, обещать и брать обещания, заключать договоры, ворчать, пилить. Личность внушателя должна быть такой, чтобы не вызывать аллергии. Лучше внушает тот, кто проникает, а не давит. Не внушать отрицательное, не внушать нереальное, давать отдых от внушения, меньше командовать, внушение требует дистанции, таинственности (оно должно осуществляться приглушенно). Должна быть мера. Если чуть дальше — холод формальности, отчуждение. Если чуть ближе — панибратство, фамильярность, потеря уважения. Нужно учитывать психологическое состояние человека. Например, за час до сна и после сна не должно быть у человека нервных срывов и эмоционального движения.

 

Метод убеждения. Убеждение — разностороннее воздействие на человека с целью формирования у него желаемых качеств поведения, действия, мысли. Надо задействовать триаду: сердце, разум и руки (волю). Необходимо соблюдать логические правила в убеждении.

 

Пример, образец, модель действия. Пример и ссылку на авторитете необходимо всегда рассматривать под вопросом и тщательно продумывать — действительно ли он воспитателен. Нельзя требовать «будь таким же». Положительными примерами можно перекормить до рвоты. Отрицательный пример чаще срабатывает. Самые фанатичные трезвенники обычно происходят из семей жутких алкоголиков.

 

Важным методом воспитания выступают упражнения — планомерно организованное повторение определенных действий.

 

Стимулирование. Соревнование (особенно хорошо, когда воспитываются погодки и близнецы). Дети очень любят соревноваться. Воспитание нельзя пускать на самотек; надо продумывать все методы воспитания, которые могут быть применены к данному индивиду. В душе человека надолго остается только то, что принято им как субъектом по своей воле.

 

Основные рычаги воспитания: кнут и пряник, поощрение (награда) и наказание (кара). Награда, поощрение, наказание — это и средства и определенные действия. Они представляют собой некие действенные знаки, оценки ранжирования поступков личности. В педагогике это очень важно различать, какие поступки надо награждать, а какие — нет.

 

Способы воздействия на учащихся: рациональное/эмоциональное; вербальное/невербальное. Вербально-рациональное: само содержание лекции. Вербально-эмоциональное: через интонацию. Невербально-эмоциональное: через жесты, позы, ухмылки и т.д.

 

Методы управления учащимися: формальные, неформальные. Главный метод управления - обладание знанием (знание нуждается в постоянном совершенствовании). Формальные (вместе с другими субъектами управления) на основе приказов начальства, инструкций, «административная машина». Подобные методы стоит использовать, когда нужно что-то сделать в масштабах всего курса. Управляющая система должна быть всегда более сложной чем управляемая, если этого нет, то управляемая система сама начнет управлять управляющей. Неформальные методы (всегда связаны с формальными, но отличны от них): активные и пассивные (поведение вообще).

 

Пассивные неформальные правила управления учащимися:

5. Правило судьи: ничего не прощай, реагируй.

6. Правило Платона: давай образец поведения своим собственным. Преподаватель – публичное лицо, должен знать о существовании неписанных правил (этикета) + о нем знают большее количество людей, чем он знает.

7. quod licet Iovi, non licet bovi: что можно студенту, того не стоит допускать преподавателю (касается стиля одежды, манеры изъяснения и типа поведения).

8. Правило шофера: соблюдай дистанцию. Избегать жаргонной речи и ненормативной лексики в общении со студентами + не переходить границы, установленные этикетом => в общем, «недеяние».

 

Активные неформальные правила управления учащимися:

4. Правило Цезаря: divide et impera à не давать студентам сплотиться против тебя: надо разделять их, чтобы ими управлять.

5. Структурирование / деление аудитории по типу мотивации, заинтересованности в учебе.

6. «Ориентируйся на лучших, но не забывай о худших.»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.