Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические модели психологического консультирования семьи




Отражение семейной проблематики в психологических исследованиях

Теоретические модели психологического консультирования семьи.

Современное состояние семейного консультирования.

У истоков профессиональной психологической помощи семье стояли врачи-психиатры и психотерапевты, которые опирались на ту или иную теорию личности. Модели психологического консультирования семьи на основе психоанализа стали создаваться довольно поздно.

Психодинамический подход

К психодинамическому подходу следует отнести концепцию психологического консультирования семьи М. Боуэна (1984) и концепцию контекстовой психологической помощи семье Д Ульриха (1981).

Согласно первой концепции, семья - это эмоциональная система, в которую входят все члены семьи, живущие, усопшие и находящиеся вне семьи. Эмоциональная система семьи как общее «Я» влияет на детей и формирует их личности, среди которых можно выделить два типа: обособленную, независимую- и подчиненную, зависимую от семьи. Люди из таких семей имеют склонность создавать подобные семейные союзы.

Определяющее значение для оптимального функционирования личности в социуме и семье имеет уровень дифференциации и интеллекта. По мнению М. Боуэна, абсолютная дифференциация личности является недосягаемым идеалом. Однако на его основе можно определить понятие идеального брака и поставить максимальные задачи психологического консультирования. При идеальном браке супруги отличаются высоким уровнем дифференциации и способны согласовывать эмоциональную интимность с автономией. Такие отношения позволяют родителям должным образом воспитывать детей, не принуждая их жить в соответствии со своими нереализованными ценностями.

С учетом понятия идеального брака семейное консультирование строится на основе наблюдений эмоциональных процессов, проявляющихся в семье. Наблюдение связано с искренними рассказами клиентов о себе, а целенаправленная помощь — с рекомендациями психолога.

Контекстное консультирование семьи строится на изучении исследуемых из поколения в поколение традиций, а задача психолога — помочь членам семьи по-новому оценить семейные отношения в контексте этих традиций. Личность не может сама освободиться от контекста предшествующих поколений, поэтому положительные или отрицательные оценки людей опираются на наши фантазии и предрассудки. Баланс обязанностей (долгов) и прав (вернуть себе долги) формируется через принятие и выполнение ролей, предлагаемых родительской семьей. Ребенок имеет больше обязанностей, чем прав. При дисбалансе родители часто проецируют на ребенка долги других людей. Баланс прав и обязанностей — признак хорошо функционирующей семьи. Цель контекстного психологического консультирования — обеспечить этот баланс, углубить искренность, доверие, откровенность в семье, ее способность к согласованным действиям. Роль психолога состоит в том, чтобы побудить семью к таким изменениям.

 

Бихевиоральный подход к психологическому консультированию семьи

Определяющим условием успешного консультирования в рамках этого подхода является интерес не к причинам, а следствиям, забота о том, «как», «когда», «где», «что». Предполагается, что хорошая семья находится в состоянии баланса между проигрышем и выигрышем, наказанием и поощрением (Д. Тиболт, Г. Келлей, 1959). Приятных эмоций в ней больше, чем неприятных (Р. Вейс, Г. Патерсон, 1974). Такая семья может самостоятельно решать проблемы (Г. Марголин, 1979). Цель консультирования состоит в том, чтобы научить семью самостоятельно решать семейные проблемы. Достижению этой цели может способствовать тренинг родительских способностей (С. Гордон, Н. Давидсон, 1981), тренинг умений оценивать и корректировать семейные отношения (Р. Стюарт, 1980) и другие формы работы.

 

Гуманистический клиент-центрированный подход к семейному консультированию

Психотерапевтическая модель помощи семье основана на гуманистическом клиент-центрированном подходе, разработанном американским психотерапевтом Карлом Роджерсом (1942).

В основе этой модели лежат несколько предпосылок: индивидуальный подход к консультативной работе с семьей, опора на личностные ресурсы клиента и психолога, закономерности и психотерапевтический потенциал общения в диаде (консультант — клиент) и в группе (в том числе и семейной); использование потребности в помощи, ее профессиональный характер.

Таким образом, эта модель предполагает, во-первых, установление контакта с клиентом, который здоров с медицинской точки зрения, но испытывает то или иное неблагополучие в семейной жизни, нуждается в помощи и просит о ней; во-вторых, проведение психологической диагностики, направленной на выявление причин неблагополучия и определение возможных форм помощи; в-третьих, собственно консультативную работу, коррекционные или психотерапевтические мероприятия, направленные на снятие имеющегося неблагополучия путем активации собственных психологических ресурсов клиента или семьи в целом.

Гуманистический клиент-центрированный подход подразумевает установку психолога-консультанта на активное слушание и понимание клиента, его безусловное принятие, безоценочное отношение, эм-патию по отношению к клиенту, а также умение быть самим собой, без налета профессионального снобизма и менторства. Гуманные качества социального поведения психотерапевта, активные поисковые усилия, искренность делают его образцом душевного равновесия, чем позитивно влияют на процесс консультирования и его результат.

Такие установки характеризуют роджерианское интервью. Консультант, работающий в этом ключе, не думает о своем клиенте как о сла¬бом, безвольном, не способном самостоятельно решать проблемы и дезадаптивном. Наоборот, для клиент-центрированного подхода в консультировании характерно позитивное представление о человеке.

 

Модель психологического консультирования семьи, основанная на опыте

Г. Навайтис выделяет также модель психологического консультирования семьи, основанную на опыте, разработанную В. Кэмплером (1981). Автор полагает, что, несмотря на то, что человек изначально склонен к сотрудничеству, а семья обладает потенциалом для поддержки развития личности, возникают трудности, связанные с общением. Цель консультирования семьи — помочь ей испытать опыт более успешных встреч. Организуемые психологом встречи семьи создают поддерживающую атмосферу, дают возможность не только выразить свою индивидуальность и желания, но и узнать намерения и желания других, понять различия в потребностях. Семейные трудности обсуждаются в ситуации «здесь и теперь».

 

Структурная модель консультирования семьи

Структурная модель консультирования семьи С. Минухина (1984) трактует семью как непрерывный эксперимент по созданию и перестройке семейной системы. Структуру семьи образует сеть требований и функций, формирующих способы взаимодействия в семье. Система семьи состоит из следующих подсистем: супружеской пары, родителей, детей. Субсистема родителей появляется в результате трансформации супружеской пары после рождения ребенка. Однако супружеская пара не исчезает, а изменяется. Каждый из супругов имеет свое понятие об отцовстве и материнстве. Субсистема родителей изменяется, приспосабливаясь к возрастным особенностям детей. Кроме того, модифицируется субсистема детей. Вся семья связана с внешним миром. Границы между субсистемами должны быть четкими, но не ригидными и не диффузными. Успех семейной жизни кроется в способностях изменяться, перестраивать структуру семьи с учетом новых обстоятельств и зрелости членов семьи.

Цели структурной психологической помощи семье:

• создание эффективной иерархической структуры, в которой родители являются авторитетом для детей;

• образование эффективной родительской коалиции, в которой родители поддерживают друг друга при предъявлении требований к детям;

• расширение субсистемы детей в субсистему сверстников, побуждение к общению вне семьи;

• создание отвечающих возрасту детей экспериментов с автономией и независимостью.

 

Стратегическая модель консультирования

Эта модель консультирования (Дж. Галлей, 1963) исходит из положения о том, что люди ведут себя логично в рамках собственных концептуальных структур. Концептуальная структура — это совокупность выводов о мире, других людях, себе. Новая информация не может изменить этой структуры, она лишь дополняет существующую. Поэтому от концептуальной структуры зависит решение проблем, с которыми сталкивается человек. В этой модели проблемы семьи связаны со способами взаимодействия. Изменения в семейных отношениях могут произойти благодаря обоюдным изменениям значений, которые приписываются тому или иному поведению. Психолог внедряет новые значения через расширение концептуальной структуры семьи. Парадоксальная интерпретация поведения членов семьи опирается на установку о нормальности всего, что происходит в семье.

Среди видов семейного консультирования различают индивидуальное консультирование супружеских пар, групповое консультирование супружеских пар, групповое консультирование семей и консультирование семейных общностей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 6437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.