Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иррационализм

(неразумный, бессознательный) предполагает признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, которые играют решающую роль в познании, в мировоззрении в противовес разуму и рассудку.

 

 

Кьеркегор Серен (1813-1855)

Датский ф-ф, теолог, писатель.

 

Дал идею экзистенциального мышления. В отличие от научного оно связано с внутренней духовной жизнью человека. Науч мышление безразлично к мыслящему субъекту, то экзистен-ный мыслитель заинтересован в своем мышлении, он сущ-ет в нем. Поэтому для него не бывает объективной реальности, оторванной от субъективной.

Человеческий разум не в силах понять жизнь, поэтому ему остается только верить, а чем абсурднее жизнь, тем крепче должна быть вера.

Проблема смысла жизни и выбора образа жизни обусловлена конечностью этой жизни. Каждый человек начинает с нуля, предыдущий опыт людей здесь не поможет.

В решении проблемы бытия в мире каждый из нас может реализовать одну из трех ступеней развития человеческого духа (олицетворяющие три типа людей).

 

Предмет философии не всеобщие абстракции; переориентирует ее на этику. Задача такой ф-фии – исследование возможностей нравственного самоопределения человека. В этой целью К анализирует три нравственные ориентации:

1. Эстетическую. Образ жизни – наслаждение. Его деятельность направлено вовне на овладение изменчивым внешним миром. Здесь человек не обретает, а теряет себя. Человек этого типа полностью поглощен проблемами обыденной жизни, живет чувственной жизнью, стремясь к наслаждениям. Высшее благо – здоровье. Нерон.

2. Этическую. Предмет – собственный внутренний мир, это человек долга, борьба этических мотиваций создает для него трагическую ситуацию выбора. Бескорыстное и абсолютное служение нравственным добродетелям. Человек осознает, что он представитель человеческого рода, поэтому его задача – реализовать в себе добродетель, нравственность. Отрицание благ лишь для себя возвышает его в собственных глазах и глазах окружающих. Высшим проявлением этической ступени духа является трагический герой. Он жертвует последним – собственной жизнью во имя торжества общего дела. Сократ.

Этика и разум взаимообусловливают друг друга. Этика требует от человека, чтобы он свою жизнь осущ-л во имя общего блага всех людей, но разум предполагает то же самое. Человек, развивший в себе разум, неизбежно морален потому, что разум открывает ему сущность и смысл человеческой жизни, заключающиеся в реализации общечеловеческих ценностей. Преодолеть свою смерть можно оставив о себе добрую память.

По К., ахиллесова пята всей предшествующей ф-фии (от Сократа до Гегеля) – прежде всего проблема смерти, подчиненности человека бегу времени. Разум человека, объективно и беспристрастно фиксирующий положение человек в мире. Сделал очевидным для человека его смертность, доказал, что перед временем любое физическое существо бессильно. Потому Сократ – рыцарь покорности, а его ф-фия – ф-фия бессилия. Эта ф-фия бессилие перед смертью постаралась замаскировать всесторонним и обстоятельным анализом проблем мироздания. Но этот взгляд не присущ человеку изначально, этот взгляд вошел в человека через разум, который навязал человеку “объективный” взгляд на мир.

Истины разума не всесильны и не окончательны. Их можно и должно преодолеть. Можно выйти за пределы разумных истин, но только с помощью силы бога, потому этическую ступень чел-кого духа можно превзойти только религиозной.

3. Теологическую. (Религиозная). Высшая стадия развития человека. Отказ от достижений разума, положившись только на бога. Человек отказывается от своих суждений и своей воли, подчиняет себя вере. Чтобы обрести веру в бога, надо вступить в мир абсурда, отбросить разум, мораль. Вера начинается там, где кончается разум. Надо пережить отчаянное, безвыходное положение, где собственными силами не стравиться, и тогда может забрезжить вера в высшие, нечел-кие возможности. Авраам.

Распространенное суждение, что сущностью бога является любовь, - это рассуждение самого человека, а не бога. В этом утверждении чел-к пытается перестраховаться от мощи и непредсказуемости поступков бога, внушая себе, что он добродетелен. Человек связывал религиозное этическим, боясь религиозного самого по себе, в чистом виде.

Через веру единичный человек сам по себе, в своей деятельности может стать выше всех всеобщих, объективных законов и достичь исполнения любого заветного желания вопреки свей очевидности, силой абсурда, или, что то же самое, через бога. Если чел способен на подлинную веру, то она спасает его от конечной земной участи.

 

Т.о. в ф-фии К были выражены важные для Э-ма положения о том

1. единичное выше общего

2. истина всегда субъективна

3. что средствами ее постижения являются: экзистенция, страх, отчаяние и др.

4. что разум и наука никак не связаны с пониманием истины.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экзистенциализм | Философия жизни
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.