Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика анализа сегментарной отчетности

Представление сегментарной отчетности регламентируется ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам». Оно регулирует составление сводной финансовой отчетности в случае наличия у нее дочерних и зависимых обществ, а также, если на нее учредительными доку­ментами объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах, возложено составление свод­ной финансовой отчетности.

Положение не применяется при формировании отчетности, со­ставляемой для государственного статистического наблюдения, от­четной информации, представляемой кредитной организации в со­ответствии с ее требованиями, и составлении отчетной информации для иных специальных целей. Кроме того, ПБУ может не применять­ся при формировании финансовой отчетности субъектами малого предпринимательства.

Данное положение позволяет обеспечить заинтересованных пользователей информацией, разрешающей лучше оценивать дея­тельность организации, перспективы развития, подверженность рис­ку и получению прибыли.

Информация по сегменту - информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях посредством представления установленного перечня показателей финансовой отчетности организации.

Информация по операционному сегменту - информация, рас­крывающая часть деятельности организации по производству опре­деленного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или однородных групп товаров, работ, услуг, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или од­нородным группам товаров, работ, услуг.

Информация по географическому сегменту - информация, рас­крывающая часть деятельности организации по производству то­варов, выполнению работ, оказанию услуг в определенном геогра­фическом регионе деятельности организации, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих место в других географических регионах деятельности ор­ганизации.

Информация по отчетному сегменту - информация по отдель­ному операционному или географическому сегменту, подлежащая обязательному раскрытию в финансовой отчетности или в сводной финансовой отчетности.

Информация о выручке (доходах) сегмента:

· информация о вы­ручке от продажи определенных товаров;

· от выполнения определен­ных работ;

· оказания определенных услуг или от продажи товаров;

· выполнения работ, оказания услуг в определенном географическом регионе деятельности организации (данные о величине, непосредственно относящиеся на данный сегмент);

· а также части общей вы­ручки организации, которая обоснованно приходится на данный сегмент, в том числе от продаж внешним покупателям или от опера­ций с другими сегментами этой же организации.

Информация о расходах сегмента - информация о расходах по производству определенных товаров, выполнению определенных работ, оказанию определенных услуг или по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг. В определенном географическом регионе деятельности организации, а также части общих расходов организации, которые обоснованно приходятся на данный сегмент (в том числе от продаж внешним покупателям или от операций с другими сегментами этой же организации).

Информация о финансовом результате сегмента - информация о разнице между выручкой (доходами) и расходами сегмента.

Информация об активах сегмента - информация об активах, ко­торые используются для производства определенных товаров, вы­полнения определенных работ, оказания определенных услуг или для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг в опре­деленном географическом регионе деятельности организации.

Информация об обязательствах сегмента - информация об обя­зательствах, которые возникают при производстве и продаже опреде­ленных товаров, выполнении определенных работ, оказании опреде­ленных услуг или при производстве и продаже продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг в определенном географическом регионе деятельности организации.

Сегменты, информация по которым должна быть раскрыта в фи­нансовой отчетности, устанавливается организацией самостоятель­но в зависимости от ее организационной и управленческой структу­ры. Перечень отчетных сегментов в сводной финансовой отчетности устанавливает организация, на которую возложено составление сводной финансовой отчетности.

При выделении информации по отчетным сегментам важно учи­тывать общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые, поли­тические риски, которым может быть подвержена деятельность ор­ганизации. Вместе с тем оценка рисков при выделении информации по отчетным сегментам не предполагает точное количественное из­мерение и выражение их.

При выделении информации по операционным сегментам не­сколько видов товаров, работ, услуг могут быть объединены в одно­родную группу при условии сходства по всем или большинству таких факторов, как:

1)назначение товаров, работ, услуг;

2) процесс производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

3)потребители (покупатели) товаров, работ, услуг;

4)методы продажи товаров и распространения работ, услуг;

5)системы управления деятельностью организации.

При задании критериев выборки по операционным сегментам могут быть использованы классификаторы:

1) Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 г. № 301;

2) Общероссийский классификатор видов экономической дея­тельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденный Постанов­лением Госстандарта России от 06.08.1993 г. № 17.

Выборка может осуществляться:

1) на строго формальной основе, когда условие выборки опреде­ляется на основе присутствующих в информационной системе учета отдельных реквизитов и значений;

2) на произвольной основе - реализованный товар объединяется в произвольные группы, по которым и проводится расчет показате­лей. Расчет делается вне системы вручную, в противном случае при включении расчетных алгоритмов в систему придется для вновь со­зданной группировки использовать новый реквизит.

При выделении информации по географическим сегментам сле­дует исходить:

1) из сходства условий, определяющих экономические и политиче­ские системы государств, на территории которых ведется деятель­ность организации;

2) из наличия устойчивых связей в деятельности, осуществляемой в различных географических регионах;

3) из сходства деятельности;

4) из рисков, присущих деятельности организации в определенном географическом регионе;

5) из общности правил валютного контроля;

6) из валютного риска.

Исходя из организационной структуры и системы внутренней отчетности, организации информация по географическому сегменту может выделяться по местам расположения активов (ведения дея­тельности организации) или по местам расположения рынков сбыта (потребителей (покупателей) товаров, работ, услуг).

Операционный или географический сегмент считается отчет­ным, если значительная величина его выручки получена от продажи внешним покупателям и выполняется одно из следующих условий:

1) выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами данной организации составляет не менее 1,0 % от общей суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов;

2) финансовый результат деятельности данного сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10 % от суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов;

3) активы данного сегмента составляют не менее 10 % от суммар­ных активов всех сегментов.

На отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтер­ской отчетности организации, должно приходиться не менее 75 % от выручки организации.

Если на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгал­терской отчетности, приходится менее 75 % от выручки, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты.

При подготовке финансовой отчетности необходимо обеспечить последовательность в выделении отчетных сегментов. Отчетный сег­мент, выделенный в периоде, предшествовавшем отчетному периоду, должен выделяться в отчетном периоде.

Выручкой (доходами) отчетного сегмента не являются:

1) проценты и дивиденды, кроме случаев, когда такие доходы яв­ляются предметом деятельности отчетного сегмента;

2) доходы от продажи финансовых вложений, кроме случаев, ког­да финансовые вложения являются предметом деятельности отчет­ного сегмента;

3) чрезвычайные доходы.

При формировании информации о выручке (доходах) отчетного сегмента от операций с другими сегментами передачи между ними должны оцениваться на основе фактически применяемых организа­цией цен.

Расходами отчетного сегмента не являются:

1) проценты, кроме случаев, когда предметом деятельности от­четного сегмента является получение доходов от финансовой дея­тельности;

2) расходы, связанные с продажей финансовых вложений, кроме случаев, когда, финансовые вложения являются предметом деятель­ности отчетного сегмента;

3)налог на прибыль;

4) общехозяйственные расходы и прочие расходы, относящиеся к организации в целом;

5) чрезвычайные расходы.

Финансовый результат отчетного сегмента для представления в сводной финансовой отчетности рассчитывается до поправок на до­лю меньшинства.

В обязательства отчетного сегмента не включается задолженность по налогу на прибыль.

Информация по отчетному сегменту подготавливается в соответ­ствии с учетной политикой организации. При составлении сводной финансовой отчетности учетная политика в отношении информа­ции по отчетному сегменту устанавливается организацией, на кото­рую возложено составление сводной бухгалтерской отчетности.

При определении доходов, расходов, активов и обязательств от­четного сегмента в расчет принимаются только те данные, которые непосредственно относятся к отчетному сегменту либо которые мо­гут быть отнесены к нему путем обоснованного распределения.

Активы, используемые совместно в двух или более отчетных сег­ментах, распределяются между этими сегментами в случае, когда распределяются соответствующие доходы и расходы.

Способ распределения между отчетными сегментами доходов, расходов, активов и обязательств, относящихся к двум или более отчетным сегментам, зависит от характера объектов учета видов деятельности организации, степени обособленности отчетных сег­ментов. Распределение, как и определение критериев выборки, осу­ществляется субъектом самостоятельно.

При распределении между отчетными сегментами доходов, рас­ходов, активов и обязательств, относящихся к двум и более отчет­ным сегментам, могут применяться разные способы. Организация должна последовательно применять избранную основу распределе­ния между отчетными сегментами доходов, расходов, активов и обя­зательств, относящихся к двум и более отчетным сегментам.

Изменения в учетной политике, существенно влияющие на оцен­ку и принятие решений заинтересованных пользователей информа­ции по отчетным сегментам (определение отчетных сегментов, спо­собы распределения доходов, расходов между отчетными сегментами и т. д.). А также причины этих изменений и оценка последствий их в денежном выражении подлежат обособленному раскрытию в фи­нансовой отчетности (сводной финансовой отчетности).

При изменении учетной политики информация по отчетным сег­ментам за предыдущие отчетные периоды должна быть приведена в соответствие с учетной политикой отчетного года.

При формировании финансовой отчетности раскрытие информации по отчетным сегментам осуществляется посредством пред­ставления определенного перечня показателей, при этом выделяется первичная и вторичная информация по сегментам.

Первичный сегмент - тот сегмент, который более другого сегмента опреде­ляет прибыльность (рентабельность) хозяйственной деятельности.

Риски - объекты, зависящие от рентабельности: чем выше при­быль, тем больше риск, чем меньше прибыль, тем меньше риск. Если риски и прибыли организации определяются различиями в произво­димых товарах, работах, услугах, то первичной признается раскрытие информации по операционным сегментам, а вторичной - по геогра­фическим сегментам. Если риски и прибыли организации опреде­ляются различиями в географических регионах деятельности, то первичной признается раскрытие информации по географическим сегментам, а вторичной - по операционным сегментам. Если риски и прибыли организации определяются в равной степени различиями в производимых товарах, работах, услугах и различиями в географи­ческих регионах деятельности. То первичной считается информация по операционным сегментам, а вторичной - по географическим сегментам,

Субъект может самостоятельно разбивать информацию на первичную и вторичную. Возможность выбрать операционный или географический сегмент в качестве первичного сегмента, остается у него в любом случае.

Если организационная и управленческая структура организации, а также система внутренней отчетности не основываются ни на про­изводимых товарах, работах, услугах, ни на географических регионах деятельности, то выделение первичной и вторичной информации по отчетным сегментам производится на основе решения руководи­теля организации.

В составе первичной информации по отчетному сегменту в бух­галтерской отчетности раскрываются следующие показатели, отно­сящиеся к отчетному сегменту:

1) общая величина выручки, в том числе полученная от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами;

2) финансовый результат (прибыль или убыток);

3) общая балансовая величина активов;

4) общая величина обязательств;

5) общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы;

6) общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;

7) совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и до­черних обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений в эти зависимые общества и совместную деятельность.

Эти показатели характеризуют сегмент независимо от того, ин­формация по операционному или географическому сегменту избра­на в качестве первичной информации.

Выручка для отражения в сводной финансовой отчетности долж­на исчисляться в соответствии с общими правилами бухгалтерского учета, ПБУ 9/99 «Доходы организации».

Общая балансовая величина активов и обязательств может быть установлена по бухгалтерскому балансу или оборотно-сальдовой ведомости (активы будут выражены дебетовым сальдо, а пассивы ­кредитовым; при этом необходимо будет зачесть контрарные статьи, как это делается при формировании баланса).

В качестве показателей величины капитальных вложений в от­четности должны фигурировать дебетовые обороты по субсчетам 4 «Приобретение объектов основных средств» и 5 «Приобретение нематериальных активов» счета 08 «Вложения во внеоборотные ак­тивы».

Под общей величиной амортизационных отчислений по основ­ным средствам и нематериальным активам могут пониматься сальдо либо обороты по счетам амортизации (кредитовое сальдо по счетам 02 «Амортизация основных средств» и 05 «Амортизация нематери­альных активов»).

Совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочер­них обществ - отношение прибылей, полученных субъектом, с од­ной стороны, и его зависимыми и дочерними обществами, с другой стороны. Аналогично определяется совокупная доля в чистой при­были (убытке) от совместной деятельности.

Общая величина вложений в зависимые и дочерние общества определяется как дебетовое сальдо по счету 58 «Финансовые вло­жения» (только в отношении указанных лиц, т. е. требуется выбор­ка), в совместную деятельность - как дебетовое сальдо по субсчету 4 «Вклады по договору простого товарищества» субсчета 58 «Финансо­вые вложения».

Первичная информация по отчетным сегментам показывается по организации по следующей схеме:

1) первичная информация по отчетному сегменту 1х

2) первичная информация по отчетному сегменту 2х

З) первичная информация по отчетному сегменту 3х

4) информация по прочей деятельности

Итого по организации хххх

В графе, отмечаемой «х», отражаются суммы по показателям, рас­крываемым в информации по сегментам.

Если первичной информацией по сегментам признается инфор­мация по операционным сегментам, то вторичная информация по каждому географическому сегменту в бухгалтерской отчетности представляется следующими показателями:

1) величиной выручки от продажи внешним покупателям в раз­резе географических регионов, выделенных по месторасположению, рынков сбыта, - для каждого географического сегмента, выручка от продажи внешним покупателям которого составляет не менее 10% от общей выручки организации от продажи внешним покупателям;

2) балансовой величиной активов отчетного сегмента по место­расположению активов - для каждого географического сегмента, величина активов которого составляет не менее 10 %. от величины активов всех географических сегментов;

З) величиной капитальных вложений в основные средства и не­материальные активы по месторасположению активов - для каждо­го географического сегмента, величина активов которого составляет не менее 10% от величины активов всех географических сегментов.

