КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Местный бюджет
Содержание и структура местного бюджета. Термин «бюджет» употребляется в двух значениях. С одной стороны, это экономическая категория, а с другой - правовая. Бюджет как экономическая категория имеет также две стороны: материальную и социальную. С материальной стороны бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств (соответственно местный бюджет - это местный фонд денежных средств), а с социальной - систему экономических отношений, связанную с собиранием и использованием централизованного фонда денежных средств. С правовой точки зрения местный бюджет является основным нормативным актом муниципального образования, разрешающим и утверждающим расходование денежных средств. Статья 52 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. При этом бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района. В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно. Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.
Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом 2003 г., а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ. Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов. В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции - средства, предоставленные из вышестоящих бюджетов для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов. Структура местного бюджета состоит из двух элементов: статей дохода и статей расхода: 1. Собственные финансовые ресурсы местного самоуправления и поступившие денежные средства из вышестоящих бюджетов аккумулируются в доходных статьях бюджета. Собственные доходы муниципалитетов по признаку техники образования могут быть разделены на публично-правовые и частноправовые: 1) К публично-правовым относятся доходы, полученные административным путем: местные налоги, сборы и штрафы. 2) Частноправовыми доходами являются поступления, полученные муниципальным образованием как субъектом рыночных, гражданско-правовых отношений. В эту группу входят средства, вырученные от приватизации муниципального имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, от внешнеэкономической деятельности, дивиденды от муниципальной доли в уставном капитале предприятий и организаций.
2. Расходные статьи местного бюджета определены в Федеральном законе 2003 г. В общем виде. В ст. 53 говорится о том, что расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ. Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ в порядке, установленном местной администрацией (до июля 2007 г. этот порядок устанавливался решением представительного органа муниципального образования). Муниципальные образования, «не дотягивающие» до уровня расчетной бюджетной обеспеченности, могут рассчитывать на соответствующие дотации из вышестоящих бюджетов. Расходы бюджетов муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, если формирование представительных органов муниципальных районов происходит путем кооптации глав поселений или депутатов представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района, осуществляются в пределах и за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, в порядке, урегулированном специальной нормой Федерального закона 2003 г. Порядок расходования местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. В случаях и порядке, предусмотренных названными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ, расходы местных бюджетов на осуществление органами местного самоуправления отдельных переданных им государственных полномочий, могут регулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Расходование средств местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ не допускается, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами и законами субъектов. Муниципальный бюджетный процесс. Накопление и расходование средств местного бюджета осуществляются в рамках бюджетного процесса, который представляет собой регламентированную законом деятельность органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению и утверждению бюджетов. Федеральные законы 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не регламентирует деятельность органов местного самоуправления в рамках бюджетного процесса. Бюджетный кодекс РФ лишь определяет кругучаствующих в этом процессе органов на уровне местного самоуправления и указывает их наиболее общие полномочия. Следовательно, федеральный законодатель исходит из того, что данная сфера должна регулироваться законами субъектов РФ и нормативными актами муниципальных образований. Подготовка проекта местного бюджета начинается с того, что исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в сроки, установленные их представительными органами власти (до начала следующего финансового года), направляют органам местного самоуправления данные для разработки местных бюджетов. В них включаются положения об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов, а также социальные и финансовые нормативы, утвержденные представительным органом власти субъекта РФ. В муниципальном образовании процесс подготовки проекта местного бюджета обычно предполагает одновременную разработку планов и прогнозов территориального развития, целевых программ с учетом их информации, полученной от финансового органа субъекта РФ, составляются предложения о доходах и расходах бюджета, а для такого сложного муниципального образования, как район, также учитывается информация о прогнозируемом консолидированном бюджете (он охватывает показатели как района, так и входящих в него поселений). Представительный орган муниципального образования принимает нормативный акт (обычно это положение), в котором определяется порядок разработки проекта местного бюджета, в том числе и ряд условий данного процесса, включая разработку основных направлений бюджетно-финансовой политики, прогнозов развития муниципального образования, отраслей его хозяйства, структурных частей территории, подготовку сводного финансового баланса как основы проекта бюджета, представление подразделениями местной администрации в ее финансовый орган бюджетных смет, программ и заявок на ассигнования из местного бюджета. Одновременно в ходе подготовки составляются расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, получения дотаций из вышестоящих бюджетов и т. п.
Принятие (утверждение) местного бюджета выражается в ряде взаимосвязанных процедур. Составленный и согласованный с финансовыми органами субъекта РФ проект местного бюджета вносится главой местной администрации в представительный орган муниципального образования для рассмотрения и утверждения. Предварительно проект обсуждается обычно всеми постоянными комиссиями представительного органа, хотя ведущей является постоянная комиссия финансово-бюджетного профиля. Далее проект местного бюджета детально рассматривается представительным органом муниципального образования и утверждается его решением. Закон 2003 г. предусмотрел (ч. 6 ст. 52), что проект местного бюджета, решение о его утверждении, годовой отчет об исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования. В статье 28 Закона проект местного бюджета и отчет о его исполнении названы в числе тех документов, которые должны выноситься на публичные слушания. Исполнением бюджета занимается местная администрация, руководствуясь правилами Бюджетного кодекса РФ и положением, принимаемым представительным органом муниципального образования. Обычно главе местной администрации предоставляется право принимать решения о внесении изменений по статьям расходов в пределах отпущенных ассигнований по каждому направлению расходования средств. Однако глава не может производить расходование средств сверх ассигнований, изменять утвержденные размеры годовых ассигнований и перечень финансируемых объектов и программ без согласования с представительным органом. Руководитель финансового органа местной администрации может быть наделен правом по предложениям распорядителей кредитов производить передвижение годовых и квартальных расходов внутри отрасли, при этом расходы на заработную плату и капитальные вложения могут быть увеличены по одним параграфам при одновременном уменьшении расходов по другим параграфам раздела или главы. Доходы, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета, суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате увеличения поступлений в бюджет или экономии в расходах, используются в соответствии с решениями представительного органа муниципального образования. Законодательство содержит определенные гарантии в связи с действиями органов государственной власти, отражающимися на финансовом положении местного самоуправления. Если в ходе исполнения бюджета органы Российской Федерации или ее субъектов принимают решение, приводящее к уменьшению доходов или увеличению расходов бюджета нижестоящего территориального уровня, то сумма роста расходов или уменьшения доходов должна полностью возмещаться за счет соответственно федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. В научной литературе ставится вопрос о введении и обратного механизма: если бюджет Российской Федерации или ее субъекта претерпел убытки из-за принятия неправомерного акта местного самоуправления, наряду с требованием о признании такого акта не действующим государственный орган вправе заявить в суде и претензии по возмещению потерь соответствующему бюджету. Непосредственно вопросами как формирования, так и исполнения местного бюджета, а также контроля за исполнением под руководством главы местной администрации занимается финансовый орган местной администрации. Федеральный закон 2003 г. предусмотрел (ч. 3 ст. 52), что полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района. В настоящее время получила распространение практика, когда полномочия финансового органа местной администрации по договору возлагаются на подразделение Федерального казначейства РФ на территории данного муниципального образования. Таким образом, муниципальные задачи исполняются государственным органом. Федеральный закон 2003 г. В ст. 5 и 6, посвященных полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ в отношении местного самоуправления, говорит, что осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ. Таким образом, соответствующая практика может получить дальнейшее развитие в местном самоуправлении на основе законодательства субъектов РФ. Финансовый год завершается утверждением отчета об исполнении местного бюджета. Отчет составляется по всем основным показателям доходов и расходов с анализом динамики и результатов. Отчет подписывается главой муниципального образования (или главой местной администрации) и представляется на утверждение представительного органа местного самоуправления. Последний рассматривает отчет и принимает соответствующее решение: о его утверждении, неутверждении. Отчет может быть не утвержден, если: - в процессе исполнения бюджета допущены существенные нарушения законодательства и решений представительного органа местного самоуправления; - нарушен установленный порядок исполнения бюджета, не выполнены планы и программы социально-экономического развития муниципального образования. В уставе муниципального образования может быть предусмотрена ответственность главы муниципального образования (или главы местной администрации) в случае неутверждения отчета об исполнении бюджета.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |