Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международная правосубъектность физических лиц




Международная правосубъектность государственноподобных образований.

История международного права определяла специальными договорами статус особых политико-территориальных образований. К таким относились “вольные города”, Западный Берлин и в настоящее время Ватикан.

“Вольные города”. В соответствие с Венским трактатом 1815 года такими городами были признаны Краков, просуществовавший до 1846 г; Версальским мирным договором 1919 года - Данциг /1920-1939/. Предпринимались попытки создать “свободную территорию Триест”, но они оказались тщетными. Позже предполагаемая территория вошла в состав Италии и Югославии.

Статус Западного Берлина регулировался четырехсторонним соглашением между СССР, США, Великобританией и Францией от 3 сентября 1971 г. Наличие такого государственноподобного образования объяснялось фактом существования ГДР и ФРГ. Согласно положениям вышеупомянутого соглашения 1971 г., Западный Берлин представлял самостоятельную политическую единицу. В связи с созданием единой Германии, данный субъект международного права перестал существовать.

Ватикан. В международных актах Ватикан именуется “святым престолом”. Особый статус Ватикана как субъекта международного права определяется соглашением с Италией 1984 года. Ватикан принимает активное участие в международных отношениях, поддерживая внешние связи со многими государствами. Его именуют государством-городом. Ватикан не является членом ООН, так как в состав Организации Объединенных Наций входят только государства, но имеет постоянных наблюдателей при данной универсальной организации. Данный субъект международного права принимает активное участие во многих международных конференциях, является участником многосторонних конвенций, учреждает в католических странах постоянные дипломатические представительства.

В связи с расширением на международном и региональном уровнях объема прав, предоставляемых индивиду в соответствии с международными договорами, последний стал субъектом международного права. Долгое время в международно-правовой литературе отрицалась правосубъектность индивида. В научной литературе по международному праву не признавалась международная правосубъектность индивидов. (Например, в научных трудах Мовчан А.П.,Черниченко С.В.) В конце 80-х годов ХХ столетия публикуются первые отечественные работы, признающие за индивидами отдельные элементы международной правосубъектности. Западные юристы в той или иной степени признавали теорию международной правосубъектности индивидов. Объективные изменения в международной жизни общества сняли “табу” с обсуждения вопроса о правосубъектности личности в современном международном праве.

Считаем необходимым отметить, что индивиды являются субъектом международного права с ограниченной правосубъектностью, так как не обладают правом участвовать в создании норм и принципов международного права. Однако эффективность применения международно-правовых норм порождает увеличение объема прав и обязанностей индивида, соответственно – возрастание роли личности в международных отношениях. Отмечаем, что мы равнозначно используем понятия “индивид” и “личность”, т.к. личность – это человеческий индивид с устойчивой системой социально-значимых черт; индивид – отдельное живое существо, отдельный человек.

Нормы международного права, направленные на урегулирование взаимоотношений между государствами, как основными субъектами международного права, адресованы для выполнения индивидам. Кроме того, воздействуя на правовое положение личности, данные правовые нормы обязывают государства обеспечить индивидам определенный статус. Бесспорно, что в нынешних условиях индивид не имеет возможности обратиться в международные органы, за небольшим исключением. Международное право определяет процедуры по рассмотрению случаев нарушения прав индивидов. Этим занимаются Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток и Рабочая группа по произвольному заключению.

В целях контролирования за выполнением прав индивидов в рамках ООН создаются дополнительные институты. Например, в соответствии с резолюцией 48/141 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года учрежден пост Верховного комиссара по поощрению и защите всех прав человека. Первый Верховный комиссар приступил к выполнению своих обязанностей 5 апреля 1994 года. После отставки в 1997 г. новым Верховным комиссаром была назначена Мэри Робинсон. Данное должностное лицо ООН несет главную ответственность за деятельность в области прав человека. Полномочия Верховного Комиссара заключаются в защите всех прав человека и содействие их эффективному осуществлению.

Таким образом, категорическое отрицание международной правосубъектности индивида в настоящее время является устаревшим. Гуманизация международных отношений признает активную роль личности в деле обеспечения прав и свобод человека. В современных международных отношениях расширяется объем международной правосубъектности индивидов.

Бесспорным приоритетом любого миролюбивого государства является обеспечение прав и свобод человека. В международном праве население государства представлено собственными гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства. В зависимости от степени законодательного закрепления этих групп населения, соответствия имеющихся национальных стандартов в области защиты прав человека международным стандартам, можно говорить о реальностях международной правосубъектности. Мы все являемся свидетелями того, что в области прав человека во всей нашей Республике, идут разнонаправленные процессы. С одной стороны, еще совсем недавно никто не мог и мечтать о том, что мы сможем читать то, что читаем сейчас; высказываться так, как мы можем высказываться сейчас. Но вместе с тем, именно в этой области обмен информацией и мнениями является, на наш взгляд, недостаточным. История ХХ века свидетельствует о подчеркнутом приоритете коллективных прав над индивидуальными. По нашему убеждению, из прав индивидуальных можно вывести все другие права, в том числе права коллективов. Но из прав коллективных - индивидуальные права, права личности вовсе не следуют. Это обстоятельство необходимо иметь в виду при реализации принципа первичности прав человека. Необходимо согласиться с тем, что это широко известное, общепринятое утверждение. Межгосударственные отношения могут быть эффективными только при условии строгого соблюдении прав личности. Это зафиксировано в Уставе ООН, об этом говорил наш замечательный современник – академик Андрей Дмитриевич Сахаров. Это, казалось бы, прописная истина. Однако об этом необходимо напомнить именно теперь, когда Казахстан провозгласил намерение строить правовое государство. В вопросах соотношения прав личности и прав нации необходимо гармоничное сочетание, невозможность приоритета ни одного из этих положений. В этом вопросе нельзя опираться на международно-правовые документы. Проблема, к сожалению, в том, что нормы международного права непоследовательны и противоречивы в вопросе о соотношении между коллективными правами и правами личности. Современное международное право не может разобраться: как можно объяснить приоритет прав человека над правами народов и наций? Как выработать согласованный механизм защиты прав человека?. Необходимо выработать общие, основанные на общечеловеческих ценностях, критерии и подходы в проблемах прав человека. Рассматривая эти сложные вопросы, необходимо учитывать, что равенство прав всех граждан возможно при учете реальных политических, правовых, экономических возможностях государства.

Национальное законодательство в вопросах статуса личности обеспечивается конституционными положениями – раздел II Конституции Республики Казахстан; Законом о гражданстве от 20 декабря 1991 г., Указом Президента, имеющего силу закона от 19 июня 1995 г. “О правовом положении иностранных граждан”; системой двусторонних и многосторонних договоров иностранных государств. Справедливости ради необходимо констатировать, что именно в вопросах соответствия национального стандарта международным нормам, молодое суверенное государство должно совершить, своего рода, революцию и эволюцию.

Имеется в виду то обстоятельство, что наше государство, к сожалению, не присоединилось ко многим, не ратифицировала некоторые важные международно-правовые акты в области защиты прав личности.

На первоначальных этапах становления казахстанской государственности много дискуссий вызвал институт бипатризма. В нашем обществе двойное гражданство представляется не целесообразным государственно-правовым институтом. Конституционные нормы констатируют не признание гражданства другого государства. В 1995 году, когда были внесены изменения в вышеупомянутый Закон о гражданстве, было подписано соглашение с Российской Федерацией “Об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, и гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан” от 20 января 1995 г. Год спустя, Республика Казахстан ратифицирует Конвенцию об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств-участников Содружества Независимых Государств.

Следующей сферой применения вопросов международной правосубъектности индивидов является вопрос о международном уголовном суде, где индивиды несут ответственность в порядке, предусмотренным Нюрнбергским и Токийским трибуналами. Необходимо отметить, что право индивидов на обращение в международный судебный орган предусматривалось еще в Конвенции о создании международного призового суда от 18 октября 1907 года. Данная конвенция не была ратифицирована, а международный призовой суд так и не был учрежден. Положительное решение вопроса о предоставлении индивиду права возбуждения разбирательства вытекает из вопросов международной защиты прав человека.

В теории института ответственности в международном праве существуют два вида ответственности: абсолютная и относительная. Абсолютная ответственность предусматривает ответственность государства через систему исполнительных, законодательных и судебных органов. Относительная ответственность означает ответственность должностных лиц, выступающих в международных отношениях от имени государства. В последнем случае, реализация ответственности государства возможна с применением принудительных мер к представителям государства. С теоретической точки зрения, можно было бы говорить о самостоятельности института уголовной ответственности индивидов. Однако в процессе реализации ответственности индивида бесспорна связь последнего с государством, а именно возможности юрисдикционной власти по отношению к преступнику. В настоящее время вопрос об уголовной ответственности индивида является общепризнанным в международном праве. Вместе с тем, необходимо констатировать о наличии различных точек зрения. Бесспорным является то, что государство, совершая международное преступление, нарушает нормы и принципы международного права. Индивид нарушает нормы и принципы международного права непосредственно через государство. Более того, ответственность физических лиц за нарушение норм международного права наступает только по национальному уголовному законодательству.

