Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия изъятия земель для государственных или общественных нужд




Изъятие сельскохозяйственных земель, земель пригородных и зеленых зон, опытных полей научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, лесов первой группы, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения допускается лишь в случаях особой необходимости.

Изъятие сельскохозяйственных земель с кадастровой оценкой выше 40 баллов, земель опытных полей научно-исследовательских учреждений и учебных заведений для несельскохозяйственных нужд, земель заказников республиканского значения, курортов, а также лесов с особым режимом лесопользования (лесопарки, городские леса, лесопарковые части зеленых зон, противоэрозионные леса) для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, производится по решению Президента Республики Беларусь или по его поручению - Совета Министров Республики Беларусь. Изъятие указанных земель в целях предоставления их во временное краткосрочное пользование для строительства линий электропередачи и связи, трубопроводов, осушительных и оросительных каналов и других линейных сооружений может производиться в необходимых случаях на основании решения областного исполнительного и распорядительного органа.

Юридические и физические лица, заинтересованные в изъятии земельных участков, обязаны до начала проектирования предварительно согласовать с землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков, местными исполнительными и распорядительными органами, а также с другими специально уполномоченными органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель и лесов, место размещения объекта, примерный размер участка и условия его отвода с учетом обеспечения комплексного развития территории. Финансирование проектных работ до предварительного согласования запрещается.

При несогласии землепользователя, землевладельца или собственника земельного участка с решением сельского (поселкового), городского (городов областного подчинения и города Минска), районного, областного исполнительного и распорядительного органа об изъятии у него земельного участка это решение может быть обжаловано им в суд.

Обжалование решения сельского (поселкового), городского (городов областного подчинения и города Минска), районного, областного исполнительного и распорядительного органа приостанавливает его исполнение.

Гарантии прав землевладельцев, землепользователей и собственников.

Изъятие для государственных или общественных нужд земельных участков, предоставленных гражданам Республики Беларусь в пожизненное наследуемое владение, переданных в частную собственность, может производиться после предоставления по их желанию исполнительным и распорядительным органом равноценного земельного участка, строительства на новом месте юридическими и физическими лицами, для которых отводится земельный участок, жилых домов, строений, сооружений и иных построек взамен изымаемых и возмещения в полном объеме всех других убытков.

Изъятие для государственных и общественных нужд земельных участков, находящихся в собственности юридических лиц Республики Беларусь, может производиться после выделения по их желанию исполнительным и распорядительным органом равноценного земельного участка, возмещения стоимости сносимых зданий и сооружений, а также в полном объеме убытков.

При изъятии земельных участков, находящихся в собственности граждан, юридических лиц РБ, и предоставлении по их желанию на новом месте равноценных земельных участков эти земельные участки передаются в собственность безвозмездно, а выкуп изымаемых земельных участков не производится.

Изъятие для государственных или общественных нужд земельных участков колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, научно-исследовательских, учебных хозяйств, а также лесохозяйственных предприятий может производиться при условии строительства по их желанию жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых и возмещения в полном объеме всех других убытков.

Возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства.

Потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванные изъятием сельскохозяйственных земель, земель лесного фонда для использования их в целях, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства, ограничением прав землепользователей, землевладельцев, собственников земельных участков, в том числе арендаторов, или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью юридических и физических лиц, возмещаются специально уполномоченному государственному органу по земельным ресурсам и землеустройству. Эти потери компенсируются помимо возмещения убытков.

Указанные потери возмещаются юридическими и физическими лицами, которым отводятся изымаемые сельскохозяйственные земли и земли лесного фонда для нужд, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства, а также юридическими и физическими лицами, вокруг объектов которых устанавливаются охранные, санитарные и защитные зоны с исключением из оборота сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда или переводом их в менее ценные земли.

Средства, поступающие в порядке возмещения потерь, используются только для освоения новых земель, повышения плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда, для землеустройства и оснащения землеустроительной службы.

Порядок определения и размеры подлежащих возмещению потерь устанавливаются Советом Министров РБ, а случаи, когда юридические и физические лица освобождаются от их возмещения, устанавливаются Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ.

Работы, осуществляемые за счет средств, предназначенных на возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, финансируются Комитетом по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров РБ на основании проектов, смет и актов приемки выполненных работ.

Средства, предназначенные на возмещение потерь сельскохозяйственного производства, используются на:

ü освоение новых земель (болота, земли, покрытые древесно-кустарниковой растительностью, пески, участки, высвобождаемые из-под дорог, хозяйственных дворов, усадеб, и другие не используемые в сельском хозяйстве земли) под сельскохозяйственные земли, проведение проектных, изыскательских и других работ по сельскохозяйственному освоению новых земель

ü повышение плодородия почв (проведение культуртехнических работ на землях, не требующих осушения, ремонт мелиоративных систем и улучшение мелиорированных земель, рекультивация нарушенных земель, реконструкция осушительной сети, увеличение мощности плодородного слоя почвы малопродуктивных сельскохозяйственных земель и повышение их плодородия, включая отвод поверхностных вод, доставку и нанесение накопленного плодородного почвенного слоя), проведение проектных, изыскательских и других работ по повышению плодородия почв

ü землеустройство и оснащение землеустроительной службы.

Потери сельскохозяйственного производства не возмещаются при изъятии сельскохозяйственных земель для:

Ø строительства мелиоративных систем, предназначенных для орошения и осушения земель сельскохозяйственного назначения

Ø строительства прудовых и озерных рыбных предприятий, рыбопитомников, нересто-вырастных хозяйств и рыбоводных предприятий (за исключением пахотных земель, земель, занятых постоянными культурами, сенокосных и пастбищных земель, на которых проведены работы по их коренному улучшению)

Ø строительства жилых домов, школ, детских дошкольных учреждений и лечебных заведений (больницы (клиники), поликлиники, амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты, диспансеры, станции скорой медицинской помощи и переливания крови, медицинские специализированные лечебные центры, дома ребенка и родильные дома), домов-интернатов для инвалидов и престарелых, объектов культурно-бытового и культового назначения

Ø строительства, реконструкции и ремонта местных автомобильных дорог

Ø строительства кладбищ

Ø восстановления и реставрации памятников истории, архитектуры, археологии и культуры.

Потери сельскохозяйственного производства не возмещаются также:

ü при передаче в установленном порядке сельскохозяйственных земель в ведение государственных органов лесного хозяйства

ü при создании заповедников и национальных парков

ü при отводе сельскохозяйственных земель во временное пользование для строительства воздушных линий электропередачи, воздушных и кабельных линий связи, когда это строительство осуществляется в согласованные с землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков сроки, обеспечивающие беспрепятственное выполнение сельскохозяйственных работ.

Средства, предназначенные на возмещение потерь лесохозяйственного производства, используются на:

Ø создание насаждений, выполняющих защитные, водоохранные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции

Ø освоение переувлажненных, малопродуктивных и закустаренных сельскохозяйственных земель, а также земель, передаваемых для облесения, песков и других неиспользуемых земель, улучшение их качества, строительство лесохозяйственных дорог

Ø повышение продуктивности земель лесного фонда

Ø реконструкцию лесных насаждений в зонах промышленных выбросов с целью повышения их устойчивости

Ø благоустройство лесов в зонах интенсивного посещения населением (строительство дорог и устройство тропиночной сети, стоянок для транспортных средств, площадок для разбивки лагерей и других объектов) для регулирования рекреационного использования лесов

Ø охрану, защиту, воспроизводство, улучшение породного состава, качества, повышение продуктивности лесов

Ø проведение противопожарных мероприятий в лесах

Ø проведение научно-исследовательских, изыскательских и проектных работ, связанных с повышением лесистости территории и продуктивности лесов, усилением их природоохранных функций, улучшением санитарного состояния и рационального лесопользования, выявлением антропогенных влияний на леса, развитием лесного мониторинга.

Потери лесохозяйственного производства не возмещаются при изъятии земель лесного фонда для:

ü строительства жилых домов, школ, детских дошкольных учреждений, лечебных заведений (больницы (клиники), поликлиники, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты, диспансеры, станции скорой медицинской помощи и переливания крови, медицинские специализированные лечебные центры, дома ребенка и родильные дома), домов-интернатов для инвалидов и престарелых, профилакториев, учреждений отдыха, объектов культурно-бытового назначения, культовых сооружений и кладбищ

ü восстановления и реставрации памятников истории, архитектуры, археологии и культуры

ü организации заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов

ü строительства, реконструкции и ремонта местных автомобильных дорог

ü нужд, связанных с ведением сельского хозяйства сельскохозяйственными предприятиями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами

ü добычи сапропелей на удобрение и торфа на удобрение и топливо.

Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются все земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.

Не относятся к землям сельскохозяйственного назначения земельные участки членов садоводческих товариществ, земельные участки общего пользования садоводческих товариществ, предоставленные для ведения коллективного садоводства и дачного строительства, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства.

Земли сельскохозяйственного назначения характеризуются единством хозяйственного использования – для нужд сельского хозяйства.

Показателями, выражающими экономическую и правовую сущность землепользования в сельском хозяйстве являются земельные угодья.

1. Сельскохозяйственные земельные угодья – участки земли, отличающиеся своими природными, хозяйственно-экономическими особенностями, характером использования в соответствии с планами развития сельского хозяйства.

Виды сельскохозяйственных угодий:

Ø пахотные земли (пашни) – площади занятые посевами (однолетними посевами), чистые поля, огороды

Ø многолетние насаждения – сады, ягодники и т.д.

Ø сенокосы (заливные, заболоченные, суходольные пастбищные угодья – летние, осенне-весенние)

Ø пастбища (заливные, заболоченные, суходольные пастбищные угодья – летние, осенне-весенние)

Ø залежь – пахотные угодья, которые временно не используются для посевов сельскохозяйственных и иных культур.

2. Несельскохозяйственные земли – участки, призванные обслуживать сельскохозяйственные производства, в т.ч. неиспользуемые, резервные территории, овраги, болота, крутые склоны.

3. Земли, используемые как предмет труда, служащие для добычи для нужд сельского хозяйства торфа, песка, мела, известняка и т.д.

Правовой режим земель, предоставленных сельхозпредприятиям.

Землепользование колхозов осуществляется на земле, которая является собственностью государства.

Колхозы могут использовать землю как для нужд сельскохозяйственного производства, так и для иных целей (выращивание лекарственных растений).

Для реализации своих задач колхоз может создавать предприятие по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции и иные.

Они используют большую часть земель на праве постоянного пользования.

Субъектом права на землю выступает каждый колхоз. Его права на землю должны быть оформлены в установленном порядке, т.е. выдается государственный акт на земельный участок, где указываются точные границы закрепленных за хозяйством земель и их размер.

Содержание специальной земельной правосубъективности колхоза закрепляется в земельном законодательстве, а также в уставе колхоза.

Особенность права землепользования колхоза является то, что оно не может быть прекращено ни в целом, ни в какой-либо части без согласия общего собрания членов колхоза (собрание уполномоченных).

Все вопросы, связанные с использованием земель, в колхозе решаются органами управления (правлением) или общим собранием. В кооперативе – наблюдательный совет и правление.

Колхозы создают различные внутрихозяйственные подразделения, за которыми закрепляются сельскохозяйственные угодья, другие средства производства. Они наделяются определенными правами и обязанностями, но не признаются самостоятельными субъектами права землепользования.

Колхозы могут арендовать и брать во временное пользование земли других землевладельцев и землепользователей.

Колхоз имеет право:

ü возводить на закрепленных землях производственные, культурно-бытовые и иные сооружения, соблюдая при этом установленные правила строительства

ü производить посевы сельскохозяйственных культур

ü выращивать сады, другие многолетние насаждения

ü развивать растениеводство, животноводство и т.д.

ü использовать для своих нужд полезные ископаемые и торф, пресные подземные воды, пользоваться поверхностными водными объектами.

