Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные категории педагогики




Вопросы для повторения

1. Какую роль в жизни человека играет межличностное общение?

2. Каковы требования к правилам и нормам общения, предъявляемые современным культурным обществом?

3. Каким образом на характер общения и поведение человека влияют исторические национальные традиции, обычаи?

4. Вступали ли Вы когда-либо в конфликтные ситуации и удавалось ли Вам мирно разрешать конфликт?

5. Почему люди вступают в конфликты и можно ли их избежать?

РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИКА

 

Ознакомившись кратко с основами психологии, приступаем к изучению другой науки, близко связанной с психологией, также направленной на изучение человека, «педагогики». Термин «педагогика» происходит от греческого словосочетания «дитя» и «веду» и означает «дитявЕдение». В Древней Греции педагогом называли слугу или раба, сопровождавшего ребенка в школу. Позже педагогом стали называть воспитателя, учителя, наставника, воспитывающего и обучающего детей. В России педагога, учителя называли также «мастером».

Любое теоретическое, научное построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденных действиях человека, в традициях, обычаях, в его речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной теоретической форме. К последним относятся: педагогические категории и понятия, закономерности, методы и принципы организации обучения и воспитания, сами институты обучения и воспитания, объект и субъект воспитательного процесса.

Все указанные структурные компоненты педагогического знания были опробованы в течение многих столетий, в различных социальных системах, испытавших влияние разных культур и цивилизаций.

Педагогика, таким образом, представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. Объектом педагогики, как и психологии, является человек в процессе его развития, воспитания и образования.

Основы русской национальной педагогики были заложены и развиты такими выдающимися мыслителями, как К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, П.П. Блонский и др.

В современной педагогической науке широко известны имена ученых-педагогов Б.М. Бим-Бада, Н.В. Бордовской, В.И. Журавлева, Н.В. Кузьминой, А.А. Леонтьева, Б.Т. Лихачева, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, В.Д. Шадрикова и др. Они внесли значительный вклад в развитие отечественной педагогической мысли, в теорию и практику воспитания и обучения.

В период становления педагогики как науки были определены три данные фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обучение», «образование».

«Воспитание» представляет собой специально организованную деятельность педагогов по реализации целей развития личности. Воспитание как всеобщая категория педагогики исторически включала в себя «обучение» и «образование».

В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают специально организованную деятельность по передаче исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:

1) передает социальный опыт, накопленный человечеством;

2) вводит воспитуемого в мир культуры;

3) стимулирует его к самовоспитанию;

4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.

В свою очередь воспитанник:

1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

2) работает над собой в процессе самовоспитания;

3) обучается способам общения и манерам поведения в социуме.

В результате правильного, основанного на научных достижениях процесса воспитания воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе. Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках, в многогранной деятельности человека. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции, индивидуальные устремления.

Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и обязательным условием его развития. В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования и функционирования общества и государства, науки и культуры.

Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным историческим традициям, особенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В мировой практике известны такие системы воспитания, как «спартанская», «система рыцарского воспитания», «домострой», «воспитание джентльмена», «система коллективных творческих дел» и др.

Вторая категория педагогической науки — «обучение» — понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

При этом учитель:

1) преподает — целенаправленно передает учащимся знания, информацию, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и науки;

2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;

3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления, речи);

4) в ходе обучения осуществляет воспитательный процесс.

В свою очередь ученик:

1) учится — овладевает знаниями, передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;

2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить, тем самым развивает в себе различные познавательные способности;

3) проявляет личную инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

Таким образом, диалектическое отношение «обучение—воспитание» направлено, прежде всего, на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.

В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.

Третья категория педагогики — «образование» — понимается как:

1) ценность развивающегося человека и общества;

2) процесс обучения и воспитания человека.

Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учреждений выстраивается в стройную систему в рамках конкретного города, региона, страны. На протяжении веков оформлялись разные воспитательные и образовательные учреждения. К ним относятся: детские ясли, детские сады, школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы детского творчества, центры развития, комнаты школьника и др.

Как соотносятся три главные категории педагогики? Что общего между ними и в чем особенности каждой из них?

По данному вопросу в педагогической науке существуют различные точки зрения, что характерно для объективного процесса развития любой науки. Примером могут послужить теории происхождения жизни на Земле, антропогенеза или возникновения Солнечной системы, многие другие сложные научные проблемы.

В истории педагогики можно выделить первую точку зрения на проблему, согласно которой «воспитание» выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя «обучение» и «образование». С данных позиций «воспитывать» означало выращивать и обучать ребенка правилам поведения, давать ему образование.

Если «воспитание» понимать как обучение человека правилам поведения (по С.И. Ожегову), то оно является лишь частным случаем «обучения».

Порой имеют место попытки отождествить «воспитание» и «образование». В Законе РФ «Об образовании» образование трактуется как всеобщая категория. Эта категория определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства».

Внимательное рассмотрение различных точек зрения ученых и практиков позволило пойти по пути выделения общего и особенного в каждой из категорий. Данный принцип лег в основу третьей позиции. Она предполагает выделение в каждом понятии аспектов деятельности, взаимодействия, системности. Это значит, что обучение, воспитание и образование можно рассматривать как особым образом организованную деятельность, результатом которой является развитие человека.

Воспитание, обучение, образование являются процессами взаимодействия воспитателя и воспитанника, учителя и учащихся, обучения и воспитания с целью развития человека. При рассмотрении воспитания, обучения или образования в качестве системы выделяют следующие элементы — цель, средства, результат, объекты и субъекты процесса.

Если же воспитанник сам начинает ставить перед собой воспитательные цели и реализовывать их, то он одновременно является субъектом и объектом процесса воспитания. Данный процесс называют самовоспитанием, т.е. сознательной деятельностью человека по саморазвитию и формированию собственной культуры личности. По аналогии выделяют и самообразование человека. Если процесс образования объединяет в себе обучение и учение, то в случае самообразования мы имеем дело только с учением. То есть, когда человек самостоятельно преобразует себя — свои знания умения и навыки.

Объединяющим началом воспитания, обучения и образования стал педагогический процесс. Педагогический процесс организуется и исследуется наукой в рамках конкретной педагогической системы. В настоящее время расширяется спектр традиционных педагогических систем в рамках непрерывного образования - детский сад, школа и вуз. К сравнительно новым системам относятся — музей, производственный коллектив, детская организация, спортивная или музыкальная школа, центр детского творчества.

В качестве педагогической системы может рассматриваться конкретная деятельность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили известность авторские педагогические системы Ш. А. Амонашвили, И. П. Иванова, В. А. Сухомлинского, В. Ф. Шаталова, Е.А. Ямбурга и многих других мастеров педагогического творчества. Плохо, что в современных условиях мастерство лучших педагогов страны, региона, города редко получает всероссийскую известность, а передовой опыт не становится достоянием всего общероссийского педагогического коллектива. Чиновники от образования, нередко подменяя содержательные процессы формальными, стараются внедрять инновационные технологии в обучение, при этом сокращая общение учителя и ученика, особенно в сфере гуманитарного образования.

Однако ни одна инновационная технология, ни один самый «умный» компьютер не заменят никогда (и не могут заменить) творчески работающего, думающего, любящего детей учителя. Попробуйте научить умную и совершенную машину любить ребенка, помочь ребенку сформировать свои чувства, мысли. Другое дело: нужен ли такой учитель сегодня нашему обществу? Поэтому-то, к счастью бывший, министр образования А. Фурсенко заявил на закате своей министерской карьеры, что задачей обучения у нас является формирование потребителя!

Как любая наука, «педагогика» имеет свой терминологический аппарат, базирующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направлений исследования предмета, т.е. человека.

Какое место занимает педагогика в системе наук о человеке?

Педагогика взаимосвязана с такими областями философии, как этика и эстетика. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру.

Педагогика и социология ищут пути перевода обобщенных результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания и обучения. Эти задачи совместно разрешают социальные институты — семья, образовательные и культурные учреждения, общественные, политические и государственные организации.

Педагогика связана с экономикой, решая проблемы экономики образования и организации экономического образования современного человека, адаптации его к новым экономическим условиям.

Взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результаты психологических исследований, воплотившиеся в законы психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование его как субъекта, личности и индивидуальности.

Непосредственна связь педагогики и медицины. Учителю, воспитателю крайне важно иметь представления о закономерностях развития детского организма, индивидуальных физиологических особенностях ребенка. Одна из стратегических задач современной школы – сформировать здоровый образ жизни как норму повседневного поведения ученика.

Формы и типы связей педагогики с другими науками разнообразны:
1) творческое освоение научных идеи синергетического подхода к воспитанию, кибернетической идеи управления динамическими системами, деятельностного отношения к развитию личности;

2) применение методов других наук — математического моделирования и проектирования, анкетирования и социологического опроса;

3) использование результатов исследований, полученных различными науками: данные физиологии о работоспособности в разные возрастные периоды жизни человека, его основные психологические новообразования в процессе развития;

4) объединение усилий педагогов с представителями естественных и гуманитарных наук для решения общих проблем — перехода к систематическому обучению детей с 6 лет, организации обучения параллельно с лечением или профилактикой заболевания;

 

5) разработка понятий из разнообразных областей знания для обогащения и углубления представлений о сущности педагогических явлений: диверсификация образования, педагогическая квалиметрия и моделирование.

Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественными и гуманитарными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. Именно последние определяют основные пути развития современной педагогической науки. В настоящее время педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. Педагогика находится в постоянном поиске, динамичном развитии, сохраняя исторические и культурные традиции, накопленные человечеством в непростом деле воспитания и обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.