Анализ статуса личности в международном праве продолжаем в сфере международного уголовного процесса. Правовые нормы международного уголовного процесса встречаются в Проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, в Уставе Международной организации уголовной полиции – ИНТЕРПОЛ, в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних – “Пекинские правила” 1985 г., в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными 1955 г., в Мерах, гарантирующих защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни 1984 г. В вышеуказанных международных документах предусматриваются обязанности государств предавать национальному суду или выдавать преступников для уголовного преследования другому государству; не применение сроков давности к лицам, совершим преступления против мира и безопасности; презумпция невиновности, беспристрастность судебного разбирательства и т. д. Организация Объединенных Наций разработала рекомендации о мерах о взаимной помощи государств в области уголовного правосудия, Типовой договор о выдаче, определила принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества.

Выше был упомянут вопрос о конституционном статусе личности. Последний тезис, на наш взгляд, определяет статус личности в международном праве. Несомненно, что гражданство гарантирует человеку признание его личности. Более того, именно гражданство определяет уровень материального и духовного благополучия человека в общества. Неурегулированные вопросы гражданства порождают политические разногласия и конфликты. Международно-правовые нормы содержат решение вопросов сокращения безгражданства. К примеру, согласно международного стандарта, государство предоставляет гражданство любому лицу, рожденному на территории этого государства. Ни при каких обстоятельствах человек не должен быть лишен гражданства по признаку расы, национальной, этнической принадлежности, религиозным или политическим убеждениям. Необходимо отметить, что конституционные положения, касающиеся статуса личности, в полном объеме соответствуют Международным биллям о правах человека. Вместе с тем этого недостаточно. Любое государство, претендующее на демократическое, правовое государство должно иметь реальные экономические, социальные возможности выполнять взятые на себя обязательства. Например, возможность государства отказаться от исключительной меры наказания – смертной казни. Республика Казахстан ввела мораторий на смертную казнь. Уголовный кодекс, введенный в действие с 1 января 1998 г., в ст. 49 определяет смертную казнь как исключительную меру наказания. Если ранее, смертную казнь не применяли к несовершеннолетним лицам, беременным женщинам, в новой редакции уголовный закон не назначает смертную казнь несовершеннолетним, к женщинам; мужчины не подвергаются этому виду наказания, если к моменту вынесения судом приговора им исполнилось 65 лет. Таким образом, Республика Казахстан не может в нынешних условиях отказаться от смертной казни и заменить ее пожизненным заключением.

Или еще один парадоксальный пример. В Минимальных стандартных правилах ООН по содержанию заключенных, минимальная площадь, положенная заключенному, больше той, которой обеспечиваются обычные люди!?? Руководитель подразделения пенитенциарных заведений МВД Республики Казахстан сообщил, что его департамент получает 15 тенге вместо положенных 130 тенге на ежедневное содержание одного заключенного. Представляется верным, что в рассматриваемой проблеме, необходимо определять равенство прав всех граждан с учетом реальных возможностей государства.

Определяя статус личности в международном праве целесообразно обозначить проблемы статуса женщин и детей в казахстанской практике. В последнее время женщина стала основным субъектом и объектом всех преобразований, происходящих в мире. Деятельность женщин приобрела всеобщий характер. Необходимо констатировать, что эти изменения в гендерной структуре общества носят лишь внешний характер. Объективное общественное положение женщины изменилось мало. Это заметно отражается на сферах занятости в профессиональной деятельности, участия женщины в политической жизни, в определении семейного статуса последней.

Республика Казахстан не имеет достаточных результатов в вопросах преодоления неравенства женщины. К примеру, участие женщин в государственных структурах составляет не более 5-6 %, уровень женщин, занимающихся низким квалифицированным трудом в два раза меньше, чем мужчин, когда как образовательный уровень женщин на 8-10 % выше, а в сфере безработицы 70 % составляют женщины. Вышеуказанные цифры убедительно доказывают, что в нашем обществе недостаточно уделено внимание статуса женщины. Как правило, эта проблема объединяется в один ряд с проблемами семьи, детей и молодежи. Единственная государственная структура, призванная заниматься проблемами женщин называется Совет по проблемам семьи, женщин и демографической политики. Не завершена президентская программа “Женщины и дети Казахстана.”

Анализ действующего законодательства РК показал, что в нормативных актах имеются сексизмы, т.е. тексты сформулированы только в мужском роде. Кодекс о браке и семье предусматривает равноправие мужчины и женщины; признает брак, заключенный по принуждению, в силу старых обычаев недействительным. В семейном законодательстве установлен различный минимальный брачный возраст. Институт брачного контракта не является обязательным при заключении брака, а носит альтернативный характер. При этом условия брачного контракта касаются только имущественных отношений. К сожалению, законодательство не регулирует вопросы гражданского брака без его официальной регистрации. В исправительно-трудовом законодательстве в отношении женщины предусмотрено неприменение смертной казни, различные виды режимов отбывания наказания. Согласно нормам уголовного законодательства ст.53 -–совершение преступления в состоянии беременности является обстоятельством, смягчающим уголовную ответственность и наказание. Если же совершено преступление в отношении женщины, заведомо для виновного находившейся в состоянии беременности – это обстоятельство отягчает вину. В трудовом законодательстве существует неравенство в оплате труда мужчин и женщин. В условиях массовой безработицы многие законы по охране труда женщин бездействуют.

Возникает объективная необходимость совершенствовать национальное законодательство с целью закрепления прав женщин в различных сферах жизни. Необходимо принятие закона о правах, регулирующих права женщин в различных сферах жизни, определить государственные основы по вопросам семьи, женщин и детей на службе или работе. В связи с этим в казахстанском законодательстве по вопросам статуса женщины необходимо:

пересмотреть вопросы привлечения к административной и уголовной ответственности должностных лиц за сексуальные домогательства по отношению к женщине, находившейся в подчинении;

активизировать международное сотрудничество в вопросах защиты прав женщин;

требуется законодательное закрепление квоты для приема на работу именно женщин и женщин, имеющих детей, как это принято в законодательстве некоторых государств;

обеспечить возвращение института пособий для женщин независимо от количества детей и размера заработной платы;

установить меры ответственности работодателей, допускающих дискриминацию при приеме на работу по признаку пола;

назрела объективная необходимость активизации государственного подхода к вопросам активного вовлечения женщин в управление государством;

необходимо принять законодательство о репродукции здоровья женщин;

обеспечить комплексный подход в вопросах просвещения женщин в вопросах прав человека.

Концепция государственной политики улучшения положения женщины в Республике Казахстан от 5 марта 1997 года в разделе “Проблемы насилия в отношении женщин” к числу наиболее распространенных форм насилия в Казахстане относят принуждение к сожительству и проституции, изнасилование, бытовое насилие и убийство на почве алкоголизма, наркомании, садизм, систематические избиения и психологическое насилие. Мировой опыт борьбы с насилием показывает, что наилучшей ответной мерой является административное задержание виновного. Это является эффективным средством, позволяющее сократить вероятное повторение насилия. Кроме того, имеется объективная необходимость ввести понятия домашнее насилие, супружеское изнасилование. Эти вопросы не раз были предметом научных дискуссий. Несомненно, что вышеперечисленные предложения не могут рассматриваться государством незамедлительно. Это, на наш взгляд, сложная, требующая детального рассмотрения, ситуация.

Нововведения в семейно-брачное законодательство Республики Казахстан в декабре 1998 г. доказывают применение примата международного права над национальным. Так например, Республика Казахстан ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 1989 г. Надо отметить, что это был самый первый ратифицированный международно-правовой акт в области защиты прав человека. Однако нашему государству понадобилось долгих четыре года, чтобы привести национальное законодательство в соответствии с международным стандартом. Например, в настоящее время, семейно-брачное законодательство разрешает международное усыновление, когда как запрет такового создавал для государства большие проблемы, связанные с похищением детей. Вместе с тем, возникает объективная необходимость ратифицировать Гаагскую конвенцию 1993 г “О защите детей и международном сотрудничестве в области межгосударственного усыновления”. Судебная практика международного усыновления в Республике Казахстан имеет примеры трудностей материального и процессуального порядка. В рамках реализации права личности на жизнь, а именно, возможность использования искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, новое семейно-брачное законодательство использовало международный стандарт. В законе нашли дальнейшее детальное разрешение конституционные нормы, посвященные институту отцовства.

Важным направлением развития международного права и его эффективности в современных условиях является изучение области прав человека. Несмотря на то, что данная сфера имеет достаточно богатую нормативную базу, определено немало проблем, которые мы попытались изложить в данной статье. Представляется верным, что, во-первых, большое количество нормативных актов носят обобщающий характер в вопросах применения к отдельной личности; во-вторых, эффективность их применения и выполнения недостаточна; в-третьих, требует усовершенствования контрольный механизм выполнения последних.

Таким образом, в современных условиях проблемы человека как личности все более приобретают международный характер.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.