Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первый учебный вопрос: Педагогическая характеристика делового общения




Современную эпоху можно охарактеризовать как эпоху своеобразного коммуникационного взрыва, значительной интенсификации общения и быстрой координации усилий в различных отраслях жизни. Все это повышает значимость межличностных контактов. Будущий специалист в любой сфере деятельности должен быть к этому хорошо подготовлен. Особенно это касается тех профессий, где коммуникативные умения становятся важнейшей составляющей высокого профессионализма. На лекциях и занятиях по психологии вы знакомились с важнейшими характеристиками общения, его структурой. Вспомним, что общение рассматривается как межличностный или групповой процесс, в основе которого лежит обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности - усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.

Наряду с термином «общение» часто используется понятие «комму­никация», которое означает передачу информации, сообщений, сведений между людьми. Коммуникация более широкое понятие, чем общение, так как предполагает связь и между неодушевленными объектами (человеком и машиной), связана с опосредованным общением, с передачей информации с помощью технических устройств.

Для того чтобы понять внутренние силы общения, необходимо знать, какие потребности удовлетворяются в общении. Успешность общения часто зависит от того, верны ли предположения человека относительно мотивации общения партнера. Чтобы судить о мотивах, необходимо знать, какие потребности поддерживают общение. Не менее важно установить и цель общения, так как у человека цели и мотивы общения могут не совпадать, поэтому одним из главных факторов, дезорганизующих общение, является неопределенность его целей и мотивов. Эффективность общения зависит от того, в какой мере вступающие в него в состоянии правильно приписывать друг другу его мотивы и проверять правильность своих предположений.

Многочисленные исследования показывают, что успех специалиста, работающего в сфере постоянного делового общения, на 80 - 85% зависит от его коммуникативной компетентности и только на 20 - 25% определяется уровнем профессиональной подготовки. Установлено, что семеро из десяти уволенных работников расстаются со своим местом не потому, что не справляются со своими обязанностями, а из-за конфликтов с сотрудниками и руководителями. Во многих преуспевающих фирмах при подборе кадров основным критерием считается умение человека согласовывать свои действия и решения с другими членами коллектива; профессиональные же навыки и умения считаются вторичными, поскольку в большей степени подлежат освоению и тренировке.

Чем отличается деловое (профессиональное) общение от других его ви­дов? Прежде всего, отличается целями и мотивами субъектов, включенных в общение. Ситуацию делового общения образуют:

­ проблема, в решении которой заинтересованы оба (или больше партнеров);

­ мнение о проблеме (интересы партнеров) могут совпадать или про­тиворечить одно другому;

­ оба субъекта пытаются получить недостающую информацию и воздействовать на другого в желательную сторону.

В деятельности сотрудников органов внутренних дел психологически грамотное общение играет ведущую роль, поскольку до 90% его работы происходит в форме общения с гражданами (потерпевшими, подозреваемыми, осужденными и т.п.) и коллегами по службе. Причем, как правило, общение сотрудников правоохранительных органов происходит в далеко не благоприятных условиях и в конфликтных ситуациях.

Не случайно в органах внутренних дел на нормативном уровне этим вопросам уделялось серьезное внимание. Так, еще в 1922 г. Наркоматом внутренних дел издается приказ «О вежливом обращении милиции с народонаселением». В нем изложены основные требования к личности милиционера и культуре его общения с гражданами. В 1969 г. МВД СССР издает приказ «О вежливом и внимательном отношении работников милиции к гражданам», в котором сформулированы требования к этике и культуре профессионального общения милицейских работников в новых исторических условиях.

В 1996 г. издается директива № 1 МВД России от 19 июня «О неотложных мерах по работе с личным составом в системе МВД Российской Федерации», а в 1998 г. - приказ № 170 ДСП от 7 марта «О предупреждении правонарушений со стороны сотрудников ОВД и военнослужащих внутренних войск МВД России укреплении дисциплины и законности в их деятельности, уважительном и внимательном отношении к гражданам».

Трудности общения для сотрудников органов внутренних дел обуслав­ливаются следующими особенностями их деятельности:

­ необычайная широта и многоплановость общения; приходится взаи­модействовать с представителями разных возрастных, профессиональных, культурных, этнических групп, а также с лицами, психическое состояние которых непредсказуемо;

­ спонтанность, непредсказуемость, неповторимость ситуаций; происходит в неблагоприятных условиях и ситуациях, часто имеет вынужденный, а порой навязанный характер, осуществляется при несовпадении интересов, в условиях резкого противоборства и несогласия сторон, к тому же при дефиците информации и времени;

­ обладает высокой степенью конфликтности.

Процессы коммуникации играют огромную роль в деятельности со­трудника ОВД. Целый набор коммуникативных качеств должен иметь следователь, оперуполномоченный, успешно выполняющий свои функции. Специфику общения с осужденными должен учитывать в своей деятельности сотрудник исправительно-трудового учреждения. Участковый инспектор должен иметь достаточно широкий набор ролевых позиций при коммуникативном взаимодействии с гражданами.

Каждый сотрудник, реализуя свою деятельность в служебном коллективе, должен уметь организовать информационный обмен, скоординировать свою деятельность с другими сотрудниками, определить межличностные позиции. При возникновении конфликтных ситуаций их необходимо разрешать. Знание коммуникационных причин конфликтов, умение вести переговоры - все это необходимо для эффективной работы в коллективе.

Если сотрудник является руководителем, то от уровня его коммуникативной компетентности зависит успешность деятельности вверенного ему коллектива. Отсутствие знаний и навыков в этой области деятельности руководителей подразделений ОВД порождает ошибки при управлении личным составом, которые ведут, в свою очередь, к дополнительной психологической напряженности в состоянии сотрудников и снижают эффективность их деятельности.

При выполнении своих функций, вступая в коммуникационные вза­имоотношения с гражданами, сотрудник формирует мнение о своей роли в обществе, отношение к правоохранительным органам. В этом случае коммуникативная компетентность помогает ему не только реализовать свою профессиональную роль, но и формировать позитивное мнение о деятельности правоохранительных органов.

При таких характеристиках понятно, какое большое значение имеет профессиональная подготовленность будущего сотрудника ОВД к общению и взаимодействию, как важны внутренние регуляторы, которые определяют направленность, устойчивость, стиль поведения сотрудника ОВД в процессе выполнения своих служебных и должностных обязанностей.

Для нас важно выделить педагогический аспект общения. Вспомним - пе­дагогика, как наука практическая, устанавливает нормы и правила деятельности, определяет, как именно должна быть организована деятельность, чтобы решались задачи социального, культурного развития человека.

В наиболее общем виде взаимосвязь задач, решаемых в процессе педа­гогического общения, представлена на схеме.

О педагогическом общении можно говорить в том случае, если сотруд­ник ОВД сознательно использует общение как средство решения професси­ональных задач. Эти задачи определяются должностью, которую занимает специалист. Каждая из представленных на схеме функций обладает своими особенностями, требует сформированности специфических коммуникативных качеств и умений.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.