Виды кооперативов:

Ø сельскохозяйственные (на основе структурных подразделений сельхозпредприятий)

Ø межколхозное предприятие несельскохозяйственного направления

Ø организованный гражданами

Ø государственно-колхозные

Ø государственно-кооперативные на основе крестьянского (фермерского) хозяйства.

Типы:

ü производственные – сельскохозяйственное производство

ü обслуживающие – сбыт, снабжение, транспортная деятельности и т.д.

Колхоз (совхоз) действует на основе полного хозяйственного расчета, несет самостоятельную имущественную собственность.

Правовой режим земель, предоставленных для ведения крестьянского хозяйства.

Крестьянское (фермерское) хозяйство – одна из организационно-правовых форм ведения сельского хозяйства и форма сельскохозяйственного предпринимательства.

Оно является субъектом аграрных гражданских, земельных, финансовых и других правоотношений.

Правовое регулирование осуществляется Законом РБ от 18.02.1991 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Кодексом о земле (гл. 15) и др. актами.

Категории граждан, которые могут получить землю для ведения крестьянского хозяйства:

ü члены колхозов и др. кооперативов, работники сельхозпредприятий

ü лица, не связанные с сельским хозяйством.

Членам колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов, работникам сельскохозяйственных предприятий (кроме сельскохозяйственных предприятий, на землях которых проводятся долголетние опыты), пожелавшим выйти из их состава (уволиться) и вести крестьянское (фермерское) хозяйство, по решению районного исполнительного и распорядительного органа с учетом необходимости создания равных условий хозяйствования предоставляются земельные участки, изымаемые из земель указанных предприятий.

В случаях, когда предоставленный земельный участок имеет меньший размер, чем установлено Земельным кодексом, по желанию главы крестьянского (фермерского) хозяйства районным исполнительным и распорядительным органом ему предоставляется дополнительный земельный участок из земель запаса или специального фонда земельного запаса.Кадастровая оценка выделяемого земельного участка должна быть на уровне средней по хозяйству, если ниже, то предоставляются налоговые и другие льготы.

Дееспособным гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, основанное преимущественно на личном труде и труде членов их семей, предоставляются по их желанию в пожизненное наследуемое владение или в аренду земельные участки с учетом местных условий и особенностей, специализации и возможностей обработки предоставленных земель. Законодательством Республики Беларусь могут быть предусмотрены отдельные случаи и условия предоставления земельных участков только в аренду.

Для производственных целей граждане, ведущие крестьянское хозяйство, могут дополнительно арендовать земельные участки.

Преимущественное право на получение земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства имеют граждане, проживающие в данной местности, обладающие специальными знаниями и необходимой квалификацией.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки передаются в аренду.

Земельные участки, предоставленные гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, разделу не подлежат.

Предоставление земельных участков гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства производится на основании их заявлений по представлению сельского (поселкового) исполнительного и распорядительного органа решением районного исполнительного и распорядительного органа.

Земельные участки предоставляются гражданам, как правило, единым массивом.

Глава крестьянского хозяйства – один из его дееспособных членов, который представительствует в государственных и иных структурах.

Крестьянское хозяйство представляет собой:

Ø имущественный комплекс

Ø земельный участок

Ø коллектив граждан, объединившихся для сельскохозяйственной и иной деятельности.

Крестьянское хозяйство может заниматься всеми видами деятельности, не запрещенными законодательством. Оно вправе заключать договоры, приобретать имущество в собственность, продавать сельхозпродукцию, быть субъектом многочисленных имущественных финансовых и иных отношений.

Имущество крестьянского хозяйства находится у его членов на праве совместной собственности, если законодательством или договором между ними не установлено иное.

При продаже имущества крестьянского хозяйства и передаче земельного участка другому гражданину, предприятию или организации по решению исполкома землевладелец имеет право на получение от него полной компенсации всех затрат под урожай, а также на улучшение качества земли в соответствии с повышением кадастровой оценки за время владения земельным участком.

В случае смерти главы крестьянского (фермерского) хозяйства право пожизненного наследуемого владения земельным участком передается одному из членов крестьянского (фермерского) хозяйства - супругу, одному из детей, родителей, родственников умершего, которые вели хозяйство совместно с наследодателем. При отсутствии таких членов крестьянского (фермерского) хозяйства право наследования земельного участка, предоставленного для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, возникает у другого наследника по закону в случае, если к нему переходит имущество крестьянского (фермерского) хозяйства и наследник является трудоспособным, желает вести крестьянское (фермерское) хозяйство, имеет необходимую квалификацию, опыт работы в сельском хозяйстве, а также имеет право в соответствии с законодательством Республики Беларусь вести крестьянское (фермерское) хозяйство.

В случае отказа наследников от дальнейшего ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, а также при отсутствии наследников вопрос о дальнейшем использовании земельного участка решается районным исполнительным и распорядительным органом в соответствии с законодательством РБ.

При прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех членов или по иным основаниям общее имущество подлежит разделу. Если выходит только один член, то ему выплачивают денежную компенсацию, соразмерной его доле на имущество.

Правовой режим земель, предоставленных для подсобной сельскохозяйственной деятельности.

Личные подсобные хозяйства – составная часть сельскохозяйственного производства, один из важнейших дополнительных источников получения разнообразной сельхозпродукции и дополнительным источником доходов граждан.

Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, могут основывать свою деятельность на частной собственности на землю.

Личные подсобные хозяйства из области вторичной занятости постепенно превращаются в основное место работы. Они заполняют рынки продовольствием, увеличивая его производство, а доля общественного сектора в его производстве падает.

Личные подсобные хозяйства тесно связаны с коллективными формами ведения хозяйства:

Ø приобретают дополнительные земельные участки, корма, удобрения, могут арендовать технику, реализовать выращенную продукцию через общественный сектор

Ø колхозы могут оказывать гражданам помощь в ведении хозяйства:

· осуществлять механизированную обработку приусадебных участков

· осуществлять агрохимическое обслуживание

· обеспечивать посадочными материалами.