Если первичной информацией по сегментам признается инфор­мация по географическим сегментам, то вторичная информация по каждому операционному сегменту, выручка от продажи внешним покупателям которого составляет не менее 10% от общей выручки организации. Либо величина активов, которого составляет не менее 10%, от величины активов всех операционных сегментов, раскрыва­ется в бухгалтерской отчетности следующими показателями:

1) выручкой от продажи внешним покупателям;

2) балансовой величиной активов;

З) величиной капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы.

Если первичной информацией по сегментам признается инфор­мация по географическим сегментам, выделенным исходя из место­расположения активов, отличного от месторасположения рынков сбыта. То по каждому географическому сегменту, выделенному, ис­ходя из месторасположения рынков сбыта, и выручка от продажи внешним покупателям которого составляет не менее 10 процентов от общей выручки организации от продажи внешним покупателям, раскрывается величина выручки от продажи внешним покупателям.

Основным условием включения является несовпадение месторасположения активов и рынков сбыта, тем самым признается, что, несмотря на использование единого понятия географического сег­мента, бухгалтер имеет место с разными критериями.

Выручка от продажи внешним покупателям характеризует рынок сбыта притом, что группировка осуществляется исходя из местора­сположения активов.

Если первичной информацией по сегментам признается инфор­мация по географическим сегментам, выделенным, исходя из ме­сторасположения рынков сбыта. То по каждому географическому сегменту, выделенному, исходя из месторасположения активов, и вы­ручка от продажи внешним покупателям которого составляет, не ме­нее 10 % общей выручки организации, от продажи внешним поку­пателям, либо величина активов которого составляет не менее 10% величины, всех активов организации. В бухгалтерской отчетности также раскрываются следующие показатели:

1) балансовая величина активов сегмента, выделенного исходя из месторасположения активов;

2) величина капитальных вложений в основные средства и нема­териальные активы.

В состав первичной информации вводятся показатели, характе­ризующие месторасположение активов, притом, что группировка осуществляется по рынкам сбыта.

Составление финансовой отчетности по сегментам в международ­ной практике регламентируется МСФО №14 «Информация по сег­ментам».

Цель составления отчетности по сегментам - предоставление пользователям финансовой отчетности следующих возможностей:

1)анализ основных направлений деятельности компании;

2)оценка рисков и прибыльности компании;

З) возможность принятия адекватных решений на перспективу.

Сегментирование - вид анализа информации, содержащейся в фи­нансовой отчетности, в соответствии с различными типами продук­ции, работ, услуг и географическим районом, в котором компания осуществляет свою деятельность.

МСФО № 14 различает сегментирование по деятельности, гео­графии и отчетности.

Сегмент деятельности - структурный элемент компании, кото­рый производит однородную продукцию и отличается от других сег­ментов деятельности тем, что подвержен иным рискам и имеет дру­гой уровень прибыльности. Критерии выделения таких сегментов:

1)вид продукции, работ, услуг;

2)характер производственного процесса;

3)тип покупателя продукции, работ, услуг;

4) методы реализации продукции, работ, оказания услуг. Географический сегмент - часть компании, которая производит продукцию или оказывает услуги в экономических условиях, сло­жившихся в конкретном районе, и отличается от других сегментов тем, что подвержена иным рискам и имеет другой уровень прибыль­ности. Критерии определения сегмента:

1)подобие экономических и политических условий;

2) взаимосвязь между хозяйственными операциями и различными географическими районами;

3)сходство хозяйственных операций;

4) специальные риски, связанные с хозяйственными операциями. Отчетный сегмент - сегмент, информация о котором включается в финансовую отчетность. Им может быть как сегмент деятельности, так и географический сегмент в зависимости от того, насколько они отвечают требованиям данного стандарта относительно степени рас­крытия отчетной информации.

Компания самостоятельно определяет отчетные сегменты, ко­торые включает в финансовую отчетность в соответствии с требо­ваниями отдельных стандартов. Желательно включать в отчетность сегмент, основная часть реализации которого связана с реализацией сторонним организациям и составляющая не менее 10% от следую­щей базы:

1)общей реализации, включая реализацию другим сегментам;

2)общей прибыли всех прибыльных сегментов;

3)общего убытка всех неприбыльных сегментов;

4) общих активов всех сегментов.

В российской практике действует ПБУ 12/00 «Информация по сег­ментам», он носит более обобщенный характер.

Целью создания системы сегментарного учета и отчетности яв­ляется обеспечение собственников и менеджеров всех уровней управления оперативной и достоверной информацией о деятельно­сти структурных подразделений для анализа и принятия грамотных управленческих решений. Этапы создания сегментарной отчетности организации:

1) формирование структуры управления с выделением центров ответственности;

2)классификация статей затрат центров ответственности;

3) организация плановой и отчетной работы по каждому сег­менту.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Составление консолидированного баланса | Контрольные тесты к главе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.