Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия и религия

Мифология

Космогонические мифы древних китайцев существовали в двух вариантах. Они верили, что все в мире постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил Света и Тьмы. В другом варианте действуют два космических начала Ян и Инь. Ян представлял собой мужское начало, которое ассоциировалось со светом, теплом и упорством. Инь – женское начало - связывалось с тьмой, холодом и податливостью.

Мироздание есть арена борьбы этих двух начал. Древним китайцам был свойственен культ природы и культ предков. Их мировоззрение было неотделимо от религиозного ритуала взаимоотношений между живыми и умершими. Вся жизнь древнего китайца проходила как непрерывный отчет перед предками.

В основе таких воззрений лежали представления о том, что душа человека после смерти продолжает жить и может вмешиваться в дела живых. Образы древних богов смутны. Верховное божество Шанди определялось как великое, вечное, жестокое и грозное сверхъестественное существо. Ван – сын неба, и в этом проявлялась его божественность. Несколько позднее появилось обожествление царской власти.

В середине I тыс. до н.э. оформляются три китайские философско-религиозные системы. Даосизм основал мудрец Лао-Цзы, живший на рубеже VI - V вв. до н.э. Весь мир, согласно «Книги о дао и дэ», подчинен единому закону «Дао» – путь. Дао составляет основу и источник всего существующего, обеспечивает многообразие вещей и явлений в природе. С точки зрения Лао-Цзы, реальный мир зависит от «Дао», а не от «божественной воли» или других сверхъестественных сил.

Философский даосизм утверждал, что человек не в силах изменить естественный порядок вещей. Удел человека пассивно созерцать естественный ход событий и стремиться постичь Дао. На базе философского даосизма в начале нашей эры возник религиозный даосизм. Его основу составило следующее утверждение: жизнь – иллюзия, смерть - возвращение к Дао, к истинному бытию бессмертной души. Религиозный даосизм проповедовал идеи недеяния и непротивления.

Конфуцианство возникает в конце VI - начале V вв. до н.э., основателем которого был Кун-Фу-Цзы (551 - 479 до н.э.), более известный как Конфуций. Причину всех невзгод и беспорядков в обществе он усматривал в упадке нравственности людей. Основными добродетелями человека, по его мнению, являются верность, послушание, почитание родителей и старших. Конфуций отстаивал строгое регламентирование обязанностей каждого члена общества соответственно его положению.

Он считал, что если люди научатся владеть собой и соблюдать ритуал, то вся Поднебесная придет к гуманности. По его учению вся полнота власти в стране должна принадлежать императору – сыну Неба, поскольку он отец, а народ – его дети. Конфуций опирался на культ предков и считал необходимым сохранение традиций и устоев (ритуалов). Его учение сводится к своду правил, моральных устоев, в основе которых лежал культ послушания старшим по возрасту и должности, идеализация древности.

На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм, возникший в Индии в VI в. до н.э. Согласно буддизму жизнь есть цепь бесконечных перерождений, оставаясь всегда злом и страданием. Буддисты видели выход в пассивности, отказе от радостей жизни, в подавлении всех своих желаний. Как полагали буддисты, дух вечен, а материя же имеет начало и конец.

К IV в. н.э. буддистская церковь в Китае становится большой экономической, политической и религиозной силой. В дальнейшем буддизм, так же как и даосизм, уступит место конфуцианству. Характерно, что все религиозные системы Китая имели много общего. Всем им было присуще почитание старших и предков, идеи созерцательного отношения к действительности.

Литература

Уже в XV веке до н.э. в древнем Китае существовала развитая система письменности, насчитывающая более 2000 иероглифов. К началу I тыс. до н.э. относятся самые ранние памятники древнекитайской литературы - «Книга песен» и «Книга перемен». Китайцы очень долго писали на шелке натуральными красками, но на рубеже нашей эры изобрели тушь и бумагу. Количество иероглифов в этот период превысило уже 3 тыс.

Чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры. Так, во II в. число иероглифов составляло более 10 тыс., в III в. – более 18 тыс. В это время было введено единообразное для всей страны письмо, которое впоследствии и легло в основу китайской письменности. Тогда же были составлены и первые словари.

При императорских дворах создаются обширные библиотеки. Наиболее известными поэтами того времени были Лу Цзы, Мей Шен, Ян Сюнь, Тао Юань Минь. Они продолжали традиции первого великого поэта Китая Цюй Юаня, основоположника китайской поэзии (IV - III вв. до н.э.). Первым известным историком Китая был Сым Цянь, автор «Исторических записок».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная культура. Со второй половины III тыс | Искусство. В культурной жизни Китая важную роль играли буддийские монастыри
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.