Личные подсобные хозяйства организационно не оформляются. Субъектом права в них выступают отдельные граждане.

Объект – земельный приусадебный участок. Он характеризуется определенным местоположением, установлением границ, размеров, правовым статусом и иными характеристиками, отраженными в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации.

Приусадебный участок делится на зоны:

ü жилую – место расположения дома

ü хозяйственную – место расположения подсобных строений

ü сад, место для выращивания овощных культур и картофеля.

Количество и стоимость имущества, находящегося у граждан, не ограничиваются.

Земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства может быть только один. Он предоставляется гражданам в пожизненное наследуемое владение или приобрестается в частную собственность. Общая площадь его не должна превышать 1 гектара, с учетом площади земельного участка, предоставленного для строительства и обслуживания дома. Кроме того, может предоставляться за пределами жилой зоны населенного пункта в аренду дополнительный земельный участок в размере до 3 гектаров.

Эти участки предоставляются гражданам РБ, проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа.

Право собственности и владения землей для личного подсобного хозяйства сроками не ограничено.

Земельный участок, предоставленный для личного подсобного хозяйства, может быть использован только по целевому назначению.

На нем разрешено возводить необходимые хозяйственные постройки для содержания домашних животных, другие сооружения, использовать в установленном порядке для хозяйства существующие на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли. На нем могут быть размещены плодопитомники, пасеки, теплицы или пленочные укрытия и другие сооружения закрытого типа.

Собственники и владельцы земли могут проводить в установленном порядке оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и другие водоемы.

В случае изъятия участка для государственных или общественных нужд собственник, владелец, пользователь вправе требовать возмещение убытков, а также получать компенсацию затрат на повышение плодородия почвы.

Понятие и состав земель промышленности, транспорта, связи и иного назначения
(несельскохозяйственного назначения).

Землями промышленности, транспорта, связи, энергетики и иного назначения являются земли, предоставленные юридическим и физическим лицам для осуществления возложенных на них задач.

Размеры земельных участков, предоставленных для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными нормами и градостроительной документацией, а отвод земельных участков осуществляется с учетом очередности их освоения.

Порядок использования земель промышленности, транспорта, связи, энергетики и иного назначения, а также установления зон с особыми условиями пользования (охранные, санитарные, защитные и другие зоны) определяется законодательством Республики Беларусь.

По целевому и общему хозяйственному назначению земельных участков в рамках данных земель можно выделить:

Ø земли промышленности – земельные участки, предоставленные для размещения и эксплуатации предприятий обрабатывающей промышленности, а также горнодобывающих предприятий

Ø земли транспорта – земельные участки, предоставленные для размещения и эксплуатации предприятий транспорта

Ø земли связи – земельные участки, предоставленные предприятиям и организациям связи для выполнения возложенных на них задач;

Ø земли электрических сетей – земельные участки, предназначенные для передачи электроэнергии, размещения высоковольтных электрических сетей;

Ø земли обороны – земельные участки, обслуживающие военно-оборонный комплекс

Ø земли иного назначения – земельные участки, обслуживающие иные специальные хозяйственные нужды.

Правовой режим земель несельскохозяйственного назначения.

ü происходит постоянное расширение круга данных территорий, т.к. развиваются новые сферы хозяйственной деятельности

ü из состава земель данной категории исключены земли курортов, заповедников (они образуют самостоятельную группу в составе земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения)

ü специфика объекта таких земель в том, что эти земли не образуют единого массива, однако их правовой режим един

ü структура данных земель такова:

· основная часть занята промышленными, транспортными, оборонными объектами

· другая часть – установлены зоны с условиями землепользования (санитарные, санитарно-защитные зоны, охранные). Кроме того, земельноправовой режим вышеуказанных земель распространяется на смежных субъектов (собственников, пользователей, владельцев) даже тогда, когда такие зоны не установлены

ü собственники земли, землевладельцы и землепользователи, на землях которых устанавливаются зоны с особенными условиями землепользования, имеют право на возмещение убытков, связанных с ограничением их прав, включая упущенную выгоду

ü если в составе земель промышленности и иного назначения есть участки, пригодные для использования в сельскохозяйственных целях, они могут быть отведены во временное пользование гражданам и сельскохозяйственным предприятиям и организациям (в решении предусматриваются сроки предоставления земельного участка, его размеры, а также условия использования и возврата земель)

ü для несельскохозяйственных нужд должны выделяться в первую очередь земельные участки, которые не пригодны для сельского хозяйства, а также сельскохозяйственные угодья худшего качества

ü размеры земельных участков определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными нормами и градостроительной документацией, отвод земель для несельскохозяйственных целей осуществляется с учетом очередности освоения

ü субъектами прав на несельскохозяйственные земли являются в основном юридические лица

ü предоставление несельскохозяйственных земель в собственность, пользование и аренду, регистрацию землепользователей и ряд других действий осуществляют государственные органы управления, а управление этими землями осуществляют предприятия и организации (осуществление внутрихозяйственного устройства, определение внутренней структуры, целевого назначения отдельных частей и т.д.)

ü круг прав и обязанностей субъектов по использованию данных земель определяются кодексом о земле, но детальная их проработка предполагает наличие специального нормативного акта, причем ведомственное нормотворчество в этих вопросах является превалирующим

ü на предприятия и организации возложены дополнительные обязанности по озеленению территории санитарно-защитных зон, предпринимать меры охраны окружающей среды от загрязнения, предупреждать аварии и иные экологически неблагоприятные ситуации, возникающие в процессе хозяйственной деятельности.

Понятие и состав земель населенных пунктов.

Земельные участки, предоставленные для развития сельских населенных пунктов, городов и поселков городского типа, других населенных пунктов, относятся к категории земель населенных пунктов. Земли населенных пунктов имеют свои границы, которые устанавливаются и изменяются в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

В состав земель населенных пунктов входят:

ü земли застройки

ü земли общего пользования

ü земли сельскохозяйственного назначения

ü земли, занятые лесами

ü земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения.

Правовой режим земель городов и поселков городского типа.

Городская (поселковая) черта - внешняя граница земель города (поселка), которая отделяет их от других категорий земель.

Городская (поселковая) черта устанавливается и изменяется в соответствии с законодательством РБ.

Включение земельных участков в городскую и поселковую черту не влечет прекращения права пользования, права пожизненного наследуемого владения этими земельными участками и права частной собственности на них и не является основанием для изменения их размеров. Изъятие земельных участков, включенных в городскую и поселковую черту, у землепользователей, землевладельцев и собственников земельных участков производится в порядке, установленном Земельным кодексом.

К землям городов относятся все земли в пределах городской черты. Земли населенных пунктов, граничащие с землями городов, могут быть в соответствии с законодательством Республики Беларусь переданы в состав земель городов.

На землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов земельных участков в городах возложен ряд дополнительных обязанностей:

Ø проводить необходимые работы по благоустройству и озеленению земельных участков

Ø проводить необходимые работы сохранению и содержанию земельных насаждений в соответствии с правилами

Ø поддержание закрепленной за ними территории в должном санитарном и противопожарном состоянии.

Земли городов находятся в ведении местных органов управления и самоуправления и их использование осуществляется на основании генеральных планов городов и планов землеустройства территории этих городов.

Земли городской застройки состоят из земель, застроенных и подлежащих застройке жилыми, культурно-бытовыми, промышленными, административными и иными строениями и сооружениями.

Делятся:

ü застроенные участки, состоящие из земель под самими строениями и сооружениями

ü незастроенные земли, включая земельные участки под разрушенными строениями.

Эти земли выделяются предприятиями, учреждениями и организациями для строительства и эксплуатации промышленных, жилых, культурно-бытовых и других строений, а также гражданам для индивидуального жилищного строительства.

Земельные участки в городах предоставляются в пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду, а также передаются в частную собственность граждан, юридических лиц Республики Беларусь в порядке, Земельным кодексом.

Временно незастроенные земельные участки могут быть переданы только в аренду или временное пользование.

Все строительство на землях городов осуществляется на основании градостроительного проекта.

Объектами земельных отношений в городах являются земельные участки (их части), в т.ч. и земельные сервитуты. Приступать к использованию этих земель под застройку до получения разрешения органов архитектуры и градостроительства запрещается.

Субъектами права пользования земельными участками, предоставленными для промышленного строительства, являются юридические лица (любых форм собственности).

При заключении договора аренды может быть оговорено право пользования частью участка, право на застройку и т.д.

После окончания договора аренды (при временном пользовании) земельные участки должны быть возвращены в первоначальное состояние, а временно возведенные строения и сооружения снесены (перенесены).

При переходе права собственности на строение или сооружение вместе с этими объектами переходит и право пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком (его частью).

Использование земель определяется нуждами градостроительства и обслуживания потребностей города.

Земли общего пользования предназначены для размещения необходимых городу сооружений и устройств, мест массового отдыха населения и иных общедоступных сооружений (городского пляжа).

Состоят:

Ø земли, используемые для путей сообщения (площади, улицы и т.д.)

Ø земли, используемые для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения города (парки, бульвары и т.д.)

Ø кладбища

Ø рынки

Ø земли, используемые для коммунально-бытовых нужд (полигоны для захоронения не утилизированных отходов).

Эти земли находятся в общем свободном пользовании горожан. Часть их может предоставляться специализированным предприятиям, которые несут соответствующие права и обязанности пользователей земли.

На землях общего пользования разрешается возведение капитальных строений и сооружений в соответствии с целевым назначением этих земель, а также временных строений и сооружений облегченного типа (палатки, киоски и т.д.) без ущерба для целевого назначения земель общего пользования.

К землям сельскохозяйственного назначения в городах относятся земли, предоставленные или предоставляемые колхозам, совхозам, другим юридическим лицам для ведения товарного сельского хозяйства, а также гражданам для огородничества, выпаса скота и сенокошения.

Кроме того, к ним относятся:

ü торфяные болота, месторождения общераспространенных полезных ископаемых (песок, галька, мел, гипс и т.д.)

ü городские водоемы.

Размещение на землях, закрепленных за сельхозпредприятиями, жилых, культурно-бытовых производственных построек и сооружений производится по согласованию с городскими исполнительными и распорядительными органами.

Земли, занятые городскими лесами, служат целям улучшения состояния окружающей среды, организации отдыха, удовлетворения культурно-эстетических потребностей населения, защиты территории от водной и ветровой эрозии.

Порядок использования землями, занятыми лесами устанавливается городскими органами управления и самоуправления.

К землям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения в городах относятся земли, предоставленные юридическим и физическим лицам для осуществления возложенных на них задач.

Правовой режим земель сельских населенных пунктов.

К землям сельских населенных пунктов относятся все земли, находящиеся в пределах границ, установленных для этих пунктов в порядке землеустройства.

Границы земель сельских населенных пунктов устанавливаются и изменяются районными исполнительными и распорядительными органами, в случаях:

Ø отсутствия границ населенного пункта

Ø изменения генерального плана населенного пункта

Ø предоставление дополнительной земельной площади для нужд населенного пункта.

Земли сельских населенных пунктов в основном выступают производственными центрами и центрами социальной инфраструктуры колхозов, всевозможных агрофирм и других сельхозпредприятий.

Земли сельских населенных пунктов в пределах их границ предоставляются в собственность, во владение и пользование или аренду по решению сельских исполнительных и распорядительных органов.

Земельные участки в пределах сельских населенных пунктов используются под застройку жилыми, культурно-бытовыми, производственными и иными зданиями и сооружениями, а также для ведения личных подсобных хозяйств, огородничества и других целей в соответствии с градостроительной документацией.

Особенности правового режима земель сельских населенных пунктов:

ü они тесно связаны с ведением на них в тех или иных формах сельхозпроизводства

ü значительная часть этих земель предоставляется гражданам для застройки и ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства и животноводства

ü для обеспечения условий компактной планировки и застройки земельные участки для граждан выделяются как при доме, так и за пределами жилой зоны населенного пункта (в поле севооборота колхоза)

ü изъятие земель сельских населенных пунктов для государственных нужд производится с обязательным возмещением собственникам, владельцам, пользователям земли убытков в полном объеме.

Земли сельских населенных пунктов находятся в ведении сельских органов управления, которые осуществляют контроль за использованием земель, предоставляют земельные участки из состава этих земель, занимаются благоустройством земель, решают споры землевладельцев и землепользователей и т.д.

Требования к застройке и использованию земель сельских населенных пунктов:

Ø для строительства и расширения территорий сельских населенных пунктов используются земли, непригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества

Ø развитие сельских населенных пунктов осуществляется за счет уплотнения существующей застройки и использования свободных земель в пределах границ сельских населенных пунктов

Ø при размещении производственных зданий и сооружений должны учитываться экономические требования, а также интересы сельского населения.

Понятие и правовой режим земель природоохранного,

оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

Особо охраняемые территории – участки земли и части водного пространства, в т.ч. природные комплексы, имеющие особое экологическое, научное, культурное, эстетическое, историческое значение, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования.

Ø земли природоохранного назначения – земли заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов, заказников (за исключением охотничьих), памятников природы, водоохранные полосы (зоны) рек и водоемов

Ø земли оздоровительного назначения – земельные участки, обладающие природными лечебными факторами (минеральные источники, залежи лечебных грязей, климатические и другие условия), благоприятными для организации профилактики и лечения заболеваний

Ø земли рекреационного назначения – земли, используемые или предназначенные для организованного массового отдыха и туризма населения

Ø земли историко-культурного назначения - земли историко-культурных заповедников, мемориальных парков, мест погребений и кладбищ, археологических памятников, а также археологический культурный слой в исторических центрах городов и других населенных пунктов.

Основные нормативные акты в области охраны и использования данных земель:

Ø закон «Об особо охраняемых природных территориях и объектах»

Ø закон «Об охране окружающей среды»

Ø закон «Об охране и использовании животного мира»

Ø закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Ø закон «О здравоохранении»

Ø закон «Об охране историко-культурного наследия»

Ø лесной кодекс

Ø водный кодекс

Ø другие законы и подзаконные нормативные акты.

Особенности правового режима:

ü обусловлен спецификой самих охраняемых объектов, частей окружающей природной, культурной среды, для сохранения которых они предназначены

ü эти земли исключены из активного хозяйственного использования, т.е. запрещается любая деятельность, противоречащая их целевому использованию

ü данные земли и расположенные на них природные объекты, другие природные ресурсы не могут быть приватизированы и переданы в частную собственность

ü правовой режим распространяется как на сами земли, так и на смежные участки, где устанавливаются эти зоны (цель созданных этих зон является охрана земель от неблагоприятных антропогенных воздействий, создание условий для охраны объектов природы, истории, культуры)

ü предусмотрена возможность резервирования территорий, планируемых для включения их в состав особо охраняемых, в связи с этим на них устанавливается щадящий режим

ü на первом месте стоит требование охраны природных и культурных объектов, для этого:

· при создании (объявлении), использовании особо охраняемых природных территорий и объектов социально-экологические интересы имеют приоритет перед экономическими

· существует особый порядок создания и ликвидации охраняемых территорий и объектов, а также управления ими (управление осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами)

· эти земли учитываются при разработке программ социально-экономического развития, градостроительных объектов, схем земле и лесоустройства

· изъятие таких земель осуществляется только в случаях особой необходимости

· изменение и лишение статуса особо охраняемых территорий и объектов осуществляется в связи с выполнением возложенных задач, с их уничтожением или нанесением непоправимого ущерба.

Правовой режим земель лесного фонда.

К землям лесного фонда относятся земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом (вырубки, гари, прогалины и др.), но предоставленные для нужд лесного хозяйства.

Основную часть лесного фонда образуют леса.

К лесному фонду и к землям лесного фонда не относятся:

Ø деревья и группы деревьев, а также иная древесно-кустарная растительность на землях сельхозназначения

Ø защитные насаждения на полосах отвода, железных, автомобильных дорог, каналов

Ø деревья и группы деревьев, а также озеленительные насаждения в городах и других населенных пунктов, произрастающие на землях, не занятых городскими лесами

Ø деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.

Все леса образуют единый земельный государственный фонд, который состоит из:

ü лесов государственного назначения

ü колхозных лесов.

Леса составляют собственность государства и предоставляются только в пользование.

В соответствии с хозяйственным значением лесов, их местоположением и выполняемыми функциями леса делятся на группы:

1-я группа – леса выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, связанные с сохранением природного баланса, поддержанием экологического благополучия леса, заповедников, национальных и природных парков, заповедные лесные участки, леса, имеющие научное или историческое значение, природные памятники, лесопарки, лесоплодовые насаждения.

2-я группа – леса в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, имеющие защитное и ограниченное эксплуатационное значение, а также леса с недостаточными лесосырьевыми ресурсами, для сохранения защитных функций, которых, непрерывности и неистощенности пользования ими требуется более строгий режим лесопользования, все колхозные леса, не вошедшие в состав первой группы.

3-я группа – леса многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение и предназначенные для непрерывного удовлетворения потребностей народного хозяйства в древесине без ущерба для защитных свойств этих лесов.

Кроме того, леса бывают:

ü освоенные

ü резервные – леса, которые не вовлечены в эксплуатацию вследствие их удаленности от транспортных путей и по другим причинам.

Перевод земель лесного фонда в земли других категорий для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом по согласованию со специально уполномоченным государственным органом лесного хозяйства.

При отнесении лесов к соответствующим группам одновременно определяются границы земель, занятых лесами каждой группы.

Земли лесного фонда выполняют функции:

Ø служат главным средством производства в лесном хозяйстве

Ø поддерживают экологический баланс

Ø служат резервом для расширения хозяйственной деятельности, непосредственно не связанной с использованием лесов.

В состав нелесных площадей входят:

ü угодья – пашни, сенокосы, пастбища, другие сельхозугодья

ü земли под озерами, реками, водоемами

ü лесные дороги, просеки, торфообработки, земельные участки, занятые питомниками, карьерами, противопожарными разрывами

ü другие земельные участки, не пригодные для выращивания лесов (болота, пески, овраги, крутые склоны и т.д.).

Право лесопользования:

Ø в объективном смысле – совокупность правовых норм, определяющих порядок и условия пользования лесом, права и обязанности лесопользователей, основания их возникновения, изменение и прекращения

Ø в субъективном смысле – совокупность прав и обязанностей лесопользователей.

Лесопользователи имеют право осуществлять пользование лесом в пределах тех объемов, сроков и видов, которые указаны в документах на лесопользование.

Виды:

ü заготовка древесины (рубка леса)

ü заготовка живицы (смолы хвойных лесов) – участки для этого предоставляются в пользование или аренду только юридическим лицам

ü заготовка второстепенных лесных материалов (пней, луба, коры, бересты, древесных соков, технического сырья, веточных кормов, сбор мха и лесной подстилки)

ü побочные лесные пользования (косьба, пастьба животных, размещение на этих землях ульев и пасек, сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений, семян древесных и кустарниковых пород)

ü использование для нужд охотничьего хозяйства

ü для проведения научно-исследовательских работ и организации учебного процесса юридическим лицам могут выделяться специальные участки

ü в лесах, используемых для отдыха населения проводят мероприятия по благоустройству лесных участков и культурно – бытовому обслуживанию.

Граждане имеют право свободно находится в лесах общего назначения, собирать дикорастущие плоды, орехи, ягоды и т.д. Они должны соблюдать правила пожарной безопасности, не допускать повреждение деревьев, лесных культур, разорение муравейников, звериных нор, гнезд и т.д.

В городских лесах запрещены все виды лесопользования.

Участки лесного фонда могут предоставляться в пользование на основании лесных торгов или аукционов (в основном под заготовку древесины).

В аренду предоставляются участки леса для:

ü заготовки древесины

ü заготовки живицы

ü заготовки второстепенных лесных материалов

ü нужд охоты

Право пользования может возникнуть на основании:

Ø договора аренды

Ø договора безвозмездного пользования

Ø договора концессии или лесорубного билета

Ø ордера или лесного билета.

Основания прекращения права лесопользования:

ü истечение срока

ü отказ от права пользования лесным участком

ü ликвидация юридического лица – лесопользователя

ü нарушение лесопользователем установленных правил, повлекшее причинение вреда лесу

ü изъятие земель лесного фонда для государственных нужд или общественных нужд.

Правовой режим земель лесного фонда зависит от правового режима лесов, в частности от отнесения их к той или иной группе в соответствии с их народнохозяйственным значением, местоположением и выполняемыми функциями.

В зависимости от группы лесов определяется порядок ведения в них хозяйства, использования лесов и соответствующих земель, а также порядок изъятия этих земель для государственных или иных общественных нужд.

Любая деятельность осуществляется в них по согласованию с государственными органами лесного хозяйства. При этом должны соблюдаться правила пожарной безопасности, условия воспроизводства и охраны лесов.

Субъекты права землепользования лесного фонда:

Ø лесохозяйственные предприятия

Ø промышленные предприятия

Ø транспортные предприятия

Ø другие несельскохозяйственные предприятия

Ø заповедники

Ø совместные предприятия

Ø международные организации с участием иностранных юридических лиц и граждан.

Земли лесного фонда – базис лесного хозяйства.

Для обеспечения оптимальной лесистости, облесение берегов рек, водоемов и в других случаях в состав земель лесного фонда могут переводиться земли иных категорий, а также земли государственного запаса, заросшие древесно-кустарниковой растительностью

Земли лесного фонда могут использоваться в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства.

Право собственности на земли лесного фонда принадлежат государству.

Владельцы и пользователи земель лесного фонда могут предоставлять их во временное пользование другим организациям и гражданам (служебные земельные наделы, огородные участки, сенокосные участки).

Правовой режим земель водного фонда.

К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, болотами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода по берегам водных объектов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов.

Структура земель водного фонда:

ü участки, занятые водными объектами (водопокрытые)

ü участки, прилегающие к водоемам земли

ü участки береговой полосы и иные земли, занятые гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями.

Основные права и обязанности землепользователей на этих землях установлены Кодексом о земле.

Землепользователи обязаны обеспечить систематический лабораторный контроль за работой очистных сооружений, за качеством водоема выше спуска сточных вод и у ближайших пунктов водопользования населения.

Для предотвращения загрязнения, засорения и истощения водных объектов, а также сохранения животного и растительного мира на землях, прилегающих к руслам водотоков или акваториям водоемов, устанавливаются водоохранные зоны:

Ø для малых рек (до 200 км) – не менее 500 м от среднемноголетнего межевого уровня воды

Ø для прудов, водохранилищ, озер – не менее 500 м от нормального подпорного уровня воды.

В зависимости от площади водоема, его хозяйственной освоенности, геоморфологии, размещения растительности ширина водоохранной зоны устанавливается для водоемов площадью:

ü свыше 40 кв. км – не более 3 км

ü 20-40 кв. км – не более 2 км

ü 5-20 кв. км – не более 1,5 км.

В водоохранной зоне запрещается:

Ø применение ядохимикатов

Ø авиопыление ядохимикатами при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками

Ø размещение животноводческих ферм и комплексов

Ø строительство и размещение складов для хранения ядохимикатов и минеральных удобрений

Ø оборудование площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, размещение и строительство складов нефтепродуктов, накопителейсточных вод животноводческих комплексов и ферм, механических мастерских, пунктов технического обслуживания и мойки техники и автотранспорта, устройство свалок мусора промышленных отходов, а также других объектов, отрицательно влияющих на качество вод.

Основная цель использования прибрежных защитных полос – размещение объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства и водозаборных и иных водохозяйственных и гидротехнических сооружений (при наличии соответствующего разрешения). Лица, виновные в нарушении данного режима несут ответственность в соответствии с законодательством.

Пользование водными объектами связано с использованием земли:

ü береговой полосы

ü территории водохранилища.

Основаниями для возникновения права водопользования являются разрешения на специальное водопользование, решения местных органов управления и самоуправления.

Виды водопользования:

Ø общее – осуществляется без разрешений, с соблюдением требований и условий общего водопользования

Ø специальное – на основании разрешения органов государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды

Ø обособленное – при специальном

Ø совместное – при общем.

Цели водопользования:

ü удовлетворение питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и других нужд

ü удовлетворение сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных потребностей.

Водные объекты могут быть переданы в аренду для ведения промыслового лова рыбы, добычи водных беспозвоночных и ведение охотничьего хозяйства. При аренде арендатор не вправе сдавать в субаренду переданные ему по договору аренды водные объекты (их части).

Передача в аренду водных объектов (их частей) должна осуществляться с учетом интересов населения, проживающего на прилегающей к нему территории.

Если замкнутый (не проточный) водный объект находится в пределах территории района, города, решение о его предоставлении в особенное водопользование принимает орган управления района, города.При нахождении водоема на территории двух и более районов, городов – областной орган.

Право водопользования удостоверяется государственным актом, выдаваемым республиканским органом государственного управления по государственным ресурсам и охране окружающей среды на основании решений соответствующих органов.

Предприятия и организации, которым водные объекты предоставлены в обособленное водопользование, имеют право разрешать другим юридическим и физическим лицам вторичное водопользование по согласованию с органами, выдавшими разрешение на первичное пользование. В разрешении указываются цели и основные условия пользования водными объектами.

Водные объекты предоставляются только во временное пользование:

ü краткосрочное – до 5 лет

ü долгосрочное – от 5 лет до 25 лет.

Правовой режим земель, предоставленных для пользования недрами.

Земли для пользования недрами включают земельные участки, которые предоставлены или используются для этих целей:

Ø геологическое изучение

Ø добыча полезных ископаемых

Ø строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых

Ø образование особо охраняемых природных территорий и объектов, имеющих научную, историческую, культурно-эстетическую, санитарно-оздоровительную или иную ценность

Ø сбор минералогических, палеонтологических и других уникальных геологических материалов.

Недра могут предоставляться одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых.

Виды пользования:

ü постоянное – без заранее установленного срока

ü временное:

· для геологического изучения недр, строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых – до 5 лет

· для добычи полезных ископаемых – до 20 лет

· при совмещении видов пользования – до 25 лет.

При необходимости срок временного пользования недрами может быть продлен на тот же срок.

Участки недр предоставляются:

Ø для геологического изучения – без изъятия у землевладельцев, землепользователей и собственников земли

Ø для добычи полезных ископаемых – в пределах горного отвода и предоставленного пользователю земельного участка.

Пользователи могут быть:

ü юридические лица независимо от форм собственности и подчиненности

ü физические лица, в т.ч. и иностранцы

ü для добычи радиоактивного сырья и захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ – только государственные предприятия и организации.

Пользователи имеют право:

Ø самостоятельно выбирать формы и методы хозяйствования

Ø использовать в установленном порядке добытое сырье, если иное не оговорено в лицензии

Ø производить без дополнительного разрешения геологическое изучение недр за счет собственных средств в пределах предоставленного горного отвода

Ø ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых

Ø осуществлять добычу для своих хозяйственных нужд общераспространенных полезных ископаемых

Ø осуществлять строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Пользователи обязаны:

ü использовать земельные участки недр по их целевому назначению

ü выполнять условия пользования, определенные в лицензии

ü своевременно и в полном объеме вносить платежи за пользование недрами

ü вести регистрацию и учет всех видов работ по недропользованию

ü обеспечивать безопасное ведение работ, связанное с пользованием недрами

ü приводить земельные участки и другие природные объекты, нарушенные при пользовании недрами, в состояние, пригодное для дальнейшего их использования

ü возмещать вред землевладельцам, землепользователям и собственникам земель.

Правовой режим земель государственного запаса.

Землями запаса являются все земли, не предоставленные в пользование, пожизненное наследуемое владение и не переданные в частную собственность.

В состав земель запаса могут включаться неиспользуемые и изымаемые в установленном порядке у землепользователей, землевладельцев или собственников земельные участки.

Кроме того, сюда входят:

Ø земельные участки лиц, добровольно отказавшихся от них

Ø земельные участки, срок пользования которыми истек и больше не возобновлен

Ø земельные участки, изъятые вследствие их нерационального использования, систематического не внесения земельного налога в срок, не использование в течение одного года для сельхозцелей и двух лет – для несельхозцелей.

Земли запаса предоставляются с учетом их пригодности для различных целей. Если земли запаса предоставляются во владение или пользование, а также в случае выкупа их у государства, они перестают быть в данной категории и оформляются как земли соответствующей категории.

Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.

Специальный фонд земельного запаса создается за счет нерационально используемых земель, земель, используемых не по целевому назначению или с нарушением установленных требований, а также за счет земель сельскохозяйственного назначения, выбывших из оборота или переведенных в менее ценные земли, земель лесного фонда, не покрытых лесом и пригодных по почвенным и другим условиям для использования в качестве сельскохозяйственных земель.

Из земель специального фонда земельного запаса предоставляются земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, ведение личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства и других сельхозугодий.

Земли запаса находятся в ведении местных органов управления и предназначаются для предоставления во владение, пользование и аренду преимущественно для сельхозцелей.

Данные земли являются собственностью государства.

Предоставление земель запаса во владение и пользование осуществляется в порядке отвода на основании решения местных органов управления, в котором обязательно указывается цель, для которой предоставляется земля и основные условия пользования ею.

Использование земель запаса осуществляется в случае перераспределения данных земель и представления их сельзозпредприятиям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, промышленным, транспортным предприятиям и т.д.

Право владения и право постоянного пользования землями удостоверяется Го




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.468 сек.