КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
СочинениеСочинения младших школьников не отличаются стройностью композиции, единой темой, часто в них отсутствует общий замысел и дети сбиваются с одного события на другое или, напротив, все время пишут про одно и то же. Нередко детские сочинения содержат лишь перечисление отдельных событий (пошел, пришел, что-то сделал, ушел), в которых не прослеживаются причинно-следственные связи, сюжет при этом не выстраивается. Некоторые дети увлекаются частными подробностями и забывают о теме, нарушают логические связи. Чтобы преодолеть эти недостатки, учителю следует познакомить младших школьников с основными элементами фабулы эпического произведения — экспозицией, завязкой, развитием действия, кульминацией, развязкой и с их функцией в художественном произведении. Это можно сделать и на примере фольклорных сказок и небольших художественных рассказов. Научившись находить в тексте элементы фабулы и осмыслять их роль, ребенок приобретает критерий для деления текста на части и составления плана. Только тогда можно предложить ученикам сочинение по аналогии: самостоятельно выстроить фабулу собственного рассказа о новом событии, случившемся с уже известным им литературным персонажем, например Незнайкой — героем романов-сказок Н.Носова, Слоненком и Мартышкой из сказок Г.Остера и т.п.
Сочинения-повествования по аналогии со знакомыми детям художественными произведениями требуют переноса знаний о характере персонажей в собственное произведение. Герои рассмотренного на уроке рассказа попадают в новую, заданную учителем ситуацию, и ученик должен придумать, как они поведут себя. Таким образом, тема задается учителем, жизненный материал во многом заимствуется из произведения, ребенок-автор выстраивает свой текст по аналогии, внося лишь необходимые изменения, связанные с новой ситуацией. Таким образом, аналогия может проводиться либо с персонажем (персонажами), либо с ситуацией, в которую попадают герои. Освоить логику построения научно-популярного текста тоже помогают сочинения по аналогии. Например, после анализа рассказа Г.Я.Снегирева «Почему...?» детям задается аналогичный вопрос (они и сами могут их придумать), а ответ предлагается найти в научной литературе и изложить его в занимательной форме. Иногда вопросы могут быть совершенно неожиданными, и ответ на них нужно придумать: «Почему у верблюда два горба, а у светофора три глаза?» При работе над этими сочинениями формируются представления о рассуждении как типе текста, о композиции рассуждения, о логике и последовательности аргументов.
Эффективны и сочинения по данному началу. Детям предлагается начало художественного произведения, а они должны продолжить его, доведя действие до логического конца. При этом требуется сохранить логику характеров персонажей и придерживаться заданной автором атмосферы и авторского стиля. На первом этапе целесообразно прочитывать большую часть рассказа (с кульминацией включительно). Дети придумывают развязку и финал (коллективно устно, а потом и индивидуально письменно). По мере развития речи детей работа усложняется: рассказ читается до кульминации, а потом прочитывается только вступление и завязка; название рассказа сначала сообщается, это помогает ориентироваться в сюжете, а потом опускается. Детские сочинения обязательно зачитываются, анализируются и выбираются наиболее удачные, причем выбирают дети, учитель лишь направляет движение их мысли, задавая критерии оценки. После освоения названных видов литературно-творческой деятельности можно предлагать детям сочинять рассказы-повествования на предложенную учителем тему, связанную с изучаемым литературным материалом.
Перечисленные литературно-творческие работы в начальной школе чаще всего предлагаются детям после изучения произведения, которое оказывается для детей «учебным материалом» для создания сочинений по аналогии. Например, при изучении фольклорных сказок система работы будет выглядеть следующим образом.
Вариант 1. Литературно-творческая деятельность строится на основе изученного на уроке произведения, с опорой на знания и умения, полученные в ходе анализа. Работа над сочинением проводится с установкой на то, что все, чему дети учатся, создавая собственные сказки, пригодится им при анализе новых фольклорных сказок, т. е. ориентирует учеников на установление связей между читательской и литературно-творческой деятельностью. На следующем уроке опыт детей, полученный при создании собственных сказок, активно используется при анализе новых сказок. Например: Уровень восприятия — анализ сказки « Петушок и бобовое зернышко » Уровень создания — сочинение кумулятивной сказки по композиционной схеме Уровень восприятия — анализ сказки « Лиса и заяц», «Старик и волк » В конце обучения в начальной школе можно пробовать предлагать литературно-творческие работы до изучения произведения на сходную или аналогичную с ним тему и проблему, а потом сравнивать то, как раскрыли тему и проблему ученики, с тем, как это сделал мастер слова.
Вариант 2. Литературно-творческая деятельность предшествует изучению фольклорной сказки. Например, перед изучением сказки «Лиса и журавль» дети сочиняют сказку о животных, которые никак не могут договориться о чем-то между собой.
Примеры уроков в I классе с использованием метода литературного творчества школьников 1. Урок — сочинение кумулятивной сказки проводится после анализа кумулятивной сказки «Петушок и бобовое зернышко ». Переход от читательской к литературно-творческой деятельности осуществляется посредством постановки речевой задачи: — Можем ли мы сами сочинить кумулятивную сказку? О чем мы должны помнить при создании кумулятивной сказки? (О ее особенностях — повторах, о нарастании напряжения.) — Как вы думаете, если схема кумулятивной сказки у нас одна, значит ли это, что сказки должны получиться одинаковые у всех? (Нет, схема одна и та же, а герои и события у всех разные.)
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 998